Примерные задания и игры для развития словообразования прилагательных в 1 классе
учебно-методический материал по русскому языку (1 класс)

Данные упражнения рекомендую не только для детей с недоразвитием речи , но и для всех детей с целью развития навыка словообразовнаия в первом классе. Их можно выполнять письменно, устно, в игре, на подгрупповых занятих, на индивидуальных и в классе на сомостоятельной или устной работе. Можно разместить их на  индивидуальных карточках.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Примерные задания и игровые упражнения по закреплению словообразования прилагательных.

Рекомендую применять на логопедических занятиях в первом классе с подгруппой детей, на индивидуальных занятиях. Во второй половине года (3-4 четверть) эти упражнения (в определенном объеме) уже можно выполнять и в тетради письменно

1. Игра «Чьи хвосты?»

Логопед рассказывает сказку «Хвосты».

Однажды проснулись животные в лесу и не нашли у себя хвостов. Они решили, что ночью ветер оторвал хвосты и разнес их по лесу. Вот и пошли звери по лесу искать свои хвосты. (Давайте мы поможем им.) Но хвосты спрятались в лесу и чтобы найти их, надо уметь их правильно называть и отвечать на вопрос: «Чей это хвост?» Например, хвост зайца надо назвать «заячий хвост».

Вот на дереве, на сосне, висит серенький, пушистенький хвост белки. Чей это хвост? (Беличий.) Белка нашла свой хвост. А под дубом лежит коричневый хвост медведя. Чей это хвост? (Медвежий.) Дадим медведю его хвост. В чаще леса нашелся хвост волка. Чей это хвост? (Волчий.) А вот во мху виднеется рыжий, пушистый хвост лисы. Чей это хвост? (Лисий.) А на пенечке — тоненький, маленький хвостик мышки. Чей это хвостик? (Мышиный.)

— А теперь вспомните, как называются хвосты у домашних животных.

Хвост собаки — собачий.

Хвост кошки — кошачий,.

Хвост коровы — коровий.

Хвост лошади — лошадиный.

Хвост быка — бычий.

Хвост козы — козий.

Хвост барана — бараний. Хвост овцы — овечий.

2.Игра «Ералаш»

Используются картинки с изображением животных, разрезанные на 3 части. Детям раздаются части разрезанных картинок. На доску выставляется одна из частей какой-либо картинки, например изображение туловища животного. Дети находят у себя изображения других частей (головы, хвоста). Они должны правильно назвать, чья это голова, хвост или ноги: «У меня на картинке заячья голова», «У меня на картинке лисий хвост». Затем из частей дети составляют целое изображение животного.

3. «Правильно назови листья».

Лист дуба — дубовый лист,

лист осины — ...

лист березы — ...

лист клена — ...

лист липы — ...

лист яблони — ...

лист рябины — ...

лист смородины — ...

шишка сосны — ...

шишка ели — ...

сережка ольхи — ...

4. Игра в лото «Что из чего сделано?» В эту игру можно играть устно, но желательно вывести на доску изображение предмета.

У детей карточки лото с изображением различных предметов. Логопед называет предмет и тот материал, из которого он сделан. Например, стакан из стекла. Дети находят изображение этого предмета на карточках. Тот, у кого на карточке есть изображение этого предмета, должен назвать словосочетание прилагательного и существительного, т. е. ответить на вопрос: «Какой?», «Какая?», «Какое?» (стеклянный стакан) и закрыть картинку фишкой.

Выигрывает тот, кто не ошибался и раньше других закрыл все картинки.

Стакан из стекла — стеклянный,

сковорода из чугуна — чугунная,

ложка из дерева — деревянная,

нож из металла — металлический,

ведро из железа — железное,

ваза из хрусталя — хрустальная,

чашка из фарфора — фарфоровая,

коробка из картона — картонная,

шарф из шерсти — шерстяной,

булка из пшеницы — пшеничная,

хлеб из ржи — ржаной,

варенье из вишни — вишневое,

дорога из песка — песчаная,

сумка из кожи — кожаная,

мяч из резины — резиновый,

шуба из меха — меховая,

крыша из соломы — соломенная,

игрушка из пластмассы — пластмассовая,

шарик из пластилина — пластилиновый,

труба из кирпича — кирпичная,

подушка из пуха — пуховая,

одеяло из ваты — ватное,

салфетка из бумаги — бумажная,

сарафан из ситца — ситцевый,

кувшин из глины — глиняный,

погреб из камня — каменный,

шинель из сукна — суконная.

Примерные карточки лото.

image090.jpg

5. Сравните предметы и закончить предложения.

Апельсин большой, а арбуз еще больше.

Клубника маленькая, а смородина еще ...

Дыня сладкая, а арбуз еще ...

Персик мягкий, а вишня еще ...

Яблоко твердое, а айва еще ...

Груша вкусная, а ананас еще ...

Дерево высокое, а башня еще ...

Куст низкий, а трава еще ...

Клен толстый, а дуб еще ...

Рябина тонкая, а камыш еще ...

Шар легкий, а пушинка еще ...

Сумка тяжелая, а чемодан еще ...

Диван мягкий, а подушка еще ...

Дерево твердое, а железо еще ...

Лед прозрачный, а стекло еще ...

Лента узкая, а нитка еще ...

Шнурок длинный, а нитка еще ...

Линейка короткая, а карандаш еще ...

Волк большой, а медведь еще ...

Олень высокий, а жираф еще ...

Медведь тяжелый, а слон еще ...

6. Ответить на вопрос «Как?»

Утром светло, а днем (как?) еще светлее.

Вечером темно, а ночью еще ...

Осенью холодно, а зимой еще ...

В пальто тепло, а в шубе еще ...

Весной солнце светит ярко, а летом еще ...

Весной птицы поют звона, а летом еще ...

Поезд едет быстро, а самолет летит еще ...

Учитель-логопед  МАОУ «Образовательный центр № 5 г.

Челябинска» Ирина Сергеевна Бондаренко.

(источник информации «Коррекция ОНР III уровня  детей старшего дошкольного возраста» Формирование словообразования прилагательных. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания, упражнения, игры для развития воображения.

Великий А.Эйнштейн утверждал, что «фантазия важнее знания». Способность к воображению, фантазии присуща только человеку и отличает его от всех других существ.Воображение — психический процесс, с...

Задания, упражнения,игры для развития мышления.

С началом школьного обучения мышление выдвигается в центр психического развития ребенка (Л.С.Выготский) и становится определяющим в системе других психических функций, которые под его влиянием и...

РАЗВИТИЕ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Овладение ребенком системой словообразования посвящены исследования многих учёных.  Отмечается, что овладение ребенком процессом словообразования представляет собой сложный процесс, в...

Игры на развитие внимания в 1 классе.

Используются игры,направленные на развитие слухового, произвольного внимания,устойчивости и объёма внимания, на развитие скорости реакции, коордиации слухового и двигательного аналиаторов....

Презентация "Игры на развитие фонематического слуха" (1 класс)

   Успешное обучение чтению и письму требует развитого фонематического слуха. На уроках обучения грамоте с целью развития фонематического слуха можно использовать разные игры....

Игра для развития письменной речи (1 класс)

Цели:Развивать зрительное восприятие (умение различать цвета, геометрические фигуры);Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности....

игры на развитие словообразования у обучающихся младшего школьного возраста

Презентация, на тему словообразования в начальной школе.В презентации идет рассмотрения, игр на формирование новых слов....