МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
статья по русскому языку (2 класс)

Филиппова Людмила Владимировна

АВТОРЫ: Дергунова Татьяна Александровна  к. п. н., доцент кафедры методики дошкольного и начального образования ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет», Филиппова Людмила Владимировна, МБОУ СШ № 11 г. Нижневартовск. Аннотация: в статье рассматривается методика организации самостоятельной работы обучающихся на уроках русского языка в начальных классах. Подробно описаны этапы самостоятельной работы и требования к ней. Материал поможет коллегам развивать самостоятельность учеников последовательно и системно, тем самым позволит учителю не только наращивать темпы изучения программного материала и увеличивать выполнение работ творческого характера, но и повысит качество образования в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Статья напечатана в электронном сборнике "Педагогическое призвание"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nik-104_filippova_dergunova_statya.docx22.13 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 373.31                              

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Дергунова Татьяна Александровна

 к. п. н., доцент кафедры методики

дошкольного и начального образования

ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет»

Филиппова Людмила Владимировна

учитель начальных классов

ХМАО-Югра г. Нижневартовск

МБОУ «Средняя школа № 11»

Аннотация: в статье рассматривается методика организации самостоятельной работы обучающихся на уроках русского языка в начальных классах. Подробно описаны этапы самостоятельной работы и требования к ней. Материал поможет коллегам развивать самостоятельность учеников последовательно и системно, тем самым позволит учителю не только наращивать темпы изучения программного материала и увеличивать выполнение работ творческого характера, но и повысит качество образования в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Статья опубликована в сборнике «Проблемы эффективности реализации инноваций в учебном процессе»: Материалы Региональной научно-практической конференции (г. Нижневартовск, 22 апреля 2011 г.) Авторы: Т.А. Дергунова, Л.В. Филиппова (с.83-87)

Ключевые слова: самостоятельная работа, учебная деятельность, эффективность, последовательность, системность, качество.

METHODS OF ORGANIZING INDEPENDENT WORK IN RUSSIAN LANGUAGE LESSONS IN PRIMARY SCHOOL.

Dergunova Tatyana Aleksandrovna

Filippova Lyudmila Vladimirovna

Abstract: the article discusses the methodology of organizing independent work of students in the Russian language lessons in primary classes. The stages of independent work and the requirements for it are described in detail. The material will help colleagues develop students ' independence consistently and systematically, thereby allowing the teacher not only to increase the pace of studying the program material and increase the performance of creative work, but also to improve the quality of education in accordance with the requirements of the Federal State Educational Standard of Higher Education. The article is published in the collection "Problems of the effectiveness of innovation implementation in the educational process": Materials of the Regional Scientific and Practical Conference (Nizhnevartovsk, April 22, 2011) Authors: T. A. Dergunova, L. V. Filippova (p. 83-87)

Keywords: independent work, educational activity, efficiency, consistency, consistency, quality.

Самостоятельная работа на уроках русского языка является одним из самых доступных и проверенных практикой путей повышения эффективности урока, активизации обучающихся на уроке. Она занимает важное место на современном уроке, потому что ученик приобретает знания только в процессе личной самостоятельной учебной деятельности [1, с.241].

Под самостоятельной учебной работой обычно понимают любую организованную учителем активную деятельность обучающихся, направленную на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведённое для этого время: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизация знаний. Как дидактическое явление самостоятельная работа представляет собой, с одной стороны, учебное задание, то есть то, что должен выполнить ученик, объект его деятельности, с другой – форму проявления соответствующей деятельности: памяти, мышления, творческого воображения при выполнении учеником учебного задания, которое в конечном счёте приводит школьника либо к получению совершенно нового, ранее неизвестного ему задания, либо к углублению и расширению сферы действия уже полученных знаний [2, с. 309].

Таким образом, самостоятельная работа на уроках русского языка способствует: углублению и расширению знаний обучающихся; формированию интереса к познавательной деятельности; овладению приёмами процесса познания, что способствует развитию как предметных, так и метапредметных результатов школьников.

Развитие самостоятельности требует последовательности и системности. На уроках русского языка можно выделить четыре этапа самостоятельной продуктивной деятельности учащихся, соответствующие их учебным возможностям: на первом этапе учащихся выполняют копирующие действия по заданному образцу, происходит подготовка учащихся к самостоятельной деятельности [2, с. 310]. Обычно берётся готовый материал учебника или материал, записанный на доске. Вместе с учителем он анализируется учениками, в нём отыскивается изученное написание (орфограмма), которое соотносится с определённой грамматической категорией или формой. На материале конкретных образов дети делают первые шаги по применению правила на практике. Материал даётся ограниченный, состоящий из отдельных слов, словосочетаний или предложений, но достаточно насыщенный изучаемыми орфограммами. Данный этап можно назвать этапом первоначального закрепления навыка.

На втором этапе осуществляется репродуктивная деятельность по воспроизведению информации о различных свойствах изучаемого материала, в основном не выходящая за пределы уровня памяти. На этом уровне уже начинается обобщение приёмов и методов познавательной деятельности, их перенос на решение более сложных, но типовых задач [2, с. 310]. На данном этапе даётся опять-таки готовый текст: отдельные слова, словосочетания, небольшие предложения, но среди слов с изучаемыми орфограммами имеются слова и на другие правила. Из предлагаемого материала детям приходится выбирать нужное, подходящее под данное правило. Из упражнений наиболее эффективными являются выборочное списывание, письмо по памяти. Попутно дети учатся доказывать, почему одно слово подходит под данное правило, а другое нет. Кроме этого обучающиеся составляют ответы на вопросы, предложения с изучаемыми формами, пишут предупредительный диктант. Наиболее распространёнными для данного этапа упражнениями являются орфографические задачи: слова списываются, к ним подбираются родственные и опорные слова по данным образца, проводится работа по словообразованию, вставляются пропущенные слова (из слов для справок), дописываются окончания по данным вопросам и образцам. Это этап узнавания орфограмм и вместе с тем этап применения правил на ограниченном материале. Дети, учась применять правила, в то же время учатся рассуждать и обосновывать своё письмо. В это время целесообразно сначала разобрать материал со стороны правописания, а затем писать его [1, с. 242]. Продуктивная деятельность самостоятельного применения приобретённых знаний для выполнения заданий и упражнений, выходящих за пределы известного образца, требующая способности к индуктивным и дедуктивным выводам [2, с. 310]. В это время когда дети учатся распознавать изученное явление среди других явлений не только в предложениях, но и связных текстах и применять к ним соответствующие правила. Здесь уже требуется значительно больше самостоятельности.

На третьем этапе обучающиеся списывают текст, вставляя пропущенные слова, причём не даётся готовых слов для вставки, хотя и возможен образец; списываемый текст ученики несколько раз перерабатывают, изменяя форму слова, подбирая синонимы, антонимы и т. п.; составляют предложения, в которых употребляются не только заданные формы на изученное правило, но и некоторые другие правила. Из диктантов в это время рекомендуется предупредительный диктант, который ведётся на более широком материале и непременно с активным участием детей, объяснительный диктант, выборочный диктант, контрольное списывание, т.е. упражнения, являющиеся подготовкой к контрольной работе [1, с. 242].

На четвертом этапе происходит самостоятельная деятельность по переносу знаний при выполнении совершенно новых заданий и упражнений, выработка гипотетического аналогового мышления [2, с. 310]. Ставится задача – научить применять изучаемое правило наряду с другими уже изученными правилами в самостоятельных и творческих работах. Этот этап можно охарактеризовать как начало автоматизации орфографического навыка, когда перед обучающимися стоит необходимость думать не только об орфографии, но и о других сторонах письменной работы: о содержании, лексике, синтаксисе, о плане и т. п. Кроме списывания, осложнённого грамматико-орфографическими заданиями, объяснительного диктанта, целесообразны упражнения в преобразовании готового текста (свободный и творческий диктанты, изложение), а также сочинения. Всё более развивается самоконтроль, умения предупреждать и исправлять свои ошибки. К одним написаниям применяются правила, другие (например, словарные слова) проверяются по словарю.

Каждый из этих этапов, хотя они выделены условно, объективно существуют. Дать самостоятельное задание ученику уровнем выше – это в лучшем случае напрасно потерять время на уроке [1, с. 242].

Естественно, что каждый творчески работающий учитель, стремится довести как можно больше детей до четвёртого уровня самостоятельности. Однако путь к нему лежит только через три предыдущих этапа. Соответственно строится программа действий учителя при организации самостоятельной работы на уроках русского языка.

В.А. Кустарева отмечает, чтобы самостоятельная работа на уроках русского

языка проходила эффективно, необходимо соблюдать определённые требования: 1. Любая самостоятельная работа на любом этапе самостоятельности должна иметь конкретную цель. Каждый ученик должен знать порядок и приёмы выполнения работы.

2. Самостоятельная работа должна соответствовать учебным возможностям ученика, а степень сложности удовлетворять принципу постепенного перехода с одного уровня самостоятельности на другой.

3. Самостоятельная работа должна сочетаться с разнообразными видами заданий и упражнений.

4. Содержание самостоятельной работы, форма её выполнения должны вызывать интерес у учеников, желание выполнить работу до конца.

5. Назначение самостоятельной работы – развитие познавательных способностей, инициативы в принятии решения, творческого мышления. Поэтому, подбирая задания, нужно свести к минимуму шаблонное их выполнение.

6. Самостоятельная работа должна организовываться так, чтобы она вырабатывала навык и привычку к труду [1, с. 243].

На уроках русского языка наиболее распространенным видом самостоятельной работы являются упражнения. Особенно эффективна продуманная система упражнений, учитывающая индивидуальные возможности ученика, уровень самостоятельности, необходимый для их выполнения.

По целевому назначению упражнения делятся на три группы:

1. Упражнения, составленные для изучения материала, приобретения умений и навыков. Из них выделяют подготовительные, пробные, предназначенные для выполнения действий по образцу.

2. Упражнения, составленные для закрепления пройденного материала.

3. Контрольные задания, составленные с целью проверки глубины усвоения полученных знаний. При подборе заданий и упражнений по каждой теме особое внимание обращается на всестороннее закрепление всех признаков понятия, чётко выделяются навыки и умения, которые надо сформировать и закрепить с помощью системы различных упражнений [2, с.310].

Учитель постоянно должен следить за точностью выполнения задания, особенно на этапе подготовительных и пробных упражнений, поскольку могут быть закреплены ошибки учеников, их неверные навыки. Целесообразность в выборе материала для самостоятельной работы, чёткий инструктаж учителя и своевременная проверка выполненной учащимися работы – вот условия, обеспечивающие высокую эффективность урока по русскому языку [1, с.244].

Систематически проводимая самостоятельная работа на уроках русского языка при правильной ее организации способствует получению обучающимися более глубоких и прочных знаний по сравнению с теми, которые они приобретают при сообщении учителем готовых знаний. При тщательно продуманной методике проведения самостоятельной работы на уроках русского языка в начальных классах, у обучающихся ускоряются темпы формирования как предметных, так и метапредметных результатов.

Таким образом, правильно организованная самостоятельная работа на уроках русского языка позволяет не только наращивать темпы изучения программного материала, увеличивать выполнение работ творческого характера, но и способствует повышению качества образования.

Список литературы

1. Кустарева В.А., Назарова Л.К. Методика русского языка. – М.: Просвещение, 1982. – С. 241- 244.

2. Педагогика / под ред. П.И. Пидкасистого – М.: Российское педагогическое агентство, – 1996. – С. 309-316.

© Т.А. Дергунова, Л.В. Филиппова, 2021


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация самостоятельной работы на уроках русского языка

Самостоятельная работа на уроках русского языка...

Организация самостоятельной работы на уроках русского языка

Самостоятельная работа на уроках русского языка...

Курсовая работа Тема: «Организация словарной работы на уроках русского языка в начальной школе»

В этоей работе я постаралась как можно полнее осветить вопрос о работе со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе.Работая над этой темой, я пришла к выводу, что словарная работа ...

Использование дифференцированного подхода при организации самостоятельной работы на уроках русского языка

В статье раскрывается технология использования дифференцированной самостоятельной работы на уроках русского языка, методика составления дифференцированных заданий,  виды дифференцированной  ...

Статья: "Организация самостоятельной работы на уроках русского языка как средство развития познавательной активности учащихся".

Материал полезен на уроках русского языка для развития творческой и познавательной активности учащихся....

Организация дифференцированной работы на уроках русского языка в начальной школе

В преподавании русского языка особое значение приобретает развитие интереса к предмету у каждого ребенка. Учитель в постоянном поиске. Как предупредить отставание слабых и добиться успеваемости каждог...

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ.        Одним из самых доступных путей повышения эффективности урока является пр...