Конспект урока на тему: “Сочинение по репродукции картины А. А. Пластова «Первый снег»” 4 класс.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Жукова Людмила Викторовна

Тема:    сочинение по репродукции картины А. А. Пластова «Первый снег»

Цель урока:     подготовить учащихся к написания сочинения по репродукции картины А.А. Пластова «Первый снег». 

Планируемые результаты:

Учащиеся познакомятся с творчеством А. Пластова, научатся правильно составлять план сочинения, подбирать выразительные средства, научатся описывать картину, логически излагать текст.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_sochinenie_pervyy_sneg.docx38.94 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока на тему:

“Сочинение

по репродукции картины А. А. Пластова «Первый снег»”

4 класс.

            Разработала:

                                     учитель начальных классов

                                                    МБОУ “Никольская основная общеобразовательная школа”

                                              Жукова Людмила Викторовна

Тема:                 сочинение по репродукции картины А. А. Пластова «Первый снег»

Цель урока:     подготовить учащихся к написанию

                           сочинения по репродукции картины А.А. Пластова «Первый снег»

Задачи урока:

  • образовательные: познакомить учащихся с жизнью и творчеством А. А. Пластова; учить читать картину, осмысливать ее содержание; передавать свой взгляд ‘видения’ картины; совершенствовать умение отбирать нужные для описания слова.
  • развивающие: развивать речь учащихся, умение логически излагать свои мысли; развитие образного и логического мышления, творческих способностей, воображения, наблюдательности.
  •   воспитательные: привлечь внимание детей к красоте зимней природы; воспитание любви к природе, живописи.

Планируемые результаты:

Учащиеся познакомятся с творчеством А. Пластова, научатся правильно составлять план сочинения, подбирать выразительные средства, научатся описывать картину, логически излагать текст.

Оборудование: 

репродукция картины А. Пластова "Первый снег", ПК, проектор, презентация, словари.

Межпредметные связи: литературное чтение, изобразительное искусство.

Ход урока

За неделю до запланированного занятия репродукция картины А. А. Пластова «Первый снег» вывешивается на стенд русского языка, что бы учащиеся в течение этого времени рассмотрели ее до мельчайших подробностей.

  1. Организационный момент. Создание положительной мотивации. Постановка проблемы.

- Раскрыла снежные объятья,

 Деревья все одела в платья.

 Стоит холодная погода.

 Какое это время года?

 (Зима)

- Что сразу возникло в вашем сознании, когда вы услышали слово «зима»? Без чего не бывает зимы? (без снега)

- А какого цвета снег? (белый)

- Я об этом спросила не зря.

«Однажды к художнику Илье Ефимовичу Репину пришли молодые живописцы, чтобы получить ответ на единственный вопрос: «Какого цвета снег?». Репин был занят, его с трудом удалось оторвать от работы. Когда он выглянул из двери комнаты, у него спросили: «Какого цвета снег?». «Только не белый», – коротко ответил художник и скрылся в дверях своей комнаты».

- Сегодня мы тоже постараемся найти ответ на этот вопрос.

2. Сопоставление личных наблюдений детей и описания первого снега в литературных произведениях.

-  Прочитайте на доске два слова: первый и последний.  Прислушайтесь к себе: какие чувства вызывают у вас эти слова? С какими воспоминаниями, событиями жизни ассоциируется у вас слово первый? (Первый цветок, первая печаль, первый грач, первое огорчение, первый снег, первая разлука.)

- Каким вы представляете первый снег? Каким вы его видели?

 - Послушайте, как о первом снеге сказал К. Г. Паустовский (чтение текста учителя):

     «Снег сыпался, как стеклянный дождь, падающий с ёлки. Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту. День как будто дремал. С пасмурного высокого неба изредка падали снежинки. Зима начала хозяйничать над землей».

-  Найдите образные выражения о снеге, о зиме в тексте Паустовского,

-  Каково отношение самого писателя к первому снегу? Как он это показал? А ваше отношение к первому снегу? Что вы чувствуете, когда его видите?

- Послушайте, каким увидел первый снег писатель Г.Скребицкий (чтение текста учителя):

                                                 Первый снег.

Голая земля промерзла, а зима все еще не наступала. Но вот потеплело, и к вечеру пошел снег. Крупные мохнатые снежинки закружились в воздухе, с каждой минутой их становилось все больше. И, наконец-то, снег повалил хлопьями.

  Я накинул на плечи полушубок и вышел на крыльцо…Воздух был чистый и свежий. В нем как-то особенно хорошо пахло молодым, только что выпавшим снегом… Кругом было совсем тихо… Я стоял и следил за тем, как из вечернего неба сыпал и сыпал на землю белый пух зимы…

- Вспомните, какое стихотворение тоже описывает восторг ребёнка, увидевшего первый снег? (Афанасия Фета  «Мама! Глянь-ка из окошка…»)

 (слайд презентации) 

Мама! глянь-ка из окошка -

Знать, вчера недаром кошка

Умывала нос:

Грязи нет, весь двор одело,

Посветлело, побелело -

Видно, есть мороз.

Не колючий, светло-синий

По ветвям развешан иней -

Погляди хоть ты!

Словно кто-то тороватый

Свежей, белой, пухлой ватой

Все убрал кусты.

- Каким увидел первый снег ребёнок из стихотворения А.А.Фета? (не колючий, светло-синий)

- С чем он у него ассоциируется? На что он похож? (на белую пухлую вату)

- У каждого человека первый снег имеет свою «историю».

- Постарайтесь найти яркие выражения, которые помогли поэту показать образ снега. Выделите их.

Снежинка. Константин Бальмонт

(слайд презентации; дети находят яркие выражения, которые помогли второму поэту показать образ снега.)

Светло-пушистая снежинка белая,

Какая чистая, какая смелая!

Дорогой буйною легко проносится,

Не в высь лазурную, - на небо просится.

Под ветром веющим дрожит, взметается,

На нем, лелеющем, светло качается.

Его качелями она утешена,

С его метелями крутится бешено.

В лучах блистающих скользит умелая

Средь хлопьев тающих сохранно-белая.

Но вот кончается дорога дальняя,

Земли касается звезда хрустальная.

Лежит пушистая снежинка смелая.

Какая чистая, какая белая!

3. Постановка цели урока.

-  Сегодня мы услышали, как поэты с помощью слов могут нарисовать картину.

- Что помогает украсить речь? (изобразительно-выразительные средства)

- А с помощью чего художник  изображает пейзаж? (с помощью кисти и красок)

 - Природу любили не только поэты, художники, но и композиторы. Композитор изображает природу при помощи музыкальных звуков, а нам предстоит описать зиму при помощи слов и образных выражений. Как вы думаете, чем же сегодня на уроке мы будем заниматься? (писать сочинение по репродукции картины.)

4. Знакомство с картиной, творчеством художника.

(На доске – репродукция картины А.А. Пластова "Первый снег".)

- Вот эту картину нам предстоит исследовать, а затем и описать. Как вы думаете, с чего следует начать свое исследование?

(Рекомендации: во время ответов учащихся подвести к мысли о том, что следует узнать больше информации об авторе.)

- Вы правы. Во-первых, нам необходимо раздобыть информацию о создателе этой картины.

- Как вы думаете, где можно найти такую информацию? (в библиотеке, в Интернете, в музеях живописи).

(по ходу рассказа учителя демонстрируются слайды презентации с экспозициями работ Пластова А.А.: “Фашист пролетел”, “Жатва”, “Сенокос”, “Летом”, “Ужин трактористов”, “Первый снег”)

- Сегодня мы познакомимся с творчеством художника Аркадия Александровича Пластова. Пластова называют «Гением русского века». Главным для художника была живопись. Для него не существовало выходных. Был такой случай: Аркадию Пластову предложили сделать  выставку,  он сначала согласился. «Обо всем договорились, и вдруг утром художник говорит: "Это что же, из мастерской все нужно увозить? Мне некогда! Мне  картину надо писать". В семье осталось огромное наследие Аркадия Пластова. Это семь тысяч рисунков и три тысячи картин и эскизов. Он никогда не любил копировать свои работы. Даже когда художника просили сделать копию для какого-либо музея, у него все равно получался другой вариант.

Аркадий Александрович Пластов родился в январе 1893(19 век) года в селе Прислониха, ныне Ульяновской области. Его прадед был учеником Арзамасской школы живописи, дед — иконописец и архитектор, отец расписывал вместе с дедом церковь, построенную в родном селе Прислонихе по чертежам деда. Аркадий Пластов начал рисовать с раннего детства. А пятнадцатилетним подростком, часами наблюдая за работой иконописцев, обновлявших под надзором отца роспись дедовской церкви, он даёт себе клятву: «Быть только живописцем, и никем более». Но отец хотел видеть сына священником. И после окончания духовного училища Аркадий поступает в 15 лет в Симбирскую духовную семинарию. Рисования, впрочем, не оставляет. В 20 лет он пытается поступить в училище живописи в Москве, но не выдерживает экзамена. Через два года повторяет свою попытку и, не решившись подать заявление на живописное отделение, идёт на скульптурное.

После обучения Аркадий Александрович вернулся в родное село. В деревне Пластовым было выполнено много натурных этюдов. Он хорошо знал крестьянский быт, помнил до мелочей каждое лицо. Картины пронизаны счастьем жизни. Пластов пишет фигуры натурально: не пропали даром его занятия в скульптурных мастерских. «Надо, чтобы человек красоту мира чувствовал ежечасно, — говорит художник. — И когда поймёт он эту удивительность, на всё его хватит: и на работу, и на защиту Отечества, на любовь к детям. Вот для этого и существует живопись». Интересны работы художника, выполненные во время войны: “Фашист пролетел”, “Жатва”, “Сенокос”. Послевоенные работы так же посвящены деревне: “Летом”, “Ужин трактористов”.

Почти на каждой картине Аркадия Пластова есть дети. Художника влечёт юность, появление нового. Интересно, что саму жизнь, природу передаёт художник не только от собственного лица, но и от лица его маленьких героев. Пластов вместе с детьми смотрит на всё глазами первооткрывателя. Отсюда особое – радостное - звучание его картин. Пластов был живописцем деревни, ее уроженцем, ее жителем. Он не любил покидать Прислониху.

Одна из самых ярких его картин «Первый снег» написана здесь. С рассказа о ней экскурсоводы и начинают знакомить детей с творчеством Пластова. Художник написал эту картину в 1946 году. Это одно из самых очаровательных лирических произведений Аркадия Александровича Пластова, Он передал свое ощущение свежего зимнего дня и того особого состояния природы, которое бывает в час первого снегопада, Пластов хорошо знает жизнь русской деревни   и в своей картине, он сумел показать сельский зимний пейзаж во всей его красоте и прелести. Сегодня в Прислонихе избы с крыльцом, которую он использовал для картины «Первый снег», уже не найти. Соломенных крыш давно нет, как нет и поломанных заборчиков. Не встречаются дети в валенках на босу ногу, в шалях и шапках-ушанках. Зато остались окрестности и холмы, к которым прислонилась улица из добротных домов, за что село и получило название Прислониха.

5. Беседа по содержанию картины.

- Автор назвал свою картину «Первый снег». Что означает слово «первый» в данном случае?  Что, снег никогда раньше не выпадал? (первый — значит выпавший впервые в этом году)

- Какое время года изобразил художник? (Начало зимы.)

-  Почему вы догадались, что это именно начало зимы? (Нет сугробов, местами еще видна голая земля.)

-  Какое время суток изображено? Как вы догадались? (Снег выпал ночью, сейчас утро» дети второпях выбежали  на крыльцо, они  еще  не выходили  из дома.)

-  Кого изобразил художник на переднем плане? (Девочку лет десяти и мальчика лет семи.  Это деревенские ребята.)

-  Опишите их внешний вид. (Мальчик в пальто, девочка без верхней одежды, только набросила платок. Они, наверное, торопились. Им очень хочется скорее увидеть первый снег, У девочки валенки не по размеру, видно, одевались второпях. Ребята поднимают голову к небу, смотрят на хлопья снега)

-  Что можно сказать, глядя на выражение лиц детей? Можно ли сказать, что ребятам нравится первый снег? (Их очень заинтересовал первый снегопад,  дети любознательны и наблюдательны, они рады снегу, для них  это праздник.)

- Что еще показывает художник на переднем плане? (В палисаднике большая старая берёза с раскидистыми ветвями. Кажется. Что она обрадовалась снегу.  Береза, наверное, давно ждала этого события, она как будто именно для встречи первого снега раскинула ветви так широко в стороны.)

- Здесь есть еще один герой — ворона. А что она переживает? (Ворона около берёзы тоже как будто рада первому снегу,  хочет его попробовать.)

- Художник на картине хочет подчеркнуть единство  живой и неживой природы.

В чём  это проявляется? (Снег покрывает землю, крыши домов, ветви деревьев. На заднем плане уже появились люди на санях. Кажется, что природа ликует, радуется первому снегу вместе с человеком, со всем живым на земле.)

6. Работа со словарём настроений.

-  Посмотрите на доску, выберите слова —  названия чувств, которые помогут вам передать настроение детей:

радость*                восторг *                   волнение*

удивление*                интерес*                   восхищение*

беспокойство                    испуг                              грусть

 - Дети удивлены, обрадованы, им еще и интересно смотреть на первый снег, они очень любознательны.

 - Почему их удивляет первый снег? (Первый снег мягкий. Тёплый. Добрый. Он тихо падает с неба крупными хлопьями.)

7. Выявление изобразительных средств картины.

- А почему художник показал на картине только часть берёзы, а не всё дерево? (Берёза- это часть зимнего пейзажа, а художник хотел сказать, что главное в картине — дети и их настроение.)

- Почему художник использовал вертикальный формат картины, случайно ли это сделано? (Снег сыплется сверху. Дети запрокинули головы. Художник хочет усилить впечатление от бездонности неба. Долгого полёта снежинок.)

- А какого цвета снег на картине? (белый, чистый, свежий)

- Что означает прилагательное «чистый»? (неиспачканный, незагрязненный)

- Присмотритесь, какие краски использовал художник, чтобы показать нам белый снег? (сероватый, зеленоватый, коричневатый)

- Художник не использует ярких цветов, а снег кажется белым, чистым. Почему? (использует контрастные тона: белый снег и неприкрытая снегом земля, чёрная ворона)

- Подведём итог нашим наблюдениям. Какие цвета использует художник для изображения снега? (лиловый, серо-голубой, серовато-розовый, светло-коричневый) важно было показать белизну, чистоту первого снега, передать радость от увиденного первого снега, заразить этим чувством зрителя) 

- Какой тон вы бы назвали главным? (розовый)

- Почему художник выбрал розовый оттенок? Что он передает, какие эмоции вызывает? (восторг, умиление, нежность; он помогает ощутить наступление праздника, передать радость от увиденного первого снега, заразить этим чувством зрителя)      

 

8. Речевая подготовка к сочинению.

- Выберите несколько опорных слов, которые являются главными для описания картины:

снег        дети          земля     ворона      небо     берёза

 - Попробуйте описать снег, используя слова,  характеризующие, что с ним происходит, сравнения, эпитеты:

(слайд презентации) 

Снег:            как стеклянный дождь                     укрыл землю               робкий и тихий

                     очень к лицу земле          порошил                      пушистый и мохнатый

                     как чистые капли воды          щекотал лицо            танцевал

                     белая скатерть полей           кружился                   опускался большими хлопьями

                     лебяжий пух          порхал

-  Попытайтесь описать березу, используя следующие слова (слайд презентации)

Береза:

                   могучая

                   старая

                   с белым стволом

                  ветки раскидистые, длинные

                  настоящая русская красавица

                  в пушистом наряде

-  Попробуйте с помощью предложенных слов передать тон и настроение картины              (слайд презентации)

Цвета и оттенки:

            светлый                           бледно-голубые

            теплый                            серовато-лиловый фон

            розоватый                      пастельные тона

           лиловый                            неяркие, приглушенные краски

- Какие чувства и настроение вызывает у вас картина? (Художник помог нам еще ярче пережить радостное чувство восторга при виде первого снега.)

9. Составление плана сочинения.

- Чтобы сочинение было связным, нам необходимо составить план. Я предлагаю такой план:

1. Знакомство с художником.

2. Первый день зимы.

3. Первый снег глазами художника.

4. Дети – главные герои картины.

5. Изобразительные средства картины.

6. Мое отношение.

 (План записывается на доску. Обсуждение плана: что относится к вступительной, основной и заключительным частям.)

- Как бы вы закончили свой рассказ по этой картине?

(Заслушиваются несколько вариантов концовки, предложенных учащимися.)

 (У меня возникает ощущение радости, счастья, праздника, когда я смотрю на эту картину. Я благодарен художнику, что еще раз могу пережить чувство радости при виде первого снега. Трудно оставаться равнодушным, когда видишь первый снег.)

Итог: - Зачем же художник написал эту картину? (показать радость детей, ликование природы, изменения, происходящие с ней).

            - Какой тип речи текста мы бы выбрали, пытаясь рассказать об этой картине? (описание с элементами рассуждения)

            - Каких частей речи должно быть много в таком тексте? (прилагательных)

            - Попытайтесь смотреть глазами художника. Будьте при подборе слов более чуткими, внимательными, наблюдательными. Вспоминайте произведения о зиме.

10. Устное коллективное  составление текста-описания. 

(Учащиеся составляют рассказ по картине устно, опираясь на план. Рекомендации: стараться задействовать весь класс, каждый ученик может составить лишь часть рассказа.)

11. Самостоятельная работа.

(Учащиеся пишут сочинения сначала в черновиках. Самопроверка сочинений. Переписывают набело.)

12. Итог.

Слайд презентации:

В календарь загляни -

Не поверишь глазам!

Нет его…. Ведь число

Выбирает он сам.

И о месяце нам

Лишь гадать остаётся.

В октябре ли придёт?

Декабря ли дождётся?

Но известен, однако,

Непреложный закон:

Не с пустыми руками

Появляется он.

Одарит, как всегда,

Всех! И полною мерой.

Погляди-ка вокруг!

День уж больше не серый.

Праздник, точно маляр,

Белоснежною краской

Всем в окошко плеснул,

Всех порадовал сказкой.

Распахнул нам глаза,

Дал надежду на чудо, -

И ушёл в никуда,

Взявшись из ниоткуда.

В нём и тайна, и смех,

В нём и свежесть, и нега…

Лучший праздник из всех  -

Праздник первого снега!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по русскому языку во 2 классе.Сочинение по картине А.А.Пластова "Первый снег".

Цели:Формировать умение создавать повествовательный текст по сюжетной картине. Учить правильному построению предложений. Развивать речь, обогащать словарь учащихся. Развивать орфографическую зоркость....

Презентация к уроку по русскому языку в 4 классе "Сочинение по картине А.А.Пластова "Первый снег".

Тема: Сочинение по картине Аркадия Александровича Пластова «Первый снег»Тип урока: Урок развития речи.Цель: Формирование  умений и навыков писать сочинение по картинеЗадачи:формировать умение соз...

Сочинение по картине А.А. Пластова "Первый снег" на уроке русского языка в 4-м классе

Цели:1) учить детей осмысливать содержание картины;2) совершенствовать умение подбирать необходимые для описания слова;3) учить соотносить художественный текст и художественные средства картины...

Сочинение по картине А.А.Пластова "Первый снег"(урок русского языка в 3 классе)

Урок развития речи.Задачи:-познакомить с жизнью и творчеством А.А.Пластова;-учить "читать"картину,осмысливать её содержание;-способствоватьэмоциональному восприятию картины как произведения искусства...

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А.А.Пластова Первый снег"

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А.А.Пластова Первый снег" для 3 -4 класса...

Урок по русскому языку УМК "Школа России" 4 класс. Сочинение по картине А.А.Пластова "Первый снег"

Урок по русскому языку УМК "Школа России" 4 класс. Сочинение по картине А.А.Пластова "Первый снег"...

Презентация к уроку русского языка по теме Сочинение по картине А.А.Пластова "Первый снег" в 4 классе по программе Школа Росси

Презентация знакомит учеников с биографией художника, его картинами. Показаны этапы работы над сочинением....