Технологическая карта урока русского языка «Личные местоимения 1, 2, 3 лица» (УМК Школа России,3 класс)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Хайретдинова Юлия Ураловна

Тема урока «Личные местоимения 1,2,3 лица»

Тип урока: открытие «нового» знания

Цель урока: создание условий для формирования у учащихся знаний о личных местоимениях, умения определять лицо и число местоимений.

Задачи урока

Дидактические:

  1. Познакомиться с грамматическими признаками личных местоимений.
  2. Научиться определять личные местоимения среди других частей речи.
  3. Научиться и закрепить умения определять лицо и число местоимений.

Развивающие:

  1. Развивать диалогическую речь учащихся.
  2. Способствовать развитию памяти, внимания учащихся.
  3. Развивать мотивы к учебной деятельности.

Воспитательные:

  1. Вырабатывать у детей умение работать в коллективе, ответственно относиться к своему труду.
  2. Способствовать формированию навыков сотрудничества со взрослыми и со сверстниками в разных социальных ситуациях.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 19.04.2022 г.

Школа: МБОУ «СОШ №89 г.Челябинска»

Класс: 3

Урок: 4

Время: 16:10-16:45  Кабинет: 33

Студент: Хайретдинова Юлия

Группа: 46

Учитель: Огородникова Е.В.

Тема урока «Личные местоимения 1,2,3 лица»

Тип урока: открытие «нового» знания

Цель урока: создание условий для формирования у учащихся знаний о личных местоимениях, умения определять лицо и число местоимений.

Задачи урока

Дидактические:

  1. Познакомиться с грамматическими признаками личных местоимений.
  2. Научиться определять личные местоимения среди других частей речи.
  3. Научиться и закрепить умения определять лицо и число местоимений.

Развивающие:

  1. Развивать диалогическую речь учащихся.
  2. Способствовать развитию памяти, внимания учащихся.
  3. Развивать мотивы к учебной деятельности.

Воспитательные:

  1. Вырабатывать у детей умение работать в коллективе, ответственно относиться к своему труду.
  2. Способствовать формированию навыков сотрудничества со взрослыми и со сверстниками в разных социальных ситуациях.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приёмы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты(П,М,Л)

Дидактические средства и интерактивнооборудование

Самоопределение к деятельности

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Словесный: монолог.

Приветствие детей и установка на положительный лад.

Здравствуйте, ребята.

Давайте улыбнемся друг другу и начнем наш урок.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга.

Р:

саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии

Актуализация знаний и мотивация

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Словесный: подводящий диалог;

Практический: постановка вопросов.

Наглядный: презентация Словесный: подводящий диалог;

Наглядный: презентация

Фронтальная и индивидуальная форма работы

Ребята, что вы начали изучать в начале 3 триместра?

Правильно! А с какими частями речи вы уже знакомы?

-Хорошо, что такое имя существительное?

-Верно, а что такое имя прилагательное?

-Совершенно верно.

-Посмотрите на слайд, прочитайте предложения.

Одуванчики похожи на маленькое солнышко. Одуванчики дарят ощущение детства. Из одуванчиков часто плетут венки.

О чем этот текст?

-Какое слово повторяется?

-Можно ли его заменить?

-Какими словами?

А как вы думаете, эти слова тоже является какой-либо частью речи?

А знаете ли вы какой?

Ребята, откройте, пожалуйста, учебники на странице

91. Что вы видите?

А как же он называется?

Предположите, что мы будем изучать в этом новом разделе?

Ребята, вы совершенно правы. На самом деле, местоимения, в русском языке, имеют множество разрядов. Но мы с вами будем изучать лишь один – личные местоимения.

Части речи.

Имя существительное, имя прилагательное.

Имя существительное- часть речи, которая указывает предмет и называет его, отвечает на вопросы кто? что?

Имя прилагательное- Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?

-Читаю предложения.

-Об одуванчиках

-Одуванчики

-Можно

-Они, из них.

-Да

Нет

-Новый раздел

-Местоимение

- Новую часть речи – местоимение.

П: логические – анализ объектов с целью

выделения признаков

П: построение речевого высказывания

П: логические - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений

П: логические – анализ объектов с целью

Постановка учебной задачи

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Частично-поисковый: Формирование темы и проблемы урока

-Назовите тему урока?

-Поставим цели урока.

-Молодцы. Что необходимо сделать для достижения целей? Составьте план на урок.

-Местоимения.

-Узнать, что такое местоимение.

Узнать, какими признаками оно обладает.

Узнать, когда в речи мы употребляем местоимения.

1.Узнаем, что обозначает местоимение, на какие вопросы отвечает.

2.Узнаем, какие признаки у него есть.

3.Закрепим знания.

Р:

целеполагание П: построение речевого высказывания П:

общеучебные; самостоятельное выделение -

формулирование познавательной цели;

«Открытие» нового знания

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Словесный: беседа

Наглядный: презентация

Практический: разрешение затруднения Практический: выполнение упражнений

Словесный: беседа

Наглядный: презентация

Практический: разрешение затруднения

Фронтальная и индивидуальная формы работы

-Предлагаю вам игру «Вопрос - ответ». Условие: не называть имен существительных, нужно найти им замену.

Как ты говоришь о себе? (я)

Как ты обращаешься к товарищу? ( На ты.)

Как ты говоришь о своем друге, когда его нет рядом? О подруге? (Он, она.)

Какого рода слова он, она? Слова какого рода не хватает? (Оно)

Как вы говорите о себе, когда вы все вместе? (мы)

Как ты обращаешься к учителю? К взрослому человеку? А еще так обращаются к группе людей. (Вы.)

Как вы говорите о своих друзьях, когда их нет рядом? (они)

-В русском языке есть слова, которые употребляются вместо имен существительных.

-Можно сказать по-другому: они занимают место имени. (Учитель записывает два последних слова на доске, соединяет их, добавляет в конце е.)

-Как называются такие слова?

Загадки с местоимениями с ответами для занятий по русскому

- Рассмотрите рисунки. Кто прочтет нам местоимения, которые там есть?

Посмотрите на экран, вам даны 2 утверждения. Эти слова называют предметы.

Эти слова указывают на предметы, но не называют их.

- Как вы считаете, какое из них подходи больше? И почему?

-Совершенно верно, попробуйте самостоятельно дать определение местоимению.

-Давайте проверим, правильно ли вы сформулировали определение. Откройте 92 стр. в учебнике, прочитайте определение.

-Правильно ли вы ли вы сделали предположение?

-Молодцы.

  • Скажите, как изменятся имя существительное?
  • Как вы думаете, местоимение тоже может изменяться?
  • Посмотрите на слайд. Перед вами табличка.

-Кто сможет рассказать нам, глядя на эту табличку, как же изменяются местоимения?

-Хорошо.

  • С помощью какого местоимения человек указывает на самого себя или несколько человек?
  • Определим эти местоимения, указывающие на себя в первую группу, эта группа- 1-е лицо.

-Какое местоимение в ед.числе?

-Какое местоимение во мн.числе?

-С помощью какого местоимения, мы указываем на того или тех, к кому обращаемся?

-Определим их во вторую группу, эта группа- 2-е лицо.

-Какое местоимение в ед.числе?

-Какое местоимение во мн.числе?

-С помощью какого местоимения вы укажете на человека мужского пола, который не участвует в разговоре, женского пола, среднего рода?

-Какое число у этих местоимений?

-С помощью какого местоимения можно назвать всех о ком говорят?

Определим их в третью группу, эта группа- 3-е лицо.

-Какое число у этого местоимения?

-Местоимения

Я, ты, мы, вы, он, она, оно, они.

- Местоимения указывают на предметы, но не называют их. Потому что, они не дают точно названия предмета. Например: девочка на 6 картинке показывает на другую девочку с собакой, но не называет их, а говорит

«они»

-Местоимение- часть речи, которая указывает на

предмет, но не называют его.

-Да, правильно. 

-По падежам и числам.

-Мы не знаем.

-По лицам и числам.

-Я, мы.

-Мы

-Ты, вы.

-Ты

-Вы

-Он, она, оно

-Ед.ч

-Они

-Мн.ч

П: логические – анализ объектов с целью

выделения признаков

П: смысловое чтение, построение речевого высказывания

П: логические - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений

К: инициативное сотрудничество

Первичное закрепление во внешней речи

Усвоение нового способа действий

Фронтальная и индивидуальная форма работы

-Посмотрите на экран. Вставьте местоимения.

Наступила весна.         принесла тепло и радость. По земле побежали ручьи.         

переливались серебристыми дорожками. Проснулся муравей.         спешит построить свой дом.

Выглянуло солнце         осветило весь лес.

-Верно, а теперь назовите лицо местоимения и число.

-Молодцы.

-Она, они, он, оно.

-Она- 3-е лицо, ед.ч.

-Они- 3-е лицо, мн.ч.

-Он- 3-е лицо, ед.ч.

-Оно- 3-е лицо, ед.ч.

П: логические - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений

Самостоятельная работа с самопроверкой

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Практический: выполнение теста

Фронтальная форма работы

  • Ребята, откройте свои тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа.

Откройте страницу 94, упражнение 159. Выпишите 1, 3 и 4 предложения. В каждом предложении найдите местоимение. Пользуясь таблицей, определите лицо и число у местоимений, подпишите их над словом. 

Приступайте к работе.

  • Ребята, время на выполнение работы вышло.

-Кто выпишет нам эти местоимения на доску и определит их лицо и число?

  • Проверьте, пожалуйста, все ли правильно на доске?
  • Теперь, сверьте ответ на доске со своим ответом.

-Кто допустил ошибку?

-Ничего страшного, вам еще нужно немного потренироваться.

-У кого нет ошибок, поставьте себе плюсик.

- Оно (3 л., ед. ч.), ты (2 л.,

ед.ч.), вы (2 л., мн. ч.).

П: логические - решение проблемы

П: поиск и выделение необходимой информации;

структурирован ие знаний.

Включение в систему знаний, повторение

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Практический: выполнение теста

Парная форма работы

-Сейчас я раздам карточки. Вам нужно будет в таблице отметить какого лица стоит местоимение в

предложении.

-Работу вы выполняете в парах

Личное местоимение какого лица есть в предложении: А-1-го л.; Б-2-го л.; В-3-го л.?

-Пора проверить работу.

-Чья пара хочет дать свой ответ?

Ребята, вижу, вы хорошо усвоили новую тему. Вы большие молодцы! Домашнее задание.

- 1.Б

 2.А

  1. В
  2. А
  3. В

Рефлексия деятельности

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

-Какая тема была сегодня на уроке?

-Какие цели мы стали в начале урока и достигли ли мы их? 

-Достигли ли мы этих целей?

  • Что вам больше всего запомнилось на уроке?

Что было не понятно, что не получилось?

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка : «Единственное и множественное число глаголов» ( УМК " Школа России, 2 класс)

Тема урока русского языка :«Единственное и множественное число глаголов»Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование понятий единственное и множественное число гла...

Технологическая карта урока русского языка "Личные местоимения", 3 класс, УМК "Школа России"

Тип урока: «открытие» нового знания. Цель урока: Содействовать формированию навыка распознавать личные местоимения среди других частей речиЗадачи урокаДидактические:Закрепить понятие ...

Технологическая карта урока русского языка "Личные местоимения 1, 2, 3 лица", 4 класс (УМК "Школа России", В. П. Канакина)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема урока «Личные местоимения 1, 2, 3 лица»Тип урока: «открытие» нового знания;Цель урока: формирование представления о  личн...

Технологическая карта урока русского языка «Личные местоимения 1, 2, 3-го лица. Лицо и число личных местоимений», 3 класс, УМК «Школа России»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА Тема урока «Личные местоимения 1, 2, 3-го лица. Лицо и число личных местоимений» Тип урока: «открытие» нового знания Ц...

Технологическая карта урока русского языка "Личные местоимения" (УМК Школа России, 3 класс)

Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: Формирование представлений о личных местоимениях как новой части речи, их роли в речи; развитие умения распознавать личные местоимения в р...

Технологическая карта урока русского языка "Правописание местоимений с предлогами" (УМК "Начальная школа 21 века", 3 класс)

Цель урока: создание условий для знакомства обучающихся с правилом правописания местоимений с предлогами.Дидактические:1 познакомить обучающихся с правилом правописания местоимений с предлогами;2 форм...

Технологическая карта урока русский язык "Правописание местоимений с предлогами" (УМК "Начальная школа 21 века" 3 класс)

Цель урока: создание условий для знакомства обучающихся с правилом правописания местоимений с предлогами.Дидактические:1 познакомить обучающихся с правилом правописания местоимений с предлогами;2 форм...