Конспект урока "Правописание буквосочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу." 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Трегубова Диана Сергеевна

Предмет: русский язык

Класс: 2-Г

Учитель: Трегубова Диана Сергеевна

Дата: 22.12.2020 г.

Тема урока: Правописание буквосочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Образовательная цель: закрепление знаний обучающихся о правописании сочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу и применение на практике правила правописания изученных орфограмм.

Задачи:

– актуализировать знания о правописании слов с буквосочетаниями жи-ши, ча – ща, чу – щу;

– способствовать развитию познавательного интереса, умения сопоставлять звучание и написание сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу, орфографической зоркости, зрительного восприятия, координации речи с движениями, дикции;

– воспитывать чувство ответственности, самостоятельности принятия решения, коммуникативности.

Планируемые результаты:

Личностные:

– признавать важность учёбы и познания нового,  понимать, зачем выполнять те или иные учебные действия;

– проявлять интерес к поиску и присвоению общих способов решения учебных задач.

Метапредметные:

Регулятивные:

– сверять свои действия с целью и при  необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников;

– вырабатывать критерии оценки своих действий в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно.

Познавательные:

– делать вывод на основе обобщения;

– определять последовательность действий для решения предметной задачи.

Коммуникативные:

– слушать, сотрудничать с одноклассниками при работе в паре;

– участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения.

Оборудование: карточки для работы в парах, индивидуальные, учебник В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык» 2 класс 2ч., презентация, ноутбук, телевизор, карточки для рефлексии.

Ход урока

1. Организационный момент

Мы за парту сядем дружно,

А шуметь совсем не нужно,

Сели прямо, ноги вместе!

Класс затих. Вздохнули дружно.

Ведь урок начать нам нужно!

Подравнялись, улыбнулись,

И ко мне все повернулись!

Всё хорошее в жизни начинается с улыбки. Пожелаем друг другу успехов и удачи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_russkiy_novyy.docx77.42 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: русский язык

Класс: 2-Г

Учитель: Трегубова Диана Сергеевна

Дата: 22.12.2020 г.

Тема урока: Правописание буквосочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Образовательная цель: закрепление знаний обучающихся о правописании сочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу и применение на практике правила правописания изученных орфограмм.

Задачи:

– актуализировать знания о правописании слов с буквосочетаниями жи-ши, ча – ща, чу – щу;

– способствовать развитию познавательного интереса, умения сопоставлять звучание и написание сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу, орфографической зоркости, зрительного восприятия, координации речи с движениями, дикции;

– воспитывать чувство ответственности, самостоятельности принятия решения, коммуникативности.

Планируемые результаты:

Личностные:

– признавать важность учёбы и познания нового,  понимать, зачем выполнять те или иные учебные действия;

– проявлять интерес к поиску и присвоению общих способов решения учебных задач.

Метапредметные:

Регулятивные:

– сверять свои действия с целью и при  необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников;

– вырабатывать критерии оценки своих действий в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно.

Познавательные:

– делать вывод на основе обобщения;

– определять последовательность действий для решения предметной задачи.

Коммуникативные:

– слушать, сотрудничать с одноклассниками при работе в паре;

– участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения.

Оборудование: карточки для работы в парах, индивидуальные, учебник В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык» 2 класс 2ч., презентация, ноутбук, телевизор, карточки для рефлексии.

Ход урока

  1. Организационный момент

Мы за парту сядем дружно,

А шуметь совсем не нужно,

Сели прямо, ноги вместе!

Класс затих. Вздохнули дружно.

Ведь урок начать нам нужно!

Подравнялись, улыбнулись,

И ко мне все повернулись!

Всё хорошее в жизни начинается с улыбки. Пожелаем друг другу успехов и удачи.

  1. Проверка домашнего задания.

Ребята, все ли справились с выполнением домашнего задания? Возникли ли у Вас трудности, в чем они заключались? Все ли ребята готовы работать дальше? Открываем тетради, записываем число, классная работа.

  1. Минутка чистописания

Какое время года сейчас? Какие погодные явления мы можем наблюдать в природе зимой? Да, снег. У нас вчера тоже за окошком пролетал снег и несколько волшебных снежинок залетели к нам в класс.

Но, все они волшебные. Давайте их и перевернём. Какие буквы спрятаны на снежинке? (буквы Ч, Щ, Ж, Ш) Что это за группа букв? (шипящие, согласные)

Учитель: а что мы с ними можем сделать? (записать)

Учитель: давайте эти буквы свяжем одной ниточкой. И как Мороз на окне рисует, так и мы составим свой узор в тетради.

Посмотрите, как я это буду делать.

Пишу аккуратно строчную букву Че, петелька вниз, соединяю с буквой Ща, отступаю, затем пишу букву Же, петелька вверх, а потом Ша. И так рисуем узор до конца строки, не спеша, красиво пишем, соблюдаем высоту, ширину букв.

Напоминаю вам о правильной посадке и расположении тетради. Обратите внимание на одинаковую высоту элементов, наклон.

  1. Самоопределение к теме урока Слайд 1

Пока вы прописывали в тетради, подул сильный ветер и разбросал все буквы, спрятав слово. Сможете ли вы его расшифровать?

ижснкае

Верно! Снежинка. Слайд 2. Какие орфограммы мы встретили в этом слове? (безударная гласная «е», орфограмма «жи»). Каким словом мы можем проверить безударную гласную в корне слова? Да, снег, снежный.

В гости прилетела

Звёздочка хрустальная

На ладошку села –

От тепла растаяла.   (СНЕЖИНКА)

Запишите слово снежинка у себя в тетради до конца строки. Подчеркните орфограммы.

Давайте составим и запишем предложение со словом «снежинка» и подчеркнём главные члены предложения.

У нас есть еще несколько волшебных снежинок. Давайте перевернём их и узнаем в чем же волшебство. В чем же волшебство этих снежинок?

Верно, на них записаны буквосочетания. Ребята, как Вы думаете, над какой темой мы сегодня будем работать? (Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу) 

Но при написании этих буквосочетаний многие ребята, к сожалению, допускают ошибки.

- Что мы будем делать на уроке? А зачем нам это нужно? (Цель: будем учиться писать слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу без ошибок.)

А как вы думаете, что необходимо делать для того, чтобы не допускать ошибки? (Знать правила)

  1. Работа по теме урока Слайд 3

Ребят, тут к нам главный герой наведался. Он сообщил мне, что немного запутался и просит помощи. По дороге Дедушка Мороз забыл многие правила, орфограммы и слова. Давайте поможем ему. Но, для начала он хочет рассказать вам сказку.

Жили-были на свете шипящие Ж,Ш,Ч, Щ, а неподалеку жили гласные У,Ю,Ы, И,А,Я. Жили очень дружно. И вот однажды решили буквы поиграть в прятки. Вышло водить шипящим, остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать начнут. Шипящие во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат кругом – нашли уже многих. Вот только никак не могут найти три гласные – Ы,Ю,Я. Искали, искали. С ног сбились, до вечера искали, но так и не нашли. Обиделись шипящие – с тех пор у них и дружба врозь. Никогда они не стоят вместе, а только так: жи-ши, ча-ща, чу-щу.

А теперь я предлагаю Вам поиграть. Готовы? Я называю слова, в которых запутался и не знает, какие буквосочетания там есть, а вы в свою очередь встаете. Давайте поможем ему. Поделимся на 6 вариантов.

1-й вариант встает, когда я называю слова, в котором есть буквосочетание ЖИ

2-й вариант встает, когда я называю слова, в котором есть буквосочетание ШИ

3-й вариант встает, когда я называю слова, в котором есть буквосочетание ЧА

4-й вариант встает, когда я называю слова, в котором есть буквосочетание ЩА

5-й вариант встает, когда я называю слова, в котором есть буквосочетание ЧУ

6-й вариант встает, когда я называю слова, в котором есть буквосочетание ЩУ

Главное условие, работаем молча, быстро встали, после сели.

 Жизнь, обещание,  щука, смущать, пушинка, кувшин, научу, ушиб, вытащу, чашка, чудо,  нажимать, выучу, замечание, щуплый, снежинка, кочан, пищать.

Вы отлично поработали Дедушка Мороз понял в каком слове какая орфограмма, благодаря Вам. Вы, наверное, немного устали, давайте отдохнём.

  1. Физкультминутка

Все ребята дружно встали
И на месте зашагали.
На носочках потянулись,
А теперь назад прогнулись.
Как пружинки мы присели
И тихонько разом сели.

  1. Продолжение работы по теме урока.

Откройте учебник на стр. 14. Читает задание упражнения 21…

Вам нужно списать слова, вставляя пропущенные буквосочетания. Каждую группу слов начинаем писать с новой строки. Первое буквосочетание запишет на доске…

  1. Закрепление изученного материала (карточки с ошибками, проверка с экраном вслух)

А теперь возьмём карточку. Работу Вы выполняете в паре со своим соседом.

 Представляете, ребята, Дедушке Морозу пришло письмо от ребят, ему кажется, что там есть ошибки, а где именно он не может сказать. Давайте ему поможем разобраться с этим.

Дорогой Дед Мороз! Тебе пишут малышы из садика. Правда, что ты живёшь в лесу и вокруг тишына? А у нас в городе кучя машын и лужы. Говорят, что у тебя в чяще пушыстые снега похожы на лебяжый пух. Чюдесно, что мы можем написать тебе письмо и попросить: снежынку, машынки и чясы. Спасибо, ты просто чюдо!  

Что нужно знать, чтобы выполнить это задание? Правописание, каких буквосочетаний забыли ребята? Сколько ошибок допустили малыши при написании письма? ( 15)

Давайте проверим вашу работу. Готовы? Слайд 4

  1. Подведение итогов

 - Чему учились?

 - Почему нам надо знать изученное правило?

  1. Рефлексия Слайд 5

Итак, ребята, Дедушка Мороз пришёл к нас совершенно расстроенным, давайте поднимем ему настроение и устроим сюрприз. У нас есть ёлочка, которую мы делали на уроке технологии, но чего же не хватает на ней? Верно!

Оцените себя и свою работу на уроке, 

если у вас все получилось, и вы все поняли, тогда поднимите мне круг красного цвета,

если же у вас что-то немного не получилось или вы чего-то не поняли, поднимите мне игрушку синего цвета,

и если у вас вообще ничего не получилось и вы совершенно ничего не поняли- поднимите игрушку жёлтого цвета. Отлично, те ребята, которые подняли игрушку красного цвета, задержите игрушку на несколько секунд. Я вам дам карточку. Объясню выполнение позже. После этого мы украсим нашу ёлочку. 

  1. Домашнее задание

Вашим домашним заданием будет выполнить упражнение 23 в учебнике на стр.14. В этом упражнении вы списываете предложения, вставляете пропущенные буквы и подчеркиваете орфограммы. Отгадки записываете в скобках. В карточке

Вам нужно вставить пропущенные сочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу

Дорогой Дед Мороз! Тебе пишут малышы из садика. Правда, что ты живёшь в лесу и вокруг тишына? А у нас в городе кучя машын и лужы. Говорят, что у тебя в чяще пушыстые снега похожы на лебяжый пух. Чюдесно, что мы можем написать тебе письмо и попросить: снежынку, машынки и чясы. Спасибо, ты просто чюдо!

Дорогой Дед Мороз! Тебе пишут малышы из садика. Правда, что ты живёшь в лесу и вокруг тишына? А у нас в городе кучя машын и лужы. Говорят, что у тебя в чяще пушыстые снега похожы на лебяжый пух. Чюдесно, что мы можем написать тебе письмо и попросить: снежынку, машынки и чясы. Спасибо, ты просто чюдо!  

Дорогой Дед Мороз! Тебе пишут малышы из садика. Правда, что ты живёшь в лесу и вокруг тишына? А у нас в городе кучя машын и лужы. Говорят, что у тебя в чяще пушыстые снега похожы на лебяжый пух. Чюдесно, что мы можем написать тебе письмо и попросить: снежынку, машынки и чясы. Спасибо, ты просто чюдо!  

Дорогой Дед Мороз! Тебе пишут малышы из садика. Правда, что ты живёшь в лесу и вокруг тишына? А у нас в городе кучя машын и лужы. Говорят, что у тебя в чяще пушыстые снега похожы на лебяжый пух. Чюдесно, что мы можем написать тебе письмо и попросить: снежынку, машынки и чясы. Спасибо, ты просто чюдо!  

Дорогой Дед Мороз! Тебе пишут малышы из садика. Правда, что ты живёшь в лесу и вокруг тишына? А у нас в городе кучя машын и лужы. Говорят, что у тебя в чяще пушыстые снега похожы на лебяжый пух. Чюдесно, что мы можем написать тебе письмо и попросить: снежынку, машынки и чясы. Спасибо, ты просто чюдо!  

Дорогой Дед Мороз! Тебе пишут малышы из садика. Правда, что ты живёшь в лесу и вокруг тишына? А у нас в городе кучя машын и лужы. Говорят, что у тебя в чяще пушыстые снега похожы на лебяжый пух. Чюдесно, что мы можем написать тебе письмо и попросить: снежынку, машынки и чясы. Спасибо, ты просто чюдо!  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме" Правописание буквосочетаний жи-ши,ча-ща, чу-щу" 1 класс УМК "Перспектива"

Конспект содержит подробные рекомендации по проведению урока по данной теме. Используется электронное приложение к учебнику. Предлагаются различные формы работы....

Буквосочетания жи-ши,ча-ща,чу-щу. 1 класс

Буквосочетания жи-ши,ча-ща,чу-щу. 1 класс УМК "Школа России"...

Урок русского языка по теме "Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу" 2 класс

Овладевают умениями писать слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, приводить примеры; первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфогра...

План-конспект урока "Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу"

Конспект урока  "Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу" в 1 классе....

Конспект урока по русскому языку на тему: «Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ» 2 класс

Цель: повторить с правописанием буквосочетаний; развитие орфографической зоркости; воспитание уважительного отношения к языку....

Конспект урока Буквосочетание жи - ши

Тема урока: Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.Тип урока: УРОК ОБОБЩЕНИЯ И СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙОбразовательная цель: закрепление знаний обучающихся о правописании сочетаний жи – ши...