Материалы, правила для детей и родителей по теме "Глагол" 3-4 кл.
методическая разработка по русскому языку (3 класс)

Полушкина Оксана Васильевна

Материалы, правила для детей и родителей по теме "Глагол" 3-4 кл.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glagol.docx69.49 КБ

Предварительный просмотр:

Глагол

Глагол – это самостоятельная  часть речи, которая обозначает  действие предмета  и отвечает на вопросы  что делать? что сделать? что делал? что делает? что будет делать? что делала? что делали? и т.д.   Например:  играют,  пишем, будут  читать, выучат,  нарисовали.

Глаголы  называют  не  только  действия (работать, учиться, варить),  но  и  состояния  (спать, ждать, думать, мёрзнуть).

В предложении глагол чаще всего является   сказуемым.

На вопросы  что делать? что делал? что делает? что будет делать? отвечают глаголы несовершенного    вида.

На вопросы что сделать? что сделал? что сделает? отвечают глаголы  совершенного вида.

Как определить  вид глагола

  1. Чтобы определить  вид глагола,  необходимо задать к нему вопросы.
  2. Если глагол отвечает на вопросы что делать? что делает? что делал? что будет делать? – это глагол несовершенного вида.
  3. Если глагол отвечает на вопросы  что сделать? Что сделал? что сделает? – это глагол совершенного вида.

Например: прочитал  - что сделал? Глагол  совершенного вида.

                     Рисовал – что делал? Глагол   несовершенного вида.

Глаголы не употребляются  с предлогами.  У глаголов есть только приставки.

Частица не с глаголами пишется раздельно, ( не выучил, не сказал, не пел) кроме слов, которые без не не употребляются:  ненавидеть, негодовать, недоумевать, невзлюбить, неволить, нездоровится  и др.

Вид глагола – это его обязательный постоянный признак.  Глаголы несовершенного  и  совершенного вида – это  разные слова с разными значениями:  читает – прочитал; дочитывает – дочитал.

В русском языке есть глаголы несовершенного и  совершенного вида, которые имеют близкое значение, но разные основы: брать – взять, класть – положить, говорить – сказать, ловить – поймать, находить – найти.

Глагол  имеет следующие формы:

начальную – говорить, писать, везти, беречь;

личные -  говорю, говоришь, говорит,    говорим,  говорите,  говорят.

Глагол имеет начальную форму. Начальная форма  образуется   с помощью суффиксов –ть, ти, чь : бежать, ходить,  нести, беречь, жечь.

Начальная форма глаголов не изменяется (у  неё  нет окончания).

В начальной форме глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать?

Глаголы совершенного вида  в начальной форме  отвечают на вопрос что сделать?

Суффиксы –ть, -ти, -чь   в основу глагола не включаются,   так  как они образуют  не  новое слово, а  начальную  форму.

Глаголы в начальной форме не указывают на того, кто совершает действие. Глаголы в  личной форме  указывают на того, кто совершает действие: я учусь, они помогают, ты выполняешь.

К глаголам  в  личной  форме  можно  подставить  местоимения  я, ты, он, она, оно, мы, вы, они.

Личные формы  образуются с помощью окончаний:  я говорю, ты говоришь,  он  она  оно  говорит,  мы говорим, вы говорите,  они говорят.

Суффиксы –ть, -ти и личные окончания  глаголов  образуют форму слова, поэтому в основу  не включаются.

Глаголы могут употребляться  в форме  единственного и множественного числа: я пишу – мы пишем, ты рисуешь – вы рисуете, он играет – они играют.

При образовании личных форм могут происходить чередования звуков: бегу – бежишь, пеку – печёшь.

[г]//[ж],   [к]//[ч,],  [д]//[ж],  [ц]//[ч,], [с]//[ш], [ст]//[щ,]  [т]//[ч,], [з]//[ж],  [м]//[мл]

Во всех глагольных  формах после  шипящих  пишется  мягкий знак: знаешь, нарежь, стеречь.

Если  глагол употреблён в начальной форме  (отвечает на  вопросы      что делать? что сделать?), на конце пишется –ться – улыбаться, смеяться.

Если  глагол  употреблён  в   форме 3 лица единственного  или множественного  числа  (отвечает на вопросы что делает? что делают?,  что сделает? что сделают?), на конце пишется  -тся – волнуется, улыбаются.

Спряжение – это изменение глагола по лицам    и числам и система его личных окончаний.

Если у глагола  безударное личное окончание, то его спряжение  определяется по начальной форме. Ко 2 спряжению относятся глаголы, которые в начальной форме оканчиваются на –ить (кроме глаголов  брить, стелить);  на  -ать (гнать, дышать, держать, слышать)  на –еть (вертеть, видеть, зависеть, ненавидеть, обидеть, смотреть, терпеть).

К 1 спряжению  относятся  все остальные глаголы.

Как  определить спряжение глагола

  1. Если  личное  окончание  ударное, спряжение  глагола  определяется  по  окончанию.
  2. Если  личное  окончание  безударное, спряжение глагола  определяется  по  начальной  форме.
  3. Если в начальной форме глагол оканчивается на  -ить (кроме глаголов брить, стелить), то это    глагол  2 спряжения.
  4. Если в начальной форме глагол оканчивается  не на –ить  и не относится  к  глаголам-исключениям, то это глагол  1 спряжения.

Например:  стира[и]шь – окончание безударное; начальная форма  стирать; оканчивается на –ать, не исключение, значит, это глагол 1 спряжения – стираешь.

Вер[и]шь – окончание  безударное; начальная форма – верить; оканчивается на –ить, значит, это глагол  2 спряжения.

В русском  языке есть два разноспрягаемых глагола – хотеть, бежать. Они так называются потому, что имеют личные окончания и 1  и 2  спряжения. Вот как они спрягаются:

Хочу, хочешь, хочет, хотим, хотите, хотят.

Бегу, бежишь, бежит, бежим, бежите, бегут.

Не забывай, что начальная форма глагола не изменяется.  По начальной форме, не поставив предварительно глагол в личную форму, его спряжение  определить нельзя. К начальной форме  необходимо обращаться только тогда, когда личное окончание глагола безударное.

Под ударением  в  окончаниях глаголов после шипящих  пишется буква  ё.  Например: стрижём, печём. Буква  о  в окончаниях  глаголов  не   пишется. 

http://as6400825.ru/russkij_yazyk_4.2/95.jpg

http://bacenko.ru/wp-content/uploads/2014/10/Skrinshot-22.10.2014-22-47-58.jpg

Глаголы изменяются  по временам.

Глагол в форме настоящего времени указывает на то, что действие совершается тогда, когда о нём говорят ( в момент речи).

 Например: Я читаю правило.

Глаголь в форме  прошедшего времени указывает, что действие  совершалось до момента речи.

Например: Я  читал  правило.

Глагол  в форме  будущего времени указывает, что действие  совершится после момента речи.

Например:  Я буду читать правило.

В формах настоящего и будущего времени глаголы изменяются по лицам. Значит, личное окончание глагола является  показателем настоящего или будущего времени . В форме  прошедшего времени глаголы  по лицам не изменяются.

Глаголы совершенного вида не имеют форм настоящего времени, так как  совершенный вид обозначает действие, которое в момент речи совершаться не может.

Суффикс –ыва-/-ива- в форме 1 лица единственного числа сохраняется неизменным. Суффикс –ова-/-ева- в форме 1 лица единственного числа превращается в суффикс –у-/-ю-.

Форма прошедшего времени образуется  с  помощью суффикса –л-.  Этот суффикс   образует форму слова, поэтому  в  основу   не   включается.

Форма прошедшего времени образуется от глаголов несовершенного и совершенного вида: варил, сварил, открывал, открыл.

Начальная форма глагола и форма прошедшеговремени  имеют одинаковую основу.  Эта основа так и называется – форма  прошедшего времени(начальной формы). К основе  прибавляются суффиксы –ть, -ти – и образуется начальная форма;  прибавляется суффикс  -л-  - образуется форма прошедшего времени.

В форме прошедшего времени глаголы изменяются по родам и числам: стоял,стояла,  стояло, стояли.

Написание  безударных суффиксов –е-, -и-, -а-, -я-   перед –ть  в начальной форме нужно  запомнить, а в случаях  затруднений проверять по  словарю.

Глаголы несовершенного вида образуют составную форму будущего времени с помощью глагола быть в личной форме: буду   делать, будешь делать, будет делать.

Глаголы совершенного вида образуют простую форму  будущего времени: сделаю, сделаешь, сделает.

Глаголы в форме  настоящего времени могут называть действия, которые совершаются постоянно, всегда.

Например: Волга впадает  в Каспийское  море.

В предложении может говориться о действии, которое происходит на самом деле. Для этого глагол употребляется в форме изъявительного наклонения. Например: Мне подарили собаку.

Если о действии говорится как о желаемом, возможном, то употребляется форма условного наклонения.

Например: Подарили бы мне собаку.

Если в предложении есть совет, просьба или приказ, то глагол употребляется в форме повелительного наклонения.

Например: Подарите мне собаку!

Глаголы в форме изъявительного наклонения изменяются  по временам. Глаголы в форме условного и повелительного наклонения по временам не изменяются.

Глаголы в форме условного наклонения называют действие, о котором сообщается как о возможном, желательном. Форма условного наклонения образуется с помощью глагола в форме прошедшего времени и частицы  бы: поехал бы, отдыхала бы, ныряли бы.

Глаголы в форме повелительного наклонения обозначают совет, просьбу, приказ.

Форма повелительного наклонения образуется от основы настоящего или будущего времени с помощью суффикса –и-:

Уберу – убери  , сниму – сними

Или без суффикса:

Бросим – брось, сядем – сядь.

Глаголы в форме повелительного наклонения изменяются по числам: говори – говорите, иди – идите.

Глагол  в  форме  наклонения  в  предложении  всегда  является  сказуемым.

В словосочетании «глагол +существительное», где главное слово – глагол, при изменении  главного слова  (глагола)  зависимое  (существительное)  не изменяется. Глагол управляет  (командует)  определённой  падежной  формой существительного:  сам меняется, а существительному запрещает. Такая связь называется управлением. 

Например: вспомнил о встрече,  помогала подруге.

Вид и спряжение глагола – это его постоянные признаки.  Остальные признаки глагола – наклонение, время, лицо, число, род – непостоянные, изменяемые.

Порядок морфологического  разбора глагола

  1. Укажи часть речи.
  2. Запиши глагол в начальной форме.
  3. Укажи постоянные признаки – вид и спряжение глагола.
  4. Укажи непостоянные признаки – наклонение, время, лицо, число, род.
  5. Определи, каким членом предложения   является глагол.

Пример В конце февраля  сильнее  пригревает солнышко.

  1. Пригревает – глагол.
  2. Нач.ф. – пригревать.
  3. Пост . призн. – несов. в., 1 спр.
  4. Непост. призн.: изъявит.накл., наст. вр.,   3 л.,  ед.ч.
  5. В предложении является сказуемым: солнышко (что делает?) пригревает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общешкольное родительское собрание "Права детей - ответственность родителей"

Собрание проводила  для родителей МБОУ "Селенгинская средняя общеобразовательная школа" в декабре 2013 года....

обязанности и права детей и родителей

информация для детей и родителей...

Права и обязанности детей и родителей

В документе рассмотрены права ребенка и обязанности родителей по воспитанию школьников....

7 правил финансовой грамотности для родителей маленьких детей

Родительское собрание по теме 7 правил финансовой грамотности для родителей маленьких детей. Для Вас рекомендации психологов о том, как объяснить ребенку, что такое деньги и откуда...

Правила безопасности в сети Интернет для детей и родителей

Родителям необходимо помнить о том, как сделать интернет безопасным и обучающим инструментом для ребенка, чтобы защитить его от негатива и разнообразных рисков. Только отрицаниями и запретами нельзя б...