Открытый урок русский язык 4 класс "Род имен прилагательных"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Открытый урок с разноуровневыми заданиями и таблицей самооценки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr_urok_russ_rod_imen_prilagatelnyh.docx35.15 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ. 
Тема: Род имён прилагательных.


1 уровень. 
Запишите словосочетания. Определите род имён прилагательных. Выделите окончания. 
Голуб… лужа. Поздн… листопад, ленив… течение, вечерн… мгла, детск… театр, ночн… разбойник, хлебн… растение. 
2 уровень. 
Подберите к выделенным словам однокоренные прилагательные. Напишите словосочетания. Определите род прилагательных, выделите окончания. 
Крыша из железа, дом из кирпича, лента из шёлка, варенье из клубники, платье из бархата, кисель из малины. 
3 уровень. 
Замените прилагательные противоположными по смыслу. Определите род имён прилагательных и выделите окончания. 
Лёгкая задача, лёгкая ноша, слабый голос, слабое знание, мелкий пруд, мелкая рыба, старый охотник, старый дом. 
 

Тема: Число имён прилагательных. 

1 уровень. 
Спишите словосочетания. Определите число имён прилагательных, выделите окончания. 
Зелёные листья, редкие дожди, осенние дни, сильный ветер, крупные капли, последний листок, лесная поляна, красивое село. 
2 уровень. 
Подберите к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные. Определите число имён прилагательных, выделите окончания. 
Родные края, (какие?) … дела, (какая?) …сумка, (какое?) …дерево, (какие?) … луга, (какой?) … месяц, (какое?) …растение. 
3 уровень. 
Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Определите число имён прилагательных. 
После тёплых дней наступила з..лотая ос..нь. По опушкам лесов ещё растут грибы: красноголов.. подосиновики, зеленоват.. и розовые сырое..ки, сколь..к.. грузди и душист.. рыж..ки. На стар.. больш.. пнях жмутся друг к дру..ке тонконог.. опёнки. 


Таблица самооценки ученика

 

ученик

учитель

Умею определить род имен прилагательных

 

 

Умею изменять имена прилагательные по числам

 

 

Умею из имен существительных составить имена прилагательные

 

 

 

 

 

 

Тема: Склонение имён прилагательных.

 

1 уровень. 
Просклоняйте словосочетания. 
Тёплый зимний шарф, тёплое зимнее пальто. 
2 уровень. 
Спишите. Определите падеж имён прилагательных. 
Чистое небо затянулось тучами. Зима природу нарядила в белый, тёплый, чистый мех. Мы отправились на Синее озеро. В поздний час дома не спали. Зимнее солнце светило тускло.
3 уровень. 
Спишите, раскрывая скобки. Определите падеж имён прилагательных, выделите окончания. 
Таня и Алёна посадили свои деревца, полили их (тёплый) водой. Светит (горячий) (весенний) солнышко, идут по небу весёлые облака. И два (новые) деревца стоят у ворот. Они расправляют корешки в (тёплый) земле. 
 


Тема: Правописание падежных окончаний имён прилагательных. 

1 уровень. 
Спишите. Вставьте пропущенные окончания, выделите их. 
Чёрн.. стрижи всю жизнь проводят в воздухе. Если пойманного длиннокрыл.. стрижа посадить на гол.. землю, он не сможет взлететь. На коротеньк.. своих лапках стриж не умеет ходить по земле. 
2 уровень. 
Спишите, дописывая окончания. Определите род и падеж имён прилагательных. 
В майск.. ноч.. пели птицы. Мы любовались весен.. небом. Вдруг ярк.. стрела молнии полоснула спокойн.. небо. Нежн.. голубизну небосвода заволокло чёрн.. тучами. 
3 уровень. 
Составьте рассказ на тему «На бабушкином огороде», употребив сочетания слов. 
Раннее весеннее утро, чудесная погода, хорошее настроение, проросшие семена, лазурное небо, жёлтая морковь.


 

Таблица самооценки ученика

 

ученик

учитель

Умею определить род имен прилагательных

 

 

Знаю правописание падежных окончаний имен прилагательных

 

 

 

 

 

 

 

 

Открытый урок русского языка в 4  классе

по теме «Имя прилагательное. Обобщение»

учитель начальных классов Фокина Наталья Николаевна                                    

 февраль 2021 год

Урок русского языка по теме «Имя прилагательное. Обобщение» 4 класс

Цели:

обобщение теоретических знаний об имени прилагательном;

• развитие умения распознавать имена прилагательные в тексте;

• развитие умения использовать имена прилагательные для описания зимней природы;

• закрепление орфографических навыков правописания безударных окончаний имён прилагательных;

• закрепление умения определять род, число и падеж имён прилагательных;

• воспитание бережного отношения к природе, интереса к прозе, поэзии;

• развитие речи и творческих способностей.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Вот звонок веселый смолк,

Посадив всех на урок.

Время нам нельзя терять,

Будем работать начинать.

- Начинаем урок. Я желаю вам хорошего настроения, активной работы на уроке, потому что именно от этого будут зависеть результаты нашей работы и настроение гостей, которые присутствуют на уроке.

2. Поэтическая минутка.

- Начнём наш урок со стихотворных строк Ф. И. Тютчева

Чародейкою Зимою

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит -

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован, -

Не мертвец и не живой -

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Легкой цепью пуховой:

Солнце зимнее ли мещет

На него свой луч косой -

В нем ничто не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет

Ослепительной красой.

- Какие яркие образные выражения, словосочетания использует поэт для описания красоты зимней природы? «Чародейкою Зимою», «под снежной бахромой», «сном волшебным очарован», «цепью пуховой», «зимнее солнце», «ослепительной красой»

- Какой части речи принадлежит особая роль? - Прилагательным.

- Найдите все прилагательные, которые автор использует в стихотворении. - Снежной, чудной, неподвижной, лёгкая, пуховая, ослепительная, волшебным.

3. Постановка темы и целей урока.

Определяю я предметы,

Они весьма со мной приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь!

Да, это замечательное-

Имя прилагательное.

Имя прилагательное – огромная страна,

И нами лишь частично изучена она.

Сегодня на уроке мы с вами повторим

Все то, что нам известно

Какие цели мы поставим на урок ?

4. Повторение теоретических вопросов по теме.

- Что такое прилагательное? - Часть речи.

- Что обозначает прилагательное? - Признак предмета.

- На какие вопросы отвечает имя прилагательное? - Какой? Какая? Какое? Какие?

- С какой частью речи связаны в предложении? - С существительным.

- Как изменяются прилагательные? - По падежам, числам, в единственном числе по родам.

- Каким членом предложения могут быть прилагательные? - Определением.

- Как определить число, род и падеж имени прилагательного? - По числу, роду и падежу существительного, к которому оно относится.

- Как определить безударное окончание прилагательного? - Найти существительное, поставить от него вопрос к прилагательному и по ударному окончанию вопроса определить безударное окончание прилагательного.

5. Закрепление изученного по теме.

Сейчас открыли все тетради

И записали дату в них.

Чистописание.

-Какие буквы спрятались?

- Поможем зимушке нарисовать узоры на стёклах наших домов.

ая яя ый ий ой

ое ее ые ие

- Посмотрите внимательно на соединения.

-Разделите соединения на 4 группы.

- Объясните свои действия.

- ая яя ый ий ой

ое ее ые ие

- Первые три группы - окончания прилагательных женского, мужского и среднего рода в единственном числе. Четвёртая группа – окончании прилагательных во множественном числе.

6  упр. 101

Образуйте от имен существительных имена прилагательные женского, мужского и среднего рода, запишите их вместе с подходящими именами существительными.

Фронтальная проверка

Перед вами таблица самооценки.

7. Задание на выбор


1. Спишите словосочетания. Определите число имён прилагательных, выделите окончания. 
Зелёные листья, редкие дожди, осенние дни, сильный ветер, крупные капли, последний листок, лесная поляна, красивое село. 
2 уровень. 
Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Определите число имён прилагательных. 
После тёплых дней наступила з..лотая ос..нь. По опушкам лесов ещё растут грибы: красноголов.. подосиновики, зеленоват.. и розовые сырое..ки, сколь..к.. грузди и душист.. рыж..ки. На стар.. больш.. пнях жмутся друг к дру..ке тонконог.. опёнки. 

Проверка по эталону, заполнение таблицы самооценки.

8. Работа в парах

- Много своих стихов этому прекрасному времени года посвятил и А. С. Пушкин.

- Какие стихи Пушкина о зиме вы знаете? -«Зимняя дорога», «Зимнее утро», «Зимний вечер»

- Прочитайте отрывок из стихотворения А. С. Пушкина.

Стихотворение внимательно читаем,

Сочетание существительных с прилагательными выбираем, в тетрадь записываем.

«Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит…»;

«Вся комната янтарным блеском

Озарена…»                                                    «Зимнее утро»,

- Под голубыми небесами (мн. ч., Т. п.)

Великолепными коврами (мн. ч., Т. п.)

 «Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

 На мутном небе мгла носилась;

 Луна, как бледное пятно,

 Сквозь тучи мрачные желтела,

 И ты печальная сидела…»                                    «Зимнее утро»,

На мутном небе (П.п., ед.ч.)

бледное пятно (И.п., ед.ч.)

тучи мрачные (В.п.мн.ч.)

- Выпишите словосочетания, выделите окончания, определите род и падеж прилагательных.

-Проверьте!

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.                                                     «Зимний вечер»

По кровле обветшалой (ж. р., Д. п. ,

путник запоздалый (м. р., И. п.)

8. Физкультминутка.

- Замёрзли от зимних стихов, давайте погреемся. зимний пейзаж, задание. Я буду читать словосочетания, а вы выполняйте задания: мужской род присядьте, женский род похлопайте, средний род- потянитесь вверх

- Снежная шапка, первый снег, белоснежное поле, , пушистая ель, порывистый ветер,  ранняя зима, морозное утро, великолепная погода, серебристый иней,  зимнее солнце,  зимняя природа.

9. - Как можно правильно определить безударные окончания имен прилагательных?

  • Надо найти имя существительное.
  • Задать вопрос к имени прилагательному.
  • И по ударному окончанию вопроса определить безударное окончание имени прилагательного.

Работа с перфокартами.

Вставьте окончание прилагательных.

могуч…                 дуб
весёл…                 песня
трескуч…             морозом
по извилист…     тропе

ранн…              утро
в чист….          воздухе
на тонк…..       веточке
к высок….        дереву

шустр…                снегири
с ярк  …                оперением
русск….                 зима
маленьк….            чудо

в дремуч…          лесу
по снежн…..        полю
из-за рыхл….       снега
в зимн….             спячку

Для проверки поменяйтесь карточками (взаимопроверка в парах).

-У кого нет ни одной ошибки?

 - Проявите зоркость.Прочитайте текст и найдите ошибки.

Зимнем погожим утром лыжники катались в лесу. Сначала они зашли в

берёзоваю рощу. Потом отправились к дальнимустараму бору по знакомай удобной лыжне. В сосновам бору стояла тишь.

- Объясните правильное написание слов, в которых допущены ошибки.

- Исправьте окончания имен прилагательных.

- Прочитайте отрывок из стихотворения А. С. Пушкина.

- Назовите стихотворение.

-Сколько предложений в данном отрывке?

-Прочитайте первое, второе.

- Объясните написание окончаний прилагательных.

- Напишите по памяти, выделите окончания прилагательных.

-По дороге зимн.., скучн..

Тройка борз..  бежит.

Колокольчик однозвучн..

Утомительно гремит.

- «Зимняя дорога»

- Два предложения.

Грамматический разбор.

- Разберите первое предложение по членам предложения (синтаксический разбор).

- Выполните морфологический разбор прилагательного По зимней (дороге)

Сравните свой результат

С работой соседа.

Исправьте ошибки, если нашли.

Не просто исправьте, а докажите,

Что он не прав, а правы вы.

(один ученик комментирует)

(один ученик на доске, остальные – в тетрадях)

9. Рефлексия.

Мне было интересно…

Мне было трудно…

Мне понравилось… Свободные высказывания детей.

10. Подведение итогов

Урок подходит уж к концу

И требует оценки.

Прошу его вас оценить,

Но прилагательными только.

Его вам надо оценить двумя-тремя словами

И их в тетради записать,

Чтоб я могла потом узнать

И сделать вывод с вами:

Каким он был?.

Отличным, скучным,

Хорошим, может быть, плохим,

Совсем ненужным, бесполезным…

Иль поучительным? Каким?

6. Конкурс «Зимнее творчество».

Задание: Написать мини-сочинение по теме «Зима» (5-6 предложений)

Выберите вариант сами.

В-1 «ПИШУ САМ(А)»

В-2 «ПРОШУ МАЛЕНЬКИЙ SOS»  

В-3 «ПРОШУ БОЛЬШОЙ SOS»

В-2

Снежная зима, трескучие морозы, пушистый снег, синее небо, красивые узоры, заснеженный лес, лесные жители.

В-3

Пришла _______зима.  Стоят__________морозы. Земля покрылась_________ снегом. Стоит_____________лес. Деревья украшены ___________узорами инея. В __________снег спрятались __________ёлочки.  _________мороз сковал воду на реке. ___________жители давно приготовились к зиме.

В-1

7. Домашнее задание.

Написать текст-описание «Зимой в лесу».

Приложение

Зимой и летом, осенью и весною хорош русский лес. В тихий день выйдешь, бывало, в лес на лыжах - дышишь и не надышишься. Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез.

________________________________________________________

Тяжелыми шапками белого снега покрыты темно-зеленые ветки высоких и маленьких елей. Нет-нет сорвется такая белая шапка с вершины высокой ели, рассыплется серебристой легкой пылью - и долго колышется освобожденная от тяжести снега еловая зеленая ветка. Высокие вершины елей унизаны ожерельем лиловых шишек. С веселым свистом перелетают с ели на ель, качаются на шишках стайки грудастых клестов.

__________________________________________________________

Идешь по зимнему тихому лесу и не налюбуешься. Высокие, недвижные спят сосны. Синеватые тени их стройных стволов лежат на белых, нетронутых сугробах. Тихо в спящем лесу, но чуткое ухо улавливает живые тонкие звуки. Вот где-то застучал и вскрикнул, перелетая с дерева на дерево, пестрый дятел. Серый рыжеватый рябчик с шумом сорвался с ветки, скрылся в лесной глубине. Проказница-белка теребит у вершины ели спелую шишку, роняя на снег темные легкие шелушинки, смолистые обгрызенные стерженьки. Бесшумно пролетели у края леса, закричали голубоватые сойки.

__________________________________________________________

Невидимой жизнью полнится лес. От дерева к дереву тянутся легкие следы белок, маленькие следочки лесных мышей и птиц. Только очень внимательный человек может наблюдать жизнь зимнего леса. Нужно уметь ходить тихо, слушать и останавливаться. Тогда откроется перед вами вся красота спящего зимнего леса.

(И. С. Соколов-Микитов)

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.                                                    

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.                                                    

«Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит…»;

«Вся комната янтарным блеском

Озарена…»                                                   

«Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

 На мутном небе мгла носилась;

 Луна, как бледное пятно,

 Сквозь тучи мрачные желтела,

 И ты печальная сидела…»                                    

  1. Актуализация опорных знаний.

-Вспомним, что мы еще знаем об имени прилагательном.

1. Что такое имя прилагательное?

2. Что оно обозначает

3. На какие вопросы отвечает

4. С какой частью речи связано?

5. Как изменяется?

6. Как называется изменение имен прилагательных по падежам?

7.Как определить падеж имени прилагательного? (Падеж прил. определяется по падежу имени сущ., к которому оно относится.)

  1. Физминутка

- Проявите зоркость.Прочитайте текст и найдите ошибки.

Зимнем погожим утром лыжники катались в лесу. Сначала они зашли в

берёзоваю рощу. Потом отправились к дальнимустараму бору по знакомай удобной лыжне. В сосновам бору стояла тишь.

- Объясните правильное написание слов, в которых допущены ошибки.

- Исправьте окончания имен прилагательных.


Таблица самооценки ученика

 

ученик

учитель

Умею определить род имен прилагательных

 

 

Умею определять число имен прилагательных

 

 

Умею определять падеж имен прилагательных

 

 

Правильно пишу безударные окончания имен прилагательных

Умею разбирать прилагательное как часть речи

 

 

ученик

учитель

Умею определить род имен прилагательных

 

 

Умею определять число имен прилагательных

 

 

Умею определять падеж имен прилагательных

 

 

Правильно пишу безударные окончания имен прилагательных

Умею разбирать прилагательное как часть речи

 

ученик

учитель

Умею определить род имен прилагательных

 

 

Умею определять число имен прилагательных

 

 

Умею определять падеж имен прилагательных

 

 

Правильно пишу безударные окончания имен прилагательных

Умею разбирать прилагательное как часть речи

Чародейкою Зимою

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит -

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован, -

Не мертвец и не живой -

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Легкой цепью пуховой:

Солнце зимнее ли мещет

На него свой луч косой -

В нем ничто не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет

Ослепительной красой.

  1. Спишите словосочетания. Определите число имён прилагательных, выделите окончания. 


Зелёные листья, редкие дожди, осенние дни, сильный ветер, крупные капли,

последний листок, лесная поляна, красивое село. 
2 . Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Определите число имён прилагательных. 


После тёплых дней наступила з..лотая ос..нь. По опушкам лесов ещё растут

грибы: красноголов.. подосиновики, зеленоват.. и розовые сырое..ки,

сколь..к.. грузди и душист.. рыж..ки. На стар.. больш.. пнях жмутся друг к

дру..ке тонконог.. опёнки. 

                        Вставьте окончание прилагательных.

могуч…                 дуб
весёл…                 песня
трескуч…             морозом
по извилист…     тропе

ранн…              утро
в чист….          воздухе
на тонк…..       веточке
к высок….        дереву

шустр…                снегири
с ярк  …                оперением
русск….                 зима
маленьк….            чудо

в дремуч…          лесу
по снежн…..        полю
из-за рыхл….       снега
в зимн….             спячку

Вставьте окончание прилагательных.

могуч…                 дуб
весёл…                 песня
трескуч…             морозом
по извилист…     тропе

ранн…              утро
в чист….          воздухе
на тонк…..       веточке
к высок….        дереву

шустр…                снегири
с ярк  …                оперением
русск….                 зима
маленьк….            чудо

в дремуч…          лесу
по снежн…..        полю
из-за рыхл….       снега
в зимн….             спячку

Вставьте окончание прилагательных.

могуч…                 дуб
весёл…                 песня
трескуч…             морозом
по извилист…     тропе

ранн…              утро
в чист….          воздухе
на тонк…..       веточке
к высок….        дереву

шустр…                снегири
с ярк  …                оперением
русск….                 зима
маленьк….            чудо

в дремуч…          лесу
по снежн…..        полю
из-за рыхл….       снега
в зимн….             спячку

Вставьте окончание прилагательных.

могуч…                 дуб
весёл…                 песня
трескуч…             морозом
по извилист…     тропе

ранн…              утро
в чист….          воздухе
на тонк…..       веточке
к высок….        дереву

шустр…                снегири
с ярк  …                оперением
русск….                 зима
маленьк….            чудо

в дремуч…          лесу
по снежн…..        полю
из-за рыхл….       снега
в зимн….             спячку


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Роль имен прилагательных в русском языке"

Урок построен в соответствии с технологией РКМЧП...

Конспект урока русского языка «Связь имени прилагательного с именем существительным» (2 класс)

Цели деятельности учителя: закрепление знаний о значении и употреблении в речи имён прилагательных; установление связи имени прилагательного с именем существительным.Планируемые  результаты:Предм...

Конспект открытого урока русского языка "Склонение имен прилагательных. Именительный падеж.", 4 класс, УМК "Школа России"

Интересный подход к раскрытию темы урока. Много нестандартных приемов для урока русского языка....

Конспект урока русского языка "Связь имени прилагательного с именем существительным" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель деятельности учителя: - формирование условий для ознакомления со связью имён прилагательных с именем существительным. Планируемые результаты:...

Конспект урока русского языка "Связь имени прилагательного с именем существительным"

Цели деятельности учителя: закрепление знаний о значении и употреблении в речи имён прилагательных; установление связи имени прилагательного с именем существительным.Планируемые  результаты:Предм...

Конспект урока русского языка «Связь имени прилагательного с именем существительным» (УМК "Школа России" 2 класс)

Тема: «Связь имени прилагательного с именем существительным»Цели деятельности учителя: формирование условий для ознакомления со связью имён прилагательных с именем существительным.Планируе...

Технологическая карта к открытому уроку Русского языка «Изменение имени прилагательного по числам»

Урок совершенствования знаний, умений, навыков по русскому языку в 3 классе на тему « Изменение имён прилагательных по числам» разработан с использованием системно-деятельностного подхода ...