Конспект и презентация по русскому языку во 2 кл по учебнику Канакиной В.П., Горецкого В.Г. по теме "Звуки и буквы" (урок № 1)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Юлия Геннадьевна Шубина

Конспект и презентация по русскому языку во 2 кл по учебнику Канакиной В.П., Горецкого В.Г. по теме "Звуки и буквы" (урок № 1)

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЗВУКИ И БУКВЫ

Задачи:

  • Уточнять представление о звуках и буквах;
  • Формировать умение различать звуки и буквы;
  • Сопоставлять звуковое и буквенное обозначение слова.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • уточнить представления о звуках и буквах;
  •  формировать умение различать звуки и буквы;
  •  правильно произносить звуки и называть буквы;
  • проводить частичный звуковой анализ слов;
  • распознавать условные обозначения звуков речи

Метапредметные:

  • учить определять и сохранять в памяти познавательную учебную задачу урока;
  • осуществлять её решение под руководством учителя;

Личностные:

  • чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  •  развивать умение оценивать результаты своей деятельности.

  1. Организационный этап:

Великая радость – работа.

В полях, за станком, за столом!

Работай до жаркого пота,

Работай без лишнего счёта-

Всё счастье земли – за трудом!

И мы с вами тоже приступаем к работе, не теряем ни минутки. Желаю всем плодотворной работы.

И начнём мы с пальчиковой гимнастики:

Осенние листья.

Раз, два, три, четыре, пять – (Сжимают и разжимают кулачки.)

Будем листья собирать.

Листья берёзы, (Загибают на каждую сточку по одному пальцу.)

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет отнесём. (Сжимают и разжимают кулачки.)

-Открываем нашу тетрадку, записываем число, классную работу.

-Помни всегда, открывая тетрадь,

Что нужно писать на круглую «пять»!

- Дети?

-На месте!

- Ноги?

- На месте!

- Руки?

- На месте!

- Локти?

- У края!

-Спина?

- Прямая!

  1. Актуализация знаний.
  1. Чистописание.

Я Ё Ю И Е ь

- Какая буква в  строке лишняя? Почему?

- Почему ь и ы записаны с маленькой буквы?

- Что обозначают гласные в строке?

(Оценивание результатов своей работы самими детьми – подчёркивание «красивых букв» и учителем)

2) Словарный диктант (картинный, на слайдах № 1-8):

Записывают слова: Ветер, медведь, лопата, пальто, воробей, заяц, берёза, рисунок.

  – Поставьте в словах ударение, подчеркните орфограммы.

Проверка по слайду № 9. Критерии.  Самооценивание (Слайд № 10).

3)Работа с новым словарным словом  словарным словом ОКТЯБРЬ.

- Сегодня у нас знакомство с новым словарным словом. Но вы это слово должны отгадать.

- Я вам  буду давать задания, а вы попробуйте правильно их выполнить -  отвечайте.

-Произнесите  второй  звук слова « кот». Дети произносят звук,  на доске появляется буква « О» и т.д.

-Произнесите   первый звук в слове «карусель» («К»)

-Произнесите второй слог в слове «утята»

-Произнесите парный согласный звуку «П». («Б»)

-Произнесите последний звук в слове «сентябрь» «Р»)

-Что надо сделать , чтобы правильно было написано слово? ( Поставить мягкий знак).

(На доске получилось слово  ОКТЯБРЬ). (Словарное слово.)

(Работа над значением и написанием слова октябрь)

- Назовите лексическое значение этого слова  ( осенний месяц)

 (Слово «октябрь»  образовано от латинского слова «окто», что значит «восемь».  В Древнем Риме год начинался 1 марта, поэтому октябрь и  получил название «восьмой».)

- А какой по счету теперь месяц октябрь?

-Какое опасное место  в слове надо запомнить?(О)

- Запишите слово, поставьте ударение, подчеркните букву, написание которой надо запомнить.

- Придумаем ассоциацию, как эту букву лучше  запомнить.

Если  трудно можете воспользоваться подсказкой  на слайде № 11: ( В октябре холодно, мокро, октябрь - это уже осень. Во всех словах, связанных по смыслу с этим словом под ударением о. Так можно запомнить, что и в этом слове надо писать букву о)

- Сколько слогов в этом слове? - Как это узнали?

- Назовите  все буквы в слове правильно по порядку.

- Сколько всего букв? (7)

- А теперь назовите звуки, которые обозначают буквы в этом слове.

-Сколько всего звуков? (6)

-Почему звуков меньше? (Мягкий знак звуков не имеет)

3. Самоопределение. Постановка темы и целей урока.

- Исходя из последних заданий, определите тему урока.  (Звуки и буквы) (Помещаю тему на доску (напечатана  на листах))

- Какие учебные задачи поставим на урок?  

-В  учебнике   на стр.78 мы найдём  главный вопрос, на который должны ответить на уроке. Откройте учебники. Прочитаем его хором

 (+ Правильно называть звуки и буквы, будем учиться  различать звуки и буквы; распознавать условные обозначения звуков речи, заменять звуковую модель слова буквенной и наоборот).

4. Организация познавательной деятельности.

1). Внимание на шмуцтитул с. 77

- Начинаем изучать большой раздел «Звуки и буквы»  к  задачам, обозначенным на этой странице,  мы вернёмся на следующих уроках, на сегодняшний урок мы уже определили себе задачи.

2). Выполним задания  к упражнению  115. Выразительное чтение, определение отношения к прочитанному.

- На экране вы также видите этот отрывок из стихотворения А.С. Пушкина. Слайд№ 12

Послушайте.

- Какое словарное слово здесь встретилось?  (Октябрь)

 - Все ли слова понятны? (Нет. )

- Что означает слово «нагие»?  (Нагие ветви – это значит голые,  без листьев) - А с каким чувством я читала? ( С грустью)

 - Какое чувство вызвали у вас эти строки? ( Чувство грусти)

-Какие слова создают печальное настроение? (Последние листья, нагих ветвей, отряхает)

- Передайте это чувство интонацией. (Чтение хором)

 -  Молодцы.

Слайд № 13: В октябре, в октябре частый дождик  на дворе. (С. Маршак)

- Прочитайте. Теперь прочитаем, проговаривая орфографически.  

-Какие орфограммы встретились в словах?

-Запишем  внимательно  второе предложение.

-Поставьте в словах предложения ударение, подчеркните орфограммы.

- Проверьте и оцените себя по слайду. (Проверяют по слайду № 14)

Вывод: - Читая строки,  вы озвучивали письменную речь.

- Из чего состоят слова письменной речи? ( Из букв)

- А слова устной речи? ( Из звуков)

 - Предлагаю отдохнуть.

3). Физкультминутка.

Слайд № 15

- Похлопать столько раз, сколько гласных звуков слышите в словах: барабан, курица, букварь, камыш, урок, учительница, мальчик .

Слайд № 16

- Потопать столько раз, сколько согласных звуков слышите в словах: азбука, крот, удочка, карандаш.

  - Продолжим работу по учебнику, будем тренироваться различать звуки

 4). Частичный звуковой анализ слов. Работа в парах.

  - Упр.116. Обратите внимание, какой около этого задания значок. Что он означает?

   - Прочитаем задание.

 -Попробуем выполним эту работу сначала в парах.

- Как будем работать в парах? Какие правила будем соблюдать?

-  Прочитайте инструкцию к упражнению, определите, что нужно сделать. (Рассмотреть  рисунки.  Назвать предметы.  Назвать слова, в которых есть  одинаковые звуки  и выделить их.)

( шар, ложка, шарф, лодка)

- Назовите слова, в которых встретились одинаковые звуки. (Шар и шарф)

- Произнесите  эти звуки ( [ ш  ], [   а ], [  р  ] или лодка и ложка [  л  ], [   о ],   [  к  ],  [ а   ])

- Назовите слова, которые различаются одним звуком.  (Ложка и лодка )

 - Произнесите звуки, которыми различаются эти слова.

([ ш  ], [   т ])

Вывод: Чем отличаются звуки от букв? (Звуки мы слышим и произносим, буквы мы пишем и читаем)

- Давайте проверим, правильный ли вывод мы сделали?

- Где будем проверять?  (По учебнику)

- Прочитайте рубрику «Обратите внимание!» на с. 79

- Что такое буквы?

 - Буквы это …  (Это знаки письма)

- Договорите: Буквы мы …

                        Звуки мы …

- Не произносите звук вместо буквы и не называйте букву вместо звука!

5). Работа в парах и под руководством учителя со звуковыми и буквенными обозначениями слов в упр. 117.

- Что показывают квадратные скобки в записях слева?  (Звуковую запись слова, транскрипцию). Значит, в левом столбике дана звуковая запись слов, а справа? - буквенная.

- Проговорите друг другу слова, произнесите по порядку звуки в каждом из этих слов, подумайте, в чём различие в записях одного и того же слова.

Проверка.

(в звуковой записи слова «ёлка» 5 звуков, т.к. буква «ё» обозначает 2 звука в начале слова,  а буквы 4; в звуковой записи слова «мяч» буква «я» обозначает звук [ а] после мягкого согласного; в звуковом обозначении слова «гусь» мягкость согласного [с'] показана запятой в верхнем правом уголке, а в буквенной – буквой «ь»)

Вывод: - Одинаково ли произношение и написание слов? Совпадают ли звуковая и буквенная записи?  (Нет, часто пишем не так, как слышим)

- Действительно, не всегда. Звуковая и буквенная записи могут совпадать, а могут не совпадать. И, как мы убедились, количество звуков и букв в слове может не совпадать

6).  Зрительная гимнастика:

  • Крепко зажмурились на пару секунд.
  • Смотрим вверх, вниз, влево, вправо 2 раза.
  • Закроем глаза, темнота 3 сек.
  • Быстро моргаем минутку.
  • Глаза закрыты, вращаем по кругу глазами туда и обратно.
  • Откроем глаза, начнём заниматься.

6).  № 118, Слайд № 17. Работа в парах со звуковыми записями слов.

-Посмотрите, чем интересны записи?  (Это запись звуков)

- Да, это транскрипция.

- Прочитаем инструкцию к упражнению.

-Итак, что сначала выполним, а что потом? Произнесите звуки в разном темпе.

- Какие слова получились?  (Лампа и роса)

- Теперь подумаем, совпадает ли написание этих слов с произношением?  (Слово «лампа» - да , «роса»- нет , безударную гласную можно проверить, изменив форму слова «росы», на месте звука «а» будем писать букву «о»)

Вывод: - Мы опять убеждаемся в том, что звуковое и буквенное обозначение слов  могут не совпадать.

7). Роль звуков и букв в лексическом значении слов .

 Слайд № 19: Даны слова, замените в них:

  • Гласную : дом -……, сыр - ….., кот - …..
  • Согласную : ком -….., рак -….., уха -…..

Один учащийся работает у доски.

Результат работы оценивается учащимися.

Вывод: - Что заметили?  (Заменив,  одну букву изменилось слово, т.е. его лексическое значение).

- Прочитайте информационную рубрику «Обратите внимание» вверху на с. 80.

- Что можете добавить к сказанному?

(У каждой буквы есть лучший друг – это звук.  Каждый звук в произносимом слове, и каждая буква в написанном слове имеет своё место! При замене одного звука в слове на другой, может поменяться его лексическое значение, или слово совсем не получится).

5. Итог.

-Какие задачи ставили перед собой в начале урока?

- Как различать звуки и буквы?

- Упражнялись в  правильном  назывании  звуков  и букв?

- Учились  распознавать условные обозначения звуков речи?

- А ещё мы учились  заменять звуковую модель слова буквенной и наоборот

6. Рефлексия.

Ребята, изучение этой темы не завершается  на этом уроке, мы продолжим говорить о звуках и буквах и на следующих уроках.

-Я положила вам на парты смайлики, нарисуйте смайлику то «настроение», с которым вы уйдёте с урока.

- Чья работа вам сегодня понравилась?

- Я хочу отметить тех, кто на нашем уроке  был особенно внимателен, активен.

      - Молодцы. Благодарю вас за работу.  Ребята, вы были замечательными учениками. Спасибо за урок.

7. Д/з: с. 80 № 120 – рассмотреть.

*** Дополнительные творческие задания:

  1. Запиши слова буквами:

Слова в транскрипции:

[Рощ'а], [пасуда], [ужы], [шышка],  [дуп],  [мышы] 

  1. Выполни  звуковой разбор слов:

САД, КОНЬ, БЕЛКА

  1. Вы  знаете, как важно, чтобы каждая буква стояла на своём месте. Давайте  постараемся  найти и вернуть на место заблудившуюся букву.

             Сначала надо прочитать так, как написано,  а потом  исправить ошибку.

« Буква заблудилась»

1) Утром бабушка к рубашке

   Прибивала мне кармашки.( пришивала)

2)Закричал охотник : «Ой!»

   Двери  гонятся за мной. ( звери)

3) Сели в ложку и –айда!

    По реке туда-сюда. ( лодку)

4) Мама с бочками пошла

   По дороге вдоль села. ( дочками)

5) Тащит мышонок  в норку

   Огромную хлебную горку.( корку)

Молодцы, вы были внимательны и сумели помочь буквам вернуться на свои места.

6)  Кто сумеет, кто готов здесь найти пятёрку слов?!

… очка                     М…шка

… очка                     м…шка

… очка                     м…шка

… очка                     м…шка

… очка                     м…шка                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Систематический курс по русскому языку 4 класс (ФГОС) Автор: Канакина В.П., Горецкий В.Г.

Систематический курс составлен по УМК "Школа России". Его можно использовать для календарно-тематического планирования по русскому языку....

презентация " Именительный и винительный падежи" к учебнику "Русский язык" 4 класс В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого УМК "Школа России"

Презентация к учебнику "Русский язык" 4 класс В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого УМК "Школа России" выполнена на основе "Поурочные разработки по русскому языку" 4 класс Т.И. Ситниковой и др....

презентация " Упражнения в правописании окончаний имён существительных в творительном падеже" к учебнику "Русский язык" 4 класс В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого УМК "Школа России"

презентация к учебнику "Русский язык" 4 класс Канакина В.П. Горецкий В.Г. УМК "Школа России" выполнена на основе пособия "Поурочные разработки по русскому языку 4 класс" Т.Н. Ситникова и др....

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Русский язык 2 класс В.П. Канакина В.Г.Горецкий УМК « Школа России»

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕРусский язык 2 класс В.П. Канакина В.Г.Горецкий УМК « Школа России» при 5 дневной учебной неделе (4 часа в неделю)...

Рецензия на модифицированную программу по русскому языку 4 класс ( В.П.Канакина, В.Г.Горецкий)

В работе представлен образе рецензии к модифицированной программе "Русский язык"....

Презентация Русский язык 4 класс В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. «Школа России» 1 часть Проверь себя – стр. 143

Презентация к уроку русского языка 4 класс В.П. Канакина, В.Г. Горецкий "Школа России" 1 часть "Проверь себя" - стр. 143...

Технологическая карта по русскому языку по теме "Общее представление о частях речи" (2 класс) УМК: «Школа России 2014», учебник Русского языка: 2 кл.: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий– Ч.2.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний;Цель урока: формирование понятия «части речи»Задачи урокаДидактические:формировать у обучающихся понятие «части речи;формировать у...