Программа "Каллиграфия"
материал по русскому языку (2 класс)

Барабанова Светлана Петровна

Каллиграфия -исправление почерка ребят.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kalligrafiya_kruzhok_barabanova_2.docx38.34 КБ

Предварительный просмотр:

             Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Комплекс средняя общеобразовательная школа – детский сад»

Рассмотрено

на методическом совете

Зам. директора по УВР

__________ / О.А. Кисакова/

протокол № 1 от 31.08.2021

«Утверждаю»

Директор МАОУ «КСОШ-ДС»

______________/К.Е. Данилов/

приказ № 502 от 31.08.2021

Рабочая программа

Каллиграфия

 ( доп.образование)

срок реализации 2021-2022 учебный год

                                                                          Разработчик: Барабанова Светлана Петровна

 учитель начальных классов

                                                                   г. Пыть-Ях, 2021

                               

Пояснительная записка. 

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе программы Н.Г.Агарковой «Программа. Графический навык. Каллиграфический почерк» (1-4).

Данная программа является дополнением к школьным программам по курсу «Обучение письму», «Русский язык» Программу предлагается реализовать в форме внеурочной деятельности кружка «Каллиграфия».

 Формирование письма в начальной школе имеет большое общественное и педагогическое значение. Чтение рукописи, написанной небрежным, неразборчивым почерком, отнимает много времени и внимания читающего, ведёт к ошибочному прочтению текста. Каллиграфически правильное письмо учащегося способствует воспитанию аккуратности в выполнении любого задания.

Обучение письму – составная часть общей программы по русскому языку. Её нельзя рассматривать изолированно. Она тесно связана с обучением чтению, с развитием устной и письменной речи, правописанием.

Цели и задачи курса.

Цель – научить детей писать перьевой ручкой правильно, красиво, аккуратно, формировать навыки письма через различные методы и приёмы.

Достижение этой цели зависит от решения многих задач, встающих перед учителем с первых занятий обучения каллиграфии.

Задачи работы курса:

- знакомить детей с необходимыми предметами и материалами для занятия каллиграфией и приёмами работы с ними;

- обучить воспроизведению форм букв, соблюдению на всей странице одинакового наклона, рациональному соединению букв в словах, правильной расстановке слов на строке;

- научить соблюдать одинаковую высоту букв в словах на всей строке, пропорции строчных и заглавных букв;

- обучить отрывному, ритмичному и скорому письму;

- учить проявлять творческий подход к работе;

- учить планировать, предвидеть результат работы и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел;

- учить индивидуальной работе;

- способствовать совершенствованию мелкой моторики рук, точных движений пальцев;

- развивать глазомер; орфографическую зоркость, связную речь;

- воспитывать внимательность, аккуратность, целеустремлённость, самодисциплину.

                                  Общая характеристика курса.    

Каллиграфия – это искусство писать чётким красивым почерком. Заглядывая в тетради учеников, мы с каждым разом всё больше и больше убеждаемся в том, что у большинства из них далеко не каллиграфический почерк.

Каллиграфией дети начинают заниматься с первого класса и продолжают формировать каллиграфические навыки в последующих классах. Работа по каллиграфии начинается с первых дней поступления ребёнка в школу.

Систематическое использование методов и приёмов обучению каллиграфии способствует совершенствованию и формированию общеучебных навыков младших школьников, которые необходимы им на протяжении всей учебной деятельности и изучения русского языка и других школьных дисциплин.

Цель занятий каллиграфией – формирование графически правильного, чёткого, достаточного скорого письма.

Достижение этой цели зависит от решения многих задач, встающих перед учителем с первых занятий обучения письму.

Помимо общих задач работы со всем классом учитель ставит себе задачи по исправлению тех или иных недостатков при письме у отдельных учеников. Формирование навыка письма основывается на определённых принципах обучения.

Принципы обучения каллиграфии включают как общедидактические, так и специфические принципы формирования графических навыков письма.

Так, принцип наглядности, особенно важен в обучении каллиграфии. Он обеспечивается демонстрацией учителем процесса письма на доске и в тетрадях учеников, применением прописей и других пособий. Невозможно обучать каллиграфии, давая только устные знания, так как путь подражания почерку учителя и копирование образцов хорошего письма – один из основных путей формирования чёткого почерка.

Очень важно, чтобы обучение графическим навыкам письма было сознательным. Учащиеся должны знать, как и в каком порядке пишется та или иная буква, как она соединяется с другими буквами; знать, зачем мы пишем с наклоном, и как получается наклон при письме, какой должна быть высота букв, как держать ручку, сидеть при письме и другие. Сознательному усвоению графических навыков письма способствует также умение детей замечать и исправлять свои и чужие недочёты.

Принцип повторности необходим для развития автоматизации навыков письма. В процессе упражнения всякий навык закрепляется и совершенствуется, приобретает точность и скорость. Но любое упражнение должно быть сознательным и эффективным. Обучение графическим навыкам письма обязательно проводится с учётом особенностей детей: развития восприятия, скорости движения, анатомического аппарата движения кисти и нервно – мышечного управления движениями со стороны центральной нервной системы. Особенности развития организма ребёнка учитываются при дозировке количества письменных упражнений и скорости их выполнения.

Важно, чтобы обучение несколько опережало развитие детей и способствовало дальнейшему формированию. Это и предусматривает принцип постепенного нарастания трудностей – переход от простого к сложному, который происходит в процессе работы над формами букв на уроках русского языка.

Непосредственно организация работы над формами букв называется в каллиграфии генетическим принципом. Обучая детей каллиграфии, учитель должен опираться на принцип учёта индивидуальных особенностей детей: хорошо знать способности детей к письму, учитывать особенности зрения, замечать отклонения в моторике. Такое знание возможностей учеников позволяет учителю правильно организовывать работу, подбирать индивидуальные задания ученикам, давать конкретные советы родителям.

Работа по каллиграфии направлена на формирование двигательного навыка, поэтому опора на закономерности формирования данных навыков письма очень важна во время занятий, чтобы процесс письма был удобен для пишущего, и способствовал овладению наиболее прочными и скорыми движениями всех звеньев руки.

Успешность в обучении каллиграфии во многом определяется созданием гигиенических условий: правильного подбора и расстановки школьной мебели, соответствия парты росту ученика, удобства её конструкции для письма, должного уровня освещения рабочих мест, класса в целом и других.

Также необходимо обеспечить условия обзора классной доски и дидактических учебных материалов. Главное значение при соблюдении гигиенических требований имеет правильное определение длительности непрерывного письма.  

При работе с младшими школьниками необходимо проведение 2-3 физкультминуток, а также специальных упражнений для развития пальцев, кисти, предплечья рук.

Организация работы по каллиграфии направлена на совершенствование основных общеучебных навыков: грамотного письма, беглого и осознанного чтения, правильного написания элементов каллиграфии.

Основные методические приёмы обучения каллиграфическим навыкам письма:

1) Первостепенное значение при обучении каллиграфии имеют показ учителем процесса письма и объяснение способов написания букв, слогов, слов, предложений во время этого показа.

2) Списывание учащимися с готового образца – прописей, образца учителя на доске или в тетради. Приём основан на том, что учащиеся подражают, воспроизводят образцы письма.

3) Копировальный способ следует применять ограниченно в связи с тем, что обведение образца осуществляется учащимися без достаточного осознания процесса письма и даже видения формы буквы. Важно, чтобы копирование осуществлялось как письмо правильными движениями, так как в противном случае копирование не даёт нужного эффекта и может привести к закреплению неправильных движений.

4) Воображаемое письмо, или письмо в воздухе заключается в опоре учащихся на двигательные ощущения и на зрительно воспринимаемый образец.

5) Анализ формы букв, который может осуществляться разными способами. Можно анализировать формы буквы, раскладывать её на составляющие, зрительно выделяемые элементы.

6) Письмо под счёт, или в такт счёту способствует выработке плавного, ритмичного письма в определённом темпе.

Содержание учебного курса «Каллиграфия»

Раздел 1. Повторение написания основных элементов букв (10 часов)    

Правила посадки при письме, положение руки и ручкиЗвуки речи, их характеристика .Написание заглавных и строчных букв. Списывание с рукописного текста. Творческая мастерская «Волшебная ручка». Работа по устранению графических недочётов.

 Раздел 2. Написание форм букв по группам (8 часов)

Группа букв: и, ш, И, Ш, п, р, т, г. Штриховка по трафарету.

Группа букв: л, м, Л, М, я, Я. Штриховка по трафарету.

Группа букв: у, ц, щ, ч, Ц, Щ, Ч. Штриховка по трафарету.

Группа букв: с, С, е, о, О, а, б, д. Штриховка по трафарету.

Группа букв: ь, ъ, ы, в. Штриховка по трафарету.

Группа букв: Н, Ю, н, ю, к, К. Штриховка по трафарету.

Группа букв: В,З, з, э, Э, ж, Ж, х, Х, ф. Штриховка по трафарету.

Группа букв: Ф, Г, У, Т, Б, Р, Д. Штриховка по трафарету.

Раздел3. Правильное соединения букв при письме (11 часов) 

Написание соединений ол, ом, оя, об, од, оф.

Штриховка по трафарету. Буквы-картинки. Творческий проект.

Написание соединений ое, ой, оц, ош, ощ.

Написание соединений ое, ой, оц, ош, ощ.

Запись вспомогательных элементов букв.

Написание соединений аг, аж, аз, аб, ад, ав, ас.  Росчерк элемента .

Написание соединений ие, ий, ИЦ, ИЩ.

Написание соединений ел, ем, ег, еж, ез.

Рациональные способы соединений в словах.

Штриховка по трафарету.

Написание соединений яб, яр, яв, ят.

Письмо трудных соединений юж, юг, юз, ют, юн.

Написание соединений ль, мь, ья,ье..

Написание соединений Оо, Сс, Ээ.

Раздел 4. Подведение итогов (3 часа) 

Написание заглавных и строчных букв.

Списывание с рукописного текста.

Творческая мастерская «Волшебная ручка».

Работа по устранению графических недочётов.

Итоговая работа по каллиграфии.

 

Тематическое планирование.

Разделы учебного курса «Каллиграфия»

Количество часов

1.

Повторяем написание основных элементов букв.  

10 ч

2.

Написание форм букв по группам  .

3.

Правильное соединения букв при письме

11ч

4.

Подведение итогов.

3 ч

Итого

32ч

Методическое и материально-техническое обеспечение программы.

1. Агаркова Н.Г. Письмо. Графический навык. Каллиграфический почерк. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). Часть1. – М.Просвещение, 2002

2. Илюхина В.А. Рабочая тетрадь: Чистописание 1, 2, 3, 4 кл.- М.Дрофа.

3. Тикунова Л.И. Игнатьева Т.В. Прописи-ступеньки. Чистописание 1, 2, 3, 4 кл. – М.Дрофа.

4. Желтовская Л.Я, Соколова Е.Н. Формирование каллиграфических навыков у младших школьников: Пособие для учителя четырёхлетней начальной школы. - М. Просвещение 1987 (Библиотека учителя начальных классов).

5. Илюхина В.А. Особенности формирования графических навыков и анализа ошибок при письме. \\ Нач. шкл. – 1999. - №8.

6. Потапова Е.Н. Радость познания: Книга для учителя. – М. Просвещение, 1990 (Творческая лаборатория учителя).

7. Федосова Н.А. Как исправить почерк детей. \\ Нач. шк. – 1990. - №4.

8. Альбомы для рисования, тетради в узкую и широкую линейку.

9. Линейки – трафареты с геометрическими фигурами.

10. Материал для словарной работы (иллюстрации, тексты).

11. Доска.

12. Цветные мелки для учителя.

13. Цветные карандаши для учащихся.


Календарно - тематическое планирование по курсу «Каллиграфия»,

32часа – 1час в неделю.

Тема занятия

Дата по плану

Дата по факту

Раздел 1. Повторение написания основных элементов букв (10 часов)

«Чем мы будем заниматься на занятиях по каллиграфии Ориентирование на листе бумаги.

Большие и малые прямые наклонные линии.

Прямая линия с закруглением внизу.  

Прямая наклонная линия с закруглением вверху.

Малая и большая прямые наклонные линии с закруглением вверху и внизу.

 Большой и маленький овалы.

Линия с петлёй вверху и внизу.

 Письмо нижних петель.  

Петля на линии строки.

Начертание букв, содержащих элемент:

Раздел  2. Написание форм букв по группам (8 часов)

Группа букв: и, ш, И, Ш, п, р, т, г. Штриховка по трафарету.

Группа букв: л, м, Л, М, я, Я. Штриховка по трафарету.

Группа букв: у, ц, щ, ч, Ц, Щ, Ч. Штриховка по трафарету.

Группа букв: с, С, е, о, О, а, б, д. Штриховка по трафарету.

Группа букв: ь, ъ, ы, в. Штриховка по трафарету.

Группа букв: Н, Ю, н, ю, к, К. Штриховка по трафарету.

Группа букв: В,З, з, э, Э, ж, Ж, х, Х, ф. Штриховка по трафарету.

Группа букв: Ф, Г, У, Т, Б, Р, Д. Штриховка по трафарету.

Раздел  3. Правильное соединения букв при письме (11 часов)

Написание соединений ол, ом, оя, об, од, оф.

Штриховка по трафарету. Буквы-картинки. Творческий проект.

Написание соединений ое, ой, оц, ош, ощ.

Написание соединений ое, ой, оц, ош, ощ.

Запись вспомогательных элементов букв.

Написание соединений аг, аж, аз, аб, ад, ав, ас.  Росчерк элемента .

Написание соединений иеий, ИЦ, ИЩ.

Написание соединений ел, ем, ег, еж, ез.

Рациональные способы соединений в словах.

Штриховка по трафарету.

Написание соединений яб, яр, яв, ят.

Письмо трудных соединений юж, юг, юз, ют, юн.

Написание соединений ль, мь, ья,ье..

Написание соединений Оо, Сс, Ээ.

Раздел  4. Подведение итогов (3 часа)

Написание заглавных и строчных букв.

Списывание с рукописного текста.

Творческая мастерская «Волшебная ручка».

Работа по устранению графических недочётов.

Итоговая работа по каллиграфии.