Секреты русского языка
статья по русскому языку (4 класс)

Смирнова Анна Александровна

Технологическая карта урока русского языка по теме "Виды текстов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_4_klass.docx37.36 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

ГБОУ школа №112 Выборгского района

Класс: 4А класс

Дата: 16.09.2020г.

Учитель: Смирнова Анна Александровна

УМК: «Перспектива», авт. Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина

Тема урока: «Текст-рассуждение, текст–повествование, текст-описание»

Тип урока: открытие нового знания.

Цель урока: учить анализировать выбор языковых средств текста в зависимости от основной цели автора; формировать умения определять тип текста и составлять собственные тексты разных типов; развивать орфографическую зоркость при объяснении изученных орфограмм; обогащение словарного запаса учащихся; развитие логического мышления; воспитание положительного отношения к знаниям, любви к языку.

Планируемые результаты:

Личностные: стремление к речевому эталону ;бережное отношение к родному языку; совершенствование различных видов речевой деятельности; владение разными видами решения поставленных задач; способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность ,связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному ,услышанному, увиденному.

Метапредметные:

Регулятивные: осуществлять саморегуляцию и самоконтроль; оценивать правильность выполнения учебной задачи, возможности ее решения; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке; выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить. 

Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания ;свободное восприятие текста. 

Коммуникативные: слушать и понимать речь учителя и одноклассников ;уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками ,владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка; владение монологической речью.

Предметные:

Образовательные: развить умение формулировать определение понятий; формировать навыки правильной речи (нормы ударения и произношения);развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию; обогащать словарный запас учащихся;

совершенствовать орфографические умения.

Развивающие: развитие критического мышления; формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных);развивать умение применять новые знания; развитие творческих, речевых способностей учащихся; развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт.

Воспитательные: воспитание интереса и уважения к родному языку; воспитание ценностного отношения к слову; создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества; взаимодействие учащихся в парной работе: развитие уважения друг к другу.

Средства обучения: ПК, карточки для работы в группах, карточки для проверки знаний, учебник Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина «Русский язык»

Формы работы учащихся: индивидуальная, парная, групповая

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

(1 минута)

Приветственное слово учителя:

С добрым утром. Начат день,
Первым делом гоним лень. 
На уроке не зевать,
А работать и писать.

 Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь. 

Приветствие учащихся.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2. Актуализация и пробное учебное действие . Орфографическая минутка

(4 минуты)

На карточках написано стихотворение. -Прочитайте стихотворение и запишите его по памяти.

Скворец на чужбине

Улетел скворец от стужи, Сытно за морем живет. Воду пьет из теплой лужи, Только песен не поет. Г. Ладонщиков

- Можно ли сказать что это текст? Докажите. (Предложения связаны по смыслу, объединены одной темой.)

– Чему посвящено стихотворение? Вспомните, какой это тип текста. (Текст- повествование) – Какие еще типы текстов существуют?(Текст-описание, текст-рассуждение.)

Читают текст стихотворение. Повторяют алгоритм письма по памяти.

Выполняют взаимопроверку.

Отвечают на вопросы.

Формулирование собственных ожиданий, активизация имевшихся ранее знаний, активное погружение в тему.

УУД: познавательные, коммуникативные, регулятивные (проблемная подача учебного материала).

3. Самоопределение к действию.

Работа по карточкам

(5минут)

- Ребята, сейчас вам нужно объединиться в группы для выполнения следующего задания. - Соедините группы карточек.

Текст-описание

Почему?

Потому что

Текс-рассуждение

Что случилось?

Сравнения

Текст -повествование

Какой? Какая?

Какое?

Последова-тельность

- Какова цель урока?

- Чему будем учиться на уроке? (Мы вспомним, с какой целью создаются тексты, какие они бывают. Научимся определять тип текста, составлять тексты разных типов.)

Работают в группах.

Формулируют цель урока.

 Принцип целостности.

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование).

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

4.Работа по теме урока.

Работа по учебнику.

(7 минут)

- Откройте учебник. – Послушайте текст упражнения 43 стр.31.

- К какому типу текста относится рассказ В. Осеевой?

– Как вы это определили?

- Что отражено в заглавии? (Главная мысль.)

– Объясните постановку знаков препинания.

Слушают текст , определяют его тип, составляют план текста, работают в парах строят сообщение в устной форме; развивают умение проводить сравнение изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям.

Принцип деятельности.

УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).

5. Первичное закрепление .

Выполнение задания в тетради на печатной основе.

(5 минут)

Выполнение упражнения 32 стр.24.

Самостоятельно выполняют упражнение. Проверка в парах.

Регулятивные: осуществлять саморегуляцию и самоконтроль; оценивать правильность выполнения учебной задачи, возможности ее решения; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку

6. Физминутка

(1 минута)

 -Как живёшь? - Вот так!

 -Как идёшь? - Вот так!

 -А бежишь? - Вот так!

-Ночью спишь? - Вот так!

-Как берёшь? - Вот так!

 -А даёшь? - Вот так!

-Как шалишь? - Вот так!

 -А грозишь? - Вот так!

 

Выполняют движения в соответствии с текстом физкультминутки

Упражнения направлены на активизацию внимания одновременно левого и правого полушарий.

Позволяют переключить внимание с одного вида деятельности на другой, отдохнуть.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой . Запись текста под диктовку.

(12 минут)

- Ребята, садитесь правильно. Сейчас вам нужно будет под диктовку записать текст и определить его тип.

       Мурка - странная кошка. Она любила лизать сладкий мед. Лежит раз Мурка на крылечке. Чует медовый запах. Он привел кошку к улью. Мурка встала на задние лапки и сунула мордашку в леток. Вдруг раздался резкий кошачий визг. Мурка стрелой умчалась прочь.

- Какой это тип текста? (Текст-рассуждение) - По каким признакам вы это определили?

- Подчеркните орфограммы.

Проявление эмоционального отношения и волевых усилий в учебно-познавательной деятельности, запоминание материала; самоконтроль выполнения заданий.

Планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

УДД: личностные, регулятивные, познавательные.

8. Рефлексия.

Работа по карточкам.

(5 минут)

- Прочитайте, определите тип текстов.

Весело сияет

Месяц над селом.

Белый снег сверкает

Синим огоньком.

И. Никитин

Старый заяц сено косит,

А лиса сгребает.

Муха сено к возу носит,

А комар кидает.

С. Маршак

Этот чистит валенки,

моет сам галоши.

Он хотя и маленький ,

но вполне хороший.

В. Маяковский

Работают с карточками индивидуально.

Коллективная проверка.

Делают вывод. Выполняют самооценку.

Применение на практике полученных знаний и последующее повторение.

УДД: личностные, регулятивные, познавательные.

9. Подведение итогов

(3 минуты)

 - Ребята, какова была цель нашего сегодняшнего урока? (Целью нашего урока было научиться определять тип теста).

- Достигли мы этой цели? (Мы научились правильно определять тип текста с помощью алгоритма)

- А сейчас выставим оценки в журнал и в дневники.

- На следующем уроке мы продолжим работу по данной теме.

- Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу.

Оценка и самооценка учебной деятельности, обобщение и систематизация знаний, учащиеся.

Формирование умений точно и полно выражать свои мысли.

УДД: коммуникативные

10. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

(2 минуты)

Написать текст – повествование на тему «Мои каникулы».

Учащиеся записывают задание в дневники, выражают свои эмоции по поводу урока.

Развитие и углубление потребностей и мотивов учебно–познавательной деятельности.

УДД: познавательные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы кружка "Секреты русского языка"

Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование занятий кружка "Секреты русского языка" в 4 классе...

"Секреты русского языка с Буквознаем" ( в рамках "Недели русского языка")

Лингвистический турнир "Секреты русского языка с "Буквознаем"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВА «Секреты русского языка»

Данная программа создана для активизации работы с младшими школьниками. Она призвана способствовать их опережающему развитию, самореализации и созданию поля успешности в течение всего периода обучения...

Занятие кружка «Секреты русского языка» в 4 «в» классе .Тема: Удивительный мир слов. (Исследование слова «Доброта»)

Этот материал поможет молодым педагогам в работе исследовательской деятельности:         исследовать слово в разных разделах языкознания.     формировать такие ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Секреты русского языка" для 4 класса.

Цели программы — активизировать развитие детей через изучение русского языка на повышенном уровне для их самореализации и подготовки к дальнейшему обучению, повысить уровень овладения русским языком...

Рабочая программа по углубленному изучению русского языка "Секреты русского языка"

Рабочая программа по углубленному изучению русского языка "Секреты русского языка"...

Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"

рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...