Урок по русскому языку в 3 классе по теме " Состав слова" ( обобщение)
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс)

Паштыкова Юлия Фёдоровна

Открытый урок по русскому языку в 3 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 3 КЛАССЕ

ПО ТЕМЕ « Состав слова» ( обобщение)

                                                                                                                                 Составила: Паштыкова Ю.Ф.

                                                                                                                        ( учитель начальных классов)

        Дата:10.02.2022 г.

МОУ « Ярополецкая СОШ» 

 «Состав слова».

        

Образовательные:

          -уточнить  понятия   «корень»,   «основа»,   «приставка»,

            «суффикс»,  «окончание»;

          -создать с  учащимися  алгоритм разбора слова по составу;

   

   Развивающие:

   - развивать умения выделять части слова, способствовать развитию  орфографического    навыка. 
 -развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;

          -развивать сообразительность, мышление, память.

    Воспитательные:

          -создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского                                языка    путём  вовлечения  каждого  в  активную  деятельность;

          -воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку;

          -воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.

Оборудование урока:

-мультимедийная  презентация;

-карточки  индивидуального опроса;

-буквы  для  словарной работы;

Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы обучения: словесно-наглядный,  проблемно-поисковый (эвристический), самостоятельная работа, иллюстративный.

Методические приемы:

  • рассказ учителя,
  • проблемные вопросы,
  • работа над новыми понятиями,
  • творческие задания,
  • практические упражнения.

                               

                       

                                       

                                                        Ход урока.

1.Организационный момент.

  - Добрый день.

Дети.              Мы рады приветствовать вас в классе
                         Возможно есть классы и лучше и краше.
                         Но пусть в нашем классе вам будет светло
                         Пусть будет уютно и очень легко,
                         Поручено нам вас сегодня встречать,
                         Но начнем же урок, не будем зря время терять.

– Спасибо, будем надеяться, что настроение наших гостей  хорошее, а  будет ещё лучше. Итак, начнем наш урок. Откройте тетради, запишите число, закрасьте кружок настроения.

2. Актуализация знаний.

        Чтобы собрать наше внимание проведём «Разминку для ума».

         Отвечаем хором, быстро.

  • Часть слова, которая служит для связи слов в  предложении

     называется…

  • Общая часть родственных слов  называется …

-    Как называется третий  зимний месяц?

  • Какие буквы не употребляются в начале русских слов?
  • Во что превращается вода зимой….
  • Часть слова без окончания называется  …
  • Назовите  слово, противоположное слову враг.
  • Самый короткий месяц в году?

     -    Сколько гласных букв в русском алфавите?

3. Проверка домашнего задания

4. Минутка чистописания.  Индивидуальные задания.

- На месте по карточке работает …(Маргарита)

Карточка 1

Прочитайте выразительно  текст, вставьте  пропущенные буквы
3-е предложение разберите по составу.

Зимний лес.
Зимой  ру .. кий лес сказочный и ч. десный.
Сне.   украшает  пуш. стые  ветки  деревьев.
См. листые  ш. шки  в. сят  на елях.
В серебряном уборе стоят красавицы - б. рёзки.

Карточка 2 (Артём)

Составьте из слов каждой строки предложения.
Подчеркните  орфограммы.

Морозы, трескучие, на,  стояли,  улице.
Утро, каждое, сад, Костя, выносил, в, корм, птицам.
Прилетали, к. вороны, кормушке, и, воробьи, синички.

Карточка 3 (у доски) Выделить корень в однокоренных словах.

   Составь пару.

Взять себя в руки                                          Очень быстро                                                                                                      В ежовых рукавицах                                     Держать в строгости                                                                               Не покладая рук                                            Успокоится                                                                                                 Не успел глазом моргнуть                            Много работать

5.Введение в тему через орфографический диктант.

-С группой слов мы работаем пятый день  и сегодня мы их пишем под диктовку, выделяйте все опасные места (орфограммы).

Мороз,  вьюга, прорубь, январь, снежинка, окрестность.

  -Задание.  В первом слове  выделите корень, в третьем  - приставку, в пятом – суффикс, в последнем- окончание.

 -Скажите, какая тема нашего урока? (Состав слова.)  (слайд 3)

6. Сообщение цели урока. Работа по теме.

-Сегодня на уроке мы будем собирать слова  из разных  морфем  и разбирать слова по составу.

А    -Сейчас вы будете работать в группах. Каждая группа по алгоритму  приготовит сообщение об одной  морфеме слова. Вспомните, пожалуйста, правила работы в группе (слайд 4). Командир выбирает карточку. На работу  вам  3 минуты. По окончании работы выступление и оценка с помощью карточек-цифр (3. 4, 5).

Алгоритм работы

  • Как называется;
  • Как обозначается;
  • Где расположена;
  • Для чего служит.

Физкультпауза  (Белый снег..)

Б -Игра «Снежный ком». Составляем однокоренные слова  с корнем  зам (по рядам), А я придумала слова  с корнем ЗИМа (зимы, зимой, зиме, зиму). – Почему неверно?  (это формы слова)

  Какая зима?  лютая,   суровая,  снежная, холодная.

Д.  Работа с текстом.  Чтение текста учителем. Задание – подчеркнуть  однокоренные слова.

- Сейчас вы послушаете разговор маленькой елочки, которую можно встретить в лесу. Положите перед собой текст. Возьмите карандаш, и когда я буду читать текст, вы не только внимательно слушайте, но и подчеркивайте однокоренные слова, встретившиеся в тексте. (Работа в паре)

                                                       Текст.

В густом зеленом ельнике жила маленькая Елочка. Как и все маленькие, она была очень любопытная и часто задавала взрослым вопросы.

- Почему, - спрашивала Елочка у мамы Елки, - на твоих ветвях растут шишки, а на моих – нет?

- Не огорчайся, - отвечала мама. - Подрастешь, и на твоих ветках появятся красивые твердые шишки.

- Почему, спрашивала Елочка у бабушки – старой Ели, - к тебе часто в гости прибегают рыжие белки, прилетают дятлы, клесты?

- И к тебе будут прилетать в гости птицы, прибегать белки, - успокаивала Елочку бабушка. 

-Какие родственные слова вы подчеркнули в тексте? Выпишите в тетрадь и разберите их по составу. (Алгоритм разбора слов по составу) (слайд 7)

                                «Кто главнее и  важнее»

- Живут на свете удивительные морфемы. Имя у них тоже удивительное и загадочное – суффиксы.  Иногда могут звенеть,  как колокольчики: оньк, еньк, знь; стучать каблучками: ек, ик, чик, ник; петь, как птички: чив, лив, чив, лив!   Суффиксы и приставки поначалу очень дружили  и никогда не ссорились. Они много времени проводили вместе. Но однажды они поспорили о том,  кто из них лучше помогает корню выражать значение слова.

 Приставки. Ну как вы  не понимаете?! Возьмём слово выиграть, это совсем не то, что проиграть! А написать самой – это вам не списать у  кого-нибудь. И всё это благодаря нам, приставкам!  Ну что,  нужны после этого ещё  какие-нибудь слова?

Суффиксы. Конечно нужны и очень много (выступают вперёд)   Мы привели сюда  целую семью слов: лесок,  лесовик,  лесник.

   Смотрите, как могущественны в этих словах мы – суффиксы! Захотим -  и лес превращается в лесок. А вот  и  человек, который охраняет лес.  И все эти превращения совершили мы – суффиксы.

 Прист. Зато,  если  захотят сказать что-то просто  очень-преочень, то на помощь приходим мы, приставки. И тогда говорят прекрасный, прелестный,  и вообще: не хорошенький, а прехорошенький, не огромный, а преогромный! Так что да здравствуем мы, приставки!

 Суф. Зато мы можем приласкать! И сказать не мама, а мамочка,  не Оля, а Оленька!

Уч. Спорили приставки и суффиксы, спорили – чуть не подрались! Спасибо вовремя корень вмешался – встал между ними.

Корень. Что вы тут расшумелись? Вы попробуйте хоть вместе, хоть порознь что-нибудь без меня, без корня,  сказать!

Уч.  Приставки и суффиксы пробовали- пробовали,  старались-старались, и так и эдак – ничего у них не вышло. С тех пор корень как главный в слове решил так.

Корень. За то, что вы раздор учинили, никогда больше друг друга не увидите, друг до дружки не дотронетесь, а будете стоять от меня по разные стороны: вы, приставки,  – слева, а вы, суффиксы, - справа. И станете вы во веки веков меня охранять и мне помогать.  А за службу вашу верную я подарю вам дома-терема, и, чтобы вас никто не путал, крыши на них будут разные.  У приставок вот такие:      , а  у суффиксов – совсем другие:    . А себе я выберу крышу самую красивую, на месяц в небе похожую. Вот такую:       .

Уч. Тут всем спорам конец пришёл. Да и некогда: слов на свете много, работы всем морфемам хватает.

К.      В корне смысл, но не весь

          Главный, но не полный.

Пр.   Потому приставка есть-

         Смысл она дополнит.

Суф. - Рад я в этом ей помочь.

         После корня встать не прочь!

         Ну и что ж, что после корня, -

         Всё равно я всех проворней!

Уч.   А о какой морфеме ни слова не было сказано  в сказке?

Дети. –Об окончании.

Уч. –А вот спешит к нам  уже и окончание.

Окон. И на род укажу,

           И про время скажу,

          И слова все свяжу, хоть и временно.

          Ведь недаром всю жизнь

          Беззаветно служу

          Я родному морфемному племени!

Уч. –Вот и сказке конец, а кто слушал …

Дети. МОЛОДЕЦ

Тест “Состав слова”.

1. Подчеркните части слова, которые ты знаешь.

Союз,  корень,  знак, окончание, предлог, речь, приставка, слово, текст, суффикс, предмет.

2. Какая часть слова может изменяться? _______________

3.Устно разберите слова по составу. Впиши в нужный столбик слово по схеме.

Лесок,  сады, дом,  работник,  ледяной, день, березка,  городок,  походы, смелый, поезда,  конь,  цветник, осенний, погода, дожди.

4. Какая часть слова служит для образования новых слов? _______________________________________________

5. Разбери однокоренные слова по составу.

Соль,   подсолнечник,   солить,   солнце,   пересолить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест русский язык 3 класс по теме "Состав слова"

Проверка  уровня  знаний  обучающихся  по  теме "Состав  слова"...

технологическая карта урока по русскому языку 3 класс по теме: "Сложные слова"

технологическая карта по русскому языку по теме: "Сложные слова" 3 класс...

Тест по русскому языку 3 класс по теме "Состав слова"

Тест  "Состав слова" разработан в соответствии с программой "Школа России" для учащихся 3 класса. Тест  содержит 11 вопросов. Ключ к тесту и критерии оценок....

Урок русского языка 3 класс по теме: "Состав слова. Приставка-часть слова".

Дать представление о приставке  как части  слова и его роли в речи; формировать умение писать приставки, создавать условия для активизации познавательной деятельности учеников....

Урок по русскому языку 3 класс на тему имя прилагательное (обобщение) .

Урок на тему имя прилагательное (обобщение) в виде призентацые ....

Проверочная работа по русскому языку 3 класс по теме "Состав слова" УМК "Школа России"

Работа позволяет проверить уровень усвоения учебного материала по теме "Состав слова" 3 класс.Понятия: родственные слова и форма одного слова; значимые части слова; умение образовывать однок...