Конспект урока русского языка 4 класс "Изложение повествовательного текста с элементами описания по зрительному восприятию по готовому плану «Мимоза» "
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Котова Ульяна Сергеевна

Конспект урока русского языка  4 класс "Изложение повествовательного текста с элементами описания по зрительному восприятию по готовому плану «Мимоза» "

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_russkogo_yazyka_izlozhenie.docx335.29 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Изложение повествовательного текста с элементами описания по зрительному восприятию по готовому плану «Мимоза»

Класс: 4

Цель урока: организация деятельности обучающихся для развития связной речи посредством изложения повествовательного текста с элементами описания по зрительному восприятию по готовому плану

Задачи урока:

Образовательные: способствовать формированию умения определять тему текста, главную мысль текста, озаглавливать текст, передавать содержание текста с использованием готового плана, памятки, и опорных слов.

Развивающие: способствовать развитию оперативной памяти, логического мышления, произвольного внимания, связной речи, расширению словарного запаса, умения выделять главное, умения письменно излагать зрительно воспринятый текст, орфографической и пунктуационной грамотности, каллиграфических навыков письма.

Воспитательные: содействовать воспитанию уважительного отношения к мамам, девочкам, женщинам, внимательности, скромности, благодарности, уважения, способности совершать благородные поступки, которые делают человека счастливым;

 позитивного отношения к написанию изложений, интереса к русскому языку; бережное отношение к слову, родному языку, необходимых мотивационно-волевых качеств: усидчивость, сила воли, аккуратность, самостоятельность, внимательность, ответственность за продукты собственной деятельности.

Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, применение на уроке ТСО и ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами.

Планируемые результаты:

Личностные: уметь ценить и принимать следующие базовые ценности: терпение, совместный труд и уважение к мнению одноклассников; умение актуализировать личностный смысл к изучению темы; осознавать ценность совместной работы, ответственность за продукты собственной деятельности; проявлять интерес к русскому языку, этические чувства: уважение, доброжелательность, уверенность; осознавать богатство русского языка, его величие и многогранность.

Метапредметные:

Формирование познавательных универсальных учебных действий: ориентируются в тексте, осознают познавательную задачу, сравнивают, выделяют главное, анализируют, делать выводы; умение строить логическую цепочку рассуждений, выдвигать гипотезы и обосновывать их, осуществлять анализ, синтез, сравнение, устанавливают причинно-следственные связи.

Формирование регулятивных универсальных учебных действий:  контролируют свою готовность к уроку, организовывают своё рабочее место, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, самостоятельно оценивать выполненные действия и вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок, ставить для себя новые учебные задачи в обучении и познавательной деятельности; умеют выполнять учебные действия в сотрудничестве с учителем и другими обучающимися, ставят цель, составляют план работы, осуществляют оценку результативности.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: умеют строить монологическую и диалогическую речь на заданную тему, с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии задачами, умеют слушать, понимать обращённую речь, следовать инструкциям, адекватно реагировать на замечания учителя, участвуют в диалоге при обсуждении изучаемого материала, выражают свои мысли с полнотой и точностью, умеют аргументировать свою точку зрения и обосновывать её.

Предметные: умеют определять тему текста, главную мысль текста, озаглавливать текст, передавать содержание текста с использованием памятки, плана и опорных слов

Организация пространства: фронтальная, работа в паре, индивидуальная.

Основные образовательные ресурсы: выставка книг к 8 Марта, книги В. Железникова,

выставка рисунков, газета к 8 Марта, творческие работы «Текст-поздравление с 8 Марта»

Оформление доски: памятка «Как подготовиться к изложению», готовый план текста, слова для справок.

Содержательный компонент урока:

I. Организация начала урока.

1. Приветствие.

У: Здравствуйте, ребята!

2. Проверка готовности к уроку.

У: Проверьте, всё ли у вас готово к уроку: учебник, тетрадь, ручка и простой карандаш.

3. Мотивация к обучению и познанию. Эмоциональный настрой на учебную работу.

У: Сегодня мы с вами будем писать изложение. Вспомним,  что такое изложение?

О: Изложение – это письменный пересказ текста.

У: Как вы думаете, для чего пишут изложения?

О: Чтобы научиться передавать содержание прочитанного, узнать что-то новое, развивать письменную речь.

У: Совершенно верно, изложения помогают активизировать мыслительную деятельность, развивают логику, память, творческие способности и, конечно, речь. А развитая речь — это основа уверенности и успеха.

II Актуализация умений и знаний.

У: Какой был праздник в это воскресенье?  

О:  8 Марта

У: Мы посмотрели презентацию из истории этого праздника, из которой узнали, что 8 Марта считается днём международной солидарности женщин в борьбе за свои права, что в России этот праздник впервые отмечали в Петербурге в 1913 году. Кем и где только не работали наши женщины. Рассмотрите репродукции картин, на которых изображены женщины рабочие, колхозницы, врачи, учителя, скульпторы.  Сегодня 8 Марта – это праздник весны и света, день уважения к традиционной роли женщины как жены, матери, подруги. Мы оформили праздничную газету. У всех было хорошее настроение. У вас сейчас хорошее настроение? Мы поднимем себе настроение красивыми стихотворениями. Кто вспомнит стихи о Женском дне? (обучающиеся читают стихи)

Посмотрим на выставку рисунков, которую вы приготовили.  

Молодцы! Постарались. Спасибо за работу, за поздравления. Ваши творческие работы мы поместим в нашу праздничную газету.

III. Открытие новой темы. Целеполагание.

У: Откройте учебники (с. 65), найдите упр. 138.  Назовите тему нашего урока.

О: тема урока - изложение

У: Да, у нас работа по развитию связной речи. Мы будем писать изложение текста.

Но, прежде чем мы продолжим, попробуйте определить задачи сегодняшнего урока, используя «слова – помощники»: вспомним, познакомимся, узнаем, будем учиться.

О: Вспомним, как писать изложение, будем учиться писать изложение

У: С помощью чего  мы пишем изложение?  

О: По памятке

У: Итак, мы продолжим учиться писать изложение текста с использованием памятки.https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/1174/000db98b-2df79b9f/img4.jpg

IV. Открытие новых умений и знаний

1) Работа с текстом. Прогнозирование содержания текста.

У: Обратимся к тексту. Что вы можете сказать о его содержании до чтения?

Текст без названия. Есть иллюстрация, на которой мальчик дарит девочке цветы, при этом он убегает от неё. Как вы думаете, почему?

О:  Он стесняется, так как первый раз дарит девочке цветы

У: Что ещё есть вам в помощь, кроме иллюстрации и памятки?

О: План текста

У: Верно, сегодня работаем по готовому плану текста. Он есть на доске вместе со словами для справок.

 План Слова для справок 1.Букет мимозы. День 8 Марта, огромный букет мимозы, веточки такие жёлтые и свежие, первый теплый день. 2.Поздравление сына. Поздравил маму, «Дорогая мамочка, поздравляю тебя с Восьмым марта. Обещаю всегда тебя слушаться», мама поблагодарила, предложила подарить. 3.Предложение мамы принято. Взял веточки мимозы, встретил Лену, стала благодарить. 4.В цветах отразилось солнце. Никто не подарил, лежали нежные веточки мимозы, несла домой, отражается солнце, красивые, особенные, первые мимозы.

2) Работа над изложением. Работа с памяткой.

Знакомство с текстом. Беседа по содержанию.

У: Вспомните памятку «Как подготовиться к изложению»

 (Обучающиеся обращаются  к памятке и рассказывают ее)

У: Прочитаем текст  для изложения. Определите тип текста.

Мимоза

День 8 Марта. Утром Витя увидел на столе огромный букет мимозы. Веточки были такие хрупкие, такие жёлтые и свежие, как первый тёплый день! Цветы подарил маме папа.

Витя поздравил маму открыткой. Там было написано: «Дорогая мамочка, поздравляю тебя с Восьмым марта. Обещаю всегда тебя слушаться». Мама поблагодарила сына и предложила подарить несколько веточек мимозы Лене Поповой.

Витя взял три веточки мимозы и пошёл в школу. У школы он встретил Лену и подарил ей цветы. Девочка стала благодарить Витю, но тот убежал.

Никто из мальчиков в классе ничего в этот день не подарил девочкам. Только перед Леной лежали три нежные веточки мимозы.

В этот день Лена Попова несла домой три веточки мимозы. Ей казалось, что в них отражается солнце, что они такие красивые, такие особенные. Это ведь были первые мимозы в её жизни.

В. Железников

О:  Текст-повествование с элементами описания

У: Определите тему текста.

О: Поздравление с 8 Марта

У: Назовите основную мысль текста.

О: Благодарность и внимание к родным, близким, знакомым приносят радость тому, кто благодарит, и тому, кого благодарят, кому оказывают внимание

Озаглавьте текст.  

О: «Мимоза»

У: Что вы знаете о мимозе? Посмотрите, как она выглядит.  (Учитель показывает веточку мимозы)

 Обсуждение структуры текста. Орфографическая подготовка.

У: Как мы уже сказали, вам в помощь дан план. Прочитайте  его.  

Теперь поищите листочки с пунктами плана в классе и прикрепите их на доску по порядку.  

Проверьте правильность выполнения задания по учебнику.

Обратимся к тексту. Сколько частей в нём?

О: в тексте 4 части

У: О чём говорится в первой части?

О: Витя увидел веточки мимозы

У: Как автор говорит о веточках?

Обратите внимание, как написана дата 8 Марта.

Назовите опорные слова в первой части.

О: 8 Марта, букет мимозы, хрупкие, как первый тёплый день, подарок папы

У: Обратите внимание на правописание окончаний имён прилагательных.

О чём говорится во второй части текста?

О: Витя подарил маме открытку

У: Прочитайте текст открытки. Как ответила мама на поздравление сына?

Найдите опорные слова во второй части.

О: открытка для мамы, поблагодарила предложила подарить, несколько веточек мимозы

У: О чём говорится в третьей части?  

О: Витя подарил Лене мимозы

У: Назовите опорные слова третьей части.

О: веточки мимозы, у школы, встретил, подарил, стала благодарить, убежал

У: О чём говорится в четвёртой части?

О: Никто из девочек, кроме Лены не получил подарки в этот день

У: Как автор называет мимозы в этой части?

О: В них отражается солнце, они особенные

У: Назовите опорные слова в этой части.  

О: Девочки без подарков, нежные веточки мимозы, отражается солнце, особенные, первые мимозы

Лексико – орфографическая работа.

У: обратите внимание на правописание слов.

Жёлтые

Солннце

Красивые

Казалось

Домой

Дорогая

Цветы

Убежал

Несла

Повторное чтение текста

У: Продолжаем работу по памятке. Прочитайте текст ещё раз. Обратите внимание на структуру текста, оформление предложений, постановку знаков препинания, на употребление слов и словосочетаний, правописание слов.

Пересказ текста по плану

У: Перескажите текст по плану.

У: Напишите изложение текста по плану и опорным словам.

 Самопроверка. Редактирование текста.

У:Проверьте свои работы. Если нужно, отредактируйте.

У: Аккуратно перепишите свое изложение в тетрадь.

Рефлексия.

У: Понравился ли вам текст, с которым работали?

Чему он вас научил?

Какие трудности вы испытывали при написании изложения?

О каком подарке шла речь в тексте?

Всем спасибо за работу. Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку в 4 классе. Изложение по рассказу А.П. Чехова « Белолобый». (Повествовательный текст с элементами описания).

1. Учить детей воспринимать и понимать чужой текст, его тему, Главную мысль;          2. Учить устан...

Конспект урока по развитию речи в 4 классе по теме: «Краткое изложение повествовательного текста с элементами описания»

Конспект урока по развитию речи в 4 классе. Учащиеся пишут краткое изложение по последней части рассказа К. Паустовского "Заячьи лапы"....

Урок развития речи в 4 классе "Изложение повествовательного текста с элементами описания"

Реализация системного подхода в обучении младших школьников созданию письменных текстов разных типов ( повествование, описание, рассуждение)Изложение повествовательного текста с элементами описа...

Конспект урока русского языка "Изложение повествовательного текста по опорным словам и составленному плану" , УМК "Школа России", 3 класс

Цели деятельности учителя: формирование умения передавать содержание текста по составленному плану.Планируемые результаты:Предметные:Знать содержание текста по плану,Знать тему и основную мысль текста...

Конспект урока русского языка 3 класс "Сочинение повествовательного текста с элементами описания по зрительному восприятию по коллективно-составленному плану «Красота русской зимы»"

Конспект урока русского языка  3 класс "Сочинение повествовательного текста с элементами описания по зрительному восприятию по коллективно-составленному плану «Красота русской зимы&raq...

Технологическая карта урока по русскому языку, тема: Изложение повествовательного текста с элементами описания", 4 класс

Цель: формирование умений в определение темы текста, главной мысли каждой части, передачи содержания текста с опорой на вопросы плана, развитие речи в письменной форме.Задачи урока:Дидактические:1. На...