Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме: "Имя прилагательное как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Кукушкина Елена Юрьевна

Цель   урока: познакомить учащихся с новой частью речи и ролью её в русском языке.

Задачи: Создание условий для формирования исследовательской деятельности учащихся через включение их в учебное исследование; формировать умения определять имена прилагательные и отличать от других частей речи; совершенствовать умения анализировать результаты исследования, делать вывод.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_28.02.docx648.67 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Имя прилагательное как часть речи

Класс:  2 класс  

Предмет:  Русский язык

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, карточки со словарными словами.

Цель   урока: познакомить учащихся с новой частью речи и ролью её в русском языке.

Задачи:

1. Создание условий для формирования исследовательской деятельности учащихся через включение их в учебное исследование; формировать умения определять имена прилагательные и отличать от других частей речи; совершенствовать умения анализировать результаты исследования, делать вывод;

2. Развивать самоконтроль, мышление, речь;

3. Воспитывать уважительное отношение друг к другу.

УУД: личностные: осознание значимости в речи имен прилагательных; актуализация мыслительной и творческой деятельности; формирование умения работать по словесной и письменной инструкции и алгоритму. Регулятивные: отработка умения анализировать объекты с целью выделения признаков, структурировать знания; сличение способа действия при анализе имен прилагательных, Коммуникативные: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи.

№ п\п

Этап урока

Деятельность учителя

11

Организационный момент

Воспитательный аспект

- Добрый день! - тебе сказали.

- Добрый день! - ответил ты,

Нас две ниточки связали.

             Теплоты и доброты. (Слайд 1)

-Что такое «ниточки доброты»?

-И пусть эти ниточки тянутся за нами всю жизнь, переплетаясь между собой.

-С теплотой и добрым сердцем улыбнитесь друг другу и поприветствуйте наших гостей дружными аплодисментами.

-Откройте тетради, запишите число, классная работа.

22

Минутка чистописания.

б, д, бд

-Сегодня на уроке вы превратитесь в исследователей, чтобы продолжать покорение вершин знаний, а что нам для этого понадобится? И, конечно, ваш ум и смекалка.

-Отгадайте загадку.

- Кто в лесу без топоров

Строит избу без углов? (Птицы) (Слайд 2).

- Сегодня, на этом уроке

Мы много узнаем и поймём.

Помогут нам в этом птицы.

Мы их на минутку чистописания позовем.

-Скажите, зачем необходима минутка чистописания?

Ястре…,  лебе…ь,  голу…ь, дроз….

- Какие буквы пропущены в словах? Объясните, почему.

Чередуем написание данных букв отдельно и в соединении. Именно эти буквы мы и повторим сегодня. (Слайд 3, 4).

-Подчеркните самые удачные элементы.

33

Словарная работа

Воспитательный аспект

Таблички на доске

Работа в группе

Воспитательный аспект

-Действительно, эти птицы не боятся морозов, еду умудряются найти даже зимой. Но всё-таки птичкам зимой очень тяжело.

Из десяти только одна или две доживают до весны. Вот тут- то на помощь им приходит человек. Как мы можем помочь птицам зимой? (Слайд 5).

(Дети читают стихи)

-А вот как помогают наши ученики.

С папой сделали мы домик

 для синичек, воробьёв,

 каждый день их хлебом кормим

-и сестричек, и братьёв.


           Только-только солнце встанет,

 а они уж тут как тут

 и чирикают все дружно

 -завтрак у кормушки ждут.

 
           Рады птички и печенью,

зёрнышкам, пшену, блинам,

 меня рано поднимают

             -будят песней по утрам.

 А ещё я вам ребята

посоветую, как друг:

С папой сделайте кормушку,

будет радостней вокруг!

-Присоединяйтесь к акции!

-Давайте вспомним и запишем названия птиц из словарика и повторим их: воробей, ворона, сорока.

-Скажите, для чего нужно знать написание словарных слов?

-Попробуйте составить из слов ПОСЛОВИЦУ.

-Вспомните правила работы в ГРУППЕ?

-Если ваша группа завершила работу, ответственный поднимает флажок с птицей (снегирь)

-Соберите пословицу (в файле)

- Как вы её понимаете?

Птице даны крылья, а человеку разум.

Вывод: помогите птицам перезимовать, подкармливайте птиц зимой!

-Но не только птицам трудно зимой, но еще и звери выживают в сложных условиях суровой погоды. Названия, каких зверей нужно запомнить?  Заяц, лисица, медведь.  (Слайд 6).

-Для охраны животных люди создают ЗАПОВЕДНИКИ, НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПАРКИ и ЗООПАРКИ. Где наблюдают за жизнью животных, подкармливают и сохраняют их численность (Слайд 7).

44

Актуализация опорных знаний. Сообщение темы и цели урока.

Наблюдение над ролью имен прилагательных в речи.

Физминутка

Прочитайте предложение.   (карточки НА ДОСКЕ)                                                                                        

У неё зубки, рыльце, ушки, шерсть, хвост.

- Как вы думаете, о каком животном идёт речь в этом предложении? (Это сделать трудно.)

- Посмотрите, ребята мнения наши разошлись.

- А как вы думаете почему? (Нет признаков)

- Какие бы слова вы вставили в предложения, если бы речь шла лисице?

- А теперь понятно, о ком же идёт речь в этом предложении?

- А теперь поставьте к словам помощникам вопросы:                                                                                                                                     (карточки)

Зубки               Какие?                     Острые        

Рыльце            Какое?                     Тоненькое        

Ушки               Какие?                     Чуткие        

Шерсть            Какая?                     Золотистая

Хвост               Какой?                     Пушистый        

-Что обозначают слова, которые помогли описать животное?  (Признак предмета)

- Как называются эти слова? Какой частью речи они являются?

-Как вы думаете, какая же тема нашего сегодняшнего урока? (Слайд 8). 

- Молодцы! Вы правильно определили тему урока.

-Какие задачи мы поставим на уроке? Верно, нам предстоит путём исследования выяснить, на какие вопросы отвечает и что обозначает имя прилагательное, для чего они нужны в речи. 

-  Так какой же вывод можно сделать? Что такое имя прилагательное? Кто сможет сформулировать? (Слайд 9).

Вывод: Имена прилагательные –самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие? и обозначает признак предмета.

Очень занимательное – имя прилагательное.
Трудно будет без него, если пропадёт оно.                                              

Ну представь-ка, себе это!  

Как без признаков  предметы?
Будем спорить, говорить, веселиться и шутить.
Что тогда получится? Стоит разве мучиться?
Не скажем маме: милая, красивая, любимая.
Отцу, и брату, и сестре не сможем говорить нигде
Эти замечательные прилагательные.
Будем всюду замечать и к месту в речи их вставлять.

-Я предлагаю вам немного отдохнуть и прогуляться по зимнему лесу. Красив и необыкновенен зимний лес…(Слайд 10)

-Как замерзли и устали наши ручки.

«Массажная гимнастика для пальчиков»

55

Исследование данной проблемы. Работа над новым материалом. Работа с текстом.

Работа в парах

-  Посмотрите на экран, перед вами предложения, прочитайте текст: (Слайд 11)

В зимнем лесу

     Лес похож на сказку.  Под ёлками лежит снег. Кружась на землю падают снежинки. Шапки на деревьях качаются на ветру. Какая красота!

-Соответствует ли текст той картине, которую мы видели? Чего не хватает?

КАРТОЧКА для работы в паре

-Если ваша пара завершила работу, нужно поднять флажок с птицей (снегирь)

-Дополните предложения именами прилагательными.

В зимнем лесу

____________лес похож на сказку.  Под ________ ёлками лежит _________ снег. Кружась на землю падают _____________ снежинки. __________ шапки на деревьях качаются на ветру. Какая красота!

 Слова для выбора:  зимний, пушистый, белый, колючими,  лёгкие, снежные.

-Можно ли считать эти тексты одинаковыми? Как же изменился текст?  

- Что же отличает первый текст от второго? Как вы думаете? (Наличие прилагательных)

-Запишите два любых предложения в тетрадь, добавив имена прилагательные.

 - Найдите прилагательные в предложениях, подчеркните их волнистой линией. 

- А какую роль сыграли эти прилагательные в данном тексте?

Вывод: Имена прилагательные в речи нужны для того, чтобы речь была красивой, яркой, интересной.

-Да, ребята, вы правы, прилагательные и делают нашу речь более яркой, красочной, выразительной.

-А теперь обратите внимание на СНЕЖИНКИ в тексте. Какие они? А ШАПКИ? (Слайд 12).

-Делаем вывод.

Вывод: Имена прилагательные в речи нужны для точности описания предмета. 

6

6.Закрепление изученного материала.

Устно!

Воспитательный аспект

-Оказывается, если точно описать предмет с помощью прилагательных, то можно узнать его, даже не видя.

-Давайте, поиграем. Угадайте кто это? (Слайд 13).

Игра. Угадай предмет?       

Бурый, мохнатый, косолапый.                                         Медведь

Рыжая, хитрая, ловкая.                                                      Лиса

Серый, хищный, жадный.                                                 Волк

Белый, пушистый, лёгкий.                                                             Снег

Трусливый, косой, длинноухий.                                          

  Заяц

-  Как вы думаете, слова какой части речи уточняют имена прилагательные?

Вывод: Имена прилагательные в речи уточняют имена существительные.

  • Учебник. 99, упр. 137, сказка «Заюшкина избушка»

-Назовите слова, которые помогают представить избушки лисы и зайца.

ЛИСА                ЗАЯЦ

ледяная             лубяная

светлая            тёмная

-Как поступила в этой сказке Лиса по отношению к Зайцу?

-Что бы вы посоветовали зайчику?

-Вслух прочитать определение, запомнить.

  • Учебник. 100, упр. 138, самостоятельно (вкус, форма, цвет)

Вывод: Имена прилагательные называют цвет, форму, размер, вкус предмета.

8

7.Итог урока

-  Итак, ребята, давайте подведем итог урока? Рассказ об имени прилагательном.

 Схема на доске (КАРТОЧКИ):

-самостоятельная часть речи;

-отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие?

-обозначает признак предмета;

-описывают предмет, называют цвет, форму, размер, вкус предмета;

-уточняют имена существительные;

-делают речь красивой, яркой и интересной.

 

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь.

Меня вам надо знать, беречь! (Слайд 14)

-А как вы думаете, пригодятся ли вам знания, которые мы приобрели в ходе исследования на следующих уроках?

-Кто из вас кормит птичек или сделает это после нашего урока –поднимите ФЛАЖОК с птичкой. Важно поддержать экологическую акцию: «Покормите птиц зимой»?  

8.Рефлексия

-Предлагаю оценить значимость нашего урока, выбрав подходящее ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ: интересный, полезный, поучительный и поселить (приклеить) ПТИЧКУ на скворечник, который поможет птицам и весной.

7

9.Домашнее задание

Домашнее задание: по выбору.

Стр. 100, упр. 139.

Стр. 100, упр. 140.

КАРТОЧКА

Дополните предложения именами прилагательными.

В зимнем лесу

_____________лес похож на сказку.  Под ________________ ёлками лежит ________________ снег. Кружась на землю падают _______________ снежинки. __________ шапки на деревьях качаются на ветру. Какая красота!

Слова для выбора:   зимний, пушистый, колючими,  лёгкие, снежные.

КАРТОЧКА

Дополните предложения именами прилагательными.

В зимнем лесу

_____________лес похож на сказку.  Под ________________ ёлками лежит ________________ снег. Кружась на землю падают _______________ снежинки. __________ шапки на деревьях качаются на ветру. Какая красота!

Слова для выбора:   зимний, пушистый, колючими,  лёгкие, снежные.

КАРТОЧКА

Дополните предложения именами прилагательными.

В зимнем лесу

_____________лес похож на сказку.  Под ________________ ёлками лежит ________________ снег. Кружась на землю падают _______________ снежинки. __________ шапки на деревьях качаются на ветру. Какая красота!

Слова для выбора:   зимний, пушистый, колючими,  лёгкие, снежные.

С папой сделали мы домик

 для синичек, воробьёв,

 каждый день их хлебом кормим

-и сестричек, и братьёв.


 Только-только солнце встанет,

 а они уж тут как тут

 и чирикают все дружно

 -завтрак у кормушки ждут.

 
 Рады птички и печенью,

 зёрнышкам, пшену, блинам,

 меня рано поднимают

 -будят песней по утрам.

А ещё я вам, ребята,

посоветую, как друг:

-С папой сделайте кормушку,

будет радостней вокруг!

C:\Users\Kukus\Desktop\100025800268b0.jpg

C:\Users\Kukus\Desktop\100025800268b0.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 4 КЛАСС ПО ТЕМЕ: "Имя прилагательное" РазвитиеУУД в начальной школе.

Методическая разработка урока по русскому языку с использованием технологией диалогового взаимодействия....

презентация к уроку русского языка 4 класс(школа 2100).Имя прилагательное как часть речи,роль в тексте.Прилагательные-антонимы.

презентация к уроку русского языка 4 класс(школа 2100).Имя прилагательное как часть речи,роль в тексте.Прилагательные-антонимы.Разработана к уроку русского языка,включает в себя словарную работу.морфо...

Технологическая карта по русскому языку 3 класс по теме: "Имя прилагательное как часть речи"

В данной технологической карте содержится разработка урока по русскому языку в 3 классе по теме: "Имя прилагательное как часть речи"...

Конспект урока по русскому языку 3 класс по теме "Имя прилагательное"

Конспект урока по русскому языку 3 класс по теме "Имя прилагательное"...

Конспект урока по русскому языку 3 класс на тему "Роль прилагательных в тексте"

В данном конспекте урока содержатся планируемые результаты к уроку, а также деятельность учителя и обучающихся на уроке...