Урок по русскому языку по теме "Неопределенная форма глагола"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Олеся Викторовна Матина

Урок русского языка в 4 классе по теме "Неопределенная форма глагола"

Цели: 

  • уточнить представления учащихся о неопределённой форме глагола как начальной;
  • развивать умение правильно ставить вопросы что делать? что сделать?
  • учить анализировать, классифицировать, сравнивать;
  • развивать внимание, память, логическое мышление, наблюдательность;
  • воспитывать интерес к предмету, любознательность, взаимопомощь.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neopredelennaya_forma_glagola.docx381.17 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 классе. УМК «Школа России»

Тема: «Неопределённая форма глагола»

Цели:

  • уточнить представления учащихся о неопределённой форме глагола как начальной;
  • развивать умение правильно ставить вопросы что делать? что сделать?
  • учить анализировать, классифицировать, сравнивать;
  • развивать внимание, память, логическое мышление, наблюдательность;
  • воспитывать интерес к предмету, любознательность, взаимопомощь.

Ход урока

I. Организационный момент.

 Ребята! У нас в классе много гостей. Улыбнитесь друг другу и передайте своё хорошее настроение друзьям и всем присутствующим.

II. Актуализация знаний.

  • Догадайтесь, о какой части речи мы продолжим говорить сегодня на уроке?
  •  А поможет вам в этом стихотворение:

Что без меня предметы? Лишь названья.

  А я приду – всё в действие придёт.

  Летит ракета, люди строят зданья,

  Цветут сады, и хлеб в полях растёт.

-  (О глаголе)

Сегодня мы отправляемся с вами в увлекательное путешествие по морю Слов на остров Глаголов. (слайд )

II. Словарная работа.

А чтобы попасть туда, отгадайте загадку:

Это что за чудеса:

Дует ветер в паруса?

Ни паром, ни дирижабль-

По волнам плывёт…(корабль)

Ребята, это словарное слово, которое нужно запомнить. Придумайте предложение со словом «корабль».

Ребята, откройте тетради, запишите число, слово корабль

 Что можете сказать о глаголе? Выберите правильный ответ. (Слайд )

Глагол – это

а) часть слова;

б) часть речи

Глагол обозначает

а) признак предмета;

б) действие предмета

Глагол отвечает на вопросы

а) что делать? что сделать?

б) кто? что?

В предложении глагол является

а) главным членом предложения;

б) второстепенным членом предложения

_ Как изменяются глаголы?

(Ответы: по временами по числам. ) (Слайд )

- Какую особенность имеют глаголы прошедшего времени?

(в единственном числе они изменяются по родам) (Слайд )

III. Создание проблемной ситуации (Слайд )

Ребята, капитан корабля просит помочь ему справиться с заданием. Определите время глаголов:

рисует

идёт

стоять

думает

споёт

пройти

решит

откроет

(Работа в парах.)

- У каких глаголов вы не смогли определить время и почему? (Они отвечают на вопросы - Что делать? Что Сделать? (У этих глаголов нельзя определить ни время, ни число).

- Кто помнит, как называется эта форма? (неопределённая или начальная форма глагола)

- Кто может сформулировать тему урока?

IV. Сообщение темы и целей урока. (Слайд )

Тема нашего урока: «Неопределённая форма глагола»

Работа с правилом

- Откройте учебник на с .72 (Слайд )

- На какие вопросы отвечают глаголы в неопределённой форме? (По щелчку на слайде появляются вопросы)

- Какие суффиксы имеют? (-ть, -ти.)

- Откроем учебники и прочитаем правило на стр.84(учебник Л.Ф.Климанова, 2 часть).

Такие глаголы имеют 3 названия (СЛАЙД )

                       Начальная форма глагола

                                           

                                               

                        Неопределённая форма глагола

                                      Инфинитив

Какое из этих названий вам   незнакомо?

 Инфинитив – лат. слово "неопределённый".  Почему эта форма глагола называется неопределённой?

- Для чего нам нужны эти знания?(Чтобы находить глаголы неопределённой формы, отличать от других глаголов, быть грамотными)

V. Работа над новым материалом. (Слайд )

- Перед вами слова, среди которых есть разные части речи. Найдите и запишите глаголы в неопределённой форме.

Ходить, ходит, кость, косить, кровать, косит, носить, скатерть, стричь, кости, грусть, стеречь.

Составим алгоритм определения глаголов в неопределённой форме.

1. На какой вопрос отвечают?

2. Какой суффикс имеют?

Какие глаголы вы выписали? (Ходить, косить, носить, стричь, стеречь.)

Поработаем с учебником.

-Упр.136, стр.84-85. Найдите в пословицах глаголы.
- Образуйте от данных глаголов неопределённую форму. Обратите внимание: если вопрос глагола начинается с приставки с-, то и в вопросе  неопределённой формы тоже должна быть эта приставка. (Работа в парах. Фронтальная проверка.)

- Проверьте и оцените свою работу.(слайд)

(Что делает?) любит – (что делать?) любить)

(Что делает?) блестит – (что делать?) блестеть)

(Что делает?) кормит – (что делать?) кормить)        

(Что делает?) течёт – (что делать?) течь)

(Что делает?) рубит – (что делать?) рубить)

(Что делают?) трубят – (что делать?) трубить)

(Что сделаешь?) пролежишь – (что сделать?) пролежать)

(Что сделаешь?) побежишь – (что сделать?)побежать)

Физкультминутка (Слайд )

От зеленого причала оттолкнулся пароход (встать)

Он шагнул назад (шаг назад)

А потом вперед (шаг вперед)

И поплыл, поплыл по речке

(движения руками)

Набирая полный ход

(ходьба на месте)

VII. Закрепление.

  • Работа в группах.

- Образуйте от данных слов глаголы неопределённой формы.

(Класс разбит на 5 групп, каждая группа получает задание).(Слайд )

  1. темно, светло
  2. обед, ужин
  3. зелёный, красный
  4. рисунок, краска
  5. работа, груз

- Проверим! Называет ответы 1 ученик с каждой группы (Слайд ).

VIII. Закрепление.

_ А сейчас, поработаете самостоятельно. У вас на партах лежат карточки по уровням. Выберите, то задание, с которым вы справитесь.

1 уровень. (синий)

Задание. Запишите глаголы. Как сказать, одним словом:

Исполнять роль в спектакле – (играть)

Чувствовать холод – (мёрзнуть)

Не разрешать что-либо делать – (запрещать)

Находить решение – (решать)

Найти решение – (решить)

Проверим - (Слайд )

2 уровень. (зелёный)

- Задание«Установи соответствие». Найди пару синонимов, запиши.

улыбаться

скрывать

пылать

сохранять

радоваться

смотреть

барабанить

шагать

гореть

ликовать

беречь

идти

таить

стучать

глядеть

смеяться

Проверим - (Слайд )

3 уровень. (красный)

-Задание. Замените фразеологические обороты глаголами неопределённой формы: (Слайд )

Зарубить на носу – (запомнить)

Держать язык за зубами – (молчать)

Вешать нос – (унывать)

Мозолить глаза –(надоедать)

Бить баклуши – (Бездельничать)

Водить за нос – (Обманывать)

Надуть губы – (Обидеться)

Болеть душой – (Переживать)

Ждать у моря погоды – (Надеяться)

Проверим - (Слайд )

VIII. Итог урока.

- Наш урок подошёл к концу.

- Мне сегодня очень приятно было работать с вами на уроке. Я увидела умных заинтересованных детей. А если у кого-то что-то не получилось – не беда. Вы всё равно узнали, что-то новое, значит, стали умнее.

IХ. Рефлексия. Самооценка. (Слайд )

- Ребята, перед вами оценочные листы, оцените себя, ответив на вопросы: (ставят напротив «+» или «-»)

  • Знаю ли я, что такое глагол?
  • Знаю ли я, что обозначает глагол?
  • Знаю ли я, на какие вопросы отвечает глагол?
  • Знаю ли я, как изменяется глагол?
  • Смогу ли я определить время глагола?
  • Смогу ли я найти глагол в неопределённой форме?

Обратите внимание на свои ответы.

У кого все «+»?

У кого есть «-» ?

(Поднимают руки и объясняют, где поставили минус и почему ?)

Отметки за урок:

ХI. Домашнее задание. (Слайд )

Упражнение 150, стр. 73, правило с. 72


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку, тема: «Неопределённая форма глагола» (3 класс, УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: формирование умений определять неопределенную форму глагола по вопросам.Планируемые результаты:Предметные:- уметь определять неопределенную форму глагола по вопросам;- уметь...

Конспект урока по русскому языку, тема: "Неопределённая форма глагола" (3 класс, УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: формирование умений определять неопределенную форму глагола по вопросам.Планируемые результаты:Предметные:- уметь определять неопределенную форму глагола по вопросам;- уметь...

Технологическая карта урока по русскому языку "Образование временных форм от глагола в неопределенной форме"

Технологическая карта урока по русскому языку составлена по ФГОС. УМК "Школа России" 3 -4 класс....

Конспект урока по Русскому языку. Тема: "Неопределённая форма глаголов" (3класс)

Цели деятельности учителя:формирование умений определять неопределенную (начальную) форму глагола по вопросам; познакомить с понятием неопределенной (начальной) формы глагола.Планируемые результатыПре...

Конспект урока по русскому языку. Тема: «Неопределённая форма глагола» (3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умений определять неопределенную форму глагола по вопросам.Планируемые результаты:Предметные:- уметь определять неопределенную форму глагола по вопрос...

Конспект урока по русскому языку.Тема "Неопределенная форма глагола" (УМК "Школа России,3 класс)

Тема: Неопределенная форма глагола  Цели деятельности учителя: создание условий для закрепления и обобщения знаний учащихся о глаголе как части речи, неопределённой форме глагола, временах г...