"Местоимение (личное) как часть речи: его значение, употребление в речи" 2 класс
план-конспект занятия по русскому языку (2 класс)

Сибаева Марина Меншариповна

Конспект урока и презентация во 2 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока26.3 КБ
Файл Презентация урока1.99 МБ

Предварительный просмотр:

          ФИО учителя: Сибаева М.М.

Школа: МОУ «Уральская школа»

Класс: 2

Урок: 2

                       

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Тема: «Местоимение (личное) как часть речи: его значение, употребление в речи»

Цели деятельности учителя:  формирование представления о местоимении как части речи, его роли в предложении

Планируемые результаты:
Предметные:

- знать какими бывают местоимения; роль местоимений в предложениях
- уметь писать местоимения со словами раздельно; употреблять местоимения вместо существительных

Личностные:
- проявлять учебно-познавательный интерес к учебному материалу;
- понимать причины успеха в учебной деятельности;

- стремиться сделать свою речь яркой, образной и выразительной.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Оборудование:  Учебник русского языка: 2 класс 2 часть: В. П. Канакина, УМК «Школа России»; проектор, компьютер, презентация, карточки с заданиями

Этап урока

Методы и приемы

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

словесный (слово учителя).

- Добрый день! Проверьте готовность к уроку, на столе у вас должны лежат: учебник, тетрадь, пенал. Тихо сели.

Начинается урок.
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давайте
И на уроке не зевайте.

Настраиваются на работу.

II. Актуализация знаний и мотивация

Частично-поисковый: наблюдение над языковым материалом

Практический: орфографическая минутка

Частично-поисковый: выделение признаков

Языковой анализ: работа над орфограммами

Работа над языковым материалом: разбор предложения

- Отгадайте загадку и узнаете какую букву мы будем писать на минутке чистописания.

Эта буква широка

И похожа на жука.

И при этом словно жук

Издаёт жужжащий звук:

Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж.

(Ответы детей)

- Правильно, сегодня мы вспомним как пишется буква Ж,ж. Кто напомнит из скольких элементов состоит буква Ж? Кто сможет показать на доске? (письмо буквы Ж,ж в тетрадях)

 Орфографическая минутка.

(Письмо по памяти)

Дождь прошёл.

Трава блестит.

В небе радуга горит.

- Прочитайте стихотворение. Представьте картину, нарисованную поэтом. Приходилось ли вам видеть такую картину?

- Сколько предложений здесь записано?

- О чём первое предложение? Второе предложение? Третье предложение?

- Какие орфограммы можете объяснить в первом предложении?

- Прочитайте так, как записано. Прочитайте соседу по парте, как будете писать.

- Послушайте соседа по парте.

- Запишите предложения по памяти.

- Найдите и подчеркните основу в предложениях.

- Сова – хищная птица. У совы мощные когти и чуткие уши.

- Прочитайте текст. Какая ошибка допущена в тексте?

- Как можно исправить эту ошибку?

- Прочитайте новые предложения.

- Вместо какой части речи вы употребили словосочетание у неё ?

- Часть речи, которая употребляется вместо существительного, называется местоимением.

- Жж

Пишут Жж.

- Три

- Дождь – мягкий знак –показатель мягкости, парная согласная в конце слова – проверяем – дождиПрошёл - слово запоминаем.

- Повторяется слово сова

- Заменить слово сова другим словом.

- Сова – хищная птица. У неё мощные когти и чуткие уши.

- Вместо существительного сова

III. Постановка учебной задачи

Частично-поисковый: обобщение

Словесный: беседа

Практический: составление плана работы

- Предположите тему нашего урока.

- Поставьте цель на урок.

- Составим план работы.

- Молодцы! Начнем работу.

- Что такое местоимение

- Узнаем что такое местоимение и его роль в предложении.

- 1. Поработаем с упражнением, научимся находить  местоимения

2. Выполним упражнения, для закрепления знаний.

3. Подведем итоги.

IV. Открытие нового знания

Практический: работа с текстами

Работа с языковым материалом: работа с правилом

Словесный: беседа

Работа с языковым материалом: работа с правилом

- Работа с учебником.

Упр. 171 (стр. 100).

(Выполнение с комментированием.)

- Прочитайте слова тётушки Совы на стр. 101.

- Что такое местоимение?

- Назовите местоимения.

- Какую роль  они выполняют в предложении?

Знакомство с текстом «Достойная замена».

(Сказку читает учитель.)

- Будьте любезны, - обратилось как-то Существительное к местоимению, - займите на время моё место, я уже всем глаза намозолило… Действительно, чтобы не повторяться в речи много раз и не быть назойливыми, Существительное  и прилагательное вместо себя оставляют своих заместителей – Местоимения. Заместители такие работящие и разносторонние, что в речи они употребляются чаще своих начальников, и уж во всяком случае, местоимения ОН,ОНА,ОНО,ОНИ могут заменить любое Существительное.

Я и мы, ты и вы,

Он, она, оно ,они –

Все слова отличные,

Важные и личные.

Это без сомнения,

Все местоимения.

Выполняют упражнение.

Произносят правила.

Читают текст.

Слушают учителя.

V.Первичное закрепление во внешней речи

Практический: работа с текстом

Языковой анализ: классификация языкового материала

Практический: выборочное списывание

- Ребята, вы любите отгадывать загадки? В каждой загадке пропущены местоимения. Нужно вставить подходящее по смыслу местоимение и отгадать загадку.

(слайд )

  1. _____ шипит, а ____ не трусь, это белый, белый …
  2. В воде _____ живёт, нет клюва, а клюёт.

3. ____ бьём исправно каждый час, а ____ ,друзья, не бейте нас!

- Спишите любую загадку, подчеркните местоимения.

1. Он шипит, а ты не трусь, это белый, белый …(гусь)

2. В воде она живёт, нет клюва, а клюёт. (рыба)

3.Мы бьём исправно каждый час, а вы ,друзья, не бейте нас! (часы)

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический: самостоятельная работа

Практический: работа  с упражнением

- Упр. 174 на с.102 выполните самостоятельно на листочках.

Выполняют самомтоятельно.

VII. Включение в систему знаний

Языковой анализ: работа с карточками

- На карточках  записаны предложения.

…  нарисую белочку. А  … что будешь рисовать?  …  умеешь так вырезать? Какую  задачу …  решаете ? Куда ...  идёшь? Почему  …  улетают?

- Вставьте в предложения подходящие по смыслу местоимения.

- Проверяем.

- Повторите, что такое местоимение.

Я нарисую белочку. А  ты что будешь рисовать?  Ты  умеешь так вырезать? Какую  задачу вы  решаете ? Куда ты идёшь? Почему  они  улетают?

Ученики читают вопросы, объясняют, какое местоимение вставили.

- Повторяют правило.

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный: беседа

- Наш урок подходит к концу. Подведем итоги.

- Какую тему мы изучили на уроке? Какова была цель урока? Достигли этой цели?

- Понравился ли вам урок? Чем понравился?

- Какие упражнения вызвали трудности? Почему?

- Поднимите красный кружок те, кому не понравился урок, и у них ничего не получилось, желтый – те, для у кого возникли сложности, и они не совсем поняли тему, и зеленый-те, кому понравился урок, они поняли тему.

- Молодцы! Спасибо за урок. До свидания.

- Что такое местоимение.

- Узнать что это такое и о роли местоимений в предложении.

- Да.

Проводят рефлексию.

Что такое местоимение?

_____ нарисую белочку. А  ____ что будешь рисовать?  _____  умеешь так вырезать? Какую  задачу _______  решаете ? Куда ____  идёшь? Почему ______  улетают?

_____ нарисую белочку. А  ____ что будешь рисовать?  _____  умеешь так вырезать? Какую  задачу _______  решаете ? Куда ____  идёшь? Почему ______  улетают?

_____ нарисую белочку. А  ____ что будешь рисовать?  _____  умеешь так вырезать? Какую  задачу _______  решаете ? Куда ____  идёшь? Почему ______  улетают?

_____ нарисую белочку. А  ____ что будешь рисовать?  _____  умеешь так вырезать? Какую  задачу _______  решаете ? Куда ____  идёшь? Почему ______  улетают?

_____ нарисую белочку. А  ____ что будешь рисовать?  _____  умеешь так вырезать? Какую  задачу _______  решаете ? Куда ____  идёшь? Почему ______  улетают?

_____ нарисую белочку. А  ____ что будешь рисовать?  _____  умеешь так вырезать? Какую  задачу _______  решаете ? Куда ____  идёшь? Почему ______  улетают?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

2 класс Выполнила: Сибаева М.М.

Слайд 2

Минутка чистописания Эта буква широка И похожа на жука. И при этом словно жук Издаёт жужжащий звук:

Слайд 4

Письмо по памяти Дождь прошёл. Трава блестит. В небе радуга горит.

Слайд 5

Сова – хищная птица. У совы мощные когти и чуткие уши неё

Слайд 6

Тема урока Местоимение (личное) как часть речи: его значение, употребление в речи

Слайд 7

Цель урока Узнаем что такое местоимение и его роль в предложении.

Слайд 8

Я и мы, ты и вы, Он, она, оно ,они – Все слова отличные, Важные и личные. Это без сомнения, Все местоимения.

Слайд 9

Загадки 1. _____ шипит, а ____ не трусь, это белый, белый … 2. В воде _____ живёт, нет клюва, а клюёт. 3. ____ бьём исправно каждый час, а ____ , друзья , не бейте нас !

Слайд 10

Работа на карточках … нарисую белочку. А … что будешь рисовать? … умеешь так вырезать? Какую задачу … решаете ? Куда ... идёшь? Почему … улетают?

Слайд 12

Проверь Я нарисую белочку. А ты что будешь рисовать? Ты умеешь так вырезать? Какую задачу вы решаете ? Куда ты идёшь? Почему они улетают?

Слайд 13

Итог Какую тему мы изучили на уроке? Какова была цель урока? Достигли этой цели? - Понравился ли вам урок? Чем понравился? - Какие упражнения вызвали трудности? Почему?

Слайд 14

Спасибо за урок. молодцы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Местоимение как часть речи: его значение, употребление в речи» к УМК «Школа России»

Урока русского языка во 2 классе    на тему  «Местоимение как часть речи: его значение, употребление в речи»   к  УМК «Школа России» с применением документ-камеры...

Технологическая карта урока по русскому языку во 2 классе по теме " Местоимение как часть речи:его значение,употребление в речи."

Первый урок  по теме " Местоимение". Тип урока: изучение нового материала, знакомство с новой частью речи....

русский язык 2 класс Местоимение как часть речи: его значение, употребление в речи

русский язык 2 класс Местоимение как часть речи: его значение, употребление в речи...

Конспект урока по русскому языку, УМК "Школа России", 2 класс, тема: Личное местоимение как часть речи: его значение, употребление в речи

Цели деятельности учителя: формирование знаний о личных местоимениях, их значений и употребления в речи.Планируемые результатыПредметные:- знать: что такое личные местоимения; их значение; где личные ...

Конспект урока по теме "Местоимение (личное) как часть речи его значение, употребление в речи" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя:  формирование представления о местоимении как части речи, его роли в предложенииПланируемые результаты: Предметные:- знать какими бывают местоимения; роль местоимений в...

Тема урока: «Местоимение (личное) как часть речи: его значение, употребление в речи»

Тема урока: «Местоимение (личное) как часть речи: его значение, употребление в речи»...

Конспект урока по русскому языку " Местоимение (личное) как часть речи: значение и употребление в речи (общее представление).Работа над ошибками."

Конспект урока + презентация по русскому языку " Местоимение (личное) как часть речи: значение и употребление в речи (общее представление)."...