Работа над произношением на уроках в начальных классах.
методическая разработка по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)

Кривенко Галина Викторовна

В первый класс приходят ребята с дефектами речи. Как работать над данной проблемой. Какие методы и приёмы можно использовать.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Работа над произношением на уроках в начальных классах.

Не секрет, что год от года количество детей с различными отклонениями в развитии растет, растет и число детей с речевыми нарушениями. Часто учителя слышат у ребят нарушение звукопроизношения, заикание и другие проблемы, которые лежат на поверхности, с первых минут общения, и позднее, когда ребята, с хорошей дикцией,  начинают писать, допуская массу ошибок, мы понимаем, что и у этих ребят тоже есть проблемы.

В городе, в больших сельских школах и детских садах есть дефектологи и логопеды, которые могут оказать помощь таким ребятам. А как быть нам? У нас нет специалистов,  а ребят с нарушением речи  каждый год больше и больше.

Эти нарушения затрудняют усвоение навыков чтения и письма, так как для овладения письменной речью существенное значение имеет степень сформированности фонетико-фонематических процессов и лексико-грамматического строя речи ребенка. Недостатки звукопроизношения, фонематического и лексико-грамматического развития находят выражение на письме в виде смешения букв, искажения слоговой структуры слов, ошибок в словообразовании, согласовании и управлении, в бедности синтаксических построений. К сожалению, зачастую дело оказывается именно в логопедическом нарушении, которое гораздо легче исправить на начальных этапах. Если ребёнок не может выделить гласные в словах, «прохлопать», «простучать» слово; не может дифференцировать твердость и мягкость согласных: звук «д» и «дь» для него одно и то же, причем он может произносить все звуки правильно, но допускать ошибки при письме:  писать приставки отдельно от слов, или слово может разорвать на две части, пишет слитно все слова в предложении, без пробелов – одним длинным словом или одно слово разрывает на части,  не чувствует границ предложения: не ставит заглавную букву в начале и игнорирует точку в конце предложения.

Если проблемы серьёзные, мы советуем родителям обратиться за помощью к специалистам. Я же хочу рассказать о приёмах и методах работы направленных на предупреждение возможного появления дефектов письменной речи и коррекцию негрубых проявлений дисграфии и дислексии.

Дислексией называют распространенное специфическое расстройство способности к обучению, для которого характерны сложности с точным и быстрым распознаванием слов при чтении, а также с письмом под диктовку. Это расстройство приводит к трудностям понимания прочитанного и недостатку объема изучаемых материалов, а в дальнейшем — к ограничению словарного запаса и имеющегося объема знаний.

Дисграфия обусловлена нарушениями в работе высшей психической деятельности, когда определенные функции недоразвиты, повреждены или отсутствуют совсем. Расстройство проявляется в виде систематических фонетических, грамматических и синтаксических ошибок при написании текста, при этом оно совершенно не зависит от уровня грамотности ребенка и знаний правил русского языка.

Решению этих задач способствуют приведенные ниже упражнения, которые можно выполнять ежедневно, как речевую разминку, на уроках обучения грамоте, русского языка и литературного чтения.

  1. УПРАЖНЕНИЯ С ПАЛЬЧИКАМИ.  

Учеными было установлено, что движения рук напрямую связаны с корой головного мозга, что способствует развитию. В начальной школе пальчиковые занятия – обязательное условие, которое позволяет детям отдохнуть от непривычной нагрузки, получить заряд энергии, расслабиться. Есть немало упражнений, которые дополняются веселыми стишками, даже песенками, имеющими определенное значение – способствуют развитию речи, чувства ритма, словарного запаса.

 Основная цель пальчиковых упражнений – развитие мелкой моторики. При регулярных занятиях польза для детей несомненная, ведь одновременно улучшаются:

- точность и ловкость;

- фантазия, мышление;

- память, речь;

- концентрация внимания;

- творческие способности.

        Упражнения также позволяют ученикам отдохнуть от продолжительного рисования, письма. Простые движения рук снимают усталость мышечной ткани, предотвращают спазмы пальчиков, что нередко случается у детей, руки которых не привыкли к продолжительным нагрузкам.

 «Колечко».

1. Соединять вместе большой пальчик с другими.

2. Обязательно проследить, чтобы образовывались ровные «колечки». 3. Провести упражнение поочередно на одной и другой руке.

4.  Одновременно соединять пальцы на двух руках.

Во время занятия можно произносить любую считалочку – это способствует развитию ритма у ребенка.

 «Игра на фортепиано».

Вытянуть пальчики  легонько постучать по поверхности парты, имитируя игру на фортепиано.

 «Лошадки».

По дороге белой, гладкой (Гладят поверхность стола.)

Скачут пальцы, как лошадки. (Пальчиками «скачут» по столу в ритме стихотворения.)

Чок-чок-чок, чок-чок-чок,

Скачет резвый табунок.

«Крючки»

Прижать ладони тыльной стороной и соединять пальцы левой и правой руки крючком.

 «Переложи  карандаш»

Кладём карандаш или ручку между указательным и средним пальчиками. Передвигаем карандаш к мизинцу, не помогая другой рукой.

«Послушные пальчики»

Сгибаем и разгибаем, соединяем и раздвигаем пальчики, повторяя за учителем.

«Осенние листья».

Раз, два, три, четыре, пять – (Сжимают и разжимают кулачки.)

Будем листья собирать.

Листья берёзы, (Загибают на каждую сточку по одному пальцу.)

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет отнесём. (Сжимают и разжимают кулачки.)

«Овощи».

Мы капусту рубим, рубим (Резкие движения прямыми кистями рук вверх и вниз.)

Мы капусту солим,  солим (Движения пальцев, имитирующие посыпание солью из щепоти.)

Мы капусту трём, трём (Пальцы рук сжаты в кулак, движения кулаков к себе и от себя.)

Мы капусту жмём, жмём. (Интенсивное сжимание пальцев рук в кулаки.)

«Дерево».

У дерева ствол, (Прижимают руки тыльной стороной друг к другу.)

На стволе много веток,

А листья на ветках (Пальцы растопырены и подняты вверх, шевелят пальцами.)

Жёлтого цвета.

  1. РАБОТА НАД ПРАВИЛЬНЫМ ДЫХАНИЕМ

При работе над техникой речи необходимо обращать внимание детей на правильное дыхание во время речи.  Даю пояснение, что значит - правильно дышать: незаметно для окружающих делать вдох, своевременно запасаться воздухом, постепенно плавно выдыхать, равномерно расходуя воздух. Это необходимо, чтобы речь была плавной, понятной, без лишних пауз.

Будем учиться правильно делать вдох и плавно выдыхать во время речи.

Упражнение 1

Сели прямо, спинки выпрямили, головку подняли, улыбнулись. Вдохнули. Плечи неподвижны, "работают" живот и грудная клетка. Плавно, не спеша выдохнули. Повторяем 3-4 раза. Эти упражнения соединяю со скороговоркой. Проговариваем несколько раз, ускоряя темп чтения скороговорки. Вся прелесть скороговорки в том, что с первого раза её ни за что не проговоришь. Ведь по правилам игры скороговорку не читают, а повторяют со слуха, что гораздо труднее. Это делает скороговорки полезными упражнениями, которые способствуют улучшению звукопроизношения, дикции ребёнка, приучают быстро менять положение органов артикуляции при произношении трудных сочетаний звуков, помогают устранить нечёткое, словно с кашей во рту, произношение, а также превращает их в увлекательную игру, в словотворчество.

  1. РАБОТА НАД ДИКЦИЕЙ
  1. Речевая гимнастика.

Для освоения речи ребенок должен уметь управлять мускулами своего речевого аппарата. В этом нам помогает гимнастика. Она помогает сделать речь более четкой и понятной. Работа над артикуляцией - это шаг к хорошей дикции.

  1. Прошу ребят растянуть губы в улыбку, при этом резцы должны быть обнажены (видны), то есть улыбка должна быть широкой. Затем сделать «трубочку». Для этого нужно вытянуть губы вперед в трубочку. При переключении недолжно быть движений нижней челюсти. Двигаются только губы!
  2. Произнесение определенных сочетаний звуков с четкой артикуляцией. Например:

УН БДИК БДЭК БДАК

УН   УТУТ   УМУМ  

Таблицы с данными сочетаниями мы используем на уроках чтения. Они дают возможность не только отрабатывать дикцию, но и работать над развитием техники чтения.

2. Чистоговорки – это стихотворные упражнения, направленные на развитие органов артикуляционного аппарата и помогающие отработке произношения какого – то одного или нескольких звуков при регулярном их повторении.

Лепим, красим, вырезаем, (Л, Р) Дружно ёлку наряжаем.

В недрах Тундры

Выдры в гетрах

Тырят в вёдра

 Ядра кедров.

Наказала коза козла, Ради пользы, а не со зла.

Произноситм чистоговорки сначала медленно, чётко артикулируя каждый звук. А затем темп увеличиваем как и при чтении скороговорок, не снижая качества произношения.

РАБОТА НАД ИНТОНАЦИЕЙ.

Огромную роль в речевом общении играет интонация. Без нее вообще не может быть устной речи. Мысли, чувства, настроение сознательно или непроизвольно передаются и с помощью интонационных средств (мелодики, логического ударения, пауз, тона, тембра голоса, темпа речи). Учимся произносить предложения с различной интонацией. Учимся воспринимать предложения на слух и, в зависимости от интонации, ставить нужный знак препинания.

Работаем над постановкой логического ударения: учимся выделять голосом нужное слово, в зависимости от смысла высказывания. Наблюдаем за тем, как меняется смысл в зависимости от того, какое слово мы выделяем голосом.

Примеры упражнений:

1. Прочитай, выделяя голосом подчеркнутые слова.

Мама купила конфеты?

Мама купила конфеты?

Мама купила конфеты?

2. Прочитай предложения с интонацией вопроса и ответа, выделяя голосом подчеркнутое слово. Объясни, как от постановки логического ударения меняется смысл высказывания.

Мама купила конфеты?

Мама купила конфеты.

Мама купила конфеты?

Мама купила конфеты.

Мама купила конфеты?

Мама купила конфеты.

 Нельзя жалеть ребенка и игнорировать его ошибки. Бывает, педагог, жалея ребенка, говорит ему «молодец» даже тогда, когда он явно сильно ошибся. Такой метод не полезен: обычно ребенок и сам отлично понимает, что у него не все получилось. Обязательно сообщайте об ошибках, хвалите в случае успехов – ваша объективность пригодится нам тогда, когда ребенок справится со своими проблемами и станет учиться наравне со всеми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы Использование мультимедийных презентаций на уроках в начальных классах.

Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными, а также способствуют переходу от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к дея...

Из опыта работы по использованию мультимедийных презентаций на уроках в начальных классах

Высокотехнологичный мир стремительно меняется день ото дня. У детей ХХIвека мы обязаны воспитать привычку к переменам, нововведениям. Характерно, что тяга к новизне, исследовательской деятельности сво...

Самостоятельная работа на уроках в начальных классах

Выступление на педагогическом совете...

Работа со словарём на уроках в начальных классах.

Проводимая из урока в урок работа со словарями не только даёт возможность расширить активный словарный запас учащихся, уточнить их знания о значении, правописании и происхождении слов, но и позволяет ...

Доклад к педсовету по теме "Работа в парах на уроках в начальной школе как форма активной работы по внедрению ФГОС второго поколения"

Изменения, которые произошли в нашем образовании с введением ФГОС 2 поколения, повлекли за собой изменение целей современного образования, изменение всех составляющих методической системы учител...