Конспект урока по русскому языку 2 класс "Общее понятие о предлоге "
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Курбатова Ксения Александровна

Тема урока ««Общее понятие о предлоге»

Тип урока: «открытие» нового знания.

Цель урока: формирование представления о предлоге, как частью речи; умения видеть предлог, писать предлоги с другими словами существительных женского рода после шипящих в конце слова пишется мягкий знак

Задачи урока

Дидактические:

- ознакомить учащихся с предлогами, как с частью речи;

-научить находить предлоги в предложении и тексте; писать предлоги отдельно от других частей речи.

Развивающие:

-развивать умение формулировать цели своей деятельности; умение выдвигать гипотезы, обобщать полученные данные и делать выводы,

-развивать умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме.

Воспитательные:

-развивать коммуникативные навыки, умение слушать и слышать;

-развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками; воспитание культуры общения со сверстниками.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_predlog_18.04.docx32.71 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 18.04.2022

Школа: №50

Класс: 2

Урок: 2

Время:  Кабинет: 14

Студент: Курбатова Ксения Александровна

Группа: 42

Учитель: Шарикова Анна Александровна

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Тема урока ««Общее понятие о предлоге»

Тип урока: «открытие» нового знания.

Цель урока: формирование представления о предлоге, как частью речи; умения видеть предлог, писать предлоги с другими словами

существительных женского рода после шипящих в конце слова пишется

мягкий знак

Задачи урока

Дидактические:

- ознакомить учащихся с предлогами, как с частью речи;

-научить находить предлоги в предложении и тексте; писать предлоги отдельно от других частей речи.

Развивающие:

-развивать умение формулировать цели своей деятельности; умение выдвигать гипотезы, обобщать полученные данные и делать выводы,

-развивать умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме.

Воспитательные:

-развивать коммуникативные навыки, умение слушать и слышать;

-развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками; воспитание культуры общения со сверстниками.

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Фронтальная форма.
Словесный:

Слово учителя, постановка вопросов.

1.Проверяет готовность обучающихся к уроку

2. Создание эмоционального настроя. Побуждение к высказыванию своего мнения.

На доске карточки: буду, стараться, внимательным, слушать, активен, разговаривать, отвлекаться. - Ребята, на доске вы видите слова. Из них нам нужно составить девиз нашего урока. Прочитайте, какой девиз у вас получился, поднимаем руку.

- Здравствуйте, ребята, проверьте свою готовность на урок, присаживайтесь. 

1.Показывают готовность к уроку.

- Буду стараться! Буду внимательно слушать! Буду активен!

Создание психологического настроя (Л);

Целеполагание (Р);

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).

Презентация,

Раздаточный материал.

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Словесный: беседа.

Фронтальная форма.

  1. Вспоминает с учащимися предыдущие темы.

-Ребята, составьте и запишите предложение. Что у вас вышло?

(Птицы, на, принесли, весну, крыльях, тѐплую)

- Ребята, что такое предложение?

 

 

- Назовите основу получившегося предложения. Как еѐ ещѐ можно назвать?

- Какие знакомые части речи встретились?

- Что такое существительное? Глагол? Прилагательное?

- Какое слово вызвало у вас затруднение?

- Ребята, послушайте внимательно загадку и подумайте, какая же тема нашего сегодняшнего урока.  

Я загадала вам загадку :

В речи очень нужен я

Все слова мои друзья.

Иногда похож на букву,

Иногда похож на слог.

Вы меня узнали? Ну, конечно, я …

1.Отвечают на вопросы учителя;

- Птицы принесли на крыльях тѐплую весну.

- Предложение - это одно слово или целый ряд грамматически связанных друг с другом слов.

 - Птицы принесли. Главные члены предложения.

- Существительное, глагол, прилагательное.

- Имя существительное – слово, обозначающее предмет. Глагол – слово, обозначающее действие предмета. Прилагательное – слово, обозначающее признак предмета.

- Слово «на».

- Предлог

Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К).

Презентация, раздаточный материал.

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный: беседа, учебный диалог.

Фронтальная форма.

1.Выдвигает проблему; 2. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.

- Предположите тему нашего урока?

- А, чтобы вы хотели про него узнать? Какие цели поставим на урок?

- Составьте план на урок.

1.Высказывают свое мнение; 2. Пытаются сформулировать тему и цель урока.

- Тема урока: «Предлог как часть речи»

- Цель: узнать, что такое предлог и нужен ли он в речи. Узнать и научиться писать предлоги раздельно с остальными частями речи.

- План:

1)  Познакомиться с новой часть. Речи – предлог

3) Закреплять задания на практических заданиях

4) Сделать вывод

П:подведение под понятие

П:построение речевого высказывания

Р:целеполагание

П:подведение под понятие

Презентация,

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Наглядный: демонстрация.

Словесный: беседа, учебный диалог.

Фронтальная форма.

1.Формулирует задание; 2. Обеспечивает мотивацию выполнения; 3. Подводит обучающихся к выводу.

- Как вы знаете Маша очень любит сказки. И она предлагает вам послушать одну.

Жили в одном из городов русского языка предлоги. Были они такие драчуны и забияки, что один раз так сильно поссорились с существительными, что те сильно обиделись на задир. Когда с предлогами ставили Существительные, они так далеко отодвигались от них, что между ними помещались Прилагательные. Предлоги поссорились с обидчивыми словами и даже переехали в другой дом и перестали разговаривать с бывшими соседями. Постепенно они совсем отдалились.  Так предлоги стали отдельными словами. Делать нечего. Раз уж случилась такая ссора навек, решили записать в книгу Правил это событие, ставшее потом правилом: предлог – это слово и с другими словами пишется всегда раздельно.  

- Ребята, что делали предлоги не правильно? В классе надо жить дружно.

- Что самое главное вы услышали в этой сказке?

- Все верно, запомните, ребята, что предлоги в предложениях пишутся с другими частями речи всегда раздельно.

- А сейчас давайте узнаем, что нам рассказывает о предлоге тетушка Сова. Откройте учебник на стр. 109.

- Что такое предлог?

- Для чего служат предлоги?

- Перед какими словами пишутся предлоги?

- Перед какими словами никогда не пишутся?

- Откройте учебник на стр. 108, упр. № 183. Прочитайте стихотворение Бориса Заходера.  

 

- Что значит на полянке? У тропинки? С бугорка? Под ѐлкой?

 

 

 

 - Как называются слова «на, у, с, под»? С какими именами существительными они употреблены? Как написаны предлоги со словами – слитно или раздельно?  

- Спишите это четверостишье и подчеркните предлоги, а сейчас обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте, правильно ли подчеркнуты предлоги (сравнение с учебником).

- Откройте страницу 109. Прочитайте предлоги в №185.

- Запомните написание предлогов: без, над, под, перед, между, около, через, из, для и др.

- Перепишите предлоги в тетрадь.

1.Работают в паре; 2.Формулируют правило.

- Предлоги задирали и обижали других частей речи. Иногда бывает.

- Предлог - это слово, и оно пишется раздельно.

- Это часть речи

- Служат для связи слов в предложении

- Употребляются в речи вместе с именами существительными

- Перед глаголами предлогов не бывает

- На полянке у тропинки

Пробиваются травинки.

С бугорка ручей бежит,  

А под ѐлкой снег лежит.

- Это значит, что что-то находится на поверхности полянки. Находится рядом с тропинкой. С бугорка, то есть движется вниз. Под ѐлкой, значит что-то находится под ней.

- Эти слова называются предлогами.

- Они употреблены с: полянке, тропинки, бугорка, ѐлкой. Написаны раздельно.

Читают предлоги.

П: смысловое чтение, построение речевого высказывания.

П:подведение под понятие

П: смысловое чтение, поиск и выделение информации

П: анализ объектов с целью выделения признаков(существенных, несущественных)

П.: речевого высказывания.

П:подведение под понятие

П: смысловое чтение, поиск и выделение информации

П: анализ объектов с целью выделения признаков(существенных, несущественных)

Презентация, раздаточный материал.

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Словесный: беседа.

Фронтальная форма.

1.Проводит параллель с ранее изученным материалом; 2. Наводящими вопросами помогает выполнить задание.

Организация учебного процесса на этапе 5:

- Сейчас мы устно выполним следующее упражнение (184). Прочитайте предложения.

 

- Ребята, увидели ли вы предлоги? В парах поищите предлоги. Назовите их.

- С какими существительными они употреблены?

- Какую роль выполняют предлоги в предложениях?

Прочитайте предложения без предлогов, что изменилось?

 

 

- Все верно, ребята, вы молодцы!

1.Читают задания; 2. Объясняют свой выбор; 3. Называют, чему учат задания.

  - Без вербы весны не бывает. По капле дождь, по росинке роса. Журавли кричат – к дождю. Лето у ворот – поглядывай в огород.

- Да, увидели, это предлоги «без, по, к, у, в».

- Употреблены с: вербы, капле, росинке, дождю, ворот, огород.

- Роль связи слов в предложении.  Вербы весны не бывает. Капле дождь, капле роса. Журавли кричат – дождю. Лето ворот – поглядывай огород.

- В предложениях потерялась связь между словами

П: смысловое чтение, поиск и выделение информации

П: анализ объектов с выделением сущ-х  признаков

Р: оценка результатов;

К: умение полно и точно выражать мысли; взаимодействовать в группе, вырабатывать общую точку зрения, отстаивать собственную, договариваться

Презентация, раздаточный материал.

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Практический: самостоятельная.

Индивидуальная форма.

1.Контролирует выполнение работы; 2. Обсуждение способов решения; 3. Побуждает к высказыванию своего мнения.

 - Давайте еще раз проговорим, что такое предлог.

 

- А сейчас я предлагаю вам выполнить следующее задание. На вашей парте лежат карточки с заданием, вам нужно вписать недостающие предлоги в пропущенных местах.

- Для начала подпишите свой листок в правом верхнем углу, фамилия и первая буква имени. Не забудьте подчеркнуть вставленные предлоги.

Петушок – золотой гребешок сидит __теремке. Ласточка свила гнездо __крышей теремка. Лягушка - квакушка сидит__теремке__окошка. Волчище - серый хвостище прячется __теремком. Лисичка – сестричка _леса _ дорожке бежит __теремку.

1.Объясняют свой выбор; 2. Выполняют задания самостоятельно; 3. Осуществляют взаимопроверку.

- Предлог – это часть речи. Предлоги служат для связи слов в предложении. Предлоги употребляются в речи вместе с ИС. Перед глаголами предлогов не бывает.        

Петушок – золотой гребешок сидит в теремке. Ласточка свила гнездо над крышей теремка.  Лягушка - квакушка сидит в теремке у окошка. Волчище - серый хвостище прячется за теремком.  Лисичка – сестричка у леса по дорожке бежит к теремку.

П: анализ объектов с выделением сущ-х  признаков;

П: анализ объектов с выделением сущ-х  признаков;

Р: оценка результатов;

Презентация, раздаточный материал.

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Словесный: беседа.

Фронтальная форма.

1.Повторяет с учениками ранее изученное.

- Прочитайте предложения в №186.

- В парах подумайте, какой предлог или предлоги пропущены в каждом предложении?

- Спишите любое предложение вставляя предлоги.

 

1.Вспоминают прошлый материал урока.

- 1 –по, 2 – с, на, с, на, 3 – на, 4 – из, 5 – про, 6 – под, над.

К: планирование учебного сотрудничества

П: анализ объектов с выделением сущ-х  признаков;

Р: оценка результатов;

К: умение полно и точно выражать мысли; взаимодействовать в группе, вырабатывать общую точку зрения, отстаивать собственную, договариваться

Презентация,

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Словесный: беседа.

Фронтальная форма.

1.Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

- Как звучала наша сегодняшняя тема?

- Какие цели мы поставили?

- Как вы думаете, мы реализовали то, что хотели?

- Поднимите руку те, кому понравился рок.

- Поднимите руки те, кому не понравился урок.

- Что вы сегодня поняли, а что не поняли.

- Спасибо за урок! Всего вам доброго!

1.Формулируютт конечный результат своей работы на уроке.

- Предлоги

- Узнать, что такое предлог и нужен ли он в речи. Узнать и научиться писать предлоги раздельно с остальными частями речи.

-Да/нет.

Выполняют самоанализ деятельности.

П:построение речевого высказывания

П: осуществление синтеза

П:построение рассуждения

П:построение рассуждения.

Р:осуществление итогового контроля.

Презентация,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Правописание приставок и предлогов"

Цель:Создание условий для изучения новой темы и первичного закрепления....

Конспект урока по русскому языку "Общее понятие о личных местоимениях"

Данный конспект разработан к уроку русского языка в 4 классе. Программа "Школа России"....

конспект урока по русскому языку "Общее понятие об имени прилагательном"

Конспект урока по русскому языку2 класс "Школа России"...

Конспект урока по русскому языку "Правописание приставок и предлогов" 3 класс

Конспект урока по русскому языку "Правописание приставок и предлогов" 3 класс...

Конспект урока по русскому языку "Общее понятие по предлоге"

Тема: «Общее понятие о предлоге»Цели деятельности учителя: формирование представления учащихся о предлоге как части речи, его роли в предложении.Планируемые результатыПредметные: знать пон...