Конспект урока: "Прписная буква в именах собственных "
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

конспект урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

Прописная буква в именах собственных

Цель: обобщить знания учащихся об известных орфограммах.

Планируемые результаты: учащиеся научатся классифицировать имена собственные по значению; употреблять прописную букву в именах собственных; анализировать возможность перехода имен нарицательных в имена собственные; работать по алгоритму написания слов с проверяемым написанием.

Оборудование: карточки с заданиями.

Ход урока

  1. Организационный момент
  1. Актуализация знаний

Словарная работа

(Учитель раздает детям географические карты.)

— Выпишите названия населенных пунктов, рек, озер по образцу.

Образец: деревня Малиновка, город Глазов, река Чепца, озеро Светлое.

(Проверка. Один ученик читает и отвечает, с прописной или строчной записано каждое слово. Остальные сигнальными карточками показывают правильность ответа.)

  1. Самоопределение к деятельности

— Спишите текст. Подчеркните орфограммы.

Играет музыка. Лампы ярко осв..щ..ют (Ц, ц)ирк. В з..л..тистом костюме (на)арену (вы)ходит (Д, дрессировщик (Д, д)уров. (С, с)..бака (Р, р)ыж..к показывает (на)карте (Ч, ч)..рное (М, м)..ре. (М, м)..рская (С, с)винка стреляет (из)пу..ки. Серый (3, з)айчишка играет на барабане.

(Проверка. Один ученик читает, остальные сигнальнымикарточками показывают правильность ответа.)

— Вспомните девять основных правил орфографии. На какое правило больше всего пропущенных орфограмм? (Прописная буква в именах собственных.)

— Послушайте стихотворение.

Имена людей, зверей,

Все названия морей,

Городов, озер и рек

Должен каждый человек

С буквы прописной писать

(С большой буквы начинать).

Е. Морева

  1. Работа по теме урока
  1. Выполнение заданий в рабочей тетради

Упр. 32 (с. 22)

(По заданиям. Самостоятельно.)

Упр. 35 (с. 23)

(Работа в паре.)

— Почему имена нарицательные в тексте Мориса Метерлинка написаны с прописной буквы? (Слова «Чашки», «Миски» и «Тарелки» в сказке стали именами собственными.)

(По заданиям. Самостоятельно.)

  1. Работа по учебнику

Упр. 58 (с. 41)

Задание для любознательных

— Выпишите из текста упражнения слова в таком порядке: названия планет, названия континентов.

— Можно ли написать свой «космический адрес» на почтовом конверте? (Ответы детей.)

(Диктант.)

— Продиктуйте соседу.

У Груши в корзине груши. Тетя Поля вернулась с поля. Лева Скворцов кормил скворцов. Боря Васильков нес букет васильков.

(Взаимопроверка.)

— Итак, в языке есть слова, которые могут употребляться и как имена собственные, и как имена нарицательные. Приведите примеры таких слов.

  1. Физкультминутка

Это правая рука,

Это левая рука.

Справа — шумная дубрава,

Слева — быстрая река.

Обернулись мы, и вот

Стало все наоборот.

Слева — шумная дубрава,

Справа — быстрая река.

Неужели стала правой

Моя левая рука?

  1. Продолжение работы по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 59 (с. 42)

(Работа в паре.)

— Прочитайте, из каких частей состоит заявление. Найдите эти части в тексте.

Памятка. Как написать заявление

  1. Наименование адресата, которому направлено заявление.
  1. Ф.И.О., должность или адрес автора заявления.
  1. Наименование документа.
  1. Точное изложение просьбы, предложения.
  1. Дата, подпись.

Помните, что заявление (чье?кого?) Певцова Александра пишется без предлога «от»; слово «заявление» пишется со строчной буквы; суть просьбы излагается четко и кратко, текст начинается со слова «Прошу», местоимение «я» не употребляется; указывается дата и подпись с ее разборчивой расшифровкой.

(Ученики, работая в паре, составляют устные заявления в соответствии с правилами написания. Учитель выслушивает несколько заявлений, исправляет речевые ошибки.)

  1. Рефлексия

Работа по учебнику

Упр. 60 (с. 42)

(По заданиям. Самостоятельно.)

  1. Подведение итогов урока

— Когда в письменной речи употребляются имена собственные?

— Может ли одно и то же слово быть то именем нарицательным, то именем собственным?

- Какой этап урока вам понравился больше всего?

- Чему научились на уроке?

Домашнее задание

Написать заявление на любую тему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ УРОКА по русскому языку в 1 классе по теме: «Заглавная буква в именах собственных. Заглавная буква в кличках животных»

КОНСПЕКТ УРОКАпо русскому языку в 1 классе по теме: «Заглавная буква в именах собственных.                  З...

конспект урока Большая буква в именах собственных 1 класс планета знаний

Конспект открытого занятия на тему "Большая буква в именах собственных" 1 класс Планета знаний...

Конспект урока "Большая буква в именах собственных" 3 класс VIII вид

Конспект урока "Большая буква в именах собственных"...

Конспект урока "Заглавная буква в именах собственных"

Урок письма в 1 классе по теме «Заглавная буква в именах собственных»(именах, фамилиях, отчествах людей), УМК «Школа России», имеет структуру проблемного урока с использованием деятельностного подхода...

Конспект урока "Большая буква в именах собственных"

Конспект урока "Большая буква в именах собственных"...

Конспект открытого урока по теме « Заглавная буква в именах собственных. Заглавная буква в географических названиях». 1 класс

Конспект открытого урока по теме « Заглавная буква в именах собственных.       Заглавная буква в географических названиях».1 класс...

Конспект урока Большая буква в именах собственных

Закреплять и развивать умение писать большую букву в именах, фамилиях, отчествах людей, кличках животных и географических названиях...