Урок русского языка в 3 классе «Многозначные слова. Прямое и переносное значение слова»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Сысоева Любовь Владимировна

Урок русского языка (УМК «Перспективная начальная школа»,3 класс) по теме «Многозначные слова. Прямое и переносное значение слова». Урок изучение нового, поможет организовать деятельность учащихся для знакомства с прямым и переносным значением слов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка (УМК «Перспективная начальная школа»,3 класс)

План-конспект

Тема: «Многозначные слова. Прямое и переносное значение слова»

Тип урока: Изучение нового.

Дидактическая цель: Организовать деятельность учащихся для знакомства с прямым и переносным значением слов.

Задачи для учащихся:

- Познакомиться с терминами прямое и переносное значение слова;  находить многозначные слова.

- Самостоятельно выделять цель, умение работать с толковым словарём, находить нужную информацию.

- Аргументировать свою позицию, уметь слушать и вступать в диалог при парной и групповой работе; выполнять взаимопроверку, уважительно относиться к чужой точке зрения.

- Работать по алгоритму,  осуществлять самоконтроль.

Ход урока:

Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Мотивация и целеполагание

  1. Актуализация знаний

  1. Усвоение новых знаний и способов действия

  1. Динамическая пауза

  1. Формирование умений и навыков.

  1. Итоги урока, рефлексия

  1. Домашнее задание

- Ориентируясь на страницу «Содержание», сформулируйте тему сегодняшнего урока

- Просмотрите тему в учебнике и скажите, что ожидаете от сегодняшнего урока. (Все точки зрения учитель записывает на доске)

Что обозначает пиктограмма на полях учебника? Ответьте на вопрос Анишит Йокоповны?

-Что вам необходимо сделать, обсудите в паре.

- Из следующих двух упражнений выберите то, с которым сможете справиться и выполните его.

Контроль работы:

- Какие многозначные слова встретились вам в упражнении. Сколько у них значений?

“Игра в снежки”.

Перед дальнейшей работой сыграем в игру. Я называю слово и кидаю снежок, кто снежок поймает, должен сказать, какое это слово – однозначное или многозначное, и составить предложение с этим словом. (Существительные – снег, ручка, лист, ветер, кисть, луна, полотно, поле, звезды).

- Прочитайте отрывок из стихотворения С. Есенина «Сыплет черёмуха снегом…»

- Что показалось странным?

- Что имел в виду автор?

- Поработайте в группах с блоком вопросов учебника на стр. 47-48

Контроль работы:

-Расскажите, с какой целью выполняли это задание. К какому выводу пришли?

Если услышите словосочетание с прямым значением, присядьте, если с переносным значением,  встаньте и поднимите руки вверх.

Глухой старик, глухой переулок, глухой согласный, глухой голос; завели разговор, завели машину, завели собаку, завели хозяйство; вскипела вода, вскипел самовар, вскипело море, вскипело сердце; самолет снизился, температура снизилась, успеваемость снизи-лась.

Выполним, пользуясь теми знаниями, которые получили, упражнение 41.

Контроль работы.

Вспомните, пожалуйста, начало урока. Проанализируйте свой личный результат. Кто смог ответить на 1 поставленный вопрос, 2, 3 вопроса?

Выберите любое из трёх предложенных заданий.

  1. Печатная тетрадь упр. 23, 24.
  2.  Проиллюстрируйте примеры слов в прямом и переносном значении.
  3. Найдите в литературных произведениях несколько слов в прямом и переносном значении.

Открывают и находят тему урока, нужную страницу.

Дети высказывают предположения. Выводят задачи урока конкретно для себя.

- Работа с толковым словарём Дети вспоминают многозначные слова и ищут их в словаре.

Работа в паре.

Обсуждение в паре. Самостоятельное выполнение упражнения.

Дети проверяют работу друг у друга, обсуждают.

(те, кто выполнял упр.39, проверяют упр. 40 и наоборот)

Динамическая пауза

Читают.

Групповая работа по открытию нового знания.

Мотивируют необходимость новых знаний

Выполняют упражнения

Самостоятельная работа учащихся

В группах обсуждают итоги работы по упражнению.

Самооценка своей деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по русскому языку 2 класс "Многозначные слова"

Работа содержит методическую разработку урока  и презентацию. Разработка составлена по учебнику Н.А.Чураковой УМК "Перспективная начальная школа". Дети, путешествуя по городу слов, знакомятся с п...

открытый урок русского языка 2 класс на тему"Слова с несколькими значениями" УМК "Перспектива"

урок русского языка 2 класс на тему"Слова с несколькими значениями"...

Конспект урока "Русский язык 2 класс.Деление слов на слоги. Правило переноса слов"

Тип урока - «открытие» нового знания; использование  технологии проблемного обучения....

Урок русского языка. 4 класс. "Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью". Конспект урока + презентация.

В разработку входит конспект урока русского языка в 4 классе  по теме "Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью",  УМК "Школа 2100" , автор: Е.В. Бунеева, Н.А. Исаев...

Тестовые задания по теме «Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова»

Тест "Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова" позволяет проверить знания у учащихся с нарушениями письменной речи,  по данной теме...

Технологическая карта урока русского языка на тему: «Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Заимствованные слова».

Цели деятельности учителя: формирование знаний учащихся об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов  в нашем языке;Планируемые результаты:Предметные:Знать: понятия ...