Памятка "Работа над ошибками для начальной школы"
методическая разработка по русскому языку (4 класс)

Мирошкина Татьяна Александровна

Работа над ошибками по русскому языку

(для учеников начальной школы)

Выполняя работу над ошибками обязательно в скобках рекомендую сокращённо писать правило, на которое была допущена ошибка в слове, в предложении. Таким образом обучающийся закрепит в памяти умение применять данное правило на практике.

 

 

  1. Пропуск, замена букв.

Выпиши слово. Напиши его три раза. Подчеркни в нём пропущенную букву.

Делай так:

 Звонок, звонок, звонок. (Пропуск буквы.)

Ученик, ученик, ученик. (Замена буквы.)

 

  1. Слог.

Запомни: Сколько в слове гласных, столько и слогов.

Раздели слово на слоги. Обозначь гласные.

Делай так: У/чи/тель (3)., мо/роз (2). (Деление на слоги)

 

 

  1. Большая буква в начале предложения.

Запомни: Начало предложения пишется с заглавной буквы.

Выпиши правильно предложение. Придумай и напиши ещё одно                             предложение. Подчеркни заглавную букву.

Делай так: Пришла зима.  Дети рады зиме. (Заглав. буква в начале предлож.)

 

 

 

  1. Большая буква в именах собственных.

Запомни: Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, морей, городов, деревень, клички животных пишутся с большой буквы.

Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

Делай так: кошка Мурка, девочка Дарья, река Волга. (Загл. буква в кличках животных)

 

 

 

  1. Знаки препинания в конце предложения.

Запомни:   В конце предложения ставится точка, восклицательный знак, вопросительный знак.

Выпиши предложение правильно. Придумай своё или найди в учебнике предложение с таким же знаком и запиши. Подчеркни знак.

Делай так: Ребята шагают по лесной тропинке.  Любите и охраняйте природу! Слава нашей Родине! Как тебя зовут? (Знаки препин. в конце предлож.)

 

 

 

 

 

 

 

  1. Разбор предложения.

Запомни: По цели высказывания предложения бывают: повествовательные, вопросительные и побудительные.

По интонации: восклицательные и невосклицательные.

Выпиши предложение. Подчеркни главные члены предложения. Обозначь части речи. Выпиши словосочетания с вопросами. (Подлежащее и сказуемое не является словосочетанием).

                       сущ.   гл.     прил.       сущ.

Делай так: Утром шёл проливной дождь. ( повест., невоскл, распр.)(Синтаксич. разбор предлож.)

         

                    дождь (какой?) проливной

                    шёл (когда?) утром

  гл.             сущ.

Наступила весна! ( повест., воскл., нераспр.) (Синтаксич. разбор предлож.)

 

 

 

  1. Перенос слова.

Запомни: При переносе нельзя оставлять одну букву на строке и нельзя переносить на другую строку: Я/на, ста/я.

Нельзя отрывать буквы Ъ и Ь от предшествующей согласной: маль -чик, подъ -езд. Нельзя отрывать Й от предшествующей гласной: май-ка.

Слова с двойной согласной переносятся так: груп-па.

Слова, у которых один слог, не переносятся: класс.

Делай так: Оси -на, уче-ник, паль-то. (Перенос слова.)

 

 

 

  1. Гласные после шипящих.

Запомни: Жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Выпиши слово правильно. Обозначь орфограмму. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму

Делай так: Малыши, ежи, роща, часы, чулок, щука. (Гласн. после шипящ.)

 

 

 

 

  1. Мягкий знак, обозначающий мягкость согласных.

Выпиши слово правильно. Подчеркни согласную букву, которую смягчает Ь (мягкий знак). Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

Делай так: Ель, коньки, мальчик. (Мягк. знак как показ. мягк.)

 

 

  1.  Разделительный мягкий знак.

Запомни: Разделительный мягкий знак пишется в корне после согласных перед гласными буквами е, ё, и, ю, я.

imageimageВыпиши слово правильно. Выдели корень. Подчеркни согласную букву и гласную букву после Ь. Запиши 2 слова на эту орфограмму.

imageДелай так: Вьюга, листья, соловьи. (Разделит. мягк. знак.)

 

  1. Сочетания чк, чн, нщ, щн.

Запомни: Сочетания чн, чк, нщ, щн пишутся без мягкого знака.

Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё 2 слова.

Делай так: Дочка, мощный, ночной, обманщик .(Сочетания чк, чн, щн, нщ)

 

  1. Разделительный твёрдый знак.

Запомни: Разделительный твёрдый знак пишется после приставок, оканчивающихся на согласную, перед корнем, начинающимся с гласных е, ё, ю, я.

Выпиши слово правильно. Выдели приставку. Подчеркни согласную букву в приставке и гласную букву после Ъ двумя чертами. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

imageimageimageimageimageДелай так: Подъезд, объявление. (Разделит. тв. зн.)

 

 

 

 

  1. Правописание приставки со словом.

Запомни: Приставка-это часть слова. Она пишется слитно со словом.

Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.

imageimageimageimageimageimageДелай так: Заехал, приехал, уехал. (Приставка)

 

 

  1.  Правописание предлога со словом.

Запомни: Предлог пишется отдельно от слова. Между предлогом и словом можно вставить другое слово.

Выпиши слово с предлогом. Обозначь орфограмму-пробел. Вставь между предлогом и  словом другое слово или вопрос.

Делай так: К   берегу, к (чему?) берегу, к_ крутому берегу. (Предлог писать раздельно.)

 

 

 

  1.  Ударение.

Запомни: Передать ритм слова можно с помощью стука. В словах с одним слогом ударение не ставится.

Выпиши слово. Поставь в нём правильно знак ударения.

 Делай так: Алфави́т, портфе́ль, класс. (Ударение)

 

 

 

  1. Непроверяемая безударная гласная.                       

Запомни: Слова с непроверяемой безударной гласной надо запомнить или посмотреть их написание в словаре.

Выпиши слово правильно. Обозначь ударение. Запиши 2 однокоренных слова.

 

Делай так: Я́года, я́годка, я́годное. (Безуд. гл. в корне сл., словарное слово)

 

 

 

  1. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением.

Запомни: Чтобы проверить безударную гласную в корне, надо подобрать проверочное слово, в котором на эту гласную падает ударение.

imageimageimageimageimageimageВыпиши слово правильно. Поставь ударение. Выдели корень. Подчеркни безударную гласную. Подбери проверочное слово. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

Делай так: Сады́ - сад, леса́ - лес, волна́ – во́лны. (Безуд. гл. в корне сл.)

 

  1.  Парные звонкие и глухие согласные.

Запомни: (б – п, в – ф, г – к, д – т, ж – ш, з – с). Чтобы написать парную согласную на конце или в середине слова, надо подобрать проверочное слово, в котором после этой согласной буквы стоит гласная.

imageimageimageimageimageimageВыпиши слово правильно. Подбери проверочное слово. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

  Делай так: Завод – заводы, лес – леса, ягодка – ягода. (Парн. согл. в корне сл.)

 

 

  1.  Правописание непроизносимых согласных.

Запомни: Чтобы написать непроизносимую согласную в корне слова, надо подобрать проверочное слово, в котором хорошо слышен согласный звук. Запомни слова, которые нельзя проверить: лестница, праздник, чувство.

imageimageimageimageimageimageВыпиши слово правильно. Подбери проверочное слово. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

  Делай так: Звёздный – звезда, солнце – солнышко, честный – честь. (Непроизносим. согл. в корне сл.)

 

 

  1. Удвоенные согласные в корне.

Запомни слова с удвоенной согласной в корне: класс, ванна, хоккей, бассейн, масса и т.д.

Выпиши слово правильно. Подбери к нему однокоренные слова.

Делай так: Хоккей, хоккейная (команда), хоккеист. (Двойная согл. в корне сл.)

 

 

 

 

  1.  Соединительная гласная в сложных словах.

Запомни: В сложных словах есть соединительные гласные о, е. Если первый корень оканчивается на твёрдый согласный, то надо писать о, если на мягкий согласный или шипящий – е.

imageimageimageimageВыпиши слово правильно. Выдели корни.

Делай так: Водолаз, землемер. (Соединит. гласн. в сложном слове)

 

 

  1.  Безударная гласная в приставках.

Запомни написание гласных букв в приставках: до-, о-, об- (обо-), от- (ото-), по-, под- (подо-), про-, со; за-, на-, над-, пра-. Для проверки безударной гласной в приставке можно использовать слова, в которых гласные звуки в приставках находятся под ударением.

imageВыпиши слово правильно. Подбери проверочное слово. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму

imageimageimageimageimageimageimageДелай так:  Доехал – досыта, заговорил – заговор.(Безуд. гласн. в приставке)

 

  1. Написание частицы НЕ с глаголами.

Запомни: Частица не с глаголами пишется раздельно.

            Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

         Делай так:  Не читал, не любит, не верю.( Частицу не с гл. пиши раздельно)

 

 

 

 

 

  1.  Запятая в предложении с однородными членами.

Запомни: Запятая ставится между однородными членами, если они соединены интонацией перечисления. Запятая ставится, если однородные члены соединены союзами а, но. Запятая не ставится, если однородные члены соединены союзом и.

Выпиши предложение правильно. Подчеркни однородные члены. Составь схему.

                 гл.       гл.        гл.

Делай так: Дети смеялись, веселились и кувыркались. (О, О и О) (Однородн. члены предл.)

 

 
 

Кто?

 

 

 

imageimageimageСхема:

 

 
 image

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Запятая в сложном предложении.

Запомни: Если в предложении две и больше грамматические основы, то это сложное предложение. Запятая ставится между частями сложного предложения.

Выпиши предложение. Подчеркни грамматические основы. Расставь запятые.

Делай так: Лёд на реке ломается, рыхлые льдины несутся по течению реки. (Запятая в сложном предл.)

 

 

 

 

 

26.Правописание безударных падежных окончаний

имён существительных.

Запомни падежные окончания имён существительных!

 

Падежи

Вопросы

Предлоги

1-е скл.

2-е скл.

3-е скл

Мн.ч

м.р.

ж.р

м.р.

ср.р

ж.р.

 

Именительный

(есть)

кто? что?

 

-

-

-----

-ы,-и,

-а,-я

Родительный

(нет)

кого? чего?

откуда? где?

 

без, у, с, до

из, от, около

-ов,-ев,-ей

Дательный

(даю)

кому? чему?

куда? где?

к, по

 

-ам,-ям

Винительный

(вижу)

кого? что? куда?

в, на, за, про

через

-

-----

-ы,-и,

-а,-я,

-ей

Творительный

(горжусь)

кем? чем? где?

за, над, с, под.

-ой

-ей

м

-ём

-ем

(ь) ю

-ами,

-ями

Предложный

(думаю)

о ком?о чём? где?

в, на, об

 

 

-ах,-ях

Контрольные слова

папа

дядя         

лиса                        земля

конь

стол

окно

поле

степь

огурцы

муравьи

трава

листья

           

 

Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения, падеж и число. Выдели окончание. Подбери и запиши свой пример.

Делай так: На опушке - опушка - сущ., 1 скл., П.п., ед. ч.,

                    у речкиречка - сущ., 1 скл., Р.п., ед. ч. (Окончания им. сущ.)

 

 

 

 

 

 

27.Правописание безударных падежных окончаний

имён прилагательных.

Запомни: проверяй написание по вопросу!

Падежи

М. р.     и  С.р.

Ж. р.

Мн.ч.

Именительный

-ый, -ий,

-ое,- ее

-ая,- яя

-ые,- ие

Родительный

-ого, -его

-ой,- ей

-ых, -их

Дательный

-ому, -ему

-ой,- ей

-ым,- им

Винительный

-ый, -ий

-ое, -ее

ю,- юю

-ые, -ие

Творительный

-ым,- им

-ой-ою,

-ей-ею

-ыми, -ими

Предложный

-ом, -ем

-ой, -ей

-ых, -их

 

 

 

 

 

 

 

 

 

От существительного задай вопрос к прилагательному. Определи род, число, падеж.

Делай так: К лесу (какому?) дальнему  - м.р., ед. ч., Д. п.

                              По озеру (какому?) голубому – ср. р., Д.п. (Безуд. падеж. оконч. прил.)

 

  1. Правописание окончаний глаголов 2-го лица единственного числа.

 

Запомни: в окончаниях глаголов 2-го лица ед. ч. пишется Ь - пишешь, стучишь.

Выпиши глагол, определи спряжение, лицо, число, допиши 3 глагола на это    же правило.

Делай так: читаешь  - 1сп., 2л., ед.ч., рисуешь, танцуешь, гуляешь.  (Оконч. гл. 2л. ед.ч.)

 

  1.  Правописание безударных окончаний глаголов.

Запомни: окончания глаголов можно определить по неопределённой форме.

Чтобы правильно написать безударное окончание глагола, нужно:

  1. поставить глагол в начальную форму;
  2. определить спряжение глагола;
  3. проверить спряжение по форме 3-го лица мн.числа

(они  что делают?…, если –ат  - ят, то пишем  И в окончании);

  1. определить окончание данного глагола.

 

Спряжение глаголов в настоящем времени

По окончаниям глаголов определяем спряжение глаголов.

 

Лицо

I спряжение

II спряжение

 

Ед.число

Мн.число

Ед.число

Мн. число

1-е

-у (ю)

-ем

-у (-ю)

-им

2-е

-ешь

-ете,- ёте

-ишь

-ите

3-е

-ет

-ут (-ют)

-ит

-ат(-ят)

 

 

 

 

Глаголы в неопределённой форме

I спряжение: Все глаголы на -ть, -еть, -ать, -оть, -уть, кроме глаголов исключений, + брить, стелить

II спряжение: Все глаголы на –ить, кроме 11 глаголов-исключений:

Слышать, видеть и обидеть,

Гнать, держать и ненавидеть,

И дышать, смотреть, вертеть,

И зависеть и терпеть.

 

Выпиши глагол, определи спряжение, лицо, число, запиши 3 глагола на это же правило

Делай так: Строим – строить - 2 спр.,2л., мн.ч., держим, тащим, купим. (Гл. неопред.ф.),

Строят (Безуд. оконч. гл.)

 

  1. Правописание –тся, -ться в глаголах.

Запомни: Если глагол отвечает на вопрос что делает? или что сделает? то глагол стоит в 3 лице и в нём перед –ся мягкий знак не пишется.

Например: что делает? смеётся; что сделает? Распустится.

Если глагол отвечает на вопрос  что делать? что сделать? то этот глагол стоит в неопределённой форме и в нём перед – ся пишется мягкий знак.

Например: что делать? смеяться; что сделать? Порадоваться.

В неопределённой форме глагола после буквы Ч всегда пишется мягкий знак.

стеречь, стричь.

Выпиши слово, поставь вопрос, если в вопросе есть мягкий знак, пиши его в глаголе. Если в вопросе нет мягкого знака, значит это глагол 3 лица и мягкий знак писать не надо. Выпиши ещё 4 глагола на это же правило.

Делай так:   гусь щиплет..ся  - гусь (что делает?) щиплется;(-тся в гл.)

 перестань красоват…ся – перестань (что делать?) красоваться(-ться в гл.)

 

  1. Правописание Ы или И после Ц.

Запомни:  Буква И после Ц пишется в корнях слов и в словах на -ция.

цитировать, операционная, дисциплина.

Буква Ы после Ц пишется:

  • в окончаниях и суффиксах: Куницын, птицы;
  • в корнях слов – исключений: цыган, цыпочки, цыц, цыкнул, цыплёнок.(-ы, -и после ц)

Делай так: Выпиши слово, определи в какой части слова находится гласная, вспоминай правило, если в корне и не слово – исключение, значит пиши гласную И. Если в суффиксе или в окончании, пиши гласную Ы. Запиши ещё 4 слова на это же правило.

 

 

 

  1. Буквы О-Е после шипящих и Ц в окончаниях                               существительных.

Запомни: Под ударением пиши букву - О, без ударения - Е.

 Делай так: овцой                           лестницей

                     мячом                          тучей

                     шалашом                     крышей

                     плащом                        товарищем

                     чертежом                     сторожем

 

Обозначь ударение в словах.

(Буквы о, е после шипящих)

 

32.Правописание суффиксов –ЕК, -ИК в именах  существительных. 

 

Запомни:   Надо писать в суффиксе –ек, если при склонении гласный звук выпадает, и –ик, если не выпадает. Например: звоночек – звоночка (Суффикс –ек), ключик-ключика.  (Суффикс –ик)

Суффиксы выделить простым карандашом.

 

  1.  Состав слова.

Делай так: Выпиши слово и разбери его по составу.

Например: поездка.

-окончание (измени число или форму);

 -основа (часть слова без окончания);

 -корень (подбери несколько однокоренных слов);

 -приставка (часть слова перед корнем);

imageimageimageimageimage   -суффикс (часть слова после корня).

imageimageimageimageДелай так:  поездка – поездку, поездкой, ездить, езда.(Состав слова)

 

 

  1. Мягкий знак на конце существительных после шипящих.

 

Запомни: У существительных женского рода после шипящих на конце пишется Ь, а у существительных мужского рода после шипящих Ь не пишется.

Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.

Делай так: Луч (он) (м.р.), шалаш, товарищ.

                    Ночь (она) (ж.р.), мощь, тишь. (Мягк. зн. после шипящ.)

 

 

 

 

 

 

 

 

  1.  Правописание предлогов с местоимениями.

 

Запомни: Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся отдельно.

Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё 2 примера на эту орфограмму.

Делай так: У _нас, ко _мне, с _тобой.( Предлоги с местоим.)

 

  1. Работа со словарными словами

 

Слово прописываем 4 раза:

1 раз – транскрипция, обозначить слабую позицию, ударение;

2 раз – делим слово на слоги;

3 раз – перенос слова;

4 раз – записать слово;

Во всех случаях ставим ударение, подчёркиваем буквы в слабой позиции.

Делай так:

а р о/ в а], ко/ро//ва, ко-ро/ва, коро/ва. ( Словар. сл.)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Памятка для работы над ошибками

Работа над ошибками

Слово, в котором допущена ошибка,  проверочное слово, разбор по составу, ударение.

Орфограмма

Другое слово, на это же правило

лесной – лес

проверяемая безуд. гл. в корне сл.

полевой – поле

врач – м.р.

Ь знак на конце шипящих

грач – м.р.

побег

безуд.гл. в приставке

полёт

плот – плоты

парн.согл.в корне сл.

пилот – пилоты

Ребята пришли в школу.

загл. буква в нач . предлож.

Начался урок.

Малыши

сочетание –ши

камыши

молоко

сочетание –оло-

колокол

касса

двойная согл.

Масса

малина

непроверяемая безуд гл. в корне сл.

Калина

Грустный  - грусть

непроизн. Согл.в корне сл.

честный – честь

у дома – у большого дома

предлог

у магазина – у большого магазина

коньки

Ь знак – показатель мягкости

пеньки

бельё

разделит. Ь знак

семья

клуб-ника, клубни-ка, бе-льё

перенос слова

суб-бота, суббо-та, ко-лье

Кол|лек|тив, бель|ё

деление на слоги

Пас|са|жир, коль|е

Анна

заглавная буква в именах собст.,двойная согл.

Жанна

И так далее ….

1.Заглавная буква в начале предложения.

Напиши это предложение. Подчеркни заглавную букву.

ПРИМЕР: Осенью птицы улетают в тёплые края.

2. Заглавная буква в имени собственном.

Напиши это слово и придумай ещё два слова. Подчеркни орфограмму.

ПРИМЕР: Анна, Москва, Россия.

3. Сочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА,ЧУ-ЩУ.

Напиши это слово и придумай ещё два слова. Подчеркни орфограмму.

ПРИМЕР: Малыши, чашка, щука.

4. Сочетания –ОРО-, -ОЛО-, -ЧК-, -ЧН-, -ЧТ-, -НЧ-, -НЩ-, -ЩН-.

Напиши это слово и придумай ещё два слова. Подчеркни орфограмму.

ПРИМЕР: Тучка, ночной, чтение, овощной, шарманщик.

5. Двойная согласная.

Напиши это слово и придумай ещё два слова. Подчеркни орфограмму.

ПРИМЕР: Класс, телеграмма, жужжат.

6. Проверяемая безударная гласная в корне слова.

Напиши проверяемое слово, затем проверочное. Придумай ещё 2-3 слова на это правило.

Выдели корень. Поставь ударение. Подчеркни орфограмму.

ПРИМЕР: Моря- море, трава, весна.

7. Непроверяемая безударная гласная в корне слова.

Напиши строчку этого слова. Выдели корень. Поставь ударение. Подчеркни орфограмму.

ПРИМЕР: Малина, малина, малина, малина.

8. Парные звонкие и глухие согласные.( б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с).

Напиши проверяемое слово, затем проверочное. Придумай ещё 2-3 примера на это правило.

Подчеркни орфограмму.

ПРИМЕР: Сугроб- сугробы, лоб, шарф, рукав.

Ложка- ложечка, зубки, рожки.

9. Непроизносимая согласная в корне слова.

Напиши проверяемое слово, затем проверочное. Придумай ещё 2-3 примера на это правило.

Выдели корень. Подчеркни орфограмму.

ПРИМЕР: Честный- честь, грустный, солнце.

10. Предлоги со словами.

Напиши слово вместе с предлогом. Докажи раздельное написание с предлогом.

Придумай ещё 2-3 примера. Подчеркни предлог.

пр. пр. пр.

ПРИМЕР: У дома, у (какого?) дома, у большого дома, на столе, за деревом.

11. Мягкий знак- показатель мягкости согласных.

Напиши это слово. Придумай ещё 2-3 примера на это правило. Подчеркни орфограмму.

ПРИМЕР: Коньки, мальчик, соль.

12. Разделительный мягкий знак.

Напиши это слово. Придумай ещё 2-3 примера на это правило. Подчеркни орфограмму.

ПРИМЕР: Варенье, обезьяна, вьюга, воробьи.

13. Мягкий знак после шипящих в именах существительных.

Напиши это слово. Придумай ещё 2-3 примера на это правило. Определи род имени

существительного. Подчеркни орфограмму.

                    ж.р.      ж.р.  ж.р.    м.р.

ПРИМЕР: Мышь, речь, ночь, врач.

14. Мягкий знак в неопределённой форме глаголов перед СЯ. 

Выпиши слово. Придумай и запиши ещё 2-3 слова на это правило.

                  гл.   3 л.

ПРИМЕР: купается (что делает?), кувыркается, умывается.

н. ф.

купаться (что делать?), кувыркаться, умываться.

15. Разделительный твёрдый знак.

Напиши это слово и придумай ещё 2-3 слова. Выдели орфограмму.

ПРИМЕР: Съел, подъезд, съёмка, объяснение.

16. Правила переноса.

Напиши это слово и покажи все случаи переноса.

ПРИМЕР: Клубника, клуб- ника, клубни- ка; семья, се- мья.

17. Ошибки на пропуски букв, искажение слова, замену букв.

Напиши это слово, раздели его на слоги, подчеркни гласные. Напиши строчку этого слова.

ПРИМЕР: Де׀ре׀во, дерево, , дерево, , дерево, , дерево, , дерево, , дерево.

18. Слитное написание приставок со словами.

Напиши это слово и придумай ещё 2-3 слова. Выдели приставку .

ПРИМЕР: Налетел, побежал, отдал.

19. Безударная гласная в приставке.

Напиши это слово образуй ещё 2-3 слова с этой приставкой. Выдели приставку и корень.

Поставь ударение. Подчеркни орфограмму.

ПРИМЕР: ПобежАл, посмотрЕл, приЕхал.

20. Не с глаголами.

Напиши глагол с «НЕ» и придумай ещё 2-3 слова. Подчеркни частицу «НЕ».

ПРИМЕР: Не бегал, не смотрел, не принёс.

21. Ошибки на определение главных и второстепенных членов предложения.

Выпиши предложение, подчеркни главные члены предложения.Сначала определи сказуемое (что делали?), затем подлежащее (кто?что?)

                                 гл.                       сущ.

ПРИМЕР: В саду росли красивые цветы.

                             ======

22. Запятая при однородных членах предложения.

Выпиши предложение, поставь запятые между однородными членами предложения.

Подчеркни однородные члены предложения.

                                                  сущ.    сущ.    сущ.

ПРИМЕР: В саду поспели яблоки, груши, сливы.

23. Правописание падежных окончаний имён существительных

1-го, 2-го и 3-го склонения.

1. Если имя сущ. стоит в единственном числе:

Выпиши слово, поставь слово в именительный падеж, определи склонение и падеж, выдели окончание. Запиши ещё 2-3 примера на это правило.

ПРИМЕР: Тетрадь – ж.р., 3 скл. В (чём?)тетради - 3 скл., П.п., в постели , на полке .

2. Если имя сущ. стоит во множественном числе:

Выпиши слово, определи падеж, выдели окончание, запиши ещё 2-3 примера на это правило.

ПРИМЕР: К ученикам - Д.п., к девочкам , к землям .

24. Правописание падежных окончаний имён прилагательных.

Выпиши имя сущ., задай от него вопрос к имени прил., определи число, род (у им. прил. в ед. ч.) и падеж, выдели окончание, запиши ещё 2 примера на это правило.

ПРИМЕР: В ( чём?) лесу (каком?) сосновом- ед.ч., м.р. П.п.; в красивом доме.

ПРИМЕР: В (чём?) лесах (каких?) сосновых- мн.ч., П.п., в красивых домах.

25. Правописание окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.

Определи время глагола. Выпиши глагол, поставь его в неопределённую форму (что делать?);посмотри не относится ли этот глагол к глаголам исключениям; определи вид, спряжение, выдели окончание. Запиши ещё 2-3 примера на это правило.

ПРИМЕР: Дружит – дружить, несов. в.,2 спр., говорит , верит .

26. Правописание глаголов в прошедшем времени.

Выпиши глагол, поставь его в неопределённую форму ( что делать?); посмотри, какой суффикс стоит перед ТЬ.

Тот же суффикс будет и перед Л. Выдели суффикс. Запиши ещё 2-3 примера на это правило.

ПРИМЕР: Слушал - слушать, играл.

Грамматические разборы.

1.Фонетический или звуко- буквенный разбор.

Гласных букв 10, но 6 гласных звуков:

[а  э  о  ы  у  и ]

я-[ йа], е-[ йэ], ё- [йо], и [ йи], ю- [йу]

Согласные:

Звонкие: л м н р й б в г д ж з

Глухие: п ф к т ш с х ц ч щ

парные

Всегда твёрдые: ж ш ц

Всегда мягкие: й ч щ

ПРИМЕРЫ: запиши слово, разбей его на слоги, обозначь ударение, в скобках запиши транскрипцию слова:

Лес׀нА׀я,[ л, и с н а й, а   ] :

л - [ л’] - согл.; мягк. парн. [л ], зв. непарн.;

е - [ и ] – гласн.; безуд. ;

с - [ с ] – согл.; тв., парн. [ с, ];глух. парн. [ з];

н - [ н ] – согл.; тв. парн.[н, ]; зв. непарн.;

а - [ а ] – гласн.,удар.;

я - [ й’] – согл.; мягк. непарн.; зв. непарн.;

   - [ а ] – гласн.; безуд.

 6 б., 5 зв., 3 сл.

ПОзд׀но, [   п о з н а  ]:

п - [ п ] – согл.; тв. парн. [п, ] , глух. парн.   [б ] ;

о - [ о ] – гласн.; уд.;

з - [ з ] – согл.; тв., парн.[ з,] ; зв. парн.[c ];

д - [ - ] – звука не обозн.;

н - [ н ] – согл.; тв. парн.[н, ]; зв. непарн.;

о - [ а ] – гласн.; безуд.;

6 б., 7 зв., 2 сл.

 

2. Морфемный разбор, или разбор слова по составу.

Найди:

1) ОКОНЧАНИЕ, изменив слово по форме (число, род, падеж), обозначь основу.

2) КОРЕНЬ, подобрав однокоренные слова.

3) ПРИСТАВКУ, сравнив однокоренные слова с приставкой и без неё.

4) СУФФИКС, сравнив другие слова с суффиксом и без него.

5) запиши слово, разбери по составу.

ПРИМЕР:

1) проводники ( проводника)

2) проводники ( водят, вожу)

3) проводники (пролететь)

4) проводники ( школьники)

5) проводники

3.Морфологический разбор, или разбор слова как часть речи.

Слова имеют постоянные признаки и непостоянные (изменяются).

Н.Ф.- начальная форма

П.П.- постоянные признаки

Н.П.- непостоянные признаки ( в какой форме стоит)

С.Р.- синтаксическая роль ( каким членом предложения является)

ПРИМЕР:

Маленький скворец3 выпал3 из гнезда. Коля принёс больного3 птенца в дом.

1.Скворец ( кто?) – сущ.                           1. (птенца) больного (какого?) – прил.

2.Н.ф.- ( кто?) скворец;                             2.  Н.ф. – (какой?) больной;

3.П.п. – одуш., нариц., м.р.,2 скл.;           3. П.п. --

3.Н.п. – в форме ед.ч., И.п.;                       4. Н.п. - в форме ед.ч., м. р., В.п.;

5.С.р. – подлежащее.                                    5.С.р. – птенца (какого?) больного - опред..

1.Выпал ( что сделал?) – глаг.,

2.Н.ф. – (что сделать?) – выпасть;

3.П.п. – сов. Вид, 1 спр., невозвратн.;

4.Н.п. – в форме изъявит. н., прош. вр., ед. ч., м. р.;

5.С.р. – сказуемое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

памятка для работы над ошибками в начальной школе по русскому языку

Памятка для работы над ошибками по русскому языку в начальной школе...

Работа над ошибками в начальной школе

Памятка поможет учащимся самостоятельно работать над своими ошибками....

Работа над ошибками в начальной школе

Памятка по выполнению работы над ошибками для обучающихся начальной школы....

Методика работы над речевыми ошибками в начальной школе

Методическая разработка для учителей начальных классов...

Памятк для работы над ошибками в начальной школе

Памятки для работы над ошибками по русскому языку и математике...

Типичные ошибки в начальной школе. Классификация.

Под коммуникативной грамотностью понимается умение создавать тексты разных функционально-смысловых типов речи в форме разных функциональных стилей.Сочинения и изложения - основные формы проверки умени...