устаревшие слова
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Иванова Татьяна Николаевна

Находить устаревшие слова- имена существительные

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rus_yaz_85_ur.docx19.54 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Устаревшие слова.

Цели: ввести термин «устаревшие слова» 

  • Наблюдать за значением устаревших слов;
  • Обогатить словарный запас, развивать речь;
  • Воспитывать желание знать своё историческое прошлое.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Основные виды учебной деятельности: Находить устаревшие слова – имена существительные.

Планируемые  предметные результаты освоения материала: Находить среди имён существительных в тексте устаревшие слова, объяснять их значение.

Универсальные учебные действия: Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

Ход урока:

I.Орг.момент: Учитель приветствует учащихся,  проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность.

Сегодня на уроке мы будем говорить о словах и их значениях, но о словах особенных. Именно с их помощью мы совершим путешествие в прошлое, и узнаем, какие слова употребляли люди в своей речи 100-200 лет назад и более.

II.Массаж рук.

- Прежде, чем начнём работать подготовим свои руки.(пальчиковая гимнастика)

III.Чистописание.

  • Прочитайте слова и определите букву, которую мы будем писать на чистописании. Эта буква встречается в каждом слове. Какая это буква? (У)

жук

уста

ум

  • Определите порядок следования букв в данном ряду: Ууб, Уув, Ууг, …
  • Все ли слова вам были понятны?
  • Уста – это старинное слово, обозначающее в нашем современном языке – губы. Таким старинным словам есть особое название. Как эти слова называются, узнаем , выполнив словарную работу.

IV.Словарная работа. 

Мультфильм адрес

автобус телефон

пальто город

работа автобус

корзина карандаш

адрес

медведь

машина

учитель

иней

  • Заполните карточку со словарными словами. А теперь проверим, если вы правильно заполнили пропущенные буквы, то тогда сможете прочитать в своих листочках зашифрованное слово. Вытащите внутренний листок. Итак, что у вас получилось? Именно так называют слова , которые говорили люди в старину, т.е. много лет назад. (на доске название – устаревшие слова)

V.Новый материал.

  • Сегодня мы познакомимся с некоторыми устаревшими словами, которые встречаются в современном русском языке.
  • А как вы, понимаете , слово «устаревшие» - давайте попробуем подобрать слова-родственники
  • Старые, состарились, старина , старинные, старьё, стар. Какой корень? (-стар-)
  • Т.е., что произошло со словами? Они состарились. Запишите этот ряд слов, выделите корень.
  • Жизнь людей всё время меняется. Со временем уходят из жизни какие-то предметы, явления. А, слова, которые обозначали эти предметы, постепенно забываются – устаревают.
  • Слова, которые перестали употребляться в современном языке, называются устаревшими. Откройте учебник стр. 12. Прочитайте обратите внимание.
  • Сейчас эти слова мы можем встретить в сказках, былинах, в книгах о истории Руси.
  • С некоторыми старинными словами мы сталкивались на уроках чтения, когда знакомились с былинами.
  • Кто может вспомнить, кто является героем былин? (богатырь)
  • А каких богатырей вы помните? (рисунок)
  • А что значит богатырь? (значение слова из словаря – человек очень большой силы, стойкости и отваги, совершающий воинские подвиги.) (слово многозначное)
  • А зачем на Руси нужен был богатырь? (защищать)
  • Мы не случайно вспоминаем сегодня богатырей, защитников русской земли. Скоро у мужчин праздник.
  • Кто может сказать – как он называется?
  • Кто сейчас в современное время защищает отечество? (воин, солдат) – рос. армия
  • Как выглядит современный солдат , т.е. во что одет, какое у него вооружение - мы с вами знаем из фильмов, телепередач, из книг.
  • А вот какую одежду и вооружение носили русские воины в старину и как эти предметы назывались мы с вами и попробуем узнать.

Работа с учебником стр. 12 упр. 16, 17

VI. Закрепление.

А сейчас мы поработаем с предложениями, которые я выписала их былины об Илье Муромце. Но и там вас ждёт сюрприз, какой - вы догадаетесь сами.

  1. А теперь, Илья Муромец, тебе нужен богатырский танк.
  2. Стал он подыскивать себе бронежилет, пистолет с патронами, тугой гранатомёт и нож.
  3. Илья Муромец надел на себя каску , взял в руки ракетницу, оседлал коня и поехал.

Читаем 1 предложение. Всё с ним в порядке? А почему? В чём ошибка? Зачёркиваем, исправляем, записываем правильный вариант.

2 предложение вы разберёте в парах. А потом проверим, что получилось.

3 предложение – самостоятельно.

VII. Итог.

Итак, что нового вы узнали на уроке? Где можно встретить устаревшие слова? На других уроках мы будем продолжать знакомиться со старинными словами. Сегодня работали хорошо. Молодцы!

VIII. Домашнее задание

 упр 20 стр.14.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока "Устаревшие слова, слова синонимы и новые слова"

разработка урока по русскому языку для 2 класса по ФГОС "Начальная школа 21 век" с презентацией...

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе "Устаревшие слова, слова-синонимы, новые слова". УМК "Начальная школа 21 века"

Урок разработан в соответствии с требоаниями ФГОС НОО для учителей, работающих по УМК "Начальная школа 21 века". Урок решает следующие учебные задачи:развитие речи, мышления, побуждение познавательног...

Конспект урока русского языка «Устаревшие слова. Значение устаревших слов» (УМК «Новая школа XXI века» 2 класс )

Тема: «Устаревшие слова.Значение устаревших слов» Цели деятельности учителя: формирования знаний о понятии «устаревшее слово»; формирование умения определять устаревшее слова, ...

Конспект урока русского языка по теме "Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова."

Систематизировать знания учащихся об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов, об устаревших и новых иноязычных словах и их роли в нашем языке; продолжать работу над фор...