Методическая разработка .Правила составления синквейна
методическая разработка по русскому языку (4 класс)

Семкина Светлана Александровна

В презентации описаны правила составления синквейна. Преведены примеры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravila_sostavleniya_sinkveyna.pptx738.54 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Синквейн — слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк». Форма синквейна была разработана американской поэтессой Аделаидой Крэпси в начале ХХ века. Вдохновленная японскими хайку и танка, Крэпси придумала форму пятистрочного стихотворения , также основанного на подсчете слогов в каждой строке . Придуманный ей традиционный синквейн имел слоговую структуру 2-4-6-8-2 ( два слога в первой строке, четыре – во второй и так далее ). Таким образом, всего в стихотворении должно было быть 22 слога. Дидактический синквейн впервые начали использовать в американских школах. Его отличие от всех других видов синквейна – в том, что он основан не на подсчете слогов, а смысловой заданности каждой строчки .

Слайд 2

Правила составления синквейна . Таким образом, синквейн – это стихотворение, из 5 строк , где: Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное). Вторая строка . 2 слова – описание этого понятия (прилагательные). Третья строка . 3 слова – действия (глаголы). Четвертая строка . Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм) Пятая строка . 1 слово – синоним, который повторяет суть темы .

Слайд 3

Соответственно, первая строка – «мыло». Вторая строка – два прилагательных, свойства предмета. Мыло какое? Можно перечислить в уме любые прилагательные, которые приходят на ум и выбрать из них два подходящих. Причем можно описывать в синквейне как понятие мыла вообще (пенящееся, скользкое, душистое), так и конкретное мыло, которым пользуется автор (детское, жидкое, апельсиновое, фиолетовое и т.д.). Предположим, в итоге мыло получилось «прозрачное, клубничное».

Слайд 4

Третья строка – три действия предмета. Тут часто возникают проблемы, особенно когда речь идет о синквейнах , посвященных абстрактным понятиям. Но надо иметь в виду, что действия – это не только действия, которые производит предмет сам по себе, но и то, что с ним происходит, и то, какое воздействие он оказывает на окружающих. Например, мыло может не просто лежать в мыльнице и пахнуть, оно может выскользнуть из рук и упасть, а при попадании в глаза – заставить плакать, а самое главное – им моются. А что еще может сделать мыло? Вспомним, и выберем в итоге три глагола. Например, так: «Пахнет, моет, пузырится».

Слайд 5

Четвертая строчка – личное отношение автора к теме синквейна . Тут тоже порой возникают проблемы – какое личное отношение может быть к мылу, если ты не фанат чистоты, который очень любит мыться или не грязнуля , который мыло ненавидит. Но в данном случае под личным отношением подразумеваются не только эмоции, которые испытывает автор. Это могут быть и ассоциации, и что-то, что по мнению автора, является главным в данном предмете, и какие-то факты из биографии, связанные с темой синквейна . Например, автор когда-то поскользнулся на мыле и разбил коленку. Или пробовал делать мыло самостоятельно. Или мыло ассоциируется у него с необходимостью в обязательном порядке мыть руки перед едой. Все это может стать основной для четвертой строки, главное – уложить свою мысль в три-пять слов. Например: «Перед едой моют руки». Или, если автор когда-нибудь в детстве пытался лизать мыло со вкусным запахом – и был разочарован, четвертая строка может быть такой: «Запах сладкий , вкус противный».

Слайд 6

И, наконец, последняя строка – резюме в одно-два слова. Тут можно перечитать получившееся стихотворение, задуматься над возникшим образом предмета и попробовать выразить свои ощущения одним словом. Или задать себе вопрос – а зачем вообще нужен этот предмет? Какова цель его существование? Какое его главное свойство? И смысл последней строки сильно зависит от того, что уже было сказано ранее. Если четвертая строка синквейна посвящена мытью рук перед едой, логичным выводом будет « чистота » или «гигиена». А если воспоминаниям о неудачном опыте поедания мыла – «разочарование» или «обман».

Слайд 7

Мыло. Прозрачное, клубничное. Моет, пахнет, пузырится . Запах сладкий, вкус противный . Разочарование.

Слайд 9

О чём можно написать синквейн ? Тема его может быть разнообразной: - о природе; - о картине; - о литературном персонаже; - о маме или папе; - о настроении; - об изученном на уроке и т.д С чего мы начали составлять синквейн (слайд 8) Показав на экране фото ребята задаю вопрос: - Это кто? Дети радостные, увидев себя на экране. - Это мы. - Как одним словом назвать? ( ученики, школьник, дети) Мы остановились на слове дети. Последующие действия проводятся по плану или схеме «ёлочка» Синквейн можно использовать на уроках литературного чтения, русского языка, окружающего мира, технологии, музыки, ИЗО, физ-ры , ПДД, ОБЖ.

Слайд 10

1. Дети . 2. Прекрасные , озорные. 3. Играют , шалят, радуют. 4. Цветы нашей жизни. 5. Радость .

Слайд 11

1.Дом 2. Большой, красивый…. 3. Защищает, греет…. 4. Нужен всем людям…. 5. Убежище

Слайд 12

1. Родители 2. Добрые , заботливые… 3 . Трудятся , заботятся, оберегают…. 4. Мы любим наших родителей …. 5. Любовь…

Слайд 13

1.Книга 2. Мудрая, полезная. 3. Читаем, узнаём, советуем. 4. Книга – лучший друг. 5. Библиотека.

Слайд 14

1.Каникулы 2. Весенние, летние… 3. Отдыхать, гулять, рисовать…. 4. Перерывы в занятиях во время учебного года…. 5. Отдых


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Правила дорожные знать каждому положено"

В гости к ребятам приходят сказочные персонажи: Кот, Светофор (Учащиеся начальных классов), автоинспекторы, Королева (учащиеся средних классов).  Они на примере Кота, который не знает правила дор...

Учебно-методическая разработка по составлению устного ответа по теме учебной статьи в учебнике «Окружающий мир» с использованием алгоритма для ответа.

Подготовка к устному ответу по теме учебной статьи в учебнике обычно не вызывает затруднений. Но предложенной мной алгоритм подготовки к устному ответу поможет подготовиться...

Методическая разработка «Правила дорожные детям знать положено»

Методическая разработка «Правила дорожные детям знать положено»...

Методическая разработка "Правила грамматики русского языка для начальной школы"

Данная разработка является помощником для современного школьника начального звена. В разработке наглядным образом представлены темы по русскому языку. Работая с данным пособием, ребенок систематизиуре...

Методическая разработка "Правила дорожного движения"

Данная разработка предназначена для  начальных классов...

Методическая разработка "Правила Дорожного Движения"

Закрепление знаниий правил дорожного движения....

Методическая разработка "Правила переноса по слогам"

Методическая разработка "Правила переноса по слогам"...