Технологическая карта урока по русскому языку «Правописание слов с разделительными твёрдым и мягким знаками» (УМК "Школа России", 3 класс)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование навыка правописания слов с разделительными твёрдым и мягким знаками.

Планируемые результаты

Предметные:

-знать правильное написание разделительного ъ;

-уметь различать слова с разделительными ь и ъ;

-уметь образовывать при помощи приставок слова с разделительным ъ.

Личностные:

- уметь работать в группе, взаимодействовать с классом;

- оценивать свои умения, знания при решении учебных задач;

- проявлять интерес к учебной деятельности.

Тип урока: «открытие» нового знания

Оборудование: учебник, презентация, раздаточный материал, проектор

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата:        19.01.2021                                                                                                                   ФИО учителя: Евстифеева Н.А.

Школа: №152                                                                                                                   ФИ студента: Абдрашитова Диана, 35 группа

Класс: 3 «б»                                                                                                                           ФИО методиста: Кошкарова Л.С.

Кабинет: 209

КОНСПЕКТ УРОКА по русскому языку

Тема: «Правописание слов с разделительными твёрдым и мягким знаками»

Цели деятельности учителя: формирование навыка правописания слов с разделительными твёрдым и мягким знаками.

Планируемые результаты

Предметные:

-знать правильное написание разделительного ъ;

-уметь различать слова с разделительными ь и ъ;

-уметь образовывать при помощи приставок слова с разделительным ъ.

Личностные:

- уметь работать в группе, взаимодействовать с классом;

- оценивать свои умения, знания при решении учебных задач;

- проявлять интерес к учебной деятельности.

Тип урока: «открытие» нового знания 

Оборудование: учебник, презентация, раздаточный материал, проектор


Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Словесный: беседа

30 сек.

-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Диана Фанильевна. И сегодня я проведу у вас урок русского языка.

- Поприветствуйте друг друга, улыбнитесь.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

К: сотрудничество с учителем,  формирование  умения слушать и слышать, создание эмоционально – познавательной мотивации

Р: нацеливание на успешную деятельность

Л: выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание к познанию нового

II. Актуализация знаний и мотивация

Словесный: объяснение

 

2 мин.

(Фронтальная форма работы)

- Откройте тетради, напишите сегодняшнее число.

- А начнем мы  урок с минутки чистописания.

– Вспомните, какие буквы в русском языке не обозначают звуков.

– Запишите строчку, чередуя твердый знак и мягкий знак

Учитель показывает пример написания на доске

(Парная форма работы) Дети обмениваются тетрадями с соседом по парте и подчёркивают те буквы, которые правильно и аккуратно написаны

Записывают дату вместе с учителем

Пишут в своих тетрадях, чередуя буквы ъ и ь, слова с ъ, обращая внимание на соединения букв

Проверяют в парах написание ь и ъ

Л: мотивация к учению

К: сотрудничество со сверстниками

III. Постановка учебной задачи

Словесный: беседа

Практический: письменное упражнение

Наглядный: на экране

5 мин

(Фронтальная форма работы)

Словарная работа

 -А теперь внимание на экран. Замените сочетание слов одним словом.

Мать, отец, дети;

Снежная буря;

Домики для пчёл

-Что общего в правописании этих слов? Почему в этих словах написали разделительный ь?

— В какой части слова пишется разделительный мягкий знак?

— Перед какими буквами он пишется и что показывает?

- Устно разделите их для переноса.

- Какое слово нельзя перенести на другую строчку? Почему?

Загадка.

Было сели – стало съели.

Догадаться все сумели,

Почему случилось так?

Кто виновен?

— Как вы догадались, что речь идет о разделительном твердом знаке?

— Чем отличается слово сели от съели? (на слайде)

— Какова роль твердого знака? (твёрдый знак не даёт звукам сливаться)

— Между какими частями слова пишется разделительный твердый знак?

— Всегда ли между приставкой и корнем пишется разделительный твёрдый знак?

— Какова тема нашего урока?

- Какие цели мы перед собой поставим?

(- объяснять написание разделительного ъ;

- различать слова с разделительными ь и ъ знаками)

Списывают слова в нужном порядке. Комментируют выбор написания слов

Семья,

 вьюга,

 ульи

Подчёркивают в словах орфограммы.

- во всех словах ь

- в корне

- ь пишется перед гласными буквами е ё ю я и показывает мягкость согласных

- се-мья, вью-га, уль-и

- слово ульи нельзя перенести, потому что нельзя оставлять и переносить одну букву

- ъ

- потому что было сели, а стало съели, в слове съели есть ъ

- значением

- твёрдый знак не даёт звукам сливаться

- после приставки, перед корнем

- нет

- правописание слов с разделительным ъ и ь знаками

К: аргументация своего мнения

П: осознанное построение речевого высказывания

К: аргументация своего мнения

П: осознанное построение речевого высказывания

П: постановка и формулирование проблемы

IV. Открытие нового знания

Словесный: объяснение, беседа, работа с книгой

Практический: письменное упражнение

Наглядный: на экране

Грамматическая физминутка

8 мин

1 мин

(Индивидуальная  форма работы)

- Организует наблюдение за правописанием слов с разделительным ъ. Стр. учебника 134, упр. 264.

приехать - отъехать                                          ёжился - съёжился                                               выяснить - объяснить            

юбилей – предъюбилейный              

  - Спишите. Выделите в словах приставки и подчеркните букву, которой заканчивается приставка.

- Сравните приставки в словах первого и второго столбика.

(Фронтальная форма работы)

- На какую букву оканчиваются приставки: гласную или согласную?

- После каких приставок пишется разделительный твердый знак?

- Перед какими буквами корня он стоит?

— Составим алгоритм и сформулируем правило

1) Рассмотреть слово.

2) Определить, есть ли в слове приставка.

3) На какую букву оканчивается?

4) С какой буквы начинается корень?

-  Сформулируйте правило.

— Ребята, вы открыли новое правило.

- А как проверить свое открытие?

(Прочитать правило в книге)

— Правильно, прочитаем правило в учебнике. Ст. 134

(Сравнивают свою формулировку с правилом в учебнике.)

                              

-Внимание на экран. Прочитайте слова.

В . юга, с . ел, п . ёт,

под .езд, в . юн,

с . ёмка

- Разделите их на две группы.

- По какому признаку разделили  слова на группы? (слова с разделительным Ъ и слова с разделительным Ь)

- В каком случае слова пишутся с разделительным Ъ?с разделительным Ь?

Молчаливый твёрдый знак

Не произносится никак!

Но нужен многим он словам,

Его учить придётся вам!

-Ребята, прошу вас встать.

- Если вы услышите слово с разделительным ъ – выполняем наклон вперёд, если в слове ъ писать нельзя – присесть. Будьте внимательны!

Объявление, поехали, съёмка, прибежал, вбежал, съёжился, соловьи, лисьи, объяснение, разъярён, друзья.

- Читают и выполняют задание.

- Высказывают свои предположения.

-Замечают, когда пишется ъ

- Делают вывод, в каких случаях пишется разделительный ъ.

- согласную

- от-, с-, об-, пред

- е, ё, ю, я

- Соотносят свой вывод со сведениями в учебнике

-прочитать правило в книге

Читают, анализируют слова, предложенные для наблюдения, делят на две группы:

 1) вьюга, пьёт, вьюн

2) съел, подъезд, съёмка

Анализируют данный материал
и делают вывод о необходимых условиях для написания разделительного твердого знака (приставка, оканчивающаяся на согласную и буквы
е, ё, ю, я в начале корня) и

разделительного мягкого знака (в корне перед гласными е, ё, ю, я)

Внимательно слушают учителя и выполняют задание

П: анализ, синтез, сравнение, обобщение;

Р: контроль, коррекция

П: осознанное построение речевого высказывания

П: анализ, синтез, сравнение, обобщение

П: осознанное построение речевого высказывания

V.Первичное закрепление во внешней речи

Словесный: беседа, работа с книгой

Практический: упражнение по карточкам, письменное упражнение

Наглядный: проверка со слайдом

8 мин

(Парная форма работы)

Работаем в парах. 

Я раздала карточки со словами, а вы найдите лишнее слово.

А)Съедобный, подъёмный, пояснительный, разъярённый

Б)Въезжать, выехать, прояснить, появиться

В)Спрыгнул, надрезал,  отбил, объявил

Г)Объявление, объедки, подъехал, пояснил

-Проверяем (на слайде)

(Фронтальная форма работы)

- Выполним упражнение 265 на стр. 135. Прочитайте.

- Что обозначает выделенное слово? В какой речи оно чаще употребляется: разговорной или литературной?

- Спишите. Найдите слова с разделительным твёрдым знаком, выделите в них приставки. Подчеркните разделительный твёрдый знак и букву после него.

- Чья пара выполнила задание?

-Кто прочитает свой ответ под буквой А?

- Читают задание. Планируют порядок выполнения. Обсуждают и находят лишнее слово.

- Читают задание. Комментируют написание разделительного ъ. Проводят самопроверку.

П: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия

Р: контроль, коррекция

П:  осознанное построение речевого высказывания

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический: работа с карточками

Словесный:

объяснение

Наглядный: проверка со слайдом

10 мин

(Индивидуальная форма работа)

У каждого из вас на парте лежат карточки, подпишите ФИ, прочитайте и выполните  задания. Кто выполнил, тот сдаёт работу мне.

1. Списать слова с разделительным твердым знаком, выделить приставку, подчеркнуть гласные после Ъ

Объезд, съезд, въезд, объявление, съел, объявить, разъезд, разъединить.

2. Выписать слова, в которых требуется вставить разделительный твердый знак.

По..езд, сем..я, в..езд, с..ёмка, об..явление, кон..ки, под…езд, с…езд,сол…

-Проверим (на слайде)

- Поднимите руку те, у кого были ошибки

- А у кого не было ни одной ошибки? Молодцы!

Читают задание. Применяют полученные сведения на практике. 

Сдают выполненную работу

Самопроверка

П: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия;

Р: контроль, коррекция, оценка

VII. Включение в систему знаний

Практический: работа в тетрадях

Наглядный: на слайде

5 мин

Выполним следующее задание

(Индивидуальная форма работы)

(Задание на слайде)

Спишите пары слов, вставляя пропущенные буквы. Выделите приставки, обведите твердый  знак, гласную букву после него подчеркните:

Под…ем в гору, с…едобный гриб, в…ехать в квартиру, об…явление  в газете, первый под…езд.

-Проверяем (на слайде)

- У кого были ошибки?

- У кого всё правильно? Молодцы!

Самостоятельно выполняют задание

Самопроверка

П: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия;

Р: контроль, коррекция, оценка

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный: рефлексия

3 мин

Запишите домашнее задание! Выучить правило на стр.134,  и выполнить упр. 266, 268

-Какую цель мы перед собой ставили?

(- объяснять написание разделительного ъ;

 различать слова с разделительными ь и ъ)

-Достигли её? (Да)

-Когда пишется разделительный ь.? (в корне слова после согласных букв перед гласными буквами е, ё, ю, я)

-Когда пишется разделительный ъ.? (пишется на стыке приставки и корня, если приставка оканчивается на согласную, а корень слова начинается буквами е,ё,ю,я)

(Схема и примеры на экране).

-Оцените свою работу на уроке.

-Кто доволен своей работой, был активен, аккуратно писал, дружно работал в парах – поднимите вверх правую руку.

-Кто считает, что он старался, но были небольшие затруднения в работе – поднимите левую руку.

- Спасибо за урок. Желаю успехов!

Принимают учебное задание

Отвечают на вопросы учителя. Учитывают правило (алгоритм) в контроле способа решения, осознают способы преодоления трудностей

Поднимают руку в зависимости от своего впечатления от урока

П: рефлексия способов и условий действий , контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Л: самооценка;  адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности;  

К: планирование учебного сотрудничества


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Правописание слов с разделительным твёрдым и мягким знаком"

Подробный конспект урока по теме "Правописание слов с разделительным твёрдым и мягким знаком" включает организацию работы учащихся в парах и в группах, комментирование действий, самооценку....

Конспект урока по русскому языку «Правописание слов с разделительным твёрдым знаком»

Конспект урока составлен в соответствии с требованиями ФГОС...

Технологическая карта урока по русскому языку «Правописание слов с удвоенными согласными»

Цель: формировать навык правописания слов с удвоенной согласной и умения переносить их.Задачи:развитие умений наблюдать за орфограммами-буквами удвоенных согласных в корне слова;находить в словах эту ...

Технологическая карта урока по русскому языку "Правописание слов с двумя безударными гласными в корне слова"(3 класс, УМК "Школа России)

Цель урока: создание условий для формирования представлений у обучающихся о правописании слов   с безударными  гласными в корне.Задачи урока:Дидактические:1. Сформировать представление ...

Технологическая карта урока по русскому языку «Правописание слов с сочетаниями жи - ши». 1 класс

Технологическая карта урока «Правописание слов с сочетаниями жи - ши»....

Технологическая карта урока по русскому языку "Правописание слов с непроизносимой гласной" ( УМК "Школа России" 2 класс)

Тема:   «Правописание слов с непроизносимой согласной» Цели деятельности учителя: способствовать формированию знаний о правописании слов с непроизносимыми согласными.Планиру...

Технологическая карта урока по русскому языку " Правописание слов с безударным звуком в корне" ( УМК "Школа России" , 2 класс)

Тема: Правописание слов с безударным гласным звуком в корнеЦели деятельности учителя: формирование умения подбирать и проверять безударные гласные в корне слова; формирование навыка проверки без...