Технологическая карта урока русского языка "Слово и словосочетание" 3 класс УМК "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Фаизова Алсу Салаватовна

 

Цель урока: создание условий для формирования представлений учащихся об отличиях слов от словосочетаний

 

Задачи урока

Дидактические:

  • Структурировать знания о  словосочетании;
  • научить отличать слово от словосочетания;
  • сформировать умение находить в словосочетании главное и зависимое слова;

Развивающие:

  • развивать устную речь, посредством фронтальной и парной работ;
  • развивать навыки сотрудничества, посредством парной работы.

Воспитательные:

  • воспитывать осознание причастности каждого школьника к результату совместной деятельности;
  • воспитывать уважение к мнению других учащихся.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_05.10.21_3_z.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 05.10.21

Школа: МАОУ МЛ №148

Класс: 3 «з»

Урок: 3

Время: 9:50 - 10:30        Кабинет: 112

                          Студент: Фаизова Алсу

                          Группа: 46

                          Учитель: Ляпина Оксана Валерьевна

                          Методист: Синтяева Галина Анатольевна

Тема урока «Слово и словосочетание»

Тип урока: «открытие нового знания»

Цель урока: создание условий для формирования представлений учащихся об отличиях слов от словосочетаний

Задачи урока

Дидактические:

  • Структурировать знания о  словосочетании;
  • научить отличать слово от словосочетания;
  • сформировать умение находить в словосочетании главное и зависимое слова;

Развивающие:

  • развивать устную речь, посредством фронтальной и парной работ;
  • развивать навыки сотрудничества, посредством парной работы.

Воспитательные:

  • воспитывать осознание причастности каждого школьника к результату совместной деятельности;
  • воспитывать уважение к мнению других учащихся.

Оборудование: учебник «Русский язык» 3 класс, 1 часть, авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий (Школа России), компьютер, проектор, презентация.

Челябинск, 2021 г.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приёмы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты(П,М,Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Ф

Словесный:беседа

1. Приветствует учащихся;

2. Проверяет готовность учащихся к уроку;

 - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Алсу Салаватовна, сегодня я проведу у вас урок русского языка. Я рада видеть вас в хорошем настроении и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. Присаживайтесь, пожалуйста. - Вспомните правила посадки за партой, как правильно должна лежать тетрадь, как нужно держать ручку. - Запишите в тетради число, классная работа. Не забывайте про орфограммы.

Какая орфограмма есть в слове «классная»?

Ответное приветствие

Удвоенная «с»

М: личностное

включение в учебную

деятельность (Р)

Учебная презентация

Актуализация знаний и мотивация

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф

Словесный: беседа

Практический:

Самостоятельная работа

- Урок русского языка мы с вами начнем с повторения предыдущей темы.

Посмотрите на слайд и прочитайте слова.

Высокий, низкий, жёлтый.

Огромный, большой, ранний.

Лук, коса, тетрадь

 В каждом ряду найдите одно лишнее слово. Почему вы считаете эти слова лишними?

Давайте вспомним:

- Какие слова называются синонимами?

- Какие слова называются антонимами?

- Какие слова называются омонимами?

Жёлтый

Ранний

Тетрадь

Так как в 1 ряду  остаются антонимы, во 2 синонимы, в 3 омонимы.

Слова близкие по значению, но различные по звучанию.

Слова, противоположные по значению.

Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но различные по значению.

Учебная презентация, раздаточный материал

Постановка учебной задачи

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

Словесный:

беседа

Определение темы и цели урока, с помощью наводящих вопросов.

- Сейчас вам нужно составить словосочетания со словами: жёлтый, ранний, тетрадь.

- Скажите, что такое словосочетание?

- Докажите, что вы составили словосочетания.

- Определите, какое название более точное: лист или жёлтый лист?

- Почему?

-Что конкретнее описывает предмет слово или словосочетание?

- Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?

- Какую цель мы поставим на урок?

- Давайте составим план урока.

Словосочетание – это два или несколько слов, связанных между собой по смыслу и грамматически.

Жёлтый лист

Оно конкретнее описывает предмет.

Словосочетание

Слово и словосочетание

Научиться различать слово и словосочетание

Сегодня на уроке мы:

1) Повторим, что такое слово, что такое словосочетание;

2) Научимся различать слово и словосочетание,

3) Закрепить умение определять в словосочетании главное и зависимое слово.

М: самостоятельное

выделение и

формулирование

познавательной цели

(П);

М: планирование (П)

Учебная презентация

«Открытие» нового знания

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Ф, И

Словесный:

Рассказ, беседа

Практический: упражнение,

работа с учебником

Давайте обратимся к нашему плану.       - Как звучит 1 пункт?

Слово состоит из звуков и букв, его можно произнести и написать. Слово только тогда является словом, если оно имеет смысл (лексическое значение). А чтобы вспомнить, что такое словосочетание, давайте выполним упр.79 на с.47                        

Работа с учебником.            Рассмотрите рисунки. Прочитайте слова и сочетания слов.                                       - Какое название является более точным для каждого предмета – слово или сочетание слов? Объясните, почему.                                                     - Запишите название каждого предмета.                                                  На основе упр.79 сделаем вывод, что же такое словосочетание?

-Мы с вами обнаружили, что словосочетание дает более точное описание предмета.  Проверим наш вывод, прочитав правило на стр. 47.

 - Прочитайте определение.  

- Как связаны слова в словосочетании? Приведите свои примеры.

- Скажите, ребята, какой пункт плана мы только что выполнили?

1) Повторим, что такое слово, что такое словосочетание

Анализируют иллюстрации

Читают слова и словосочетания

Сочетание слов, потому что оно даёт более точное описание предмета.

Словосочетание  - это «сложное название»,  которое более точно,
чем слово, может назвать предмет, действие, признак.

Слова в словосочетании связаны
по смыслу.

Мы выполнили 2 пункт:

Научимся различать слово и словосочетание.

-

М: выдвижение

гипотез и их

обоснование (П);

М: поиск необходимой

информации (П);

Учебник, учебная презентация

Динамическая пауза

Отдых от умственных нагрузок, смена деятельности

Давайте немного разомнёмся!

Быстро встали, улыбнулись!

Выше-выше потянулись!

Ну-ка плечи распрямите!

Поднимите, опустите!

Повернитесь вправо-влево.

Руками колен коснитесь!

Сели - встали, сели - встали!

И на месте побежали!

Выполнение динамической паузы за учителем

Первичное закрепление во внешней речи

Усвоение нового способа действий

Ф

Словесный: беседа

Повторение пройденного материала.

Закрепление материала

- Теперь выполните задание, которое вы видите на слайде. Вам нужно составить словосочетания по картинкам и записать их в тетради.

- Запишите слова и словосочетания. Вставьте пропущенные орфограммы, определите часть речи.

Выполняют упражнение

.

Работа по цепочке.

Записывают слова.

Определяют часть речи и вставляют пропущенные орфограммы.

Самостоятельная работа с самопроверкой

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Ф

Практический: самостоятельная работа

 А сейчас вы поработаете с карточками.

Вам необходимо выполнить несколько заданий, представленных на этих карточках. Задания выполняете прямо на карточках.

1. Прочитайте, укажите в каждом словосочетании главное и зависимое слово, поставьте вопрос от главного к зависимому:

краснощёкий мальчик

шум колёс

возвращаюсь домой

зарево пожара

упали на землю

крепкое рукопожатие

2. Замени словосочетание И.прил.+ И.сущ. словосочетанием И.сущ.+И.сущ.

Образец: шерстяной шарф – шарф из шерсти

медвежья берлога

мамина сумка

вишнёвое варенье

рыбный суп

бабушкин платок

 Сейчас обменяетесь карточками и проверьте работы по образцу на слайде.

Знакомятся с правилами игры Выполняют задание учителя.

М: Анализ, синтез (П)

Презентация, раздаточный материал

Включение в систему знаний, повторение

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

И

И

Практический: работа с учебником

Работа с учебником.

Упражнение 81.

-Прочитайте.

-Составьте словосочетания, подбирая к главному слову зависимое с помощью вопроса.

-Запишите самостоятельно словосочетания.

-Объясните, когда употребляют в речи глагол «надеть», а когда «одеть» ?

«Веселая грамматика»

Одеть или надеть,

Два этих слова

Мы часто путаем

Так бестолково!

Морозный выдался рассвет,

Оделся в шубу старый дед.

Выходит так, что дед одет,

А шуба, стало быть, надета.

Одеть, надеть.

Давай глядеть:

Кого одеть и что надеть?

Я полагаю, что на деда

Три шубы может быть надето,

Но я не думаю, что дед

На шубу может быть надет!

-Надеть можно что-то. Например, пальто. Приведите свои примеры.

-Одеть можно кого-то. Например, мальчика. Кого еще можно одеть?                                                          - Составьте предложения с этими словами и запишите их.

-Прочитайте предложения, которые вы записали.

Работа с учебником

С помощью вопроса подбирают к главному слову зависимое.

Самостоятельно записывают словосочетания

М: контроль, коррекция, оценка, взаимопроверка (Р)

Раздаточный материал, презентация

Рефлексия деятельности

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

Словесные: беседа

Предметная рефлексия

- Какова была тема сегодняшнего урока?

- Какую цель мы ставили на урок?

- Что такое словосочетание?

- Как отличить слово от словосочетания?

Эмоциональная рефлексия

- Поднимите правую руку, если вы легко справлялись с сегодняшними заданиями. Поднимите левую руку, если у вас возникли трудности с выполнением заданий.

  1. - Спасибо за урок. Вы отлично потрудились.

Подводят итоги урока.

М: рефлексия способов и условий действия (П); М: контроль и оценка процесса и результативность деятельности (П); Л: самооценка

Раздаточный материал, презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по окружающему миру 1 класс "Школа России"

Технологическая карта темы "Растения. Комнатные растения и уход за ними" по окружающему миру 1 класс УМК "Школа России"Презентация к технологической карте....

Технологическая карта урока по математике 2 класс"Школа России"

Технологическая карта урока по математике по ФГОС 2 класс"Школа России" , Тема"Приемы вычисления вида 36-2, 36-20"...

технологическая карта урока литературного чтения 3 класс "Школа России", тема: Стихи о детях. С. Михалков "Если"

Технологическая карта урока литературного чтения по УМК "Школа России" 3 класс. Тема: Стихи о детях. С.В. Михалков "Если"...

Технологическая карта урока русского языка. 1 класс. "Школа России" "Письмо строчной и заглавной буквы В, в"

Данный урок содержит  алгоритм организации уроков русского языка в период обучения грамоте....

Технологическая карта. урок окружающего мира 4 класс Школа России "Зона Арктических пустынь"

Климат, растительный и животный мир Арктики. Экологические проблемы Арктики....

Технологическая карта урока чтения в 1 классе «Школа России» Тема урока: Согласные звуки к, к ,буквы Кк.

Цель урока: знакомство с новой буквой Кк, обозначающей звуки [к], [к’], чтение слов с этой буквойЗадачи урока:Предметные: проводить звуковой анализ и синтез с новыми звукамиМетапредметные:Личнос...

Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: Россия на карте. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: ознакомление детей с картой России, ее условными обозначениями; формирование умений, связанные с чтением карты; формирование умения правильно показывать объекты на настенной...