Технологическая карта урока обучения грамоте "Звуки [й ’э], [’э]. Буква Е, е", 1 класс, УМК "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Дудник Юлия Павловна

Тема урока «Звуки [й ’э], [э]. Буква Е, е»

 

Тип урока: «открытие» нового знания

 

Цель урока: создание условий для формирования понятий о звуках [й’э] и [э], букве «Ee»; умения различать звуки [й‘э] и [э], читать слова с буквой Е в составе предложений и текстов.

 

Задачи урока

Дидактические:

  • познакомить со звуками [й‘э] и [э], буквой «Е»;
  • познакомить с графическим обозначением буквы;
  • учить распознавать звуки [й‘э] и [э], давать характеристику звуков, делать слого-звуковой анализ.

Развивающие:

  • развивать устную речь посредством фронтальной и парной работ;
  • развивать навыки сотрудничества посредством парной работы.

Воспитательные:

  • воспитывать осознание причастности каждого школьника к результату совместной деятельности;
  • воспитывать уважение к мнению других учащихся.

 

 

Оборудование: учебник «Азбука» 1 класс, 1 часть, авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий (Школа России), рабочая тетрадь, компьютер, проектор, 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ

Дата: 16.11.21

Школа: МАОУ МЛ №148

Класс: 1 «м»

Урок: 3

Время: 10:20 - 10:55        Кабинет: 212

                         Студент: Дудник Юлия

                         Группа: 46

                         Учитель: Плотникова Наталья Андреевна

                         Методист: Синтяева Галина Анатольевна

Тема урока «Звуки [й ’э], [э]. Буква Е, е»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: создание условий для формирования понятий о звуках [й’э] и [э], букве «Ee»; умения различать звуки [й‘э] и [э], читать слова с буквой Е в составе предложений и текстов.

Задачи урока

Дидактические:

  • познакомить со звуками [й‘э] и [э], буквой «Е»;
  • познакомить с графическим обозначением буквы;
  • учить распознавать звуки [й‘э] и [э], давать характеристику звуков, делать слого-звуковой анализ.

Развивающие:

  • развивать устную речь посредством фронтальной и парной работ;
  • развивать навыки сотрудничества посредством парной работы.

Воспитательные:

  • воспитывать осознание причастности каждого школьника к результату совместной деятельности;
  • воспитывать уважение к мнению других учащихся.

Оборудование: учебник «Азбука» 1 класс, 1 часть, авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий (Школа России), рабочая тетрадь, компьютер, проектор, презентация.

Челябинск, 2021 г.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося



Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Словесный: беседа

Проверяет готовность обучающихся к уроку . Создание эмоционального настроя. Побуждение к высказыванию своего мнения. Налаживание контакта с классом.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Юлия Павловна, сегодня я проведу у вас урок обучения грамоте. Чтобы наш урок прошел на отлично, давайте подарим друг другу хорошее настроение. А для этого улыбнитесь сначала мне, а теперь своему соседу по парте. Присаживайтесь!

Показывают свою готовность.

Приветствуют учителя.

Метапредметные: Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Учебная презентация:

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Словесный: беседа.

Наглядный: презентация.

1. Повторение изученного материала.

- Ребята, сегодня мы с вами продолжим знакомство с буквами и звуками русской азбуки.  Сегодня очень интересный урок: вы познакомитесь с одной необычной (волшебной) буквой. Эта буква вам будет усердно служить, если вы раскроете ее секреты.

 - На какие две группы делятся звуки русского языка?

- Как распознать гласные и согласные звуки?

- Каким цветом мы обозначаем гласные звуки в звуковой схеме слова?

- Каким цветом обозначаем согласные звуки в звуковой схеме слова?

- От чего зависит цвет согласного  в звуковой схеме?

- Значит, какие бывают согласные?  

- Какие гласные обозначают твердость предыдущего согласного?

Выделяют необходимую информацию

- Гласные и согласные.

- Гласные – воздух проходит свободно,

произносим голосом, можем звуки «петь»; согласные – при их произношении воздух встречает преграду, произносим с шумом.

- Гласные –  красным.

- Синим или зеленым.

- От того, какая гласная стоит  

после согласного.

-Твердые или мягкие, звонкие или глухие.

-А, о, у, ы, - указывают на твердость предыдущего согласного звука.

Предметные: повторить уже пройденный материал.

Метапредметные:

Р: выработать учебную мотивацию; П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план;

К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося.

Учебная презентация:

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный: подводящий диалог.

- Ребята, посмотрите внимательно на слайд, что изображено на картинках?

- Какая картинка лишняя, как вы думаете? Почему?

Формулировка темы и целей урока

- Ребята, предположите тему урока?

- Давайте поставим цели на урок с помощью слов :

  • узнать …
  • научиться …

- Азбука, арбуз, аист, енот.

- Картинка с енотом. Слово начинается с другой буквы.

Формулируют тему и цели урока

- Буква Е и ее роли.

- Узнать, какие звуки обозначает буква Е, научиться различать эти звуки, давать им характеристику, составлять звуковые схемы; читать слова с буквой Е.

Предметные: уметь формулировать тему и цель урока Метапредметные: 

К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса. Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося

Учебная презентация:

«Открытие» нового знания
( мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный: подводящий диалог.

- Мы продолжаем изучать звуки  и буквы. Сегодня мы познакомимся с особенной буквой. Чтобы узнать тему нашего урока, отгадайте загадку.

- На лесной опушке,

Около избушки,

Выросли подружки –

Шишки на макушке,

Острые иголки

Зелены и колки.

- Сейчас посмотрите на рисунок. Назовите еще раз, что изображено?

 - Как еще можно назвать ели?

- С каким праздником ассоциируется ель?

- Составим слого-звуковую схему слова ели.

- Сколько слогов в слове ели? Почему?

- Произнесем еще раз слово с ударением: «Ели».

- Назовите первый слог. Сколько звуков мы слышим? Какой это слог?

 - Произнесем каждый звук.

- Какой первый?

- Какой этот звук гласный или согласный?

- Почему? Что создает преграду?

- Твердый или мягкий?

- Какой второй звук?

- Какой он? Почему?


- Ели.

- Елка.

- Новый год, Рождество.

- Два. Сколько в слове гласных столько и слогов.

- Первый: [йэ]. Слог слияние.

- Два. [й-й]-[э]ли, [й]

- [й]

- Согласный.

- Потому что есть преграда.  Язык поднимается к верхнему нёбу, и не пускает воздух. Всегда мягкий.

- [э].

- Гласный. При произнесении звука воздух не встречает препятствие, и мы слышим голос.

Предметные: уметь формулировать тему и цель урока Метапредметные: 

К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса. Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося

Учебная презентация:

- Итак, слышим два звука, а на письме обозначаем какой буквой?

- Произнесите еще раз первый слог.

- Вот она первая особенность буквы  Е: в начале слова буква Е обозначает два звука - [йэ].

- Произнесите второй слог [ли]. Какой первый звук?

- Почему мягкий?

- Какой буквой обозначаем на письме?

- Какой второй?

 - Составим схему второго слога.

- Итак, где стоит буква Е в этом слове?

- Какое первое правило?

- Когда еще буква Е обозначает 2 звука?

Для этого прочитаем слова: роет, воет.

- В слове роет, сколько слогов? Почему?

-Давайте прочитаем с ударением. На какой слог падает?

-Давайте еще раз произнесем слог и послушаем. Сколько звуков обозначает буква Е? Какие?

-А в слове воет сколько слогов? Почему?

-Давайте прочитаем с ударением. На какой слог падает?

-Еще раз произнесем. Сколько звуков обозначает буква е?

-Почему? Это же не начало слова.

-После какой буквы стоит буква е?

-Какой вывод мы сделаем?

- Откройте букварь на с. 73 и посмотрите на красный квадрат в правом верхнем углу. Перед Вами буква Е.

На дворе — такая жалость! —

Наша лесенка сломалась.

Наша лесенка сломалась,

Буква Е зато осталась.

(Е. Тарлапан)

- Почему написано 2 буквы? Чем они отличаются?

- Когда нужна заглавная?

- А строчная?

Проведение динамической паузы

- Е

 

-[л] Согласный, мягкий.

Потому что И служит для обозначения мягкости согласных.

- Обозначаем буквой: л.

- [и]

-Буква Е обозначает два звука в начале слова. -2 слога. Сколько в слове гласных и столько и слогов.

-На 1 слог.

-2 звука. Слияние [йэ].

-2 слога. Сколько в слове гласных и столько и слогов.

-На 1 слог.

-2 звука. Слияние [йэ].

-После гласной.

-Буква е  обозначает два звука после гласного.

- Одна заглавная, другая строчная.

- В начале предложения и в именах собственных.

- Во всем остальных случаях.

Первичное закрепление

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Словесный: беседа.

Знакомство со звуками [й‘э] и [э]

- Ребята, а теперь давайте поиграем. Когда вы услышите, что буква е обозначает 2 звука, то хлопаете в ладоши, а если один звук, то руки перед собой.

-Поиграем в игру "Ты - мне, я - тебе". Будем читать слоги, договаривать до целых слов.

Винегрет, ель, пельмени,  есть, егерь, еловый, зевнул, неделя, день, ехал.

- Откройте букварь на странице 73.

- Что нарисовано под буквой Е?

- Прочитаем вместе и внимательно прослушаем слоги с буквой е. Давайте прочитаем хором все вместе: (се, ре, ле, ве, не, ке, те)

- Какая гласная буква есть в каждом слоге?

- Давайте послушаем, какой звук обозначает буква Е в этих слогах, так же как в начале слова или другой?

-Какие согласные звуки в этих словах твёрдые или мягкие?

-Где стоит буква Е?

-Значит, какой вывод можно сделать?

-Давай прочитаем правило в учебнике (хором).

-Когда буква Е обозначает 2 звука? 1 звук?

-На что указывает буква е после согласного? Какой звук обозначает?

- Придумайте слова, где слог СЕ будет стоять на первом месте.

- Придумайте слова, где слог РЕ будет первым.

- Придумайте слова, со слогом ВЕ.

- Придумайте слова, где слог НЕ будет ударным?

- Придумайте слова со слогом КЕ.

- Придумайте слова, которые начинаются на слог ТЕ.

- Придумайте слова, в которых слог ЛЕ будет ударным.

- Какая буква везде повторяется? Какой звук она обозначает?

Проведение динамической паузы

Отвечают на вопрос

- Винегрет(1), ель(2), пельмени(1),  воет(2), есть(2), егерь(2), еловый(2), зевнул(1), неделя(1) роет(2), день(1), ехал(2).

- Ели

- Другой, звук э.

- Мягкие. После согласных.

-Если после согласного стоит буква е, тогда согласный читается мягко.

-Буква Е обозначает два звука в начале слова и после гласного. Один звук после мягкого согласного.

-На мягкость предшествующего согласного звука. Гласный звук э.

СЕ (селедка, семечко, семья);

РЕ (ребро, ребята, редька, решение);

ВЕ (весенний, верхушка, вести, ветеран, вешалка, приведение);

НЕ (небо, невод, гнев, нерв);

КЕ (океан, кефир, кепка, кеды);

ТЕ (тележка, телефон, телевизор, терем);

ЛЕ (олень, колено, лезвие, лекарство, лес).

- Буква Е, звук [э] и мягкость согласного предшествующего звука.

Предметные: знать ,как работать с пластилином

Метапредметные: 

К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса. Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося

Учебная презентация

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Практический: выполнение упражнения

-А теперь  найдите и прочитайте слова в столбиках на стр. 73.

-Давайте прочитаем по слогам. С ударением. Как говорим.

-Прочитайте где буква е в начале слова.

-Прочитайте где буква е после гласного.

-Где нет буквы е?

Сейчас прочитайте родственные слова, т.е слова, у которых есть общая часть.

-Молодцы ребята. А сейчас найдите  слова называющие действия.

Чтение текста с.73.

- Рассмотрите иллюстрацию. Что изображено?

- Прочитайте сначала про себя. Хором. В парах сначала 1 вариант второму, потом второй вариант первому.

-Прочитай 1 предложение. Сколько мы слышим звуков в слове ели? Почему?

-Прочитай 2 предложение. Сколько мы слышим звуком в слове роет? Почему?

- Каким еще порядок слов может быть в предложении?

Игра «Кто больше запомнит слов из текста» 

«Е» похожа на расчёску,
СдЕлать можЕт всЕм причёску…
Учим, учим букву «Е» —
Вот и выучили всЕ.

-В каких словах нам попалась буква е? 

-Давайте еще раз прочитаем правило в конце страницы.

 - Ребята, давайте посмотрим на картинку на стр. 73., прочитайте текст рядом с ним.

- Прочтите первое предложение?

- Как вы поняли, что это предложение?

- Из скольких слов состоит это предложение?

- Как написаны слова?

- Найдите в первом предложение слова с буквой Е. Какой звук она обозначает?

- А во втором предложении есть слово с буквой Е? Какой звук она обозначает. И тут два звука, и там два звука, почему так?

- Ели, еловые, сосны, сосновые, роет, воет, лает, кусает.

- Ели, еловые.

- Роет, воет, лает, кусает.

- Сосны.

- Ели- еловые; сосны –сосновые.

- Роет- воет; лает- кусает.

-2, потому что е в начале слова.

-2, т.к после гласного.

-Лиса около ели.

-Сделать, может, всем, все

- Около ели лиса. Она роет нору.

- С большой буквы начинается первое слова, в конце стоит точка.

- Из трех.

- Раздельно.

Предметные: знать последовательность лепки посуды.

Метапредметные: 

К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса. Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося

Учебная презентация

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Словесный: беседа

- Сейчас я предлагаю вам отрыть страницу 72 учебника. И внимательно посмотреть, из какой сказки эти герои? Что нарисовано на иллюстрации.

- Кто помнит, о чем эта сказка?

- А кто автор этот сказки?

- Почему народ?

- А какими сказки еще бывают?

- Чему учит эта сказка?

- Кто помнит, чем эта сказка закончилась?

- Какой вывод мы можем сделать из этой сказки? Давайте вместе выберем пословицу, которая подходит больше всех.

- А теперь, ребята, прочтите слова с буквой Е, которая обозначает звук [э] и мягкость предшествующего согласного.

- А теперь прочитайте слова, где Е обозначает два звука.

- Прочитайте слова, где Е находится после гласного.

- По щучьему велению.

Предполагаемые ответы детей.

- Народ.

- Потому что она русская народная и ее передавали из уст в уста.

- Авторскими. Их уже написали авторы.

Предполагаемые ответы детей.

Предметные: знать тему и цель урока; знать определения понятий.

Метапредметные: 

К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса.

Учебная презентация

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Словесный: беседа

1. Деятельностная рефлексия..

-Ребята, с какой темой мы сегодня работали на уроке? А почему ее называют хитрой?

Когда буква Е обозначат звук [‘э]? когда [йэ]?

- Как вы думаете, достигли мы целей? Какие цели мы ставили?

-Что нового вы узнали? Что запомнили?

-Все хорошо потрудились, спасибо за урок, до свидания!

Эмоциональная рефлексия

- Поднимите зеленый карандаш, если вы сегодня хорошо поработали на уроке.

- Поднимите красный карандаш, если вы сегодня поработали не очень хорошо.

- Наш урок окончен.

Проводят самоанализ деятельности.

-Буква е и ее роли.

-Потому что она может обозначать 2 роли  1 роль- 2 звука[йэ] и 2 роль- обозначает 1 звук[‘э].

-Когда стоит после  согласного.

-Когда стоит в начале слова и  после гласного.

-Да, научились давать характеристику звукам [йэ], [э], научились читать слова с буквой Е.

Предметные: уметь проводить рефлексию своей деятельности. Метапредметные:   Р: самооценивание.  Личностные: проявлять мотивы к учебной деятельности.

Учебная презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока обучение письму " Письмо строчной письменной буквы "д"" ( 1 класс) ,УМК "Школа России"

Цель урока: формирование  первоначального графического навыка: обучение написанию строчной   буквы « д»,  её соединений с другими буквами в словах.Задачи урока:Дидактич...

Технологическая карта урока обучения письму «Письмо заглавной письменной буквы «Т», 1 класс, «Школа России»

Тип урока: «открытие» новых знанийЦель урока: формирование первоначального графического навыка: обучение написанию строчной   буквы «т», её соединений с другими буква...

Технологическая карта урока обучения грамоте "Звуки [п],[п`]. Буква П п" (УМК "Школа России", 1 класс)

Цель урока: Формирование у обучающихся представлений о согласных звуках [п], [п`] и букве П.Задачи урокаДидактические:1 Познакомить обучающихся со звуками [п],[п`] и буквой П.2 Вспомнить и закрепить з...

Технологическая карта урока обучению грамоте «Звуки [в], [в’]. Буква В в» (УМК "Школа России", 1 класс)

Цель урока: знакомство учащихся со звуками [в], [в, ], с печатными буквами Вв; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпически.Задачи урока:Дидактические: 1) учить характеризовать з...

Технологическая карта урока обучение грамоте «Звуки [н], [н’]. Буква Н, н» (УМК «Школа России», 1 класс)

Цель урока: систематизирование знаний у обучающихся о звуках [н], [н’] и букве Н, н.Планируемые результатыПредметные:1. Различать понятия «звук» и «буква».2. Различать со...

Технологическая карта урока обучения грамоте «Согласный звук [ш]. Буква Ш, ш» (УМК "Школа России", 1 класс)

Цель урока: формирование представления о согласном звуке [ш], букве Ш, ш и навыка письма буквы Ш, ш; совершенствование умения читать и писать слоги, слова с новой буквой Задачи урока Дидактически...

Технологическая карта урока обучения грамоте «Гласный звук [у]. Буква У, у» (УМК "Школа России", 1 класс)

Цель урока: формирование представления о гласном звуке [У] и навыка письма буквы У, у; совершенствование умения читать слоги, слова с новой буквой Задачи урока Дидактические: 1.Формировать умение выде...