Конспект урока русского языка в 4 классе "Правописание личных безударных окончаний глаголов".
план-конспект занятия по русскому языку (4 класс)

Любаева Юлия Ивановна

Конспект урока русского языка в 4 классе "Правописание личных безударных окончаний глаголов".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_4_klasse.docx23.92 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 классе

Тема: «Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Глаголы- исключения»

Цель: развивать умение правильно писать безударные личные окончания глаголов.

Задачи:

- познакомить с глаголами-исключениями

формировать умения выбирать способ определения спряжения глагола;

- уточнить знания об особенностях глаголов I и II спряжения;

- расширять знания детей по теме «Глагол»;

- развивать познавательную деятельность учащихся;

- развивать умение детей анализировать и делать выводы;

- формировать интерес к урокам русского языка.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Начинаем урок,

Он пойдёт ребятам впрок,

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать

Только лишь отметку 5.

-Ребята, сегодняшний урок русского языка я бы хотела начать с пословицы: «Не стыдно не знать, стыдно не учиться».

-Как вы понимаете ее смысл?

-Сегодня мы продолжим добывать новые знания, изучая «самую живую

часть речи, которая выражает бесчисленные действия».

-Что это за часть речи? (Глагол)


II.Минутка чистописания.

- Запишем сегодняшнее число и слова «Классная работа»

ешь //ишь//

ет//ит//

ите//ете//

III. Актуализация знаний

1. Фронтальный опрос

- Что мы с вами записали? (окончания глаголов)

- Давайте вспомним, что мы знаем о глаголе.

- Что такое глагол? (Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? что будет делать?)

- Каким членом предложения чаще всего бывает глагол? (сказуемым)

- Как изменяются глаголы? (по числам, по временам)

- Как определить число глагола? (по вопросу)

- Какие три времени имеет глагол? (настоящее, прошедшее, будущее)

- Как отличить одно время от другого? (по вопросам)

- Как изменяются глаголы в прошедшем времени? (по родам)

- Как изменяются глаголы в настоящем и будущем времени? (по лицам и числам)

- А как называется изменение глаголов по лицам и числам? (спряжение)

- Как можно определить лицо и число глаголов? (по местоимению или по личному окончанию глаголов)

- Посмотрите свои работы по чистописанию, где встречаются такие соединения букв? (В безударных личных окончаниях глаголов)

- А что такое личные окончания глаголов (Окончания глаголов в разных лицах)

- Назовите тему, над которой мы работали на предыдущих уроках?

(Безударные личные окончания глаголов)

- Какую ошибку мы предупреждаем, работая по данной теме? (В безударном положении звук слышится нечётко и можно допустить ошибку)

- А как правильно написать безударное личное окончание у глаголов?

(Ставим глаголы в неопределенную форму. Большинство глаголов на –ить являются глаголами второго спряжения, не на - ить – первого спряжения.)

2. Упражнение в распознавании спряжения глаголов по неопределенной форме. Работа с фразеологизмами.

– Замените фразеологизмы глаголами в неопределённой форме, укажите спряжение глаголов (запись в тетрадь).

Зарубить на носу, забегать вперёд, делать из мухи слона, сбить с толку, клевать носом, вставлять палки в колеса, держать язык за зубами, давать слово, проглотить язык, гонять лодыря

Проверка: запомнить, спешить, преувеличивать, запутать, дремать, мешать, молчать, обещать, молчать, бездельничать.

IV. Работа по теме урока

1.Наблюдение над глаголами-исключениями (термин вводится чуть позже).

– Прочитайте отрывок из сказки А. Пушкина. Найдите в нём глаголы с безударными личными окончаниями, выпишите их, поставьте в неопределённую форму, проверьте правописание окончаний. (Текст записан на доске.)

К морю лишь подходит он,

Вот и слышит будто стон.

Видно, на море не тихо;

Смотрит – видит, дело лихо…

(Учащиеся самостоятельно выполняют работу в тетрадях, один ученик работает у доски.)

Проверка:

Подходhttps://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_545b1ca657def/konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-4-klassie-pravopisaniie-biezudarnykh-lichnykh-okonchanii-ghlagholov-glagholy-iskliuchieniia_1.png – подходить (II)

Слышhttps://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_545b1ca657def/konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-4-klassie-pravopisaniie-biezudarnykh-lichnykh-okonchanii-ghlagholov-glagholy-iskliuchieniia_1.png – слышать (?)

Смотрhttps://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_545b1ca657def/konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-4-klassie-pravopisaniie-biezudarnykh-lichnykh-okonchanii-ghlagholov-glagholy-iskliuchieniia_1.png – смотреть (?)

Видhttps://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_545b1ca657def/konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-4-klassie-pravopisaniie-biezudarnykh-lichnykh-okonchanii-ghlagholov-glagholy-iskliuchieniia_1.png – видеть (?)

- Какое несоответствие заметили? (Глаголы слышитсмотритвидит имеют окончания II спряжения, хотя в неопределённой форме они оканчиваются на -ать, -еть.)

- Написание глагола поддается правилам? (Нет)

Много ли таких слов русском языке? (не знаем)

- Давайте проспрягаем глаголы держать, гнать, дышать

- Поставьте их в форму 2 л. ед числа

- Какие окончания они имеют?

- А теперь в форму 3 лица мн.ч..

- Какие окончания у глаголов?


Н.ф. 2л.ед.ч. 3л.мн.ч.

держать держишь держат

гнать гонишь гонят

дышать дышишь дышат

-Что теперь вы скажите? (По этим окончаниям глаголы должны относиться ко 2 спряжению)

Вывод: Данные глаголы относятся и к 1 спр. и ко 2 спр.

-У нас опять противоречие, значит в русском языке есть глаголы, которые не подчиняются правилу. Прочитайте ещё раз эти глаголы. (Они на доске)

Глаголы, которые не подчиняются правилу. Называются «глаголы – исключения» Их нельзя проверить, надо запомнить


2. Выражение решения.

- Где можно получить информацию о глаголах?

- Чтобы до конца решить нашу проблему обратимся к научному источнику, откройте учебник на стр.99

- Прочитайте самостоятельно правило.

- Какое открытие вы для себя сделали? (Глаголы- исключения смотреть, видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, вертеть, слышать, дышать, держать, гнать относятся ко II спряжению).

3. Грамматическая сказка о глаголах - исключениях.

- A сейчас я хочу рассказать вам одну сказочную историю, которая связана с темой нашего урока.

Давным-давно, когда нас с тобой еще на свете не было, в царстве Грамматики жил-был царь Глагол со своим глагольным людом. Народ его был трудолюбивым, деятельным: все время что-то делал, чем-то занимался.

Было у царя два сына: 1 спряжение и 2 спряжение. Призвал однажды царь Глагол своих сыновей и стал говорить им:

Стар я стал, дети мои, трудно мне управлять государством. Пришло время вам заменить меня. Даю вам три дня и три ночи, чтобы вы решили, как вам царствовать и после этих слов отпустил царь своих сыновей.

Думали они три дня и три ночи и решили: 2 спряжение будет править теми глаголами, которые в неопределенной форме заканчиваются на -ить, а 1 спряжение – всеми остальными. Пришли сыновья к отцу и сказали о своем решении. Глагол обрадовался, что у него такие умные дети, и издал указ о разделении царства. Разлетелись гонцы во все концы с этой вестью, но не всех она обрадовала. Одна семья из-за этого раздела оказалась в двух разных царствах. Это были глаголы: гнать, держать, смотреть, видеть, дышать, слышать, ненавидеть, зависеть, вертеть, обидеть, терпеть.

Пошли они к царю с просьбой:

- Милостивый государь, помоги нам.

- Что случилось?

- По твоему указу оказались мы в царстве 1 спряжения, а наши друзья – в царстве второго спряжения. Разреши нам остаться с ними.

- Рад бы вам помочь, но не могу нарушить указ.

- Смилуйся, государь, сделай исключение.

Не мог царь устоять перед просьбой и разрешил глаголам остаться в царстве 2 спряжения, хотя они и не заканчиваются на -ить. По сей день эти глаголы в виде исключения относятся ко 2 спряжению.


4. Помощь в стихах.

- Чтобы в дальнейшем не допускать ошибок при спряжении глаголов- исключений я предлагаю вам выучить их в виде стихотворения.(У каждого на парте листок со стихотворением). Давайте прочитаем его ( на парте у каждого)

Ко второму же спряжению

Отнесём мы, без сомненья,

Все глаголы, что на -ить

(Исключая, брить, стелить).

А ещё: смотреть, обидеть,

Слышать, видеть, ненавидеть,

Гнать, держать, дышать, вертеть,

И зависеть, и терпеть.

Вы запомните, друзья,

Их на -е спрягать нельзя!

- Что вы еще заметили? (глаголы брить, стелить относятся к I спр.)

-Да, глаголы брить и стелить хоть и оканчиваются на –ить, но относятся ко II спр. Это тоже глаголы – исключения

5. Таблица

«Спряжение глаголов с безударными личными окончаниями»

II спр.

I спр.

  1. Все глаголы на –ить

(кроме брить, стелить)

  1. 4 глагола на –ать:

слышать, держать, дышать, гнать

  1. 7 глаголов на –еть:

смотреть, видеть, зависеть, терпеть, вертеть, обидеть, ненавидеть

Все остальные глаголы на

еть, -оть, -ать, -ять и др.

V. Физкультминутка.

Мы спряжения к глаголу подбирали

И немножечко устали

Потихоньку дружно встали

И движенья показали.

-Как живёшь? - Вот так! (Дети поднимают большой палец)

-Как идёшь? - Вот так! (Шаги на месте и т.д.)

-Как бежишь? - Вот так!

-Как плывёшь? - Вот так!

-Как летишь? - Вот так!

-Вдаль глядишь? - Вот так!

-Ночью спишь? - Вот так!

-Как шалишь? - Вот так! (Надуть щеки)

-Как грозишь? - Вот так!

-А молчишь? - Вот так! (шепчем)

-Как сидишь? - Вот так!

-Назовите глаголы, которые встретились в физкультминутке.

Живёшь - I спр.

идёшь - I спр.

бежишь – II спр

плывёшь - I спр.

летишь – II спр

глядишь– II спр

спишь– II спр

шалишь– II спр

грозишь– II спр

молчишь– II спр

сидишь – II спр

- В какой форме употреблены глаголы? (2 лицо, ед. число)

VI. Закрепление изученного материала

1.Образование новых слов.

-Образуйте новые слова в группах от слов-исключений. Запишите их.

Упр. 479 с.99

2. Работа с текстом

- А сейчас выполним упр. 481 (работа с текстом, морфологический разбор глагола)

3.Работа в парах

- Соберите разрезанные пословицы. Запишите их, вставляя пропущенные орфограммы. Обозначьте спряжение глаголов, подчеркните глаголы- исключения.

1 .Воду в решете не удерж..шь.

2.Слыш..т звон, да не зна..т, где он.

3. Охотник слыш…т, как лес дыш…т.


4. Работа с сигнальными карточками.

Определи спряжение глаголов:

опаздать, готовить, держать, считать, схватывать, слышать, темнеть, гнать, летать, дышать


-Дома вы выполните упр.483. Давайте посмотрим, что здесь нужно сделать.

-Запишите домашнее задание с. 99 правило, упр .483


VII. Итог урока. (рефлексия)

- Какова была тема урока?

- С какой проблемой столкнулись?

- Назовите глаголы- исключения II спряжения.

- Почему эти глаголы являются исключениями?

- Ребята, кто хорошо усвоил новую тему и может ее объяснить товарищу, поставьте на наборное полотно - ! знак.

У кого остались вопросы по новой теме, требуется помощь учителя и обращение к учебнику поставьте -? Знак.

- Спасибо за работу(Выставление оценок)


10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка "Правописание безударных личных окончаний глаголов" 4 класс

Начальная школа 21 века. Презентация к уроку русского языка, проведённого в 4 классе,  по теме "Правописание безударных личных окончаний глаголов"....

Урок русского языка"Правописание безударных личных окончаний глаголов"

Правописание безуданых личных окончаний глаголов...

Презентация к уроку русского языка "Правописание безударных личных окончаний глаголов".

Презентация к уроку помогает детям лучше воспринять учебный материал...

План-конспект урока русского языка по теме: «Личная форма глаголов»

План-конспект разработан по УМК "Начальная школа ХХI века" для 4 класса....

План-конспект урока русского языка по теме: «Личная форма глаголов»

План-конспект разработан по УМК "Начальная школа ХХI века" для 4 класса...

Конспект урока русского языка "Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цели деятельности: формирование представлений о глаголах-исключениях; формирование умения находить глаголы-исключения в тексте и определять их спряжения; совершенствование умения определять спряжение ...