Закрепление знаний о падежах имен существительных. урок русского языка для 3 класса
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Урок русского языка в 3 классе с целью совершенствования определять падежи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zakreplenie_znaniy_o_padezhah_imen_sushchestvitelnyh.docx24 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Закрепление знаний о падежах имен существительных

Цели: совершенствовать умение определять падежи.

Формируемые УУД:

Личностные результаты: формируют мотивацию и желание к обучению и познавательной деятельности, понимают причины успеха/неуспеха в учебной деятельности, оценивают жизненные ситуации.

Предметные результаты: закрепляют знания о системе падежей русского языка, отрабатывают алгоритм определения падежа имен существительных в предложении, отрабатывают навык определения падежа имен существительных с помощью предлогов, по вопросу и роли в предложении.

Метапредметные результаты: делают выводы в результате совместной деятельности класса, развивают навыки грамотного письма, развивают мышление и память (познавательные); планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оказывают взаимную помощь (регулятивные); умеют слушать и понимать речь других, излагают свое мнение и аргументируют его, работают в паре, участвуют в коллективном обсуждении (коммуникативные).

Оборудование: карточки с заданиями для самостоятельной работы

  1. Актуализация знаний. Чистописание.

Открыли тетради. Напишем сегодняшнее число. Двадцать первое февраля. Классная работа.  

Ответьте на мои вопросы и запишите первую букву каждого ответа и вы узнаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке:

  • Части речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? Это имя …. С.
  • Как называется Общая часть однокоренных  слов?  К
  • Первый звук в слове луна. Л
  • Изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении О
  • Имена существительные бывают собственные и …….? (нарицательные) Н.
  • Существительные сахар, мёд, пальто имеют форму только ….? (единственного числа)
  • Вспомогательное слово родительного падежа.(Нет).Н
  • Безударная гласная в корне слова чистота? И
  • Удвоенная буква в слове веер. Е.

2. Постановка учебной задачи

- Что такое СКЛОНЕНИЕ?

Прописываем слово склонение.

3.  Работа над темой:

1) Отвечаем на вопросы

- Что такое имя существительное?      (вытаскивают листочки)

Ученик: Имя существительное - это часть речи, которая отвечает на вопросы КТО? ЧТО?, обозначает предмет. Например: книга - это слово отвечает на вопрос ЧТО?, обозначает предмет книгу.

Учитель: Какими членами предложений являются? (вытаскивают листочки)

Ученик: Имя существительное может обозначать не только предмет, но и явления природы (дождь, ветер), процесс действия (бег, прыжок), события (праздник), животный и растительный мир (медведь, роза). В предложении существительное бывает подлежащим или второстепенным членом предложения

 Какие непостоянные признаки есть у имени существительного? (вытаскивают листочки)

Ученик: У имени существительного есть непостоянные признаки - число и падеж. Число может быть единственным и множественным. Например: журнал - журналы. Падежей в русском языке - шесть. Именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный. Изменить существительное по падежам значит просклонять или изменить окончание по вопросу.

Учитель: Какие есть добавления по этому вопросу? (вытаскивают листочки)

Ученик: Есть существительные в русском языке, которые имеют форму только единственного числа: молоко, сметана, любовь, дружба, краснота. И есть существительные, которые имеют форму только множественного числа: ножницы, брюки, очки, каникулы.

 Какие постоянные признаки есть у имени существительного? (вытаскивают листочки)

Ученик: Постоянные признаки имени существительного - это одушевленность или неодушевленность, род. Одушевленные существительные отвечают на вопрос КТО? Неодушевленные существительные отвечают на вопрос ЧТО? Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода.

Учитель: Есть какие-либо добавления по постоянным признакам? (вытаскивают листочки)

Ученик: В русском языке есть существительные общего рода: забияка, сирота, неряха, обжора.

2) Работа в парах на карточках.

Нестандартное задание: соединить вопросы, вспомогательные слова с падежами.

Кому?                                                               Р.п.

Вижу                                                                Д.п.

Нет                                                                   В.п.

Без предлога не употребляется                     П.п.

Кого?                                                               И.п.  или  В.п.

Что?                                                                 П.п.

Думать                                                            И.п.

Подлежащее                                                   Р.п.   или   В.п.

3) Указать падежи имён существительных . Взаимопроверка.

Умеете ли вы определять падежи существительных в словосочетаниях?

Перепрыгнул через лужу

Побежал по коридору

Беспокоились о сыне

Стучали в дверь

Разрезал ножницами

Подарила бабушке

Стучал молотком

Отвечать у доски

Физ. минутка

Я вам буду называть имена существительные.

- Если существительное  мужского рода – присели - встали мальчики, если существительное женского рода – присели -  встали девочки, если существительное среднего рода все хлопнули в ладоши.

Класс,  мышь, февраль, окно, рассказ, зима, обед, место, закладка облако,  суббота, молоко, день, помощь,  пустяк, дочь, автомобиль, объявление, яблоко.

4). Игра «Третий лишний». Работа в группе

На карточках прочитайте словосочетания. Вставьте пропущенные буквы, объясните их написание.  Какое словосочетание в каждой группе лишнее? Почему?

1.Гуляли в роще, приблизились к черёмухе, находился в лодке.

2.Тетрадь без обложки, гнездо без наседки, всадник на лошади.

3.Полз по одежде, жил в городе,  подошёл к ферме.

4. Рисовал карандашом, посмотрел в окно, любовался щенком

5) Усложняю задание. А умеете ли вы определять падежи в тексте? Каким алгоритмом вы будете пользоваться?

 «Как определить падеж имени существительного в предложении».

Давайте вспомним пошаговый алгоритм определения падежа.

- С чего начинаем?

1. Находим грамматическую основу предложения. Подлежащее- это И.П.

2. Найди слово, к которому относится существительное.

3. Задай от него падежный и смысловой вопрос к существительному.

4. Определи падеж существительного.

5. Проверь, подобрав вспомогательное слово.

 Упр.106

4. Рефлексия .

 Игра «Найди свой дом»

Определить падеж указанных имён существительных  и найти свой домик.

Бабушка решила испечь блины.

Открыв  холодильник , обнаружила, молока нет.

Поручила внуку сходить в магазин.

Ваня купил молоко и пришёл домой.

Бабушка испекла блины и подала с клубничным вареньем.

Вечером Ваня рассказал своим родителям о приятном чаепитии с бабушкой.

5. Итог урока

- Как вы отличаете Именительный от Винительного?   Определите падеж существительных в предложении:

Берег размывает море.

- А Родительный от Винительного?

Учитель посмотрел на ученика. У ученика хорошая память.

- Какое слово помогает нам найти разницу между В. и Р.

Д.З. По выбору:

  1. Упр. 107
  2. Выписать из любого текста отрывок 5-6 предложений, обозначить падеж имен существительных.

Как определить падеж имени существительного в предложении .Алгоритм .

1. Находим грамматическую основу предложения. Подлежащее- это И.П.

2. Найди слово, к которому относится существительное.

3. Задай от него падежный и смысловой вопрос к существительному.

4. Определи падеж существительного.

5. Проверь, подобрав вспомогательное слово

Как определить падеж имени существительного в предложении .Алгоритм .

1. Находим грамматическую основу предложения. Подлежащее- это И.П.

2. Найди слово, к которому относится существительное.

3. Задай от него падежный и смысловой вопрос к существительному.

4. Определи падеж существительного.

5. Проверь, подобрав вспомогательное слово

Как определить падеж имени существительного в предложении .Алгоритм .

1. Находим грамматическую основу предложения. Подлежащее- это И.П.

2. Найди слово, к которому относится существительное.

3. Задай от него падежный и смысловой вопрос к существительному.

4. Определи падеж существительного.

5. Проверь, подобрав вспомогательное слово

Как определить падеж имени существительного в предложении .Алгоритм .

1. Находим грамматическую основу предложения. Подлежащее- это И.П.

2. Найди слово, к которому относится существительное.

3. Задай от него падежный и смысловой вопрос к существительному.

4. Определи падеж существительного.

5. Проверь, подобрав вспомогательное слово

Как определить падеж имени существительного в предложении .Алгоритм .

1. Находим грамматическую основу предложения. Подлежащее- это И.П.

2. Найди слово, к которому относится существительное.

3. Задай от него падежный и смысловой вопрос к существительному.

4. Определи падеж существительного.

5. Проверь, подобрав вспомогательное слово

Как определить падеж имени существительного в предложении .Алгоритм .

1. Находим грамматическую основу предложения. Подлежащее- это И.П.

2. Найди слово, к которому относится существительное.

3. Задай от него падежный и смысловой вопрос к существительному.

4. Определи падеж существительного.

5. Проверь, подобрав вспомогательное слово

Как определить падеж имени существительного в предложении .Алгоритм .

1. Находим грамматическую основу предложения. Подлежащее- это И.П.

2. Найди слово, к которому относится существительное.

3. Задай от него падежный и смысловой вопрос к существительному.

4. Определи падеж существительного.

5. Проверь, подобрав вспомогательное слово

Как определить падеж имени существительного в предложении .Алгоритм .

1. Находим грамматическую основу предложения. Подлежащее- это И.П.

2. Найди слово, к которому относится существительное.

3. Задай от него падежный и смысловой вопрос к существительному.

4. Определи падеж существительного.

5. Проверь, подобрав вспомогательное слово

Характеристика падежей:

Падеж

Вспомогательные слова

Падежные вопросы

Смысловые вопросы

Именительный

есть

Кто? лиса    

Что? земля

Кто?

Что?

Родительный

нет

Кого? лисы

Чего? земли

Где? Откуда?

Чья? Чьи? Чье?

Дательный

дать

Кому?  лисе

Чему?  земле

Где? Как?

Винительный

вижу

Кого?   лису

Что?    землю

Где? Куда?

Творительный

доволен

Кем?   лисой

Чем?   землей

Где? Как?

Предложный

пишу

О ком? о лисе

О чем? о земле

Где?

Характеристика падежей:

Падеж

Вспомогательные слова

Падежные вопросы

Смысловые вопросы

Именительный

есть

Кто? лиса    

Что? земля

Кто?

Что?

Родительный

нет

Кого? лисы

Чего? земли

Где? Откуда?

Чья? Чьи? Чье?

Дательный

дать

Кому?  лисе

Чему?  земле

Где? Как?

Винительный

вижу

Кого?   лису

Что?    землю

Где? Куда?

Творительный

доволен

Кем?   лисой

Чем?   землей

Где? Как?

Предложный

пишу

О ком? о лисе

О чем? о земле

Где?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"род имени существительного", урок русского языка, 2 класс, система Л. В. Занкова

Урок по системе Л. В. Занкова, составлен в соответствии с новыми требованиями ФГОС....

"Род имен существительных" Урок русского языка во 2-ом классе

Данный урок систематизирует и закрепляет знания морфологических признаков существительного у учащихся 2 класса. Знакомит с новой темой: Род имен существительных....

Определение склонения имен существительных. Урок русского языка в 3 классе

Данный урок разработан в соответствии с ФГОС нового поколения по программе УМК Школа РоссииОсновная цель урока открытия новых знаний "Определение склонения имен существительных" -введение по...

Урок русского языка 3 класс "Закрепление знаний о падежах имен существительных"

Данный урок входит в раздел, изучающий имя существительное как часть речи. Цель данного урока: закрепление понятия "изменение по падежам " (склонение)....

Проверочная работа по теме "Падежи имён существительных" по русскому языку 3 класс умк "Начальная школа 21 века"

1.Спиши текст. В каждом предложение подчеркни основу. Над существительным укажи, в каком падеже оно употреблено.2.Впиши подходящие по смыслу предлоги, укажи падеж существительных.3.Определи у существи...

"2-е склонение имен существительных" — урок русского языка, 4 класс

Технологическая карта урока русского языка для 4 класса по теме: "2-е склонение имен существительных"...