Конспект урока по родному языку "Какие особенности рода имён существительных есть в русском языке?" 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Трегубова Диана Сергеевна

Учитель: Трегубова Д.С.
Класс: 3-Г

Дата: 13.01.2022г.

Тема: Какие особенности рода имён существительных есть в русском языке?

Цели: Ввести понятие рода, как постоянного признака, и систематизировать правила по определению рода имен существительных;

совершенствование навыков грамматической орфограммы.

Задачи урока:

Формировать личностные и коммуникативные УУД:

– оказывать интеллектуальную помощь учащимся, которые в этом нуждаются при решении трудных задач;

– учитывать позицию собеседника, самоопределяться;

регулятивные УУД:

--- осуществлять самоконтроль;

--- принимать участие в обсуждении цели урока;

--- понимать и удерживать цель задания;

- -- осуществлять последовательность действий в соответствии с инструкцией;

--- научиться определять род имен существительных;

--- с помощью памятки и теста закрепить знания и умение определять род имени существительного.

Оборудование: учебник, карточки

Тип урока: урок изучения нового материала.

ХОД УРОКА

 

Организация класса

Учитель: Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок!

Все ль на месте?

Все ль в порядке?

Книжка, ручка и тетрадки!

Есть у нас девиз такой,

Все, что надо, под рукой.

2.Актуализация знаний

Фронтальный опрос: Какие слова относим к именам существительным?

--Какие вы знаете морфологические признаки у имен существительных?

(нарицательные, одушевленные, склонение, род, число, падеж.)

-- Какие существительные мы называем одушевленными? Нарицательными?

--- Назовите числа имен существительных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_im_sushch_3_kl.docx15.87 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Трегубова Д.С.
Класс: 3-Г

Дата: 13.01.2022г.

Тема: Какие особенности рода имён существительных есть в русском языке?

Цели: Ввести понятие рода, как постоянного признака, и систематизировать правила по определению рода имен существительных;

совершенствование навыков грамматической орфограммы.

Задачи урока:

Формировать личностные и коммуникативные УУД:

– оказывать интеллектуальную помощь учащимся, которые в этом нуждаются при решении трудных задач;

– учитывать позицию собеседника, самоопределяться;

регулятивные УУД:

--- осуществлять самоконтроль;

--- принимать участие в обсуждении цели урока;

--- понимать и удерживать цель задания;

- -- осуществлять последовательность действий в соответствии с инструкцией;

--- научиться определять род имен существительных;

--- с помощью памятки и теста закрепить знания и умение определять род имени существительного.

Оборудование: учебник, карточки

Тип урока: урок изучения нового материала.

ХОД УРОКА

Организация класса

Учитель: Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок!

Все ль на месте?

Все ль в порядке?

Книжка, ручка и тетрадки!

Есть у нас девиз такой,

Все, что надо, под рукой.

2.Актуализация знаний

Фронтальный опрос: Какие слова относим к именам существительным?

--Какие вы знаете морфологические признаки у имен существительных?

(нарицательные, одушевленные, склонение, род, число, падеж.)

-- Какие существительные мы называем одушевленными? Нарицательными?

--- Назовите числа имен существительных.

3.Самоопределение к деятельности

Учитель: Писатель С. Залыгин пишет: «никто и никогда не сможет доказать, почему гайка называется гайкой, а не гаем или гайком, почему сосна женского рода, а кедр мужского, почему среда – это она, а четверг – он, где-то, когда-то так повелось, вот и все . Ученые – лингвисты, конечно, могут все объяснить, но ведь не все читают специальную литературу. А людей всегда волновал вопрос, почему одни слова мужского рода, другие – женского, а третьи – среднего?

--- Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? ( определять род имен существительных )

Учитель: Определение рода существительных в современном русском языке – это одна из наиболее распространенных задач для изучающих русский язык людей.

4.Работа по теме урока

Учитель: Род – грамматическая категория, характеризующаяся определенными падежными окончаниями. Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода.

Определить род можно лишь у тех существительных, которые имеют форму единственного числа. Поэтому для того, чтобы определить род существительного во множественном числе, нужно поставить слово в форму единственного числа.

КАТЕГОРИЯ РОДА

У имен существительных различаются три рода:

МУЖСКОЙ ЖЕНСКИЙ СРЕДНИЙ

( ОН, МОЙ) ( ОНА, МОЯ ) ( ОНО, МОЕ )

ПЛАТОК(ОН, МОЙ) дорога( она, моя) море(оно, мое)

-- К какой части речи относятся слова он, мой, она, моя, оно, мое?

-- Что называем местоимениями?

-- Кто догадался, как определить род у существительных?

Задание: запиши слова в три столбика. По каким признакам вы будете делить слова? ( по родам )

-- Работают цепочкой: объясняют орфограмму и определяют род (записывают в три столбика)

С.бака, в.робей, п.суда, п.рог, полотенце, г.ризонт, пш.ница,

-- Работают самостоятельно

.бед, .кно, ж.вотное, м.локо, ст.кан, ст.лица.

-- Самопроверка

*Существительные мужского рода — слова, способные обозначать существо мужского пола.

*Существительные женского рода — слова, способные обозначать существо женского пола.

*Существительные среднего рода — слова, не способные указывать на пол.

---Как определяли род имен существительных? Какие существительные относятся к мужскому роду? Женскому? Среднему?

--- Кроме этого, существует общий род, определение которого вызывает наибольшую сложность.
Задание2: Комментированное письмо ( у доски ).Какое одно и тоже существительное употреблено в двух предложениях? О ком говорится в первом предложении? Это существительное какой пол обозначает? Значит какого рода плакса? ( аналогично и с остальными предложениями).

Маленький Миша любит поплакать, прямо как плакса.( м. р.)

Моя Настенька не плакса!(ж. р.)

Все торты и печенье съелØ нашØ лакомка.( м. р.)

Эти конфеты несу внучке, нашей лакомке.( ж. р.)

---Какой еще бывает род? ( общий )

Существительные общего рода - это группа имен существительных, которые, в зависимости от контекста, могут выступать и существительными мужского рода, и существительными женского рода. Среди них могут быть как нарицательные имена существительные, так и имена собственные.

Учитель: Продолжаем дальше исследовать.

Задание3.Письмо под диктовку: СашаЖеняВаля

-- Объясните орфограмму в данных словах.

-- Кого можно так назвать?

-- Определите род.

-- К какому роду относятся данные слова? Почему? ( общий )

5.Физкультминутка ( под музыку ):

Продолжение работы по теме урока

УЧИТЕЛЬ: Существует ряд слов, которые употребляются в одинаковой мере как в мужском, так и в женском роде, несмотря на то, что часто одна из форм этих существительных считается устаревшей, но употребление их не является ошибкой

Выхухоль и выхухоль, георгин – георгина, вольер – вольера, банкнот – банкнота, оладушек – оладушка. 

УЧИТЕЛЬ: Род некоторых особых существительных вызывает трудности, поэтому просто перечислю их с указанием рода.

существительные женского рода:  гетра, кроссовка, босоножка, тапочка, туфля, простыня, бандероль, мозоль, фланель, сажень.

существительные мужского рода: шампунь, тюль, рояль, толь, гипюр, занавес.

существительные среднего рода:  чучело, монисто, мочало, повидло.

Если вы не можете определить род существительного, надо обратиться к словарю.

Род несклоняемых существительных

Существительные, заимствованные из других языков, внешне напоминающие существительные среднего рода, как правило, к среднему роду и относятся: 

пальто, пюре, бюро, депо (списать и запомнить)

Существительные, не имеющие рода

В русском языке есть ряд существительных, не имеющих формы единственного числа: ножницы, каникулы, сани, брюки, сливки, ножницычасы, шорты.(списать и запомнить)

Нужно запомнить, что слова (обычно это существительные), которые не имеют единственного числа – не имеют и рода.
6. 
Срез.

ТЕСТ

1.Определи род слов: ягода, растение, город, ужин, животное, малина.

2.Определи род в выделенном слове.

Приходила врач Светлова и выписала рецепт. лекарства.

Мой внук Митенька такой сладкоежка..
3.Какие имена людей имеют общий род? Запиши.

4. Напиши три слова, которые не имеют род.

6. Рефлексия

Закончите фразу «Теперь я знаю...»

или «Я умею...».

7. Подведение итогов урока.

--- Что нового узнали на уроке?

--- Оценки за работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме «Правописание падежных окончаний имён существительных 1-го, 2-го, 3-го склонений в дательном падеже». 4 класс.

Данный открытый урок был проведён в 4 классе в рамках районного семинара - практикума "Преемственность между начальным и средним звеном обучения" ( Автор учебника Рамзаева Т.Г.)...

Конспект урока по теме "Упражнение в склонении имён существительных и распознавании падежей. Шесть чудес бобра."

Тип урока: Интегрированный (русский язык, окружающий мир), 3 класс. УМК "Школа России". Цель урока : Развитие умения определять падеж имен существительных, умение правильно употре...

Конспект урока на тему::Правописание безударных окончаний имён существительных в предложном падеже

Правописание безударных окончаний имён существительных в предложном падеже в 4 классе...

Тест к теме Какие особенности рода имен существительных есть в русском языке. Специфика грамматических категорий русского языка.

Проверочная работа к уроку по теме "Какие особенности рода имен существительных есть в русском языке. Специфика грамматических категорий русского языка." Родной ( русский ) язык  3...

презентация к уроку Родной язык 3 класс Какие особенности рода имён существительных есть в русском языке

Данная презентация расчитана на 15-20 минут. Подойдет для онлайн урока. на слайдах есть новый материал, задания для выполнения в тетради и слова для запоминания....

Какие особенности рода имён существительных есть в русском языке?

В русском языке все существительные относятся к одному из трёх родов: мужскому, женскому или среднему. Даже если существительное называет неживой предмет, всё равно мы знаем, как про него сказать: он,...

Конспект урока по родному русскому языку в 3 классе. Тема: "Какие особенности рода имен существительных есть в русском языке. Специфика грамматических категорий русского языка."

Конспект урока по родному русскому языку в 3 классе. Тема: "Какие особенности рода имен существительных есть в русском языке. Специфика грамматических категорий русского языка."...