Конспект урока русского языка 4 класс "Изложение повествовательного текста с элементами описания по зрительному восприятию по готовому плану «Мимоза» "
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Конспект урока русского языка 4 класс "Изложение повествовательного текста с элементами описания по зрительному восприятию по готовому плану «Мимоза» "
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_russkogo_yazyka_izlozhenie.docx | 335.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Изложение повествовательного текста с элементами описания по зрительному восприятию по готовому плану «Мимоза»
Класс: 4
Цель урока: организация деятельности обучающихся для развития связной речи посредством изложения повествовательного текста с элементами описания по зрительному восприятию по готовому плану
Задачи урока:
Образовательные: способствовать формированию умения определять тему текста, главную мысль текста, озаглавливать текст, передавать содержание текста с использованием готового плана, памятки, и опорных слов.
Развивающие: способствовать развитию оперативной памяти, логического мышления, произвольного внимания, связной речи, расширению словарного запаса, умения выделять главное, умения письменно излагать зрительно воспринятый текст, орфографической и пунктуационной грамотности, каллиграфических навыков письма.
Воспитательные: содействовать воспитанию уважительного отношения к мамам, девочкам, женщинам, внимательности, скромности, благодарности, уважения, способности совершать благородные поступки, которые делают человека счастливым;
позитивного отношения к написанию изложений, интереса к русскому языку; бережное отношение к слову, родному языку, необходимых мотивационно-волевых качеств: усидчивость, сила воли, аккуратность, самостоятельность, внимательность, ответственность за продукты собственной деятельности.
Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, применение на уроке ТСО и ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами.
Планируемые результаты:
Личностные: уметь ценить и принимать следующие базовые ценности: терпение, совместный труд и уважение к мнению одноклассников; умение актуализировать личностный смысл к изучению темы; осознавать ценность совместной работы, ответственность за продукты собственной деятельности; проявлять интерес к русскому языку, этические чувства: уважение, доброжелательность, уверенность; осознавать богатство русского языка, его величие и многогранность.
Метапредметные:
Формирование познавательных универсальных учебных действий: ориентируются в тексте, осознают познавательную задачу, сравнивают, выделяют главное, анализируют, делать выводы; умение строить логическую цепочку рассуждений, выдвигать гипотезы и обосновывать их, осуществлять анализ, синтез, сравнение, устанавливают причинно-следственные связи.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий: контролируют свою готовность к уроку, организовывают своё рабочее место, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, самостоятельно оценивать выполненные действия и вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок, ставить для себя новые учебные задачи в обучении и познавательной деятельности; умеют выполнять учебные действия в сотрудничестве с учителем и другими обучающимися, ставят цель, составляют план работы, осуществляют оценку результативности.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: умеют строить монологическую и диалогическую речь на заданную тему, с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии задачами, умеют слушать, понимать обращённую речь, следовать инструкциям, адекватно реагировать на замечания учителя, участвуют в диалоге при обсуждении изучаемого материала, выражают свои мысли с полнотой и точностью, умеют аргументировать свою точку зрения и обосновывать её.
Предметные: умеют определять тему текста, главную мысль текста, озаглавливать текст, передавать содержание текста с использованием памятки, плана и опорных слов
Организация пространства: фронтальная, работа в паре, индивидуальная.
Основные образовательные ресурсы: выставка книг к 8 Марта, книги В. Железникова,
выставка рисунков, газета к 8 Марта, творческие работы «Текст-поздравление с 8 Марта»
Оформление доски: памятка «Как подготовиться к изложению», готовый план текста, слова для справок.
Содержательный компонент урока:
I. Организация начала урока.
1. Приветствие.
У: Здравствуйте, ребята!
2. Проверка готовности к уроку.
У: Проверьте, всё ли у вас готово к уроку: учебник, тетрадь, ручка и простой карандаш.
3. Мотивация к обучению и познанию. Эмоциональный настрой на учебную работу.
У: Сегодня мы с вами будем писать изложение. Вспомним, что такое изложение?
О: Изложение – это письменный пересказ текста.
У: Как вы думаете, для чего пишут изложения?
О: Чтобы научиться передавать содержание прочитанного, узнать что-то новое, развивать письменную речь.
У: Совершенно верно, изложения помогают активизировать мыслительную деятельность, развивают логику, память, творческие способности и, конечно, речь. А развитая речь — это основа уверенности и успеха.
II Актуализация умений и знаний.
У: Какой был праздник в это воскресенье?
О: 8 Марта
У: Мы посмотрели презентацию из истории этого праздника, из которой узнали, что 8 Марта считается днём международной солидарности женщин в борьбе за свои права, что в России этот праздник впервые отмечали в Петербурге в 1913 году. Кем и где только не работали наши женщины. Рассмотрите репродукции картин, на которых изображены женщины рабочие, колхозницы, врачи, учителя, скульпторы. Сегодня 8 Марта – это праздник весны и света, день уважения к традиционной роли женщины как жены, матери, подруги. Мы оформили праздничную газету. У всех было хорошее настроение. У вас сейчас хорошее настроение? Мы поднимем себе настроение красивыми стихотворениями. Кто вспомнит стихи о Женском дне? (обучающиеся читают стихи)
Посмотрим на выставку рисунков, которую вы приготовили.
Молодцы! Постарались. Спасибо за работу, за поздравления. Ваши творческие работы мы поместим в нашу праздничную газету.
III. Открытие новой темы. Целеполагание.
У: Откройте учебники (с. 65), найдите упр. 138. Назовите тему нашего урока.
О: тема урока - изложение
У: Да, у нас работа по развитию связной речи. Мы будем писать изложение текста.
Но, прежде чем мы продолжим, попробуйте определить задачи сегодняшнего урока, используя «слова – помощники»: вспомним, познакомимся, узнаем, будем учиться.
О: Вспомним, как писать изложение, будем учиться писать изложение
У: С помощью чего мы пишем изложение?
О: По памятке
У: Итак, мы продолжим учиться писать изложение текста с использованием памятки.
IV. Открытие новых умений и знаний
1) Работа с текстом. Прогнозирование содержания текста.
У: Обратимся к тексту. Что вы можете сказать о его содержании до чтения?
Текст без названия. Есть иллюстрация, на которой мальчик дарит девочке цветы, при этом он убегает от неё. Как вы думаете, почему?
О: Он стесняется, так как первый раз дарит девочке цветы
У: Что ещё есть вам в помощь, кроме иллюстрации и памятки?
О: План текста
У: Верно, сегодня работаем по готовому плану текста. Он есть на доске вместе со словами для справок.
2) Работа над изложением. Работа с памяткой.
Знакомство с текстом. Беседа по содержанию.
У: Вспомните памятку «Как подготовиться к изложению»
(Обучающиеся обращаются к памятке и рассказывают ее)
У: Прочитаем текст для изложения. Определите тип текста.
Мимоза
День 8 Марта. Утром Витя увидел на столе огромный букет мимозы. Веточки были такие хрупкие, такие жёлтые и свежие, как первый тёплый день! Цветы подарил маме папа.
Витя поздравил маму открыткой. Там было написано: «Дорогая мамочка, поздравляю тебя с Восьмым марта. Обещаю всегда тебя слушаться». Мама поблагодарила сына и предложила подарить несколько веточек мимозы Лене Поповой.
Витя взял три веточки мимозы и пошёл в школу. У школы он встретил Лену и подарил ей цветы. Девочка стала благодарить Витю, но тот убежал.
Никто из мальчиков в классе ничего в этот день не подарил девочкам. Только перед Леной лежали три нежные веточки мимозы.
В этот день Лена Попова несла домой три веточки мимозы. Ей казалось, что в них отражается солнце, что они такие красивые, такие особенные. Это ведь были первые мимозы в её жизни.
В. Железников
О: Текст-повествование с элементами описания
У: Определите тему текста.
О: Поздравление с 8 Марта
У: Назовите основную мысль текста.
О: Благодарность и внимание к родным, близким, знакомым приносят радость тому, кто благодарит, и тому, кого благодарят, кому оказывают внимание
Озаглавьте текст.
О: «Мимоза»
У: Что вы знаете о мимозе? Посмотрите, как она выглядит. (Учитель показывает веточку мимозы)
Обсуждение структуры текста. Орфографическая подготовка.
У: Как мы уже сказали, вам в помощь дан план. Прочитайте его.
Теперь поищите листочки с пунктами плана в классе и прикрепите их на доску по порядку.
Проверьте правильность выполнения задания по учебнику.
Обратимся к тексту. Сколько частей в нём?
О: в тексте 4 части
У: О чём говорится в первой части?
О: Витя увидел веточки мимозы
У: Как автор говорит о веточках?
Обратите внимание, как написана дата 8 Марта.
Назовите опорные слова в первой части.
О: 8 Марта, букет мимозы, хрупкие, как первый тёплый день, подарок папы
У: Обратите внимание на правописание окончаний имён прилагательных.
О чём говорится во второй части текста?
О: Витя подарил маме открытку
У: Прочитайте текст открытки. Как ответила мама на поздравление сына?
Найдите опорные слова во второй части.
О: открытка для мамы, поблагодарила предложила подарить, несколько веточек мимозы
У: О чём говорится в третьей части?
О: Витя подарил Лене мимозы
У: Назовите опорные слова третьей части.
О: веточки мимозы, у школы, встретил, подарил, стала благодарить, убежал
У: О чём говорится в четвёртой части?
О: Никто из девочек, кроме Лены не получил подарки в этот день
У: Как автор называет мимозы в этой части?
О: В них отражается солнце, они особенные
У: Назовите опорные слова в этой части.
О: Девочки без подарков, нежные веточки мимозы, отражается солнце, особенные, первые мимозы
Лексико – орфографическая работа.
У: обратите внимание на правописание слов.
Жёлтые
Солннце
Красивые
Казалось
Домой
Дорогая
Цветы
Убежал
Несла
Повторное чтение текста
У: Продолжаем работу по памятке. Прочитайте текст ещё раз. Обратите внимание на структуру текста, оформление предложений, постановку знаков препинания, на употребление слов и словосочетаний, правописание слов.
Пересказ текста по плану
У: Перескажите текст по плану.
У: Напишите изложение текста по плану и опорным словам.
Самопроверка. Редактирование текста.
У:Проверьте свои работы. Если нужно, отредактируйте.
У: Аккуратно перепишите свое изложение в тетрадь.
Рефлексия.
У: Понравился ли вам текст, с которым работали?
Чему он вас научил?
Какие трудности вы испытывали при написании изложения?
О каком подарке шла речь в тексте?
Всем спасибо за работу. Урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по русскому языку в 4 классе. Изложение по рассказу А.П. Чехова « Белолобый». (Повествовательный текст с элементами описания).
1. Учить детей воспринимать и понимать чужой текст, его тему, Главную мысль; 2. Учить устан...
Конспект урока по развитию речи в 4 классе по теме: «Краткое изложение повествовательного текста с элементами описания»
Конспект урока по развитию речи в 4 классе. Учащиеся пишут краткое изложение по последней части рассказа К. Паустовского "Заячьи лапы"....
Урок развития речи в 4 классе "Изложение повествовательного текста с элементами описания"
Реализация системного подхода в обучении младших школьников созданию письменных текстов разных типов ( повествование, описание, рассуждение)Изложение повествовательного текста с элементами описа...
Конспект урока русского языка в 4 классе на тему "Изложение повествовательного текста с элементами описания"
Урок русского языка с исппользованием презентации "Мимоза"...
Конспект урока русского языка "Изложение повествовательного текста по опорным словам и составленному плану" , УМК "Школа России", 3 класс
Цели деятельности учителя: формирование умения передавать содержание текста по составленному плану.Планируемые результаты:Предметные:Знать содержание текста по плану,Знать тему и основную мысль текста...
Конспект урока русского языка 3 класс "Сочинение повествовательного текста с элементами описания по зрительному восприятию по коллективно-составленному плану «Красота русской зимы»"
Конспект урока русского языка 3 класс "Сочинение повествовательного текста с элементами описания по зрительному восприятию по коллективно-составленному плану «Красота русской зимы&raq...
Технологическая карта урока по русскому языку, тема: Изложение повествовательного текста с элементами описания", 4 класс
Цель: формирование умений в определение темы текста, главной мысли каждой части, передачи содержания текста с опорой на вопросы плана, развитие речи в письменной форме.Задачи урока:Дидактические:1. На...