Технологическая карта урока русского языка "Неопределенная форма глагола", 3 класс (УМК "Школа России", В. П. Канакина)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Толкунова Надежда Александровна

Цель урока: создание условий для формирования у учащихся умения находить глагол неопределённой формы.

Задачи урока

Дидактические:

  • узнать что такое неопределённая форма глагола;
  • научить определять по вопросам   неопределенную форму глагола;
  • уметь ставить глаголы в неопределённую форму.

Развивающие:

  • развивать логическое мышление при определении с помощью наглядного материала;
  • развивать внимание при выполнении учебных заданий в рабочей тетради;
    • развивать способность контролировать свои действия, проверять сказанное и написанное.

Воспитательные:

  • воспитывать аккуратность и внимательность;
  • воспитывать бережное отношение к учебнику;

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 11.04.2022

Школа: МКОУ «Комсомольская СОШ»

Класс: 3

Урок:

Время:     Кабинет:

Студент: Толкунова Надежда

Группа: 46

Учитель: Подседова Т. В

Методист: Синтяева Г.А

 

Тема: «Неопределённая форма глагола»

Тип урока: открытие нового знания;

 

Цель урока: создание условий для формирования у учащихся умения находить глагол неопределённой формы.

 

Задачи урока

 

Дидактические:

  • узнать что такое неопределённая форма глагола;
  • научить определять по вопросам   неопределенную форму глагола;
  • уметь ставить глаголы в неопределённую форму.

Развивающие:

  • развивать логическое мышление при определении с помощью наглядного материала;
  • развивать внимание при выполнении учебных заданий в рабочей тетради;
  • развивать способность контролировать свои действия, проверять сказанное и написанное.

Воспитательные:

  • воспитывать аккуратность и внимательность;
  • воспитывать бережное отношение к учебнику;

Оборудование: учебник русского языка: 3 класс 2 часть, УМК «Школа Россия», проектор, компьютер, презентация, раздаточный материал.

Челябинск, 2022 г.

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приёмы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты

(П,М,Л)

Дидактические средства и интерактивноеоборудование

Самоопределение к деятельности

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Словесный: беседа

1. Приветствует учащихся;

2. Проверяет готовность учащихся к уроку;

- Поприветствуйте друг друга улыбкой! Настройтесь на интересную и активную работу!

- Замечательно! Желаю вам с удовольствием поработать!

1. Приветствуют учителя;

2. Показывают готовность к уроку;

М: личностное включение в учебную деятельность (Р)

Актуализация знаний и мотивация

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Практический: заполнение кластера; Словесный: учебный диалог; Проблемный: выполнение пробного задания, анализ материала

1. Учитель организует проверку домашнего задания.

2. Ставит проблемную ситуацию.

 - Давайте проверим домашнее задание. Прочитайте предложения, которые вы составили.

- Докажите, что они распространенные.

- Назовите грамматическую основу в каждом предложении.

- Молодцы. Давайте поиграем в игру «Кто больше?». К именам существительным допишите глаголы, подходящие по смыслу

  • Солнце палило, …
  • Река вилась, …
  • Трава выросла, …
  • Дети прыгали, …

1. Выполняют задания.

2. Участвуют диалоге.

- В них есть второстепенные члены.

- Светило, заходило, скрылось…

- Бурлила, текла, замерзла …

- Зеленела, засохла, росла…

- Играли, смеялись, бегали …

М: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса

Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

Учебная презентация

Постановка учебной задачи

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Наглядный: выведение темы и целей урока; Словесный: подводящий диалог, формирующий диалог;

Учитель ставит проблемную ситуацию.

Помогает сформулировать тему урока, цель и план.

- Соберите пословицу.

Разговориться напиться что мёду с умным

- Объясните её смысл.

- Поставьте слова в начальную форму.

— А как вы думаете, у глагола есть начальная форма?

— Сформулируйте тему урока.

- Какая цель на урок?

- Закончите предложения:

1. Сегодня на уроке мы узнаем…

2. Мы научимся…

Выполняют задания.

Формулируют тему, цель и составляют план.

- С умным разговориться — что мёду напиться.

- С умным человеком приятно разговаривать, от него узнаешь много интересного.

- Умный – форма именительного падежа единственного числа мужского рода. Мёд – форма именительного падежа единственного числа. С глаголом мы это сделать не можем.

- Мы не знаем.

- Сегодня на уроке мы будем говорить о начальной форме глагола

- Узнать о начальной форме глагола.

- О неопределенной форме глагола, есть ли у глагола неопределенная форма.

- Находить глаголы в неопределенной форме, использовать их в речи.

М: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П);

Презентация

«Открытие» нового знания

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Практический: учебный диалог;

Словесный: беседа;

Иллюстративный метод

Частично-поисковый: выбор ответа на поставленный вопрос.

Практический: упражнение

- На доске слова, разделите их на группы и запишите каждую группу в отдельный столбик.

Поёт, играл, пойдёт, рисует, ходить, поможет, рассказал, научить, принёс, слушает, напишет.

- На какие группы разделили?

Поёт

Рисует

Слушает

Играл

Рассказал

Принёс

Пойдёт

Поможет

Напишет

- Два глагола остались, почему?

- Такую форму глагола называют неопределённой формой глагола. Неопределённая – это начальная форма глагола.

-Как определить эту форму глагола? Что заметили?

-На какие вопросы отвечают глаголы в неопределённой форме?

- Попробуйте сформулировать правило определения глагола неопределённой формы.

- На стр. 106 прочитайте сведения о языке.

- Сравните их с нашими выводами.

- Наши наблюдения оказались правильными?

- Действия совершаются в момент речи, совершались до момента речи, после разговора произойдут в будущем.

- Не смогли определить, когда совершаются действия.

- Заметили, что они оканчиваются на – ть, - ти, -чь.

- Отвечают на вопросы Что делать? Что сделать?

- Да.

М: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П);

Учебная презентация

Первичное закрепление во внешней речи

Усвоение нового способа действий

Ф

Практические: выполнение заданий

Словесные: беседа, учебный диалог,

Практический: упражнение

- Откроем учебники на странице 106, упражнение 181. Прочитайте пары слов. Сравните их.

- Что в них общего?

- Чем они различаются?

- Запишите первую пару глаголов.

- Какую пропущенную букву вы вставили?

- Подчеркните глагол, который отвечает на вопрос что сделать? Выделите приставку.

Г…ворить – пог...в…рить, ж…лать – пож…лать, спр…сить – переспр…сить, р…совать – нар…совать, м…розить – зам…розить, х…дить – ух…дить, см…треть – посм…треть, об…яснить – об…яснять, ехать – под…ехать.

- Что вы можете сказать про глаголы?

- Продолжите высказывание:

- Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы…

- Неопределённая форма – это …

- Глаголы в неопределённой форме оканчиваются на …

- Это однокоренные слова

- В одном глаголе нет приставки, в другом есть. Первый глагол отвечает на вопрос что делать? второй – что сделать?

- Говорить – поговорить.

- Безударную гласную о – проверочное слово говор.

- Глаголы отвечают на вопросы что делать? что сделать? Глаголы, которые отвечают на вопрос что сделать? употребляются с приставками.

- Глаголы, которые отвечают на вопросы что делать? что сделать?, стоят в неопределённой форме. Неопределённая форма – это начальная форма глагола.

Глаголы в неопределённой форме оканчиваются на –ть (решать, решить); -ти (нести, унести); -чь (печь, испечь).

П: уметь работать с открытым знанием;

 

Самостоятельная работа с самопроверкой

Интероризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Практические: метод решения грамматико-орфографических задач

Наглядный: проверка по эталону

— Из какого произведения эти строки?

— Назовите автора этого произведения.

- Следующее задание покажет, сможете ли вы отличить глаголы, стоящие в неопределенной форме от других частей речи.

-  Вам нужно будет выписать глаголы в неопределённой форме. (слайд)

Царь Дадон под старость захотел

Отдохнуть от ратных дел

И покой себе устроить.

Тут соседи беспокоить

Стали старого царя,

Страшный вред ему творя.

Чтоб концы своих владений

Охранять от нападений,

Должен был он содержать

Многочисленную рать.

А. Пушкин

- Проведем проверку, обменяйтесь тетрадями.

- Назовите глаголы, которые вы выписали. Проверка по образцу.

- Я не услышала слова старость и рать. Почему вы их не выписали?

- Из «Сказки о золотом петушке».

- А. С. Пушкин.

- Отдохнуть, устроить, беспокоить, охранять, содержать.

- Это имена существительные, они отвечают на вопрос что?

М: уметь проводить самоанализ;

П: уметь правильно использовать have got, has got

Включение в систему знаний, повторение

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Ф

Словесные: учебный диалог

Практический: упражнение

– Как называются устойчивые сочетания слов?

– Фразеологизмы по-своему отражают жизнь нашего народа с очень далёких времён, в них выражен дух народа, его история, обычаи.

– Хорошо ли знаем фразеологизмы? Это мы проверим в игре «Будь внимателен». В ней необходимо заменить фразеологизмы глаголами неопределенной формы. Эту работу вы будете выполнять в парах.

- Фразеологизмы.

- Зарубить на носу - запомнить.

Клевать носом - дремать.

Пропустить мимо ушей - прослушать.

Вставлять палки в колёса - мешать.

Делать из мухи слона - преувеличивать.

Обвести вокруг пальца - обмануть.

Держать язык за зубами – молчать.

П: уметь составлять диалог

М: контроль, коррекция, оценка (Р)

Учебник,

Рабочая тетрадь

Рефлексия деятельности

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф, И

Словесные: беседа, анализ

- Какая была тема урока? Цель?

- Достигли ли мы цели урока?

- Как ещё называют неопределённую форму глагола?

- Какие отличительные признаки глагола неопределённой формы вы узнали?

- Продолжите предложения:

Я научился…

Я испытывал затруднения, когда…

Я могу похвалить себя за …

Я порадовался за…

- Мы говорили о начальной форме глагола.

- Начальной формой глагола.

- Оканчивается на – ть, - ти, - чь и отвечают на вопросы что делать? что сделать?,

М: рефлексия способов и условий действия (П);

Учебная презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка "Спряжение глаголов" УМК "Школа России", 4 класс

Технологическая карта урока УМК «Школа России», 4 классСпряжение глаголов (общее понятие)Цель урока: Создать условия для ознакомления с понятиями «спряжение глагола», «ли...

Технологическая карта урока русского языка "Времена глаголов" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цель урока: создание условий для формирования знаний о понятии временных форм глагола; способствовать формированию умения распознавать время глагола, умений изменять глаголы по числам.Задачи урокаДида...

Технологическая карта урока русского языка "Времена глаголов" (УМК "Школа России", 3 класс, Канакина)

Цель урока: создание условий для знакомства учащихся с изменением глаголов по временам и с особенностями каждой временной формы.Задачи урока Дидактические:познакомить с тремя временными формами г...

Технологическая карта урока русского языка "Число глаголов" УМК "Школа России" (3 класс)

Тема: «Число глаголов»Тип урока: открытие нового знания;Цель урока: создание условий для формирования у учащихся умения определять число глагола.Задачи урокаДидактические:-знать, как подче...

Технологическая карта урока русского языка «Число глаголов» (УМК «Школа России», 3 класс)

Тема урока «Число глаголов» (1 ч.) Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование умений определять число глаголов.Задачи урокаДидактические:Знать, как п...

Технологическая карта урока русского языка "Число глаголов" (УМК "Школа России", 3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у учащихся умения определять число глаголов. Задачи урокаДидактические:Научить уметь определять число глаголов.Знать грамма...

Технологическая карта урока русского языка "Времена глаголов" (УМК "Школа России", 3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у учащихся умения определять время глаголов. Задачи урокаДидактические:Знать понятие «время глагола».Уметь опре...