Технологическая карта урока русского языка по теме «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Токарева Галина Алмасовна

УМК: Школа России

Класс: 2

Дисциплина: русский язык.

Тип урока: открытие нового знания.

Тема урока: «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне»

Урок с использованием игровых технологий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка.

УМК: Школа России

Класс: 2

Дисциплина: русский язык.

Тип урока: открытие нового знания.

Тема урока: «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне»

Цель урока: создать условия для ознакомления правописания слов с безударным гласным звуком в корне.

Задачи урока:

Обучающая: способствовать осуществлению познавательной деятельности по ознакомлению с правописанием слов с безударным гласным звуком в корне.

Развивающая: способствовать развитию логического мышления, письменной речи, умение точно отвечать на вопросы.

Воспитывающая: воспитывать умение преодолевать трудности и бережно относиться к природе.

Планируемые результаты: 

Личностные: осознание алгоритма учебного действия; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Предметные: знать, что в ударных и безударных слогах звуки обозначаются одной и той же буквой; знать способы проверки правильности написания безударных гласных в корне слова; уметь правильно писать слова с проверяемыми безударными гласными в корне; пользоваться способами проверки безударной гласной в корне (изменением формы слова и подбором однокоренных слов), видеть орфограмму в слове; аргументировано отвечать, доказывать свое мнение.

Метапредметные: освоение умения подбирать проверочные слова к словам с безударной гласной; формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, отнесения к известным понятиям; формирование умения выполнять действия по алгоритму; формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; формирование умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их.

Методы: метод наблюдения над фактами языка, метод языкового разбора, метод самостоятельной работы.

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование: Учебник «Русский язык» 2 класс В.П. Канакина, В.Г. Горецкий УМК «Школа России».

Ход урока:

1.     Организационный момент (1 мин)

2.     Минута чистописания (1-5)

3.     Определение темы, целеполагание (2-3 минуты)

4.     Работа по теме урока (10-15 минут)

5.     Физкультминутка (1 мин)

6.     Продолжение работы по теме урока (10-15 мин)

7.     Итог урока (1-2 мин)        

8.     Рефлексия (1-2 мин)

9.     Домашнее задание (1 мин)

 

Этапы урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельсть уащихся

Формируемые УУД

1.Организационный момент

Цель: настроить учащихся на работу, на включение в учебную деятельность.

Сегодня у нас необыкновенный урок. К нам пришли гости и как полагается, гостей нужно поприветствовать. Повернёмся к ним и обменяемся улыбками.

- Звонко прозвенел званок

Начинается урок.

Наши ушки на макушке.

Глазки широка открыты,

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

Приветствуют учителя, садятся на места

Регулятивные: - волевая само - регуляция;

 - формирование навыков самоорганизации;

Личностные: формирование положительной мотивацию к обучению.

2.Минутка чистописания.

Цель:

-Проверка рабочего места.
Оформление страницы тетради.

На минутке чистописания мы будем писать заглавную букву Сс и строчную букву.

На второй строке пропишем слово – снег.

- Какую согласную пропишем на конце слова? (Снежинка, снегурочка, снеговик)

Пишут.

Снежинка, снегурочка, снеговик.

 Личностные:

проявлять старательность.

Метапредметные:

правильно располагать тетрадь, вести аккуратные записи в тетради.

Предметные:

каллиграфическое написание букв, буквосочетаний

3.Целеполагание

Цель: формирование темы и цели урока.

- Ребята, посмотрите на доску, что вы видите? Предложение записано на доске.

 

Бурундуки – мален…кие л…сные ж…тели. Они любят яг…ды, пл…ды ш…повника.

 

- Давайте его прочитаем (просит прочитать одного из учащихся).

– Чего не хватает в этом предложении?

- Давайте вставим с вами пропущенные буквы (вызывает к доске учащихся)

– А теперь вертикальной чертой разделите слова на слоги.

– Выпишите слово лесные, подберите к нему однокоренные слова. Выделите корень в словах.

– Подумайте и скажите, есть ли в тексте слова, у которых в корне пропущен гласный звук и его можно проверить.

Какое правило вы применили, чтобы правильно написать эти слова.

 

 

 

 

 

- Посмотрите внимательно к словам, в которые вы вставили буквы и скажите, как назвать одним словом то, что вы применили в данных словах?

А знаете ли вы, как по-другому можно назвать правило. Ученые, которые занимаются русским языком, используют другое слово, в старших классах вы его часто будите слышать. А сегодня вам предстоит с ним познакомиться. Вы готовы?

В тридевятом царстве в тридесятом государстве находится страна правил. Живут там разные правила Их так много, что они всегда спорят между собой кто из них важнее и нужнее. Однажды спорили они, спорили и не заметили, как на самой главной городской площади появился старичок. Он стоял и, молча, слушал, как правила шумели. Надоел ему этот шум, и он сказал: “Тихо”. Но голос его прогремел как гром. Правила сразу умолкли. А старичок говорит:

– Вам не надоело все время спорить.

– А как же нам решить кто главнее и важнее, – хором закричали правила.

– Это же очень просто. Надо разделиться.

– Как это разделиться?

– Очень просто. Направо от меня станут правила, которые нужны в математике, слева – правила которые нужны в русском языке, передо мной станут правила, которые нужны при поведении.

Правила зашумели стали искать, в какую строну бежать надо. Прошло немного времени и все они стали на свои места.

– Вот видите как просто, – сказал старичок.

– А дальше что,– крикнуло правило с мягким знаком.

– А дальше вот что. Правила, которые диктуют нам, как себя вести будут называться ЭТИКЕТ, правила по математике – ТЕОРЕМЫ, а правила по русскому языку– ОРФОГРАММЫ.

– А это что такое, – спросили правила по русскому языку.

– А это… и старичок исчез.

- Как вы думаете, что сказал бы им старичок.

 

 

- Сколько много у вас идей. Давайте посмотрим, что же значит это слово.

Какой вывод можно сделать?

 

 

Можно ли назвать правило о написании безударного гласного звука в корне слова орфограммой?

- Педложение.

 

 

 

 

 

Читает один из учащихся.

 

- Буквы в словах.

Работают у доски.

 

Разделяют на слоги.

 

- Лес, лесник.

 

- Такие слова есть. Это лесные и плоды.

 

- Чтобы проверить какой буквой обозначается безударный гласный звук в слове, надо изменить слово так, чтобы этот гласный звук стал ударным.

- Мы в этих словах применили правило.

 

- Да.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети выдвигают свои идеи, что же такое орфограмма.

- Слово орфограмма это правильное написание слова.

- Да.

Познавательные: формулирование поставленной цели.

Коммуникативные: постановка вопросов, умение строить речевое высказывание.

4.Работа по теме

Цель: совершенствовать умения устно составлять текст.

Давайте познакомимся с этим правилом в учебнике.  Страница 93.

– Прочитайте тему урока.

– Чем мы будем заниматься на уроке?

– Упражнение 141. Прочитайте про себя.

- Теперь прочитаем вслух (просит прочитать одного из учащихся).

– Что обозначает выражение скучная пора?

 

– Спишите. Поставьте ударение, подчеркните безударные гласные в словах.

– Какие гласные являются ударными?

 

 

 Игра «Хлопушки»

 Давайте поделим наш  класс на три команды (одна команда – безударная гласная А в корне, а другая – безударная гласная О в корне, третья - Е). Я буду называть слова. Если в слове А, хлопает в ладоши первая команда, если О – вторая, если Е – третья. Тот, кто ошибется, объясняет правописание слова. Какая команда сделает меньше ошибок? Слушаем внимательно:

моря, деревья, дома, грачи, л..щи, с..стра, трава, гроза, глаза, м..довый, коза, осёл, цв..тной, шестёрка, платить, подарить,

 

На наших ладонях находится огромное количество нервных окончаний, отвечающих за наше эмоциональное состояние, и сейчас, хлопая в ладоши, мы не только повторили правописание  слов, но и отдохнули и улучшили свое настроение, поэтому теперь можем переходить к серьезному упражнению... Что, не хочется? Тогда снова будем играть!

 

 

 

Открывают стр.93.

 

Читают тему.

 

Читают.

 

- Время года, когда идут дожди, холодно, невесело.

 

 

Те, на которые падает ударение.

Списывают текст.

Играют.

Коммуникативные: формирование умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их.

 

5.Физминутка

Цель: обеспечить активный отдых организму в процессе определённой деятельности

«Орфографическая эстафета» игра-разминка.

На доске записано три столбика слов с пропущенными буквами.

 Эстафета по рядам, вместо эстафетной палочки – мелок; какой ряд быстрее и правильнее справится с заданием (слова в столбиках могут быть одинаковыми для всех команд – или разными, и тогда по окончании эстафеты просим детей проверить, насколько верно выполнили задание их соперники).

Хвосты

Хвосты

Хвосты

Рога

Рога

Рога

Слоны

Слоны

Слоны

Врачи

Врачи

Врачи

Нога

Нога

Нога

Мясной

Мясной

Мясной

Листва

Листва

Листва

Темнота

Темнота

Темнота

Скрипит

Скрипит

Скрипит

Река

Река

Река

 

 Коммуникативные: умение работать в команде.

Предметные: видеть орфограмму в слове.

Личностные:  самостоятельно оценивать правильность выполнения действий.

6.Продолжение работы по теме

Цель: закрепить умения устно оставлять текст и переводить его в письменную форму.

-  Вы немного отдохнули, и мы продолжаем работать. Страница 94, упражнение 143.

– Прочитайте первую пару предложений. Произнесите выделенные слова. Как произносятся эти слова?

– Посмотрите на слово. Какими буквами обозначены безударные гласные звуки?

– Кто может проверить безударные гласные в этих словах? 

– А что означают эти слова? 

 

 

 

– Рассмотрим вторую пару слов пары, поры. Какими буквами обозначены безударные гласные?

– Кто может проверить безударные гласные в этих словах?

– А что означают эти слова? 

 

 

 

 

 

 

– Какой вывод можно сделать?

 

 

 

 

– Прочитайте, на что нужно обратить внимание?

 - Что такое орфогрфограмма?

- Каким способом мы научились помогать себе в выборе буквы?

 

 

 

 

 

Ребята, мы с вами работаем со словами. Одни мы учимся правильно писать, а другие помогают нам это делать. Что это за слова? Прочитайте в учебнике. Чтение про себя, вслух, и проговаривание.

КТО БОЛЬШЕ? (игра)

Кто больше вспомнит и запишет слов с безударными гласными к проверочным словам:

  • Водный – вода, водянистый, водяной...

Я засекаю ровно три минуты!

Скажите, пожалуйста, кто из вас сумел подобрать 3 однокоренных слова? 5 слов? Кто больше? Итак, победителем оказался...

 

 

-Они произносятся одинаково.

- а, о.

- Валы – вал, волы, вол.

Вал – земляная насыпь, которая служит для укрепления и защиты. Вол – бык.

- а,о.

 

Пары – пар, поры – впору.

- Пора – время, час, година, срочное время, срок, удобное к чему-нибудь время. Пар – жидкость, обращенная жаром в летучее и воздушное вещество.

Безударные гласные звуки не всегда произносятся и пишутся одинаково.

семени.

 

Читают.

-Место в слове, где требуется выбрать правильную букву.

-Изменять слова.

Читают.

Записывают в тетрадь.

Коммуникативные:формирование умения выполнять действия по алгоритму; формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем.

 

7.Итог урока

Цель: подведение итогов пройденного урока.

- Что мы делали на уроке?

 

 

- Чему учились?

 

 

Что узнали нового?

Определяли слова с безударным звуком в корне.

- Правильно писать слова с безударным гласным звуком в корне.

- Узнали что такое проверяемое слово и проверочное слово.

Коммуникативные: объяснять свою точку зрения.

Регулятивные: умение высказывать мнения

8.Рефлексия

Цель: научить фиксировать собственные трудности, выявлять причины этих затруднений.

- А сейчас я вам предлагаю оценить своё настроение на уроке, вам нужно нарисовать смайлик, который соответствует вашему настроению.

Рисуют.

Регулятивные: оценивание своей деятельности.

9.Домашнее задание

Страница 95, упражнение 145.

 

Записывают задание.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка по теме «Правописание слов с безударными гласными в корне»

Технологическая карта урока русского языка в 3 классеТема: «Правописание слов с безударными гласными в корне»Дата проведения: 19 ноября, 2017г.Тип урока: Урок открытия новых знаний.Место и...

Технологическая карта урока русского языка по теме: "Правописание слов с безударным гласным звуком в корне". 2 класс УМК "Школа России".

Технологическая карта урока русского языка по теме: "Правописание слов с безударным гласным звуком в корне". 2 класс УМК "Школа России"....

Презентация к уроку русского языка по теме: "Правописание слов с безударным гласным звуком в корне". 2 класс УМК "Школа России".

Презентация к  уроку  русского языка по теме: "Правописание слов с безударным гласным звуком в корне". 2 класс УМК "Школа России"....

Технологическая карта урока русского языка по теме Правописание слов с безударным гласным звуком

Технологическая карта урока русского языка по теме: " Правописание слов с безударным гласным звуком...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Правописание слов с безударными гласным звуком в корне»

Технологическая карта урока русского языка по теме «Правописание слов с безударными гласным звуком в корне» Учитель:Бадмацыренова Э.В. учитель начальных классов,МБОУ СОШ № 5, г. Гусин...