О возможностях использования дидактических средств обучения при организации самостоятельной работы младших школьников на уроках русского языка
статья по русскому языку

Козлова Алина Игоревна

В данной работе рассматривается понятие, виды самостоятельной работы, особенности использования дидактических средств для организации самостоятельной работы на уроках русского языка при изучении имени существительного. Путем сравнительного анализа сопоставляются дидактические возможности различных УМК. В результате систематически проводимая самостоятельная работа при широком использовании дидактических средств обучения способствует получению учащимися глубоких и прочных знаний.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2_dlya_konferentsii_sibak.docx23.53 КБ

Предварительный просмотр:

О возможностях использования дидактических средств обучения при организации самостоятельной работы младших школьников на уроках русского языка

Лавришина Алина Игоревна

Студентка, кафедра теории и методики начального общего и музыкального образования БГУ, г. Брянск

Е-mail: LavrikAlina@yandex.ru

Моспанова Наталья Юрьевна

Кандидат филологических наук, доцент, кафедра теории и методики начального общего и музыкального образования БГУ, Россия, Брянск

Аннотация: в данной работе рассматривается понятие, виды самостоятельной работы, особенности использования дидактических средств для организации самостоятельной работы на уроках русского языка при изучении имени существительного. Путем сравнительного анализа сопоставляются дидактические возможности различных УМК. В результате систематически проводимая самостоятельная работа при широком использовании дидактических средств обучения способствует получению учащимися глубоких и прочных знаний.

Ключевые слова: самостоятельная работа, виды самостоятельной работы, дидактические средства, имя существительное.

Понятие «самостоятельная работа» многогранно, поэтому вполне естественно, что оно не получило единого толкования в педагогической и методической литературе. Дискуссионными остаются некоторые вопросы.

Так, ряд авторов, например, К.Г. Чикнаверова, И.А. Зимняя, избегают употреблять термин «самостоятельная работа» и используют только термин «самостоятельная деятельность» [1] или «самостоятельная учебная деятельность» [7]. Попытку снять противоречие между понятием «самостоятельная работа» и понятием «самостоятельная деятельность» сделал П.И. Пидкасистый. Педагог отмечает, что под самостоятельной работой обычно понимают любую организованную учителем активную деятельность учащихся, направленную на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведенное для этого время: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизацию знаний [4].

В процессе обучения применяются разные виды самостоятельной работы учащихся. Их можно классифицировать по различным признакам. Наиболее распространенной среди дидактов и методистов оказалась классификация видов самостоятельной работы, основанных на источниках знаний: работа с учебной книгой, газетой, дополнительной литературой, иллюстрацией, картой, атласом, гербарием, коллекцией минералов, компасом и так далее. В завершенном виде такая классификация разработана В.П. Стрезикозиным. [6] Он выделяет следующие виды самостоятельной учебной работы школьников:

1) работа с учебной книгой (разновидности - составление плана отдельных глав, ответы на вопросы учителя, анализ идейного содержания или художественных особенностей произведения по вопросам учителя, характеристика действующих лиц, работа над документами и другими первоисточниками и так далее);

2) работа со справочной литературой (статистические сборники, справочники по отдельным отраслям знаний и народного хозяйства, словари, энциклопедии и прочее);

3) решение и составление задач;

4) учебные упражнения;

5) сочинения и описания (по опорным словам, картинам, личным впечатлениям и так далее);

6) наблюдения и лабораторные работы

7) работа, связанная с использованием раздаточного материала (комплекты картинок, фигур, кубиков и так далее);

8) графические работы.

Актуальным остается вопрос об использовании дидактических средств обучения при организации различных видов самостоятельной работы учащихся.

Под дидактическими средствами чаще всего понимаются «учебные и наглядные пособия, демонстрационные устройства, технические средства и др.» [8]. Но данное понятие имеет и другое, более широкое значение: дидактические средства – это «все то, что способствует достижению целей образования, т.е. вся совокупность методов, форм, содержания, а также специальных средств обучения» [там же].

В узком смысле, говоря, о дидактических средствах, имеют в виду разнообразный дидактический материал. Это особый тип наглядного учебного пособия, преимущественно карты, таблицы, наборы карточек с текстом, цифрами или рисунками и т.д., раздаваемые учащимся для самостоятельной работы в классе и дома или демонстрируемые учителем перед всем классом [3].

Особую роль играют дидактические средства обучения в начальной школе на уроках русского языка при изучении сложного абстрактного грамматического материала. При этом дидактические средства обучения являются средством воспитания умственной активности учащегося, стимулируют психические процессы, вызывают живой интерес к процессу познания, сопровождаются эмоциями радости, удивления [5]. 

Рассмотрим некоторые дидактические средства и возможности их использования в процессе самостоятельной работы учащихся на уроке при изучении имени существительного.

Организовать самостоятельную работу при изучении имени существительного, на наш взгляд, помогают учебник, рабочие тетради, тетради для проверочных и контрольных работ, справочная литература, иллюстративный материал, таблицы, схемы и т.д. К специфическим средствам можно отнести художественные и фольклорные тексты, декламацию небольших стихотворных отрывков, содержащих слова с орфограммами. Большое значение имеют языковые игры: словарное лото, кроссворды, шарады, ребусы, подбор слов с заданными грамматическими признаками и т. д.

В отборе дидактического материала соблюдаются следующие требования: дидактический материал подбирается интересный по содержанию, задания должны быть доступны, но следовать  с постепенным усложнением.

Следует заметить, что все УМК по русскому языку для начальной школы имеют огромный потенциал для использования дидактических средств обучения в процессе организации самостоятельной работы учащихся при изучении имени существительного.

Важнейшими средствами, безусловно, могут стать учебник и тетради для проверочных работ.

Так, в учебнике русского языка УМК «Перспектива» (программа реализуется с помощью учебников: Русский язык. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. 1-4 класс) [2] для самостоятельной работы младших школьников используется условное обозначение - девочка с книгой в руках. Данное обозначение мы видим на многих страницах учебника, в том числе при изучении имени существительного. Среди заданий для самостоятельной работы, отмеченных таким знаком, можно выделить:

- задания, выполняемые  по образцу (составьте и запишите по образцу словосочетания с именами существительными);

-задания на классификацию (найти лишнее в строчке; распределите имена существительные в предложном падеже на две групп)

- задания на  выделение и указание морфологических признаков имен  существительного (письменно просклоняйте, используя таблицу; найдите существительные в дательном падеже; проверьте написание окончаний имен существительных двумя способами; укажите падеж имени существительного)

- задания по тексту (составьте и запишите рассказ по рисунку, используя данные имена существительные; составьте рассказ об имени существительном; запишите стихотворение по памяти). Эта работа способствует развитию речи, памяти и мышления учащихся.

Сформировать у детей действие самоконтроля помогает рубрика «Проверь себя». Задания этого раздела учащиеся выполняют самостоятельно устно или письменно:

- задания на воспроизведение (проверку) уже имеющихся знаний (расскажите, какие имена существительные относятся к 1-му склонению, ко 2-му склонению, к 3-му склонению),

- задания на формирование умений классифицировать языковой материал (распределите имена существительные в три группы по склонениям; распределите имена существительные в две группы: в одну группу запишите имена существительные, которые изменяются по падежам, а в другую группу - несклоняемые имена существительные)

- задания на определение морфологических признаков имен существительных (укажите склонение и падеж каждого имени существительного; укажите род, число, склонение и падеж каждого имени существительного; укажите существительные, которые не изменяются по числам; определите падеж имен существительных из пословиц).

- логические задания на установление причинно-следственных связей (соедините рассыпавшиеся части мозаики в таком порядке: название части речи, что она обозначает, на какие вопросы отвечает, приведите пример).

Рабочие тетради и тетради для проверочных работ  также являются неотъемлемой частью организации самостоятельной работы младших школьников при изучении имени существительного.  Данные дидактические средства могут использоваться как для самостоятельной работы в классе, итоговых работ по изученной теме, так и в качестве домашнего задания.

В тетрадях для проверочных работ встречаются задания, аналогичные заданиям из учебника в разделе «Проверь себя».  Например, найдите в стихотворении и выпишите имена существительные в форме единственного числа, а затем в форме множественного числа, дополните таблицу своими примерами;  «блиц-задания»  (подберите синонимы к слову дорога; к какому существительному из стихотворения могут относиться эти прилагательные: легкий, прохладный, летний; отметьте слова в которых есть суффикс –очк; допишите правила…). Отличительной особенностью тетрадей является пункт оценивания заданий. Благодаря пункту «Моя оценка» формируется одно из регулятивных универсальных учебных действий - контроль и оценка своих результатов. «Оценка учителя»- объективное оценивание результатов учащихся.

Рабочие тетради продолжают работу над изучением имени существительного во взаимосвязи с учебником. Здесь используется условное обозначение «работаем самостоятельно», при этом после выполнения задания автор отправляет ученика в конец тетради для проверки ответа (запишите номера слов, которые являются именами существительными. Ответ проверьте в конце рабочей тетради). Продолжаются задания, аналогичные заданиям из учебника: составление текстов на основе предложенных имен существительных (прочитайте группы слов, составьте и запишите с ними небольшой текст); классификация (распределите слова в четыре группы. По каким признакам вы их распределили?); проверка правильности выполнения заданий (проверьте, правильно ли распределены слова в группы. Исправьте ошибки и запишите слова по группам верно.)

Таким образом, самостоятельная работа стала важнейшим элементом развития речи и мышления учащихся, а не только тренировкой их памяти. В содержание предмета «русский язык» включено формирование умений классифицировать (группировать) слова по разным основаниям (смысловым и формально-грамматическим), сравнивать, воспроизводить, устанавливать причинно-следственные связи и т.д. Эти учебные умения помогают учащимся эффективно действовать в рамках как фронтальной, групповой так и самостоятельной работы младших школьников. Такой подход подводит учащихся к самостоятельному выводу о наличии у целого класса слов общих признаков, например, значения предметности, форм рода, числа и падежа у имен существительных.

        Систематически проводимая самостоятельная работа при широком использовании дидактических средств обучения способствует получению учащимися глубоких и прочных знаний. Организация разнообразных по дидактической цели и содержанию самостоятельных работ способствует развитию познавательных и творческих возможностей учащихся, развитию их мышления. Дидактические средства обучения ускоряют темпы формирования у школьников умений и навыков практического характера, а это в свою очередь оказывает положительное влияние на формирование познавательных умений и навыков. Таким образом, самостоятельная работа является неотъемлемой частью учебного процесса.

        Литература

  1. Зимняя И.А.  Педагогическая психология: Учебник для вузов – М.: Лотос, 2000. – 384с.
  2. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 1-4 классы. Методические рекомендации. Предметная линия учебников системы "Перспектива". М.: Просвещение, 2014.-112 с.
  3. Орлов В.И. Активность и самостоятельность учащихся  // Педагогика. - 1998. - № 3.- С.44
  4. Пидкасистый, П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении / П.И. Пидкасистый. - М.: Педагогика, 2000. - 386 с.
  5. Прессман Л.П. Методика и техника эффективного использования средств обучения в учебно-воспитательном процессе. – М.: Просвещение, 1985. – 179с.
  6. Чикнаверова К.Г. Самостоятельная учебная деятельность как основа развития самостоятельности обучающихся: методологический аспект отечественных исследований // Образование и наука. -  2010.  - №4 –С. 17-20
  7. Дидактические средства// Педагогика [Электронный ресурс],-http://www.pedpro.ru/theory/14/271.htm

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексы дидактических упражнений по устранению оптической дисграфии у младших школьников на уроках русского языка.

Комплексы упражнений и диактический материал преследующие следующие цели: развитие у детей зрительного восприятия и узнавания предметов (зрительного гнозиса); развитие зрительного восприятия и узнаван...

Организация самостоятельной работы над ошибками на уроках русского языка в начальных классах

Организация и алгоритм работы над ошибками по русскому языку в начальной школе...

« Использование информационно-коммуникационных технологий для формирования познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка»

« Использование информационно-коммуникационных технологий для формирования познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка»...

Выпускная квалификационная работа«Проектная деятельность как средство формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка и литературы»

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной позиции, субъективности учащегося в...