«Метапредметный компонент на уроках русского языка как средство достижения планируемых результатов обучения младших школьников»
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс)

Почекуева Галина Матвеевна

Цель: создание условий для восприятия в интерактивной форме опыта работы по использованию метапредметных технологий и приёмов на уроке русского языка в начальной школе

Задачи: показать возможности метапредметного компонента в уроке русского языка в начальной школе; предоставить возможность для оценки эффективности метапредметных технологий и приёмов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

.

«Метапредметный компонент на уроках русского языка как средство достижения  планируемых результатов обучения младших школьников»

Мастер – класс»

                                                                                                           

Цель: создание условий для восприятия в интерактивной форме опыта работы по использованию метапредметных технологий и приёмов на уроке русского языка в начальной школе

Задачи:показать возможности метапредметного компонента в уроке русского языка в начальной школе; предоставить возможность для оценки эффективности метапредметных технологий и приёмов.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, магнитная доска, рабочие листы для участников.

Ход занятия.

  1. Вступительное слово.

« Мир, в котором мы живем, предельно сложен, но в то же время органичен и целостен. Чтобы понимать его, зачастую недостаточно знаний, полученных не только в школе, но и в нескольких вузах. А все потому, что мы в течение многих лет изучаем разрозненные дисциплины, не выделяя никакой связи между ними. Сегодня есть надежда, что ситуация кардинально изменится с введением в школе новых стандартов общего образования, в которых в качестве нового методологического подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения.» 

Добрый день уважаемые коллеги!

В целевом разделе программы НОО. Есть пункт «Формирование универсальных учебных действий (личностные и метапредметные результаты)»

В нем сказано, что «В результате изучения всех без исключения предметов при получении начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться»

Именно на эти результаты мы должны ориентироваться при построении любого современного урока. Значит, необходимо менять содержание урока, методы и приёмы.

Действительно, о том, в чем заключается метапредметность содержания образования, мы можем узнать лишь косвенно - через требования к результатам освоения программ, определенные Стандартами. Перечисленные умения, отражающие эти результаты, перекликаются с учебно-познавательной, информационной, коммуникативной компетенциями.

         "Метапредметность, которая присутствует в стандартах в качестве универсального способа деятельности, пока не представлена там в качестве фундаментального ядра содержания образования. Поскольку ожидать качественных и научно обоснованных учебников с метапредметным компонентом в ближайшие годы не приходится, учителям нужно самостоятельно или под руководством методических служб менять свою практику «на ходу».

Рассмотрим состовляющие словосочетания «метапредметный компонент» с лексической точки зрения.

  • КОМПОНЕНТ — [лат. componens (components) составляющий] составная часть чего л. Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006. компонент (лат. componens (compo nentis) составляющий) составная часть чего л. Новый словарь иностранных слов. by EdwART, , 2009 …   Словарь иностранных слов русского языка
  • компонент — элемент, составляющая, компонента, составная часть, деталь, звено, схема, устройство; фитерал, ингредиент Словарь русских синонимов. компонент см. часть Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е.… …   Словарь синонимов
  • КОМПОНЕНТ — (от латинского componens слагающий, составляющий), составная часть, элемент чего либо …   Современная энциклопедия

Греческий префикс «мета» означает — другой, после, за, через, над, т.е. всеобщее, интегрирующее, например: метапредметность, метадеятельность, метазнание, метаумение, метаспособ и т.п. Метапредметность характеризует выход за предметы, но не уход от них. Метапредмет – это то, что стоит за предметом или за несколькими предметами, находится в их основе и одновременно в корневой связи с ними.

Сейчас разработаны метапредметы: «Знание», «Знак», «Проблема», «Задача». Ведётся разработка метапредметов «Числа», «Буквы», «Слово» и другие.

" Я предполагаю, что здесь нам сегодня предлагается рассмотреть проблему, сформулированную А.В. Хуторским: "Мир насыщен смысловыми символами, через которые человек познаёт мир. Если держать в поле зрения одновременно несколько сходящихся к одним и тем же первосмыслам линий, то можно получить достаточно полную и связанную картину познаваемого. Образование человека тогда будет связано с познанием первосмыслов - узловых понятий, проблем, символов."

Мы поговорим о создании ситуаций на уроках, когда в поле зрения ученика удерживается "одновременно несколько сходящихся к одним и тем же первосмыслам линий", когда в качестве фундаментального образовательного продукта он получает "достаточно полную и связанную картину познаваемого".

Педагоги-психологи утверждают, что школьники усваивают 

- 10% от того, что они читают; 
— 26% от того, что они слышат; 
— 30% от того, что они видят; 
— 50% от того, что они видят и слышат; 
— 70% от того, что они обсуждают с другими; 
— 80% от того, что основано на личном опыте; 
— 90 % от того, что они говорят (проговаривают) в то время, как делают; 
— 95% от того, чему они обучаются сами.

У Вас на столах есть распечатка метапредметных результатов выпускника начальной школы из Примерной основной образовательной программы начального общего образования. Просмотрите каковы эти результаты и соотнесите их с

Метапредметные категории

1.Определение и понятие.

2.Рисунок и схема.

3.Знание и информация.

4.Цель и задача.

5.Роль и позиция.

6.Модель и способ.

7.Содержание и форма.

8.Знание и незнание.

9.Порядок и хаос.

10.Изменение и развитие.

11.Простое и сложное

Как реализовать всё это на уроках русского языка? Как, используя метапредметный компонент достичь предметных результатов?

Обратимся к самому предмету «Русский язык». Каковы основные функции русского языка?

Функции русского языка

коммуникативная мыслительная познавательная регулятивная эстетическая

Какие технологии и приёмы помогут реализовать метапредметный компонент и реализовать все функции русского языка? Освоение метаспособов деятельности как процесса мыследеятельности и мыслепознания, основной упор которых направлен на формирование надпредметных компетентностей, происходит при использовании в учебном процессе определенных технологий обучения:

  • Технология РО Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова
  • ТРКМ (Технология развития критического мышления)
  • Технология проектного обучения 
  • Кейс-технология
  • Интерактивные технологии
  • ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач)
  • Технология французской мастерской
  • Технология проблемного обучения
  • Технологии групповой работы и т.д.

Данные технологии обучения разнообразят работу, пробуждают любознательность. Осуществляя анализ, синтез, сравнение, обобщение, устанавливая причинно- следственные связи, ученики овладевают различными формами рассуждений, доказательств, умением пользоваться своими знаниями, а на основе этого у них формируется умение комбинировать новые способы действий, что является важной стороной самостоятельности творческого и логического мышления.

Для реализации данных технологий предусмотрены:

1)Специальная деятельность–исследовательская, эвристическая, проектная, коммуникативно–диалоговая, дискуссионная, игровая усвоение любого материала происходит в процессе решения практической или исследовательской задачи, познавательной проблемной ситуации.

2)Специальные приемы–составление деревьев понятий, графов, схем «фишбоун», различные техники графических моделей знания, приемы сворачивания информации (конспект, таблица, схема) и т. д.

3) Специальная дидактика–эвристические, игровые задания. Благодаря использованию учителем метапредметного обучения, учащиеся быстрее усваивают материал, легче обнаруживают взаимосвязь различных вещей и явлений, развивают умение учиться, а не получать готовые знания.


Метапредмет

Характеристика метапредмета

Технологии, позволяющие усвоить метаспособы

Приёмы

Проблема

Школьники учатся обсуждать вопросы, которые носят характер открытых. Главная задача – научить мыслить.

  • Технология РО Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова
  • ТРКМ (Технология развития критического мышления)
  • Технология проектного обучения 
  • Кейс-технология
  • Интерактивные технологии
  • ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач)
  • Технология французской мастерской
  • Технология проблемного обучения

Технологии групповой работы

Учебная ситуация

Проблемная ситуация

Выдвижение гипотез

«Кластер»

«Инсерт»

«Лови ошибку»

«Толстые и тонкие вопросы»

Таблица»Знаю-Хочу узнать-Узнал»

«Фишбоун»

«Правило в рисунке»

«Классификация»

«Продолжить ряд»

« Четвертый лишний»

«Знаете ли вы, что…?»

«Закончи предложения»

“Да-нет”

«Верные и неверные утверждения»

«Рюкзак»

«РАФТ»

РПятиэтапная стратегия создания текста

«Синквейн»

«Дискуссия» и т.д.

Знание

Формируется свой блок способностей. К их числу можно отнести, например, способность работать с понятиями, систематизирующую способность (т. е. способность работать с системами знаний), идеализационную способность (способность строить идеализации)

Знак

Формируется способность схематизации. Ученики учатся выражать с помощью схем то, что понимают, то, что хотят сказать, то, что пытаются помыслить или промыслить, то, что хотят сделать.

Задачи

Ученики получают знание о разных типах задач и способах их решения. Формируются способности понимания и схематизации условий, моделирования объекта задачи, конструирования способов решения, выстраивания деятельностных процедур достижения цели.

2.Демонстрация некоторых приёмов работы на уроке русского языка.

Сейчас мы вместе с вами попробуем разобрать несколько приёмов в действии.

С дидактической точки зрения особенностью реализации метапредметного подхода в образовательном процессе выступает построение особых образовательных ситуаций, в которых сталкиваются альтернативные, взаимно отрицающие друг друга видения одного и того же объекта. Эти ситуации называются проблемными, потому что до определенного момента они оказываются неразрешимыми: нельзя отдать предпочтение ни одному из подходов и потому невозможно «снять» конфликт, существующий между двумя (и более) альтернативами. Проблемная ситуация может быть разрешена в результате оформления совершенно нового видения объекта, в котором согласовываются обе стороны конфликта.

1) Фрагмент урока русского языка во 2классе.

Тема: «Разделительный мягкий знак»

Прочитай пары слов: полёт-польёт, солю-солью, тюлени-тюленьи,Коля-колья.

Запиши транскрипцию слов. Какими звуками отличаются слова каждой пары? Сравни произношение и написание слов. Зачем нужен ь? Приложение № 1.

2) Фрагмент урока русского языка в 4 классе.

Тема: Склонение имён существительных.

В предложении “Старая женщина волновалась о сестре и дочери” предлагается найти имена существительные (сестре, дочери), затем определить род и падеж, (Ж. р., П. п.), выделить окончания. Выделив окончания, дети испытывают удивление: существительные одного рода и падежа, а окончания у них разные.

Возникает вопрос: Почему у существительных одного рода и падежа разные окончания?

Далее дети высказывают предположения о том, что если у существительных одного рода могут быть разные падежные окончания, значит, необходимы ещё какие-то знания об имени существительном, делают обобщения и выводы, предлагают различные варианты решения проблемы( выдвигают гипотезы).

Среди технологий, методов и приёмов развития метапредметных результатов в работе особое место занимают учебные ситуации, которые специализированы для развития определённых УУД.

Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают.

https://fsd.videouroki.net/html/2017/06/07/v_59381fb67ccf2/99691186_1.png

Можно ли обойтись на уроке без ситуаций? Конечно, прийти на урок и сказать: «Сегодня мы будем говорить о роде имён существительных. Будем учиться проверять безударные гласные .» , но будет ли урок интересным? Позволит ли начало урока с объявления темы заинтересовать, включить в познавательный поиск?

Приведу примеры ситуаций, которые, я использую на уроках русского языка.

  • Ситуация выбор.

(до)ехал (до)б...рёзы

(по)бежал (по)д...ревне

(про)читал (про) город

(на)кричал (на)с...баку

Скажите, на какие две группы можно разделить находящиеся в них слова?

1) слова из словарика и не из него.

2) слова с приставками и предлогами.

3) глаголы и прилагательные

У. Обратите внимание на особенность записи этих слов и сформулируйте тему урока.

Д. Сегодня мы будем говорить о правописании приставок и предлогов.

  • Ситуация неопределенность.

Подберите проверочные слова к словам , записанным на доске зап[и]вал, запишите их вместе с проверочными. Запивал – пил, запевал – пел. Кто прав? Почему оба варианта правильные? Как узнать какое слово имелось ввиду? (из предложения) Задача урока: учиться проверять слова, одинаковые по звучанию.

  • Ситуация неожиданность

Сидят на ветке воробьи,

Болтают про дела свои,

Вспорхнули с ветки воробьи!

Что вы заметили? Ребята обратят внимание на слово ветка. На первой строке это слово написано с «е», на последней строке – с «и». Почему одно слово написано с разными окончаниями ребята - объяснить не могут. Задача урока: познакомить с падежами.


Верные и неверные утверждения Еще одним приемом, помогающим активно усваивать знания является игра «верно-неверно». Например, при изучении темы «Типы речи» можно заполнить таблицу:

Учащиеся выбирая "верные утверждения" из предложенных учителем описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил до изучения темы и после изучения).

Кластерыhttps://fsd.videouroki.net/html/2017/06/07/v_59381fb67ccf2/99691186_2.png

Выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Составить некую «гроздь» (или «кластер»),значит составить некую схему, в центре которой была бы тема занятия, а в окружающих ее «гроздьях» были записаны те факты, которые детям удалось вспомнить.

Приём «Кластер» - может быть использован на любом этапе урока. Возможно при изучении нового материала на этапе осмысления составить кластер, после чего объединиться в группы, обсудить и на этапе рефлексии подвести итог по результатам работы.

Вспомните, что вы знаете о гласных звуках и буквах для их обозначения?

Таблицы

«Знаю - хочу узнать узнал»

Стратегию ЗХУ наиболее уместно использовать на занятии, которое предваряет исследовательскую работу учащихся. Работа с этой таблицей выполняет своеобразную установочную функцию - предполагает дальнейшую самостоятельную деятельность.

«Имя прилагательное»

Стратегия ИНСЕРТ («Условные значки»)

Учебник 2 класс часть 2

С.86 или с.116

Приложение № 2.



Можно перевести как «инновационная система разметки для эффективного чтения текста». Прилагательное «инновационная» подразумевает, что в процессе работы по этой стратегии рождается новое знание.

Такая работа позволяет лучше проработать и осмыслить материал, расширить знания, разрешить противоречия, которые возникли на предыдущем этапе.

"v" - знал, но забыл (известная информация по каким-то причинам не вошедшая в общий кластер).

«+» - никогда бы не подумал, что так бывает! (абсолютно новая информация).

«-» - противоречит моим представлениям (критически к этому отношусь).

«?» - мало информации, хотелось бы побольше.


«Толстый и тонкий вопросы»

Толстые

?

Тонкие

?

Дайте 3 объяснения, почему...?
 Объясните, почему...?

Кто ?
   Что ?
   Когда ?
   Может ..?
   Будет ...?


Используется для организации взаимоопроса. После изучения темы учащимся предлагается сформулировать три «тонких» ( «закрытых» , требующих простых однозначных ответов) и три «толстых» ( «открытых», предполагающих несколько вариантов ответа) вопроса, связанных с пройденным материалом. Затем - они опрашивают друг друга, используя свои таблицы «толстых и тонких вопросов».

2 класс часть 2 с. 133 Упр. № 4


«Фишбоун»https://fsd.videouroki.net/html/2017/06/07/v_59381fb67ccf2/99691186_3.png




Приложение № 3.

Эта стратегия позволяет учащимся «разбить» общую проблемную тему на ряд причин и аргументов. Путем анализа связки «причины-аргументы» учащиеся синтезируют вывод, который записывается в конечной части рисунка.https://fsd.videouroki.net/html/2017/06/07/v_59381fb67ccf2/99691186_4.png






Ключевые слова



РАФТ

Выделение ключевых ( главных слов ) в тексте, правиле. Подходит при работе по составлению плана или алгоритма действий.

Алгоритм действий .Тема: «Текст» 2 класс 2 часть с.99


Здесь есть, сам процесс создания первичного текста.

После этапа инвентаризации учащимся предлагается определиться с четырьмя параметрами будущего текста:

Р - ролью. То есть, от чьего имени вы будете писать?

А - аудиторией. Кому вы будете писать?

Ф - в какой форме вы будете писать (анекдот, рассказ, диалог, эссе).

Т - тема. На чем будет сосредоточен ваш текст? Какова его основная идея?


  1. Рефлексия.

На мой взгляд, именно метапредметное обучение - это реальная возможность повысить качество образования. Метапредметный результат обучения – это уровень развития базовых способностей учащихся:

мышления, понимания, коммуникации, рефлексии, действия.

Метадеятельность - универсальная деятельность, которая является "надпредметной". Предметная - это любая деятельность с предметом (строю, учу, лечу, книги пишу, людей кормлю, здания проектирую…). В любой предметной деятельности есть то, что делает ее осознанной и ответственной, то есть:

стратегической (мотив, цель, план, средства, организация, действия, результат, анализ);

исследовательской (факт, проблема, гипотеза, проверка-сбор новых фактов, вывод);

проектировочной (замысел, реализация, рефлексия);

сценирующей (выстраивание вариантов сценария разворачивания событий);

моделирующей (построение посредством знаковых систем мыслительных аналогов – логических конструктов изучаемых систем).

конструирующей (выстраивание системы мыслительных операций, выполнение эскизов, рисунков, чертежей, позволяющих конкретизировать и детализировать проект);

прогнозирующей (мысленное конструирование будущего состояния объекта на основе предвидения).

Метадеятельность как универсальный способ жизнедеятельности каждого человека определяется уровнем владения им метазнаниями и метаспособами, т.е. уровнем развития личности.

«Это невозможно!» - сказала Причина.

«Это безрассудство!» - заметил Опыт.

«Это бесполезно!» - отрезала Гордость.

«Попробуй…» - шепнула Мечта.

Выбор за Вами!

Список литературы

  1. Мастер-класс "Метапредметный компонент на уроках русского (videouroki.net)
  2. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г. Молчанов С.В. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли -  М., 2010.
  3. Демидова М.Ю., Иванов С. В., Карабанова О. А. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе / В 2 ч - М. Просвещение, 2009
  4. .Заир С.И. – Бек, И.В.Муштавинская. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М.:Просвещение, 2004.
  5. Загашев И.О., С.И.Заир – Бек. Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя – СПб; Альянс «Дельта», 2003.
  6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии М. Народное образование. 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивная доска на уроках английского языка как средство повышения результата обученности.

В данной методической публикации отражены следующие темы как актуальность использования интерактивной доски на урока английского языка, преимущества выполнения интеративных заданий, опыт учиеля п...

Выступление на секции учителей немецкого языка на тему: "Ролевая игра на уроках немецкого языка, как средство активизации познавательной деятельности младших школьников"

Выступление на секции учителей немецкого языка на тему: "Ролевая игра на уроках немецкого языка, как средство активизации познавательной деятельности младших школьников"""...

Педагогический опыт по теме "Творческие виды работ на уроках русского языка как средство развития креативных способностей младших школьников"

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать...

"Создание проблемной ситуации на уроках русского языка как средство формирования УУД у младших школьников"

Создание проблемной ситуации на уроках русского языка как средство формирования УУД у младших школьников§          Елизарова Анна Анатольевна, учитель...

Олимпиада по русскому языку как средство формирования языковой личности младшего школьника

В статье приводится материал, как сформировать языковую личность младшего школьника.Методики Г.А. Цукеманы, которые развивают коммуникативные УУД....

Использование элементов современных педагогических технологий на уроках русского языка, как средство формирования познавательной мотивации младших школьников.

Использование элементов современных педагогических технологий на уроках русского языка, как средство формирования познавательной мотивации младших школьников. Речевая ситуация: приглашение на экскурси...

Выступление: Работа со словарем на уроках русского языка как средство формирования речевой культуры младших школьников

Текст выступления на семинаре по формированию речевой культуры младших школьников....