Технологическая карта урока русского языка «Главные и второстепенные члены предложения.Основа предложения». (УМК "Школа России", 4 класс)
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Кондакова Маргарита Сергеевна

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование понятий о грамматических признаках предложения, о главных и второстепенных членах предложения, формирование грамотного выражения своих мыслей в устной и письменной речи.

Задачи урока

Дидактические:

  1. Формирование словарного запаса, активизация словаря;
  2. Формирование понятий  о главных членах предложения и второстепенных;

 Развивающие:

  1. развивать орфографическую зоркость учащихся;
  2. развивать интерес к учению, формировать желание и умение учиться;

Воспитательные:

  1. воспитывать аккуратность;
  2. воспитывать чуткое и внимательное отношение к слову;
  3. воспитывать уважительное отношение к одноклассникам в процессе парной работы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 14.09.2021г.

Школа: 152

Класс: 4 «б»

Урок: 4

Время: 10:40 – 11:20  

Кабинет: 209

                       Студент: Кондакова Маргарита

                       Группа: 45

                       Учитель: Евстифеева Н.А._____________

                       Методист: Кошкарова Л.С.____________

Тема урока «Главные и второстепенные члены предложения.

Основа предложения.»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование понятий о грамматических признаках предложения, о главных и второстепенных членах предложения, формирование грамотного выражения своих мыслей в устной и письменной речи.

Задачи урока

Дидактические:

  1. Формирование словарного запаса, активизация словаря;
  2. Формирование понятий  о главных членах предложения и второстепенных;

 Развивающие:

  1. развивать орфографическую зоркость учащихся;
  2. развивать интерес к учению, формировать желание и умение учиться;

Воспитательные:

  1. воспитывать аккуратность;
  2. воспитывать чуткое и внимательное отношение к слову;
  3. воспитывать уважительное отношение к одноклассникам в процессе парной работы.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося



Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на лчностно значимом уровне

Словесный: беседа

Форма работы : фронтальная

1. Проверяет готовность обучающихся к уроку

2. Создание эмоционального настроя.

- Итак, друзья, внимание,

Ведь прозвенел звонок!

Садитесь поудобнее -

Начнём скорей урок.

- Здравствуйте ребята! Меня зовут Маргарита Сергеевна и этот урок русского языка у вас проведу я.

- Сегодня на уроке вас ожидает много интересных заданий. Для их выполнения потребуются ваши знания и ваше внимание.

1. Показывают готовность к уроку.

М: включение в учебную деятельность.

Л: широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая

социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.

Презентация

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Практический : чистописание

Словесный : подводящий диалог

Форма работы : фронтальная, индивидуальная

- Чтобы быть успешным на уроке, создадим формулу успеха:

 …+…+…= УСПЕХ

Добавьте нужные слова: старание, несамостоятельность, внимание, лень, сообразительность, раздражительность, неуверенность.

Работа в тетради. Число. Классная работа

Запишите слова в три столбика: 1) с безударными гласными в корне; 2) с парными согласными в корне; 3) с непроизносимыми согласными в корне.

Честный, робкий, весёлый, ловкий, совестливый, ленивый, добродушный, праздный, кроткий, резкий, правдивый, прыткий, жалостливый, молчаливый, доблестный, бескорыстный.

— Что общего у этих слов? 

— К какой тематической группе относятся эти имена прилагательные? 

— Составьте предложения с любыми из этих прилагательных.

(Одно предложение записывается с комментированием)

1. Отвечают на вопросы

2. Выполняют указания учителя.

- Они относятся к одной части речи — это имена прилагательные.

- Они характеризуют человека

П: знать:  орфограммы

Уметь: осуществлять орфографическое действие.

М: принимать и сохранять учебную задачу;

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее

реализации, в том числе во внутреннем плане;

Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам

решения новой частной задачи.

Презентация

 

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный : формулировка темы и целей урока

Форма работы :  фронтальная

Подведение к теме урока

Прочитайте предложение, которое мы записали. Как оно характеризуется по цели высказывания и эмоциональной окраске?

— О ком говорится в предложении?

— Как называется этот член предложения? 

— Что говорится о подлежащем?

— Как называется этот член предложения? 

— Дополните фразу. Подлежащее и сказуемое — это...

— Почему они называются главными? 

— Как называются другие слова? 

— Сформулируйте задачи урока. 

Отвечают на вопросы

- ответы детей

- Подлежащее

- Сказуемое

- главные члены предложения

- В них заключена главная мысль, они составляют грамматическую основу предложения

- Второстепенные члены предложения.

- Повторить, что такое главные и второстепенные члены предложения, научиться находить в предложении, вспомнить, как они обозначаются.

П: знать:члены предложения

Уметь: называть их;

самостоятельно формулировать темы и цели урока.

М: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в

сотрудничестве.

Л: проявление активности в общей работе.

Презентация

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Практический : формулировка правила, определения или алгоритма

Форма работы : фронтальная, индивидуальная

Упр. 23 (с. 18). 

- Прочитайте текст, выполните задания.

— Найдите условный знак «Высказываем своё мнение» прочитайте вопрос.

— Сравните предложения.

1) Лист кроет.

2) Кроет уж лист золотой

Влажную землю в лесу.

— Чем отличаются предложения? 

— К какому предложению можно нарисовать картину

— Какие слова вам помогли это сделать?

— Так какую роль играют в предложении второстепенные члены

— Сравните свои выводы с текстом в рубрике «Вспомните!».

Упр. 24 (с. 19).

 Один ученик будет работать у доски, остальные в своих тетрадях, первые 3 человека, если закончат раньше доски, могут подойти и я проверю их работу на оценку. Другой ученик выполняет разбор предложения у доски на оценку. Взаимооценка в тетрадях.

— Какие предложения называются распространёнными какие — нераспространёнными?

- В первом предложении, только главные члены, во втором — главные и второстепенные

- нераспространенные – только главные члены, распространенные – содержат второстепенные члены предложения.

П:знать:главные члены предложения

Уметь: строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

М: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной

ретроспективной оценки;

Л: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

Учебник

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Практический: выполнение упражнения по правилу, алгоритму

Форма работы : индивидуальная, парная

Упр. 25 (с. 19). 

(Коллективное выполнение. Выборочная проверка.)

— Прочитайте о распространённых и нераспространённых предложениях в рубрике «Вспомните!».

Упр. 26 (с. 20). 

(Работа в парах. Проверка. Одна пара отчитывается о своей работе.)

Выполняют задания .

П: знать:главные и второстепенные члены предложения

Уметь: составлять предложения по схеме

М: выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;

контролировать действия партнера;

использовать речь для регуляции своего действия;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его

оценки и учета характера сделанных ошибок;

Л: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Учебник

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Практический : работа у доски

Форма работы : фронтальная, индивидуальная,  

Организация самостоятельной работы

Работа по карточкам

— Напишите над распространёнными предложениями букву р, а над нераспространёнными — букву н.

Вариант 1

Блёкнут травы. (н)

Дремлют хаты. (н)

Рощи вспыхнули вдали. (р)

По незримому канату

Протянулись журавли. (р)

М. Исаковский

Вариант 2

Тихо дремлет река. (р)

Тёмный бор не шумит. (р)

Соловей не поёт. (н)

И дергач не кричит. (н)

С. Есенин

Сдайте карточки, начиная с последних парт.

Давайте проверим, как в справились с заданием.

(читает стихотворение, задает вопросы)

Работают у себя в тетрадях

- отвечают на вопросы учителя

П: знать: главные и второстепенные члены предложения

Уметь: их обозначать

М: адекватно использовать речевые средства для решения различных

коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической

формой речи.

Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам

решения новой частной задачи.

Карточки

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Практический : работа в тетрадях, у доски

Форма работы : фронтальная

Организация работы у доски.

- Хорошо! А теперь, следующее задание, в 27 упражнении необходимо озаглавить текст, правильно выстроить порядок предложений, вставить пропущенные буквы, разобрать выделенное предложение. Один человек работает у доски.

1) прочитайте текст

2) о чем текст?

3) как озаглавим текст? Давайте выберем наиболее подходящее, тот заголовок, который больше других отображает главную мысль текста.

4) запишем заголовок

Выполняют задание

П:знать:орфограммы

Уметь: обобщать и структурировать текст, выделять главную мысль

М: адекватно воспринимать оценку учителя;

Л: широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая

социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.

 

Учебник

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Словесный : рефлексия

Форма работы : фронтальная

- Хорошо! Кто мне ответит, чем мы сегодня занимались на уроке?

Вернемся к целям и задачам, которые поставили в начале урока, мы их достигли?

— Что мы повторили на сегодняшнем уроке?

— Что такое главные члены предложения? второстепенные члены предложения?

— Какие члены предложения составляют его грамматическую основу?

— Как различить распространённые и нераспространённые предложения?

- А теперь запишите домашнее задание.

- Спасибо за урок!

Оценивают свою деятельность на уроке

Записывают домашнее задание

М: строить монологическое высказывание, владеть диалогической

формой речи

Л: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока русского языка "Главные и второстепенные члены предложения". Программа "Школа России". 4 класс.

Урок  "Главные и второстепенные члены предложения" проводится в теме "Синтаксис и пунктуация. Предложение."...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Второстепенные члены предложения. Обстоятельство и дополнение» 4 класс УМК Л.В. Занкова, учебник Поляковой А.В.

Данный урок может быть исползован на уроке русского языка в 4 классе. Конспект составлен по технологии системно-деятельностного подхода....

Технологическая карта урока русского языка по теме "Второстепенные члены предложения. Определение."

Урок фиксации и систематизации нового знания. Цель: формирование понятия об определении; расширение знаний о конструкции предложения; формирование умения самостоятельно строить и применять новые знани...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА, «Главные и второстепенные члены предложения», УМК "Школа России", 3 класс

Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: совершенствование умения различать главные и второстепенные члены предложенияЗадачи урока:Дидактические:1) познакомить обучающихся с поня...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Второстепенные члены предложения».

Урок русского языка знакомит детей с новым второстепенным членом предложения – определением. Урок составлен исходя из требований стандартов II поколения. (УМК «Перспективная начальная школ...

Технологическая карта урока русского языка «Главные члены предложения» (УМК «Начальная школа XXI века», 3 класс)

Цель урока: формирование представлений о главных членах предложения (грамматической основе).Задачи урока:Дидактические:1. Формировать представления у обучаюшихся о главных членах предложения.2. Н...

Технологическая карта урока русского языка «Главные члены предложения» (УМК «Начальная школа XXI века», 3 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся представления о главных членах предложения.Задачи урока:  Дидактические:1. Формировать умение находить главные члены предложения (грамматическую основу).2. ...