Закрепление знаний о падежах имен существительных. урок русского языка для 3 класса
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Урок русского языка в 3 классе с целью совершенствования определять падежи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zakreplenie_znaniy_o_padezhah_imen_sushchestvitelnyh.docx | 24 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. Закрепление знаний о падежах имен существительных
Цели: совершенствовать умение определять падежи.
Формируемые УУД:
Личностные результаты: формируют мотивацию и желание к обучению и познавательной деятельности, понимают причины успеха/неуспеха в учебной деятельности, оценивают жизненные ситуации.
Предметные результаты: закрепляют знания о системе падежей русского языка, отрабатывают алгоритм определения падежа имен существительных в предложении, отрабатывают навык определения падежа имен существительных с помощью предлогов, по вопросу и роли в предложении.
Метапредметные результаты: делают выводы в результате совместной деятельности класса, развивают навыки грамотного письма, развивают мышление и память (познавательные); планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оказывают взаимную помощь (регулятивные); умеют слушать и понимать речь других, излагают свое мнение и аргументируют его, работают в паре, участвуют в коллективном обсуждении (коммуникативные).
Оборудование: карточки с заданиями для самостоятельной работы
- Актуализация знаний. Чистописание.
Открыли тетради. Напишем сегодняшнее число. Двадцать первое февраля. Классная работа.
Ответьте на мои вопросы и запишите первую букву каждого ответа и вы узнаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке:
- Части речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? Это имя …. С.
- Как называется Общая часть однокоренных слов? К
- Первый звук в слове луна. Л
- Изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении О
- Имена существительные бывают собственные и …….? (нарицательные) Н.
- Существительные сахар, мёд, пальто имеют форму только ….? (единственного числа)
- Вспомогательное слово родительного падежа.(Нет).Н
- Безударная гласная в корне слова чистота? И
- Удвоенная буква в слове веер. Е.
2. Постановка учебной задачи
- Что такое СКЛОНЕНИЕ?
Прописываем слово склонение.
3. Работа над темой:
1) Отвечаем на вопросы
- Что такое имя существительное? (вытаскивают листочки)
Ученик: Имя существительное - это часть речи, которая отвечает на вопросы КТО? ЧТО?, обозначает предмет. Например: книга - это слово отвечает на вопрос ЧТО?, обозначает предмет книгу.
Учитель: Какими членами предложений являются? (вытаскивают листочки)
Ученик: Имя существительное может обозначать не только предмет, но и явления природы (дождь, ветер), процесс действия (бег, прыжок), события (праздник), животный и растительный мир (медведь, роза). В предложении существительное бывает подлежащим или второстепенным членом предложения
Какие непостоянные признаки есть у имени существительного? (вытаскивают листочки)
Ученик: У имени существительного есть непостоянные признаки - число и падеж. Число может быть единственным и множественным. Например: журнал - журналы. Падежей в русском языке - шесть. Именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный. Изменить существительное по падежам значит просклонять или изменить окончание по вопросу.
Учитель: Какие есть добавления по этому вопросу? (вытаскивают листочки)
Ученик: Есть существительные в русском языке, которые имеют форму только единственного числа: молоко, сметана, любовь, дружба, краснота. И есть существительные, которые имеют форму только множественного числа: ножницы, брюки, очки, каникулы.
Какие постоянные признаки есть у имени существительного? (вытаскивают листочки)
Ученик: Постоянные признаки имени существительного - это одушевленность или неодушевленность, род. Одушевленные существительные отвечают на вопрос КТО? Неодушевленные существительные отвечают на вопрос ЧТО? Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода.
Учитель: Есть какие-либо добавления по постоянным признакам? (вытаскивают листочки)
Ученик: В русском языке есть существительные общего рода: забияка, сирота, неряха, обжора.
2) Работа в парах на карточках.
Нестандартное задание: соединить вопросы, вспомогательные слова с падежами.
Кому? Р.п.
Вижу Д.п.
Нет В.п.
Без предлога не употребляется П.п.
Кого? И.п. или В.п.
Что? П.п.
Думать И.п.
Подлежащее Р.п. или В.п.
3) Указать падежи имён существительных . Взаимопроверка.
Умеете ли вы определять падежи существительных в словосочетаниях?
Перепрыгнул через лужу
Побежал по коридору
Беспокоились о сыне
Стучали в дверь
Разрезал ножницами
Подарила бабушке
Стучал молотком
Отвечать у доски
Физ. минутка.
Я вам буду называть имена существительные.
- Если существительное мужского рода – присели - встали мальчики, если существительное женского рода – присели - встали девочки, если существительное среднего рода все хлопнули в ладоши.
Класс, мышь, февраль, окно, рассказ, зима, обед, место, закладка облако, суббота, молоко, день, помощь, пустяк, дочь, автомобиль, объявление, яблоко.
4). Игра «Третий лишний». Работа в группе
На карточках прочитайте словосочетания. Вставьте пропущенные буквы, объясните их написание. Какое словосочетание в каждой группе лишнее? Почему?
1.Гуляли в роще, приблизились к черёмухе, находился в лодке.
2.Тетрадь без обложки, гнездо без наседки, всадник на лошади.
3.Полз по одежде, жил в городе, подошёл к ферме.
4. Рисовал карандашом, посмотрел в окно, любовался щенком
5) Усложняю задание. А умеете ли вы определять падежи в тексте? Каким алгоритмом вы будете пользоваться?
«Как определить падеж имени существительного в предложении».
Давайте вспомним пошаговый алгоритм определения падежа.
- С чего начинаем?
1. Находим грамматическую основу предложения. Подлежащее- это И.П.
2. Найди слово, к которому относится существительное.
3. Задай от него падежный и смысловой вопрос к существительному.
4. Определи падеж существительного.
5. Проверь, подобрав вспомогательное слово.
Упр.106
4. Рефлексия .
Игра «Найди свой дом»
Определить падеж указанных имён существительных и найти свой домик.
Бабушка решила испечь блины.
Открыв холодильник , обнаружила, молока нет.
Поручила внуку сходить в магазин.
Ваня купил молоко и пришёл домой.
Бабушка испекла блины и подала с клубничным вареньем.
Вечером Ваня рассказал своим родителям о приятном чаепитии с бабушкой.
5. Итог урока
- Как вы отличаете Именительный от Винительного? Определите падеж существительных в предложении:
Берег размывает море.
- А Родительный от Винительного?
Учитель посмотрел на ученика. У ученика хорошая память.
- Какое слово помогает нам найти разницу между В. и Р.
Д.З. По выбору:
- Упр. 107
- Выписать из любого текста отрывок 5-6 предложений, обозначить падеж имен существительных.
Как определить падеж имени существительного в предложении .Алгоритм . 1. Находим грамматическую основу предложения. Подлежащее- это И.П. 2. Найди слово, к которому относится существительное. 3. Задай от него падежный и смысловой вопрос к существительному. 4. Определи падеж существительного. 5. Проверь, подобрав вспомогательное слово | Как определить падеж имени существительного в предложении .Алгоритм . 1. Находим грамматическую основу предложения. Подлежащее- это И.П. 2. Найди слово, к которому относится существительное. 3. Задай от него падежный и смысловой вопрос к существительному. 4. Определи падеж существительного. 5. Проверь, подобрав вспомогательное слово |
Как определить падеж имени существительного в предложении .Алгоритм . 1. Находим грамматическую основу предложения. Подлежащее- это И.П. 2. Найди слово, к которому относится существительное. 3. Задай от него падежный и смысловой вопрос к существительному. 4. Определи падеж существительного. 5. Проверь, подобрав вспомогательное слово | Как определить падеж имени существительного в предложении .Алгоритм . 1. Находим грамматическую основу предложения. Подлежащее- это И.П. 2. Найди слово, к которому относится существительное. 3. Задай от него падежный и смысловой вопрос к существительному. 4. Определи падеж существительного. 5. Проверь, подобрав вспомогательное слово |
Как определить падеж имени существительного в предложении .Алгоритм . 1. Находим грамматическую основу предложения. Подлежащее- это И.П. 2. Найди слово, к которому относится существительное. 3. Задай от него падежный и смысловой вопрос к существительному. 4. Определи падеж существительного. 5. Проверь, подобрав вспомогательное слово | Как определить падеж имени существительного в предложении .Алгоритм . 1. Находим грамматическую основу предложения. Подлежащее- это И.П. 2. Найди слово, к которому относится существительное. 3. Задай от него падежный и смысловой вопрос к существительному. 4. Определи падеж существительного. 5. Проверь, подобрав вспомогательное слово |
Как определить падеж имени существительного в предложении .Алгоритм . 1. Находим грамматическую основу предложения. Подлежащее- это И.П. 2. Найди слово, к которому относится существительное. 3. Задай от него падежный и смысловой вопрос к существительному. 4. Определи падеж существительного. 5. Проверь, подобрав вспомогательное слово | Как определить падеж имени существительного в предложении .Алгоритм . 1. Находим грамматическую основу предложения. Подлежащее- это И.П. 2. Найди слово, к которому относится существительное. 3. Задай от него падежный и смысловой вопрос к существительному. 4. Определи падеж существительного. 5. Проверь, подобрав вспомогательное слово |
Характеристика падежей:
Падеж | Вспомогательные слова | Падежные вопросы | Смысловые вопросы |
Именительный | есть | Кто? лиса Что? земля | Кто? Что? |
Родительный | нет | Кого? лисы Чего? земли | Где? Откуда? Чья? Чьи? Чье? |
Дательный | дать | Кому? лисе Чему? земле | Где? Как? |
Винительный | вижу | Кого? лису Что? землю | Где? Куда? |
Творительный | доволен | Кем? лисой Чем? землей | Где? Как? |
Предложный | пишу | О ком? о лисе О чем? о земле | Где? |
Характеристика падежей:
Падеж | Вспомогательные слова | Падежные вопросы | Смысловые вопросы |
Именительный | есть | Кто? лиса Что? земля | Кто? Что? |
Родительный | нет | Кого? лисы Чего? земли | Где? Откуда? Чья? Чьи? Чье? |
Дательный | дать | Кому? лисе Чему? земле | Где? Как? |
Винительный | вижу | Кого? лису Что? землю | Где? Куда? |
Творительный | доволен | Кем? лисой Чем? землей | Где? Как? |
Предложный | пишу | О ком? о лисе О чем? о земле | Где? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"род имени существительного", урок русского языка, 2 класс, система Л. В. Занкова
Урок по системе Л. В. Занкова, составлен в соответствии с новыми требованиями ФГОС....
"Род имен существительных" Урок русского языка во 2-ом классе
Данный урок систематизирует и закрепляет знания морфологических признаков существительного у учащихся 2 класса. Знакомит с новой темой: Род имен существительных....
Определение склонения имен существительных. Урок русского языка в 3 классе
Данный урок разработан в соответствии с ФГОС нового поколения по программе УМК Школа РоссииОсновная цель урока открытия новых знаний "Определение склонения имен существительных" -введение по...
Урок русского языка 3 класс "Закрепление знаний о падежах имен существительных"
Данный урок входит в раздел, изучающий имя существительное как часть речи. Цель данного урока: закрепление понятия "изменение по падежам " (склонение)....
Морфологические признаки имени существительного Урок русского языка в 3 классе
Технологическая карта урока русского языка...
Проверочная работа по теме "Падежи имён существительных" по русскому языку 3 класс умк "Начальная школа 21 века"
1.Спиши текст. В каждом предложение подчеркни основу. Над существительным укажи, в каком падеже оно употреблено.2.Впиши подходящие по смыслу предлоги, укажи падеж существительных.3.Определи у существи...
"2-е склонение имен существительных" — урок русского языка, 4 класс
Технологическая карта урока русского языка для 4 класса по теме: "2-е склонение имен существительных"...