Технологическая карта по русскому языку 2 класс по теме "Корень слова"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Соломина Наталья Викторовна

Технологическая карта по русскому языку 2 класс по теме  "Корень слова"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка

УМК «Школа России»

Класс: 2

Учитель: Соломина Н.В

Тема урока: «Корень слова»

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель: создание условий для ознакомления учащихся с понятиями «корень слова», «однокоренные слова» в процессе изучения новой темы «Корень слова. Однокоренные слова»

Задачи:

Образовательные: 

  • закрепить знания понятия «антоним»,   правил: правописания безударных гласных в слове,
  • познакомить детей с понятием «корень слова», «однокоренные слова»; понимать лексическое значение однокоренных слов и корня в них;
  • формировать умения: находить корень в словах, однокоренные слова при выполнении упражнений;
  • закрепить у детей умение находить корень в словах, умение находить однокоренные слова и включить их в общую систему знаний и умений;
  • формировать умение планировать свою деятельность.

Развивающие: развивать устную и письменную речь, внимание, умение устанавливать причинно - следственные связи,  контроль и самоконтроль.

Воспитательные: воспитывать ценностное отношение к письму как виду речевой деятельности, уважительное отношение друг к другу;  стремление к  познанию нового.

Планируемые  результаты:

1.Регулятивные: принимать и сохранять учебную цель, планировать собственную деятельность по ее достижению, отбирать средства и способы ее выполнения, осуществлять самоконтроль и самооценку своей деятельности.

2.Коммуникативные: взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и преподавателем в процессе решения учебных задач и проблем, формулировать и аргументировать собственную позицию

3.Познавательные: осуществлять поиск и анализ информации по заданным правилам грамматики, ориентироваться в различных источниках информации (словарь)

4.Личностные: самостоятельно оценивать и принимать решения,  оценивать результаты учебной деятельности.

Дидактическое и техническое оснащение: презентация, проектор, компьютер, карточки для работы в парах, рисунки домиков , карточки со словами для работы в группе ,   материалы для рефлексии (домики).

Длительность: 4о минут

Литература, использованная при подготовке к уроку: 

  1. Русский язык. 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / В. П. Канакина,В. Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2019
  2. Инфоурок [Электронный ресурс]: ведущий образовательный портал России. Разработка урока русского языка во 2 классе «Корень как часть слова» УМК «Начальная школа XXI века»/. -
  3. Doc4Web [Электронный ресурс]: хостинг документов ученикам и учителям./ Конспект урока по русскому языку во 2 классе "Корень как общая часть родственных слов". – Электрон. дан. – М.: Хостинг документов, 2014 – 2017, - Режим доступа: https://doc4web.ru свободный. - Загл. с экрана

Характеристика этапов урока

Этап урока, время

Задачи

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

1. Ценностно-мотивационный

1 мин.

Создать мотивационную установку на предстоящую деятельность

Словесный метод (художественное слово)

-Здравствуйте, ребята! Прозвенел для нас звонок                                                                                  Начинается урок.                                                                        К нам без опоздания                                                     Приходи, старание.

Помоги  нам потрудиться:

Мы пришли сюда учиться.

Учащиеся приветствуют учителя стоя, друг друга, настраиваются на работу.

Фронтальная

Слово педагога

-

Р -самоконтроль

К - слушать учителя и  других учащихся.

Возникновение

учебной мотивации.

2. Минутка  чистописания

5 мин

Закрепит. умения каллиграфически верно писать буквы Д,  д. Упражнять  в написании безударной гласной буквы в слове с помощью подбора проверочных слов

Словесный метод (объяснение), метод языкового анализа (устное проговаривание); практический метод (упражнение);

Выделение и объяснение орфограмм

- Запишите число , классная работа

На доске: дерево, радуга, , дым, город (слайд 2)

- Прочитайте слова.

- Сегодня на минутке чистописания мы будем писать букву, которая есть во всех данных словах. Определите, какая это буква.     (д)

- Дайте рекомендации друг другу по написанию строчной и заглавной буквы Д                                                                 (слайд  3, 4)

- Пропишите Буквы Дд.

Послушайте загадку

Не паровоз, не пароход, а из трубы дым идет, Из бруса деревянный, Уютный, теплый, славный

- Напишите три раза слово Дом.

Сегодня вы будете оценивать себя и друг друга домиками. Если у вас все хорошо и нет ошибок, вы рисуете домик напротив задания с красной крышей, если не справились, то домик с синей крышей

- а теперь прочитайте пословицу

Дом не велик, а л.жать не велит.

- Объясните смысл пословицы.

- запишите пословицу в тетрадь вставляя пропущенные орфограммы.

А теперь проверьте, как вы записали.

Учащиеся записывают число, классная работа в тетрадь читают слова, определяют букву Д, вспоминают правила написания букв Д,д

Прописывают буквы Д, д

Отгадывают загадку (Дом)

Прописывают слово Дом

Слушают учителя

Читают пословицу, объясняют смысл пословицы, записывают пословицу себе в тетрадь, вставляя орфограммы

Дом не велик, а лежать не велит.

Проверяют, объясняют орфограммы.

Оценивают себя

Фронтальная, парная,

Презентация к уроку, слово педагога

Закрепление умений написания строчной и прописной букв Д, д

Упражнение в написании безударной гласной буквы в слове с помощью подбора проверочных слов

Р -самоконтроль

К - слушать учителя и  других учащихся.

учебная мотивация.

- положительное отношение к предмету;

- умение оценивать собственную деятельность;

2. Актуализация знаний

5 мин.

Упражнять в применении знаний  о противоположных по смыслу слов (антонимах)

Словесный метод (объяснение), метод языкового анализа (устное проговаривание); практический метод (упражнение); взаимоанализ и взаимооценка, взаимопроверка

- Ребята, у вас на столах конверты с пословицами, но слова разделены. Ваша задача собрать пословицы, работаете в паре.

- Давайте проверим, что у вас получилось? Прочитайте

(Слайд)

Ученье – свет, а не ученье – тьма.

Добро всегда побеждает зло.

Глупый осудит, а умный рассудит.

- А теперь посмотрите внимательно на пословицы, какие слова есть в каждой пословице?

- Что такое антонимы?

- выпишите из пословицы пары противоположных слов

(слайд)

Свет – тьма, ученье – не ученье, добро -  зло, глупый – умный

- Поменяйтесь тетрадями, проверьте, оцените

- У кого домики с красной крышей? С синей  крышей?

Учащиеся собирают пословицы,

Проверяют правильность выполнения задания

Отвечают на вопросы ( в каждой пословице, есть антонимы, антонимы – это противоположные по смыслу слова)

Выполняют задание,

Меняются тетрадями, проверяют, оценивают друг друга

Фронтальная, парная, индивидуальная

Презентация, компьютер, доска, проектор, карточки с разобранными пословицами на каждую парту

Закрепление знаний о правилах

правописания имён существительных овладение первоначальными представлениями о грамматических нормах русского языка

К-взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и преподавателем

осознанное построение речевого высказывания

- поиск и анализ информации по заданным правилам грамматики

-постановка проблемы

Л- положительное отношение к предмету;

-умение оценивать успехи;

-умение признавать ошибки.

-оценка результатов учебной деятельности

3. Определение темы и целей урока

 4 мин

Совместное целеполагание и планирование

Формировать понятие «корень слова»

Словесный (объяснение, беседа) метод

(Слайд)

- А теперь прочитайте слова , какое слово будет лишим?

- почему?

Дом, домашний, домик,  домовой, изба.

- Проверьте (слайд), оцените себя

- от какого слова образованы данные слова?

- Ребята вспомните и назовите, из каких частей состоит дерево.                                                                            - А без какой самой главной части растения не смогли бы выжить,  эта часть питает растение удерживает  его в земле?                                      - Так и в словах есть часть, без которой они не могут обойтись. И как же она называется? Где мы можем об этом узнать?

-Как называется главная часть слова?

- Назовите тему урока? Ребята, а как вы думаете, какие вопросы можно рассмотреть в этой теме?

Учащиеся читают, находят лишнее слово  (изба)

Корень, ствол, крона: ветви с листьями.

-Без корня.

- В учебнике (дети открывают страницу 61 учебника), читают правило

- Корень слова

-Что такое корень слова?                                            - Роль корня в слове?                    - Как выделить корень в слове?

Фронтальная

Презентация

(тема и цели)

- Овладение понятием «корень слова»

К -взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и преподавателем в процессе решения учебной задачи,

Р-принятие и сохранение учебной цели, планирование собственной деятельности по ее достижению

Л-- положительное отношение к предмету;

5. формирование новых знаний

5 мин.

Формировать знания  о понятиях «корень слова», «однокоренные слова».

Словесный (объяснение, беседа), метод зрительного запоминания (выделение орфограмм)

- Давайте с вами теперь поподробнее узнаем, что такое корень слова. У вас на столах лежат толковые словари. Поработайте в парах и найдите  значение этого слова в словаре. Но будьте внимательны. Ведь слово «корень» имеет  много значений, а нам нужно только то значение, которое относится к русскому языку.

- Верно. Давайте теперь вернёмся к нашей оставшейся группе слов.  Какую одинаковую часть слова вы видите во всех этих словах?                                            - Правильно. «Дом» во всех этих словах будет являться корнем.

- Ребята, как вы думаете, как же можно назвать эти оставшиеся слова, у которых одинаковый корень и похожее значение? Кто они друг другу?                                                                        - Правильно. У нас у всех есть мама, папа, братья, сёстры. В семье родственники похожи друг на друга.      Семьи бывают разные: большие и маленькие. В одной семье три человека, у кого - то шесть. А есть и большие семьи, где десять и более человек. В русском языке тоже есть родственники. Это родственные слова. Их еще называют однокоренными. Эти слова похожи друг на друга.                                                                       – Сформулируйте  определение родственных (однокоренных) слов.

 - Выделите корень в словах (показываю как) ( слайд)

- Корень – это главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение слов.

- дом-

-Лишнее слово – изба.

- Потому что все остальные слова близкие по значению, а это – нет.

- Родственники, родные.

- Родственными (однокоренными) называют слова, которые близки по смыслу и имеют одинаковый корень.

Выделяют корень

Фронтальная, парная

Доска.

Презентация

Овладение понятием «корень слова», «однокоренные слова»

П - - нахождение и исправление ошибок;

- извлечение информации, представленной в разных формах;

- осуществление анализа однокоренных  слов;

К - высказывание и обоснование своей точки зрения.

Л-- умение оценивать успехи;

- умение признавать ошибки.

6. Физминутка

2 мин.

Смена видов деятельности, снятие интеллектуального напряжения

Словесный (объяснение)метод, наглядный метод (показ)

- Давайте с вами немного отдохнём. А для этого поиграем в игру «Руки – ноги». Я буду ведущим. Если я говорю ноги, вы встаёте, если руки – вы поднимаете руки вверх. Если вы уже стоите, и я говорю ноги, то вы садитесь, если у вас руки уже вверху, а я говорю руки, то вы их опускаете.                                                                  - Руки поставили на пояс, посмотрели на окно, на дверь.                                                                   – Зацепились за свои ушки и потянули их вниз несколько раз.

Дети выполняют упражнение

Фронтальная

Видеозапись физкультурной минутки

-

Р

- осуществление самоконтроля и оценки своей деятельности

-ценностное отношение к своему здоровью

7. Первичное закрепление нового знания.

5 мин.

Формировать у детей умение находить корень в словах, умение находить однокоренные слова

Словесный (объяснение, беседа), практический метод

(упражнение), самооценка.

А теперь я предлагаю вам выполнить такое задание. Запишите  родственные слова

1-й ряд – с корнем «лес»,

2-й ряд – с корнем «сад»,

3-й ряд – с корнем «вода».

- Проверяем и оцениваем себя. Эталон правильных ответов вы видите на слайде. У кого результаты совпали с эталоном, поставьте плюс. Скажите у кого есть другие слова?

 - выделите корень

- Оцените себя

Учащиеся выполняют задание

Сверяют с эталоном

Лесной, лесник, лесничий, лесовичок,

перелесок.

Сад, садик, садовый,

садовник, посадил.

Вода, водный, водолаз, водичка,

водяной.

Проверяют, выделяют корень, оценивают себя)

Фронтальная, индивидуальная

Доска,

Презентация к уроку

- овладение умением находить корень в словах, умением находить однокоренные слова

- рефлексия процесса и результатов деятельности.

Самостоятельно оценивать и принимать решения,  оценивать результаты учебной деятельности.

- осознанность учения.

-самооценка

8. Самостоятельная работа и проверка по эталону.

3 мин.

Закрепить у детей умение находить корень в словах, умение находить однокоренные слова

Словесный (объяснение, беседа),

Практический метод

(упражнение)

- Молодцы. А теперь  выполним с вами задание в учебнике упр 87, стр 62 Теперь проверим по эталону на слайде.

- Молодцы. Все справились с этим заданием. Что нужно сделать, чтобы правильно определить корень в слове?

  - Оцените себя

Учащиеся  выполняют задание

Сверяют с эталоном

Оцениваю себя

подобрать как можно больше однокоренных слов, та часть, которая не изменяется и будет корнем слова.

Фронтальная, групповая

Презентация,

- овладение умением находить корень в словах, умением находить однокоренные слова

Р-

использование новых знаний  при выполнении упражнений

Л – осуществление анализа результатов учебной деятельности –

9. Закрепление полученных знаний

5 мин

Закрепить у детей умение находить корень в словах, умение находить однокоренные слова

Практический метод

(упражнение)

Временная работа в малых группах.

 - поработаем в группах (3 группы)

 - Каждой группе выдается рисунок пустого домика, клей  и карточки со словами.

 - И так ваша задача

 -  1 группа заселяет свой домик  словами с конем РЫБ

 - 2 группа заселяет свой домик словами с корнем ВОРОН

 - 3 группа заселяет свой домик словами с корнем ГРИБ

 - готовые домики вывешиваются и проверяются по эталону.

 - Так же каждой группе выдан маленький домик, закрасьте крышу домика в соответствующий цвет (красный или синий)

Учащиеся делятся на три группы, выполняют задания

 Проверяют выполнение задания, оценивают

Групповая

Фронтальная

Рисунки домиков, карточки со словами, презентация к уроку

П –извлечение информации, представленной в разных формах;

-анализ и обобщение учебной информации

высказывание и обоснование своей точки зрения;

9. Подведение итога урока

2 мин.

Включить полученные знания о корне слова и однокоренных словах в общую систему знаний и умений

Словесный (объяснение) метод

- Итак, ребята, вот наш урок подходит к концу. Как вы думаете, мы выполнили те задачи, которые ставили в начале урока?

- Что мы узнали сегодня нового?

- Да, выполнили.

- Мы узнали, что такое корень слова и однокоренные слова, какова роль корня в слове, как выделить корень в слове.

Фронтальная

Презентация

-

П - рефлексия процесса и результатов деятельности.

- самооценка;

- осознание важности изучения данной темы

10. Рефлексия

2 мин.

Анализ и оценка образовательных результатов,  учебной деятельности

Словесный (объяснение)

Самооценка

- Продолжите фразу, которая на слайде.

- Я узнал…                                                                             - Я научился…                                                                    - Мне понравилось…                                                                 - Покажите, пользуясь светофориками, как бы вы оценили свою работу.                                             - Синий цвет – если вы довольны своей работой, вам было интересно.                                                 - Зеленый цвет – если вы затруднялись в выполнении заданий, что-то осталось непонятным.                                                                                - Красный цвет – если вам на уроке многое не удавалось, затруднения возникли при выполнении многих заданий.

Продолжают фразы

Оценивают собственную деятельность

Фронтальная

Презентация

-

Р- самоконтроль

П - рефлексия процесса и результатов деятельности.

самооценка;

- осознанность учения.

11. Домашнее задание

1 мин.

Словесный (объяснение)метод

- Выучить правило с. 61. Упр. 87.                                     - Вы хорошо работали на уроке. Молодцы! Спасибо!

Учащиеся записывают домашнее задание

Фронтальная

Презентация

-

Р

- самоконтроль


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗРАБОТКА УРОКА Предмет: русский язык Класс: 2 Тема: Корень слова. Однокоренные слова.

РАЗРАБОТКА УРОКАучителя начальных классов МОУ гимназии № 35 г. о. Тольятти Цветковой Ирины Юрьевны.Предмет: русский языкКласс: 2Тема: Корень слова. Однокоренные слова. ...

Технологическая карта урока русского языка "Чередование согласных в корне слова" 2 класс УМК НШ 21 века

В данной разаботке содержится технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме "Чередование согласных в корне слова"...

Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»

Актуальность проекта               Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...

Технологическая карта урока русского языка "Безударные гласные в корне слова" (УМК "Перспектива", 3 класс)

Цель урока: расширение и обобщение знаний учащихся о безударных гласных в корне слова.Задачи урокаДидактические:Закрепить  понятия «ударные» и «безударные» гласные;Соверше...

Технологическая карта урока русского языка "Проверка орфограммы в окончании слов, называющих действие" (УМК "Система Эльконина-Давыдова", 3 класс)

Цель урока: формирование знаний о правописании личных окончаний глаголов.Задачи урокаДидактические:закрепление знаний о правописании личных окончаний глаголов;закрепление умения определять спряжение г...

Технологическая карта урока русского языка «Как можно объяснить значение слова» ( УМК " Школа России", 2 класс)

Тема урока «Как можно объяснить значение слова»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование условий для знакомства обучающихся с понятием «лексическое знач...

Технологическая карта урока русского языка "Чередование звуков в суффиксах слов видимое на письме. Е и О - бедные гласные" (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс, Н.А. Чуракова)

Тип урока: «открытия» нового знания. Цель урока: углубление и расширение знаний и умений учащихся о беглых гласных звуках в словах. Задачи урока:Дидактические:1.Вспомни...