Технология Смешанного обучениея Модель "Ротация станций" Тема: Правила проверки слов с непроизносимыми согласными в корне. , 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Зыкова Марина Сергеевна

Предварительный просмотр:

ФОРМАТ ОПИСАНИЯ УРОКА. МОДЕЛЬ «РОТАЦИЯ СТАНЦИЙ»

  1. Фамилия Имя Отчество автора: Зыкова Марина Сергеевна
  2. Класс: 3
  3. Предмет: русский язык
  4. Тема: Правила проверки слов с непроизносимыми согласными в корне.
  5. Цель (прописанная через результат): к концу урока каждый ученик будет:

знать:  

 - написание слов с непроизносимыми согласными в корне;

уметь (сможет продемонстрировать):

- подбирать проверочные слова к словам с непроизносимыми согласными в корне.

  1. Инструменты проверки достижения результата[1]: тест (см. Приложение 1).
  2. Критерии/показатели/индикаторы оценки достижения результатов[2]: соотнесение результатов теста с правильными ответами – проверяется самооценка ученика, на сколько хорошо усвоена тема урока (см. Приложение 2).
  3. Основные этапы урока и планирование времени на каждый этап:

Начало урока (постановка задачи): 5 минут

Работа на станции 1: 8 минут + 2 минуты на переходы.

Работа на станции 2: 8 минут + 2 минуты на переходы.

Работа на станции 3: 8 минут

Завершение урока: 7  минут

  1. Маршруты движения групп по станциям

Группа 1: учитель  онлайн  проект

Группа 2: онлайн  проект  учитель  

Группа 3: проект  учитель  онлайн

  1. Организационно-педагогические условие и описание хода урока

НАЧАЛО УРОКА

          Перед началом урока всем обучающимся предлагается из закрытого пакета выбрать полоску (всего полосок три – по числу групп – желтые, зеленые, розовые). Далее обучающимся необходимо рассказать о том, как будет проходить урок:

  • все обучающиеся будут поделены на три группы (группы объединяются в соответствии с тем, кому какая полоска  досталась: желтые с желтыми, зеленые с зелеными, розовые с розовыми);
  • все группы в течение урока должны поработать на трех станциях           – Учитель, Онлайн и Проект;
  • у каждой группы будет свой маршрут движения , при этом маршруты необходимо распечатать и поместить на видное место в классе;
  • время работы на каждой станции ограничено (8 минут); отсчет времени ведется автоматически и через проектор выводится на экран (доску); по истечению времени система выдает сигнал (звонок, гонг), при котором группа должна закончить работу на текущей станции и перейти к следующей станции; для автоматического отсчета времени можно использовать любой онлайн сервис (например, https://classroomscreen.com/);
  • станции подписаны (на столах стоят таблички с названиями станций);
  • на каждой станции размещен раздаточный материал для каждой группы – группа садится и, взяв материалы, предназначенные для нее, приступает к работе; здесь надо заострить внимание – что на любой станции (кроме станции Учитель), работа начинается со знакомства с инструкцией.

         Далее обучающиеся разбиваются на группы. Дождавшись, когда все рассядутся, учитель запускает отсчет времени для работы на 1-ой станции.

Необходимое оснащение:

  • Компьютер/ноутбук с выходом в Интернет + аудиосистема (или встроенные колонки) + проектор.
  • Доступ к сайту https://classroomscreen.com/.
  • столы (места) для работы 3-х отдельных групп (3 станции): 1-ая станция – станция работы с Учителем, 2 станция – станция работы Онлайн, 3-я станция – станция Проектной работы.
  • Таблички на каждую станцию.
  • Листы движения по станциям для каждой группы.

Группа 1. Учитель  Онлайн  Проект

ГРУППА 1. Станция  Учитель

(На карточке № 1 записаны слова.) Здравствуй, солнце, радостный, сердце.

  -  Прочитайте эти слова.

  • Внимательно послушайте и определите, что объединяет эти слова? (Не все звуки произносятся).
  • Какие звуки не произносятся? (Звуки [т],[в],[л],[д]) 
  • Как можно назвать такие звуки? (Непроизносимые согласные).
  • Получается, Какая тема нашего урока?
  • Как вы думаете, чем же мы будем заниматься на уроке? (учиться писать и проверять непроизносимые согласные, познакомимся с правилом)
  • Как вы думаете, можно ли проверить написание слов с непроизносимыми согласными? (ответы детей)
  • Чтобы ответить на этот вопрос, вы должны поработать с карточками. (Карточка №2). Прочитайте слова, изучите случаи написания непроизносимых согласных. Сформулируйте вывод о проверке слов с непроизносимой согласной.
  • 1 вариант – грустный – грустить, счастливый – счастье
  • 2 вариант – хвастливый – хвастун, здравствуй – здравие
  • 3 вариант – тростник – тросточка, звездный – звездочка
  • Давайте  попробует сформулировать правило проверки слов с непроизносимой согласной. (выводы детей.) Сейчас сверим наши выводы с правилом в учебнике. Работа с учебником с.124 (правило). Вот вы и сделали свое небольшое открытие.
  • Необходимое оснащение:

- тетрадь, ручка, учебник

Необходимые дидактические материалы:

- карточка №1, №2

ГРУППА 1. Станция Онлайн

Около каждого компьютера лежит инструкция по работе на данной станции (см. Приложение 3)

Выполнение заданий в «Яндекс учебнике».

Русский язык – Правописание – Правописание согласных – Непроизносимые согласные:

Задание 1 Карточка 1,2

Задание 2 Карточка 1,2

Задание 3 Карточка 1,2

Задание 4 Карточка 1,2

Задание 5 Карточка 1,2

Задание 6 Карточка 1,2

Необходимое оснащение: компьютер с выходом в интернет

Необходимые дидактические материалы:

- инструкции для работы на станции Онлайн;

- логин и пароль от «Яндекс учебник».

ГРУППА 1. Станция Проект

На данной станции учащимся предлагается работать согласно инструкции (см. Приложение 4).

Задание. Найди пару.  Соедините слова с проверочными словами.

Солнце

яростная

Участник

солнышко

яростный

участие

праздник

честь

честная

ярость

устный

уста

 Запишите слово, к которому не подобрали проверочное ________________                        

                               

Необходимое оснащение:

- Папка с материалами, ручки

- Будильник (часы).

- Шапочки (для капитана, для таймкипера, для секретаря)

Необходимые дидактические материалы:

- инструкция для работы на станции Проект

Группа 2: онлайн  проект  учитель  ГРУППА 2. Станция Онлайн

Около каждого компьютера лежит инструкция по работе на данной станции (см. Приложение 3)

Выполнение заданий в «Яндекс учебнике».

Русский язык – Правописание – Правописание согласных – Непроизносимые согласные:

Задание 1 Карточка 1,2

Задание 2 Карточка 1,2

Задание 3 Карточка 1,2

Задание 4 Карточка 1,2

Задание 5 Карточка 1,2

Задание 6 Карточка 1,2

Необходимое оснащение: компьютер с выходом в интернет

Необходимые дидактические материалы:

- инструкции для работы на станции Онлайн;

- логин и пароль от «Яндекс учебник».

ГРУППА 2. Станция Проект

На данной станции учащимся предлагается работать согласно инструкции (см. Приложение 4)

Задание 1. Отгадай загадки, впиши ответы в таблицу.

  1. Встретив зайку, ёж-сосед

 Говорит ему: «Привет!»

 А его сосед ушастый

Отвечает: «Ёжик, …»

  1. Ну—ка, кто из вас ответит:
    Не огонь, а больно жжет,
    Не фонарь, а ярко светит,
    И не пекарь, а печет?

  1.  Поздравления принимаем

           И гостей мы угощаем.

           Если он пришёл к нам в дом,

           Будут рады все кругом.

  1. Этот орган кровь толкает,

Орган главный, каждый знает,

А внутри есть клапан – «дверца»,

Что за орган это ….

1.

2.

3.

4.

Задание 2. Выпиши букву, которая повторяется во всех словах.

Телевизор, вата, Тамара, цветок              Буква _______

Лампочка, лилия, ласточка, лист             Буква _______

Ваза, варенье, коврик, кваканье              Буква _______

Доска, будка, дубинка, вода                    Буква _______

Ответы возьмите с собой на станцию «Учитель»

Необходимое оснащение:

- Папка с материалами, ручки

- Будильник (часы).

- Шапочки (для капитана, для таймкипера, для секретаря)

Необходимые дидактические материалы:

- инструкция для работы на станции Проект

ГРУППА 2. Станция Учитель

- Давайте проверим ваши ответы на задания 1, 2 на станции  «Проект».

- Прочитайте эти слова, которые у вас получились. Внимательно послушайте и определите, что объединяет эти слова? (Не все звуки произносятся).

  • Какие звуки не произносятся? (Звуки [т],[в],[л],[д]) 
  • Как можно назвать такие звуки? (Непроизносимые согласные).
  • Получается, Какая тема нашего урока?
  • Как вы думаете, чем же мы будем заниматься на уроке? (учиться писать и проверять непроизносимые согласные, познакомимся с правилом)
  • Как вы думаете, можно ли проверить написание слов с непроизносимыми согласными? (ответы детей)
  • Чтобы ответить на этот вопрос, вы должны поработать с карточками. (Карточка №2). Прочитайте слова, изучите случаи написания непроизносимых согласных. Сформулируйте вывод о проверке слов с непроизносимой согласной.
  • 1 вариант – грустный – грустить, счастливый – счастье
  • 2 вариант – хвастливый – хвастун, здравствуй – здравие
  • 3 вариант – тростник – тросточка, звездный – звездочка
  • Давайте  попробует сформулировать правило проверки слов с непроизносимой согласной. (выводы детей.) Сейчас сверим наши выводы с правилом в учебнике. Работа с учебником с.124 (правило). Вот вы и сделали свое небольшое открытие.

Необходимое оснащение:

- тетрадь, ручка.

Группа 3: проект  учитель  онлайн ГРУППА 3. Станция Проект

На данной станции учащимся предлагается работать согласно инструкции (см. Приложение 4) Карточка № 5

Необходимое оснащение:

- Папка с материалами, ручки

- Будильник (часы).

- Шапочки (для капитана, для таймкипера, для секретаря)

Необходимые дидактические материалы:

- инструкция для работы на станции Проект

ГРУППА 3. Станция Учитель

Давайте вспомним .

  • Что вы знаете об именах существительных? (Слова, которые называют предмет, отвечают на вопросы «кто?», «что?».)
  • Что вы знаете об именах прилагательных? (Слова, которые называют признак предмета, отвечают на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?».)
  • Что вы знаете о глаголах? (Слова, которые называют действия предметов, отвечают на вопросы «что делает?», «что делают?».)

Работа в тетради (Карточка №2):

У Саши живет собака Альма. У Альмы пушистая белая шерсть. Лапки и хвост у Альмы серые. Саша кормит Альму и гуляет с ней. Альма скучает по Саше.

— О чем этот текст? (О дружбе.)

  • У кого есть такой друг?
  • Спишите. Найдите в тексте слова, обозначающие предметы, признаки предмета и  действие предмета.

Необходимое оснащение:    тетрадь, ручка.

Необходимые дидактические материалы:

- карточка №2

ГРУППА 3. Станция Онлайн

Около каждого компьютера лежит инструкция по работе на данной станции (см. Приложение 3)

Выполнение заданий в «Яндекс учебнике».

Русский язык – Правописание – Правописание согласных – Непроизносимые согласные:

Задание 1 Карточка 1,2

Задание 2 Карточка 1,2

Задание 3 Карточка 1,2

Задание 4 Карточка 1,2

Задание 5 Карточка 1,2

Задание 6 Карточка 1,2

Необходимое оснащение:

- компьютер с выходом в интернет.

Необходимые дидактические материалы:

- инструкции для работы на станции Онлайн;

- логин и пароль от «Яндекс учебник».

ЗАВЕРШЕНИЕ УРОКА

Итоговой работой урока будет проверочный тест по данной теме.

Ребята выполняют тест. (см. Приложение 1).  Далее сверяют с правильными ответами (см. Приложение 2), вносят корректировки, делают самооценку.

Необходимое оснащение: ручка, тест;

Необходимые дидактические материалы:

Приложение 1

Тест

ФИ ученика___________________________________________

Обведи кружком правильный ответ. В каждом вопросе только один правильный вариант. За каждый правильный ответ – 1 балл

  1. На какие вопросы отвечает имя существительное?

а) кто? Что?

б) какой? Какая?

в) что делает?

    2. В каком варианте все слова прилагательные?

А) серый, красивая, большой

б) окно, веселый, ходить

в) маленький, круглый, мяч

    3. На какие вопросы отвечает глагол?

А) какой? Какая?

Б) что делает? что сделает?

В) кто? Что?

     4. К какой части речи относятся слова: шар, облако, кот, игрушка?

А) имя прилагательное.

Б) имя существительное

в) глагол

      5. В каком варианте все слова обозначают глагол?

А) идти, красивый, видеть

б) бегут, ломают, делать

в) мяч, сидеть, учусь

Приложение 2

Ключ к тесту

1. – а

2. – а

3. – б

4. – б

5. – б

Все правильные ответы – оценка 5

Четыре правильных ответа – оценка 4

Три правильных ответа – оценка 3

Менее трех правильных ответов – оценка 2

Приложение 3

Инструкция для работы на станции Онлайн

ВРЕМЯ РАБОТЫ НА СТАНЦИИ – 8 МИНУТ

Компьютер включен.

  1. Войдите на сайт 123.ya.ru
  2. Укажите «Логин» (ваш Логин указан на вашей карточке)
  3. Укажите «Код» (ваш Код указан на вашей карточке)
  4. Далее нажмите «Войти как ученик»
  5. Выбрать предмет «Русский язык»
  6. Выбрать «Занятия»
  7. Приступай к выполнению заданий, начиная с первого.

Приложение 4

Инструкция для работы на станции Проект

ВРЕМЯ РАБОТЫ НА СТАНЦИИ – 8 МИНУТ

  1. Работа в группе. Выберите капитана своей группы.

     2.   Как только капитан выбран, он должен надеть на голову отличительный знак – кепку капитана! (Кепка лежит на столе.) Капитан организует работу всей группы.

    3.   Выберите в группе – таймкипера (он будет следить за временем; для этого у вас есть будильник или можно воспользоваться сотовым телефоном).

  4.   Выберите секретаря, который будет отвечать за написание работы.

  5.  Как только роли распределены, таймкипер и секретарь должны надеть на голову отличительные знаки! (Кепки лежат на столе.)

  6.  Приступайте к работе – за 8 минут вам нужно выполнить задание на карточке №3

Карточка №1

Здравствуй, солнце, радостный, сердце.

Карточка №2

  • 1 вариант – грустный – грустить, счастливый – счастье
  • 2 вариант – хвастливый – хвастун, здравствуй – здравие
  • 3 вариант – тростник – тросточка, звездный – звездочка

Карточка №3

Для станции проект

1 группа.  Найди пару.

         

Карточка №4

2 группа

C:\Users\Viktor\Desktop\img6 (1).jpg

Карточка №5

3 группа.  Отгадайте загадки. Найдите имена прилагательные.

Конь стальной,

Хвост льняной.

Ответ:

Зеленые листочки,
Желтые сережки,
Стоит в лесочке

На белой ножке.

Ответ:

Зимой белый,

Летом серый.

Ответ:

Бываю черный, красный, синий

С начинкой твердой в середине.

Ответ:


[1] Например, тест, опрос, выполнение задания, создание продукта (результат проекта), портфолио, самостоятельная/контрольная работа,

[2] Опишите конкретные критерии/показатели/индикаторы, которые используются при оценке достижения запланированных результатов. Например, если инструмент проверки – тест, то в данном разделе вам необходимо включить сам тест со всеми вопросами и вариантами ответов на них, обозначить правильные ответы и вес каждого правильного ответа.  Другой пример – результатом обучения у вас будет публичное выступление. Следовательно, в данном разделе вам необходимо привести критерии оценки публичного выступления и шкалу перевода баллов в отметку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОБЛЕМНЫЙ УРОК ПО ТЕМЕ: «Правило проверки слов с непроизносимыми согласными» («Школа России»; учебник Рамзаевой Т.Г., 3 - й класс)

 Цели:в  ходе  исследовательской  деятельности  сформулировать  вместе  с  учащимися  правило  проверки    написания  слов  с  непроизносимыми  согласными;формировать  умение  проверять написание  сло...

Семинар на тему" Правила проверки слов с непроизносимыми согласными."

Выступление на семинареТема: Правила проверки слов с непроизносимыми  согласными.Цели:1) Обучающие: формировать у детей представления о словах с непроизносимыми согласными звуками в корне; формир...

Урок русского языка "Правило правописания слов с непроизносимыми согласными в корне слова" 3 класс

Урок русского языка "Правило правописания слов с непроизносимыми согласными в корне слова" 3 класс...

Технологическая карта урока русского языка на тему «Способы проверки слов с непроизносимой согласной в корне слова» УМК "Школа России"

Тема урока «Способы проверки слов с непроизносимой согласной в корне слова» Тип урока: урок-рефлексияЦель урока: совершенствование и углубление знаний учащихся о способах проверки сло...