Урок русского языка: «Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова» 3 кл "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Кашуба Галина Николаевна

Урок русского языка   по теме "Общее предтавление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова" "(Школа России") разработан для детей 3 класса. На уроке дети   учатся находить в словах орфограммы, подбирать проверочные слова; объяснять написание слов с орфограммами; группировать слова по типу орфограмм; работать с орфографическим словарём; оценивать результаты своей работы и работы товарищей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx80.66 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «СОШ №2 имени С. И. Подгайнова г. Калининска Саратовской области»

        Открытый  урок по русскому языку  (УМК «Школа России»)  в 3 г классе

 Тема: «Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова»           Учитель: Кашуба Г.Н.

                                                                                                                                           24. 11. 2021


Конспект открытого  урока по русскому языку (УМК «Школа России»)  в 3 г классе 

Учитель: Кашуба Г.Н.

Дата проведения: 24. 11. 2021

Тема: Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова.

Цели:

1) Обучающие: формирование умения видеть орфограмму в словах;

уточнение знания учащихся об особенностях проверочных слов и способах проверки;

2) Развивающие:  развитие навыков грамотного письма, орфографической зоркости, памяти, внимания, речи, кругозора, развитие умения применять ранее изученные правила, умения ставить и решать проблемную ситуацию.

3) Воспитывающие: воспитание любви к природе; самостоятельности при выполнении заданий; культуры общения в совместной деятельности.

Планируемые результаты: ученики научатся находить в словах орфограммы, подбирать проверочные слова; объяснять написание слов с орфограммами; группировать слова по типу орфограмм; работать с орфографическим словарём; оценивать результаты своей работы и работы товарищей. 

Тип урока: предметный.
Форма урока: урок-постановка учебных знаний.
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, дифференцированная работа, работа в парах
Методы: словесные, частично-поисковый
.

Этапы урока

Ход урока

1.Мотивация (самоопределение к деятельности)

1.Организационный момент (слайд 1)

Ребята, давайте произнесем девиз нашего урока:

Если хочешь много знать,

Многого добиться,

Значит грамотно писать

Надо научиться!

2.Выявление

места и причины затруднения

2. Приветствие гостей.

- Повернитесь к гостям, улыбнитесь им. Повернитесь ко мне лицом. Спасибо, ребята! Будем надеяться, что настроение у наших гостей хорошее, и они с удовольствием поприсутствуют на нашем уроке и порадуются нашим успехам.

3. Психологический настрой.

- Садитесь. Посмотрите, друг на друга. Улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки. Пусть этот день принесёт вам радость общения. 

Рефлексия. Ребята, давайте попытаемся определить, насколько комфортно вы чувствуете себя на сегодняшнем уроке (смайлик)

- Откройте тетради, запишите число и классная работа. Сегодня 24 ноября (учитель пишет на доске).

1. Минутка чистописания

Урок русского языка учит нас грамотному и красивому письму. На минутке чистописания мы будем прописывать 2 буквы, но какие – нам нужно угадать, так как тучки запутали карточки с буквами.

Посмотрите на первую тучку и скажите, как вы думаете, какую первую букву мы будем прописывать? Какая буква отличается от других? Почему? (Чч)

А теперь расшифруем задание 2 тучки. (Рр)

Откройте тетради и пропишите по образцу буквы.

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/02/05/s_5a78b72e7dcc7/823793_1.jpeg https://fsd.multiurok.ru/html/2018/02/05/s_5a78b72e7dcc7/823793_2.jpeg

Звук «ч» всегда мягкий, а остальные всегда твердые.

«Р» согласный, остальные гласные.

Игра «Отгадай часть слова» (устно) 

Правила игры: один из вас будет давать определение о какой-либо части слова, а вы должны догадаться, о какой части слова идёт речь.

1. - это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. (Приставка)

2. - это главная значимая часть слова, в котором заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. (Корень)

3. - это часть слова, которая стоит после корня и служит для
образования новых слов.
(Суффикс)

4. - это изменяемая  часть слова, которая служит для связи слов в предложении. (Окончание)

5. - это часть слова без окончания. (Основа)

- Какие две части слова очень похожи по своей роли в словообразовании? (приставка, суффикс)

Чем они похожи? (служат для образования новых слов)

- Какие две части слова непохожи? (корень, окончание)

Чем они непохожи? (корень не изменяется, а окончание изменяется)

- Ребята приготовили нам сказку (инсценирование)

СКАЗКА  «Как живёте части слова?» 

Ведущий: Встретились однажды корень, суффикс, приставка, окончание и основа. Стали части слова спорить, кто же из них самый главный.

Ведущий Окончание говорит:

- Я самая важная часть слова, потому что могу изменяться и связывать слова в предложении.

Ведущий Суффикс отвечает:

- Я главнее, я стою сразу после корня, и с моей помощью образуются новые слова.

Ведущий Приставка ответила:

-А я вообще стою перед корнем, самая первая и образую новые слова.

Ведущий Основа говорит:

- А как же я, я собираю в себя все части слова, кроме окончания.

Ведущий Корень отвечает:

- Не надо ссориться, друзья, вы, конечно, все важны. Но корень – главная часть слова. Во мне заключён общий смысл всех однокоренных слов. Давайте жить дружно, ведь мы дополняем друг друга.

Ведущий: С тех пор они дружат и всегда вместе.

-Ребята, зачем нам нужно изучать части слова? Где могут пригодиться эти знания?  (чтобы знать в какой части слова находится орфограмма, и правильно подбирать проверочные слова, а значит меньше делать ошибок)

-Отгадайте загадки. Запишите отгадки.

1)  Ученикам велит садиться,

Затем вставать и расходиться.

В школе многим он велит,

Ведь звонит, звонит, звонит. (Звонок)
2) Вместо беленьких снежинок,

Вместо капелек-дождинок

С неба камушки летят,

По земле они стучат.

Что за ледяной парад?

 Этот дождь из льдинок - ...(град)
3) По материи сную,

Всюду острый нос сую.

 Ох, и злюсь я, и шиплю,

Мятых о-очень не люблю. (Утюг)
4) В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает. 
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.  (Вода.)

- Что можете сказать о словах? Есть ли в словах орфограммы?

- На какие группы по орфограммам  можно распределить?

- В какой части слова находятся орфограммы? (в корне)

- Что надо сделать, чтобы написать правильно?

А как вы думаете, только в корне могут быть орфограммы?

- Где ещё они могут быть?

Давайте найдем ответ на этот вопрос на сегодняшнем уроке и проверим наше предположение.

3.Построение проекта выхода из затруднения

Над какой темой мы будем работать? ПРАВОПИСАНИЕ орфограммм в значимых частях слова.

Какие цели поставим на урок?

Какие это части?

Будем учиться находить орфограммы в разных частях слова, проверять их и грамотно записывать.

4. Реализация построенного проекта.

1. Откройте учебники на стр. 102-ой,  са-мостоятельно в тетради выполните упр. 192. 

Вам нужно списать текст в тетрадь. Выделить части слова, в которых встетились орфограммы.

Ночью пр..шёл первый зам..р..з..к. Он н..дышал

хол..д..м на стёкл.., п..сыпал з..рнист..м инеем на крыш.., з..хрустел под н..гами.

- Прочитайте слова с выделенными орфограммами.

- Назовите части слова, в которых выделены буквы и выделите их у себя в тетради. В слове:

пришёл, ( в какой части слова выделена буква? выделите   её)  (в приставке)

заморозок (в корне и окончании)

надышал (в приставке)

холодом (в корне и окончании)

стёкла (в окончании)

посыпал (в приставке)

зернистым (в корне и окончании)

крыши (в окончании)

захрустел (в приставке)

ногами (в приставке)

Вывод: орфограммы могут находиться в разных значимых частях слова.

- Почему надо проверять написание выделенных букв?

 - Потому что мы может записать их не правильно, и потому что они слышатся не так, как пишутся.

- Давайте  в учебнике, прочитаем обратим внимание! Прочитайте правило (с. 102)

Читает 1 ученик:

«Буква, обозначающая безу-дарный гласный звук, может быть в любой значимой части слова:

в приставке: пришёл;

в корне: дарить;

в суффиксе: маленький;

в окончании: из землянки.

-Как распознать орфограмму безударного гласного?

-Нужно поставить ударение, определить безударные гласные, указать, в какой части слова они находятся (приставка, корень, суффикс, окончание), определить способ проверки.

Например,

  1. Читаем слово: переписать.
  2. Ставим ударение: переписа'ть.
  3. Определяем безударные гласные: е,е,и.
  4. Указываем, в какой части слова они находятся: е,е – в приставке; и – в корне.
  5. Вспоминаем, как пишутся приставки, возможно, проверяем по словарю: пере-.
  6. Проверяем безударный гласный - и – в корне, подбираем проверочное слово: пишет.

Таким образом, в этом слове три орфограммы: 2 – в приставке, 1 – в корне.

Физминутка

Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.) 
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.) 
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.) 
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.) 
Вот присела на минутку, (Присели.) 
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.) 
И с дорожки - на плетень, (Помахали руками, как крыльями.) 
Тири-тири, (Руки на плечи, вращение) 
Тень-тень-тень! (Руки на плечи, вращение) 
(А. Барто) 

- Ребята, какое сейчас время года? Поздняя осень и зима трудное время для птиц, им голодно, так как трудно добывать корм. Чем мы можем им помочь?

2.-Двигаемся дальше. Посмотрите на следующее задание.

Определите,  в какой части слова пропущена орфограмма.

( работа в парах с коллективной проверкой)

 1 группа: Др…зды, л…сная, д…ревья;

 2 группа: Звёзд…чка, малин…вый, мал…нький;

 3 группа: п..дбросили, пр…летели, п…дружка;

 4 группа: на ветк.., о мам.., лесн..му;

 5 группа: (с,з)бежать, дож…ь,  сапожо.. , много грибо.. .

- В каких значимых частях слова могут быть орфограммы?

-Что нужно делать если орфограмма в приставке, в суффиксе?

- В корне слова?

- А если это непроверяемая безударная гласная?

- Что заметили? Прочитайте слова 5 группы.

-Чем эта группа слов отличается от остальных? В этой группе орфограмма не безударный гласный звук, а парный согласный.

- Как проверяем слова с парной согласной?

Запишите слова 5 группы в тетрадь, выделите часть слова, в которой находится орфограмма. В каких частях слова встретилась орфограмма?

Вывод: орфограммой может быть буква, обозначающая парный по звонкости-глухости согласный. Орфограмма может быть в любой значимой части слова.

- Проверим наши предположения. Страница  103- Обратите внимание! Прочитайте правило до таблицы.

- Так в какой части слова может быть буква, обозначающая парный по звонкости-глухости согласный звук.

  Работа со словом из словаря

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0368/00061de7-5259fbd5/1/img115.jpg

- Разгадайте ребус.

-Какой день недели находится между средой и пятницей?

-Посмотрите на новое словарное слово- четверг

-Запишите его в тетрадь. Какие орфограммы здесь встретились? Обозначьте орфограммы.

- Составьте со словом четверг синквейн. Запишите его.

четверг

четвертый чистый

приближается настает проходит

После дождичка в четверг.

день недели

- Еще раз прочитайте словарное слово. Запомните его написание.

 ФИЗМИНУТКА (для глаз)

3. Давайте рассмотрим таблицу в учебнике (с. 103)

- Что нужно сделать, если орфограмма в приставке или в суффиксе? Найдите это в таблице и прочитайте.

- А что нужно сделать, если орфограмма находится в корне слова? Найдите это в таблице и прочитайте.

- А если это непроверяемая орфограмма?

5.Первичное закрепление

Игра  «Лови ошибку»  

Работа по карточкам (самостоятельно) Взаимопроверка. Находят ошибки в тексте и исправляют их. Сверяют с эталоном.

Зима.

Ноступила марозная зема. На землю выпал мяхкий снежок. Речька сковано толстым лединым панцирем. Диревья нарядились в белые пушыстые шабки.

6.Подведение итогов. Рефлексия

Ребята, отгадайте шараду.

Корень мой находится в цене.

В очерке найди приставку мне.

Суффикс мой в тетрадке все встречаем.

Вся я в дневнике или в журнале (оценка)

Оцените свою работу на уроке.

- Какова была тема урока? (В каких значимых частях слова могут быть орфограммы?)

- В каких значимых частях слова могут быть орфограммы?

- Как проверить безударный гласный в корне? В приставке или суффиксе?

- Как проверять парный согласный?

Закончите предложения: 
Я сегодня узнал….
Я научился….
Мне было….
Я рад…
-Какое задание было интересным на уроке? Что показалось трудным?

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/11db/00186852-3944365b/3/img15.jpg

-Как оцениваете себя, своих одноклассников?

7.Домашнее задание

- Ребята, открываем дневники и записываем домашнее задание.

 С. 108 упр. 202.  

 Ребята, вы молодцы! Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе "Правописание безударных гласных в приставке и корне слова" по учебнику Т.Г. Рамзаевой. УМК "Школа России".

Урок  русского языка в  3 классе по теме "Правописание безударных гласных в приставке и корне слова"....

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Закрепление орфограммы двойные согласные в слове"

Тема урока: Закрепление изученного.Цели урока: повторить орфограмму - двойные соглассные в словах;Планируемые результаты:·        Предметные: применять на практике п...

Конспект урока по русскому языку УМК Школа России, проведённого в 3 классе на тему : Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова.

Планируемые результаты: ученики научаться находить в словах орфограммы, подбирать проверочные слова; объяснять написание слов с орфограммами; группировать слова по типу орфограмм; работать с орфографи...

Русский язык. . Общее представление о правописании частей слова

Дать представление о том , что орфограммы могут быть в любой части слова и написание их надо запомнить.Учить детей находить части слова  и уметь выделять в  словах орфограмму.На ур...

Технологическая карта урока русского языка - "Общее представление об местоимении" (2 класс, УМК "Школа России")

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема урока «Общее представление о местоимении»Тип урока: урок «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представлений о местоим...

Технологическая карта урока русского языка «Общее представление о личных местоимениях» (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель урока: закрепление понятие о местоимении как части речи, умения находить и определять местоимение в тексте.Задачи урокаДидактические:1.     Закрепить знания о местоимении;2....