Технологическая карта урока русского языка "Письменное изложение «Умная птичка» по М. Зощенко" (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс, Н.А. Чуракова)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Смирнова Владислава Марковна

Тип урока: «открытия» нового знания.

 

Цель урока: создание условий для развития умений анализировать текст, составлять план предстоящего текста, выбирать опорные слова, письменно излагать содержание текста.

 

Задачи урока:

Дидактические:

1. Вспомнить, что такое «изложение», «текст»;

2. Анализировать текст, отбирать содержание для выборочного изложения, составлять план предстоящего текста, выбирать опорные слова, письменно излагать содержание текста.

Развивающие:

1. Развивать мыслительные процессы с помощью проблемных ситуаций и их решения;

2. Развивать познавательный интерес к предмету.

Воспитательные:

1. Воспитывать умение следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

2. Воспитывать бережное отношение материальным и духовным ценностям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Дата: 26.04.2022

Школа: МАОУ «Лицей №35»

Класс: 3-1

Урок: 3

Время: 9:50 –10:30              Кабинет: 202

Студент: Смирнова Владислава Марковна

Группа: 46

Учитель: Шайхисламова Сония Фаридовна

Тема урока: «Письменное изложение «Умная птичка» по М. Зощенко»

Тип урока: «открытия» нового знания.

Цель урока: создание условий для развития умений анализировать текст, составлять план предстоящего текста, выбирать опорные слова, письменно излагать содержание текста.

Задачи урока:

Дидактические:

  1. Вспомнить, что такое «изложение», «текст»;
  2. Анализировать текст, отбирать содержание для выборочного изложения, составлять план предстоящего текста, выбирать опорные слова, письменно излагать содержание текста.

Развивающие:

  1. Развивать мыслительные процессы с помощью проблемных ситуаций и их решения;
  2. Развивать познавательный интерес к предмету.

Воспитательные:

  1. Воспитывать умение следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
  2. Воспитывать бережное отношение материальным и духовным ценностям.

Оборудование: Учебник «Русский язык» Н.А. Чуракова, 3 часть, УМК «Перспективная начальная школа», учебная презентация, тетради.

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося


Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Ф, И

Словесные: беседа

Практические: орфографический анализ

Учитель проверяет готовность к уроку.

Учитель приветствует учащихся.

- Здравствуйте, ребята! Можете садиться. Откройте тетради. Запишите число  и «Классная работа».

- Посмотрите на число на доске, скажите, какие здесь выделены орфограммы, как можно их объяснить?

- Верно. Объясните орфограммы в словосочетании «Классная работа».

Показывают свою готовность к уроку.

Встают, приветствуют.

Садятся.

Делают записи в тетрадях.

Объясняют орфограммы.

М: личностное включение в учебную деятельность (Р)

Учебная презентация, тетради

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф, И

Словесные: подводящий диалог

Учитель проводит актуализацию знаний.

- Сегодня мы будем работать над изложением. Кто помнит, что такое изложение?

- Откройте тетради для изложений. Напишите сегодняшнее число. Классная работа.  На следующей строчке изложение.

 - Мы будем писать изложение по рассказу М. Зощенко «Умная птичка».

Вспоминают, что они знают об изложении.

- Письменный пересказ текста.

М: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

М:  аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

Пред: знания об изложении

Учебная презентация

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

Словесные: формирующий диалог

Учитель помогает сформулировать тему, поставить цель и составить план.

- Кто-то уже догадался, какая будет тема нашего урока?

- Кто сможет поставить цель нашего урока?

- Составим план на урок.

Формулируют тему, ставят цель, составляют план.

- Изложение текса М. Зощенко.

- Написать подробное изложение.

- План:

1. Прочитать текст.

2. Составить план и определить опорные слова.

3. Провести словарную работу.

М: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П);

М: планирование (П)

Учебная презентация

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

И, Ф

Практические: анализ текста

Словесные: выразительное чтение учителя, учебный диалог

Помогает детям совершить «открытие» нового знания.

 - Исходя из названия, как вы думаете, о чём будет этот текст?

Учитель читает текст.

Михаил Михайлович Зощенко «Умная птичка»

Один мальчик гулял в лесу и нашёл гнёздышко. А в гнёздышке сидели малюсенькие голенькие птенчики. И они пищали. Они, наверно, ждали, когда их мамаша прилетит и покормит их червячками и мушками.

Вот мальчик обрадовался, что нашёл таких славных птенчиков, и хотел взять одного, чтоб принести его домой.

Только он протянул к птенчикам свою руку, как вдруг с дерева как камень упала к его ногам какая-то пернатая птичка.

Она упала и лежит в траве.

Мальчик хотел схватить эту птичку, но она немножко попрыгала, попрыгала по земле и отбежала в сторону.

Тогда мальчик побежал за ней. «Наверно, — думает, — эта птичка ушибла себе крыло, и поэтому она летать не может».

Только мальчик подошёл к этой птичке, а она снова прыг, прыг по земле и снова немножко отбежала.

Мальчик опять за ней. Птичка немножко подлетела и снова села в траву.

Тогда мальчик снял свою шапку и хотел этой шапкой накрыть птичку.

Только он подбежал к ней, а она вдруг вспорхнула и улетела.

Мальчик прямо рассердился на эту птичку. И пошёл скорей назад, чтобы взять себе хоть одного птенчика.

И вдруг мальчик видит, что он потерял то место, где было гнёздышко, и никак не может его найти.

Тогда мальчик понял, что эта птичка нарочно упала с дерева и нарочно бегала по земле, чтоб подальше увести мальчика от своего гнёздышка.

Так мальчик и не нашёл птенчиков.

Он собрал немножко лесной земляники, покушал её и пошёл домой.

- Верны ли были ваши предположения по поводу содержания текста?

- Определите тип теста? Почему вы так решили?

- О ком говорится в тексте?

- Назовите главную мысль текста.

- На сколько частей мы можем разделить этот текст?

- О чём говорится в первой части? Сколько в нём будет предложений?

- О чём говорится во второй части? Сколько в нём будет предложений?

- О чём говорится в третьей части? Сколько в нём будет предложений?

«Открывают» новые знания.

- О том, какие есть умные птицы.

Слушают текст произведения.

- Да.

- Повествовательный. Потому что рассказывается о событиях, действиях, происходящих в определенной последовательности.

- О мальчике и птичке-маме.

- Птицы очень умные, иногда умнее людей.

3.

- Мальчик находит птенцов. 6.

- Мама-птица уводит мальчика. 11.

- Мальчик теряет птенцов.4.

М: наблюдать и самостоятельно делать простые выводы (П);

Пред: знания о типах текста

Учебная презентация

Динамическая пауза (1 мин)

Отдых от умственных нагрузок, смена вида деятельности

Ф

Практические: выполнение физических упражнений

Динамическая пауза.

- На орех взобрался Мишка (имитация движений – показать, как мишка карабкается на дерево)

С ветки даль ему видна (ладошку поставить как козырек ко лбу)

Смотрит на холмы и крыши (соединяем руки над головой как домик – крыша)

Не идёт ли к нам весна? (поднимаем плечи – удивление)

За деревней, за долиной

Где прозрачен небосвод (повороты головы вправо и влево).

Клин увидев журавлиный (показ взмахов крыльев журавлей)

Закричал: «Весна идёт!» (руки поднять в стороны)

Изображают действия.

М: волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Ф, И

Словесные: пересказ

Отработка новых знаний на практике.

- Ребята, давайте посмотрим на опорные слова: Гулял, сидели, пищали, обрадовался, протянул руку.

- Кто попробует пересказать первую часть?

- Давайте, посмотрим на опорные слова: Упала, попрыгала, подошёл, отбежала, улетела, рассердился.

- Кто попробует пересказать вторую часть?

- Давайте, посмотрим на опорные слова: Потерял, бегала, не нашёл, собрал.

- Кто попробует пересказать третью часть?

Словарная работа

- На доске записаны слова, в которых вы можете допустить ошибку, прочитаем их хором по слогам. Слова на доске: гнёздышко, птенчики, вспорхнула, нарочно, земляника.

Работа над пересказом текста.

Пересказывают первую часть рассказа.

Пересказывают вторую часть рассказа.

Пересказывают третью часть рассказа.

Читают вслух.

М: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

М: осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)

Тетради

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Ф, И

Практические: выполнение самостоятельной работы

Учитель предоставляет план для работы.

- Посмотрите на план и опорные слова, которые мы составили.

1 часть. Мальчик находит птенцов: Гулял, сидели, пищали, обрадовался, протянул руку, гнёздышко, птенчики.

2 часть. Мама-птица уводит мальчика: Упала, попрыгала, подошёл, отбежала, улетела, рассердился, вспорхнула.

3 часть. Мальчик теряет птенцов: Потерял, бегала, не нашёл, собрал, нарочно, земляника.

- Пишем изложение сначала на черновике, а потом переписываем в чистовик.

- Приступайте к написанию изложения.

Работают по плану.

Пишут самостоятельно изложение.

М: использование знаково-символических средств (П);

М: коррекция (Р)

Тетради

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

И, Ф

Практические: выполнение упражнений

Проверка изложения

- Кто хочет выйти к доске и прочитать нам свое изложение?

- Чему мы с вами учились на уроке?

Читают свое изложение перед классом возле доски

- Писать изложение повествовательного текста.

М: использование знаково-символических средств (П);

Пред: умение писать изложения

Тетради, учебная презентация

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

Словесные: беседа

Проведение рефлексии по итогу урока.

- Какова была тема урока?        

- Какая была цель?

- Выполнили ли мы план?

- Оцените свою работу на уроке. Продолжите фразы. На этом уроке я вспомнил…Сегодня я узнал… Теперь я умею…

- Спасибо за работу. Урок окончен.

Рефлексия по пройденному материалу.

- Изложение текса М. Зощенко.

- Написать подробное изложение.

- Да.

- Я вспомнил, что такое изложение. Я узнал, как лучше писать изложение. Теперь я умею писать их лучше.

Л: самооценка;

М: рефлексия способов и условий действия (П)

Учебная презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка "Изложение по тексту Г.С. Скребицкого" 3 класс

Урок развития речи всегда требует тщательной подготовки. Предлагаю конспект урока развития речи, тема: "Изложение по тесту Г.С. Скребицкого" (упражнение 38 стр. 24, 3 класс)...

Технологическая карта урока русского языка "Слоги ударные и безударные. Роль ударения" (УМК "Начальная школа XXI века"); 2 класс

Тип урока: открытие нового знанияЦель урока:  создание условий для формирования умения определять ударный гласный в слове и правильно ставить ударение в словах.Задачи урока:Дидактические:Повторит...

Технологическая карта урока русского языка "Изложение текста по Г. Скребицкому" (3 класс), УМК "Школа России"

Тип урока: урок-рефлексияЦель урока: создание условий для закрепления умения воспроизводить текст на основе зрительного восприятия.Задачи урокаДидактические:Закрепить знания учащихся по изученным орфо...

Технологическая карта урока русского языка "Изложение "В гостях и дома"" (УМК "Перспектива", 3 класс)

Цель урока: создание условий для развития умений работать с текстом, определять его основную мысль, идею, структуру, делить текст на части.Задачи урокаДидактические:1.закреплять умения составлять план...

Технологическая карта урока русский язык "Изложение «Как медведь сам себя напугал"" (УМК "Перспектива" 3 класс)

Цель урока: создание условий для развития умений у обучающихся слушать, понимать и перерабатывать литературный материал, делить текст на части, а также его пересказывать в письменной форме.Дидактическ...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Один текст – разные заголовки.» (УМК "Начальная школа XXI века", 2 класс)

Цель урока: Обобщение и систематизация знаний о тексте, закрепление умения определять текст, его тему, основную мысль и заголовок. Планируемые результаты:Предметные: научатся:1)определять основну...

Технологическая карта урока русского языка "Признаки однокоренных (родственных) слов. Корень слова" (УМК "Начальная школа 21 века", 2 класс)

Цель урока: обобщение знаний у обучающихся о признаках однокоренных (родственных) слов.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1. Обобщить и систематизировать знания о признаках однокоренных (...