Дидактический материал по русскому языку по теме "Мягкий знак после шипящих"
материал по русскому языку (3 класс)

Фокеева Ольга Николаевна

Практические упраженния позволят обучающимся закрепить навыки написания мягкого знака после шипящих в именах существительных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл myagkiy_znak_posle_shipyashchih.docx83.47 КБ

Предварительный просмотр:

Мягкий знак после шипящихhttps://www.syl.ru/misc/i/ai/218426/1029356.jpg

1. Молодёж…,  чертёж…,  трубач…,  богач…,  помощ…,  сыч…,  вещ…,         туш…,  чиж…,  марш…,  нож…,  фарш…,  мыш…,  душ…

2. Сторож…,  стриж…,  суш…,  муж…,  ткач…,   камыш…,  плюш…, глуш…,  циркач…,  калач…,   пустош…,   брош…,   луч…,   страж… .

3. Репортаж…,  роскош…,   царевич…,  клич…,  кирпич…,  тиш…,  бреш…, шалаш…,   доч…,  ключ…,  ералаш…,  полноч…,  москвич…

4. Мелоч…,  тягач…,  усач…,  завуч…,  дич…,  мякиш…,  матч…, бич…, приёмыш…,  лихач…,  теч…,  реч…,  меч…,  упряж… .

5. Лож…, манеж…, мяч…, скрипач…, ёрш…, дрож… , смерч…, лещ…, ёж…, борщ…, врач…,  рож…,  ландыш…, экипаж…, пляж… .

6. Ноч…,  грач…, плащ…, малыш…, кулич…, гуляш…, корж…, ключ…, плач…,  гореч…, морж…, багаж…, пейзаж…, фальш…, королевич… .

7. Подберите   к данным именам существительным синонимы с шипящими на конце слова, обозначьте их род.

Неправда – ... , граница – ... , соревнование – ... , трепет – ... , ерунда – ... , команда – ... , сила – ... , призыв – ... , здоровяк – ... .

С л о в а  д л я   с п р а в о к : ложь, рубеж, матч, дрожь, чушь, экипаж, мощь, клич, крепыш.

8.  Данные  слова  объедините в пары так, чтобы в каждой паре оказались слова с противоположным значением. Определите род имён существительных с шипящими на конце.

Ложь, мякиш, правда, бедность, роскошь, корка, тишь, бедняк, шум, богач, старики, мощь, молодёжь, слабость.

– Объясните написание мягкого знака.

9. Допишите  по смыслу слова с шипящими на конце, укажите их род.

Душистый ... , красный ... , летучая ... , весёлый ... , ночная ... , маленький ... , лесная ... , крупная ... , правильная ... , детский ... , нужный ... , русская ... , вкусный ... , солнечный ... , мужской ... , красивая ... , свежий ... , медицинская ... , верный ... , спелый ... .

С л о в а  д л я  с п р а в о к : ландыш, карандаш, мышь, малыш, тишь, шалаш, глушь, дичь, речь, плач, ключ, печь, калач, луч, плащ, вещь, борщ, помощь, товарищ, овощ.

10. Составьте  и запишите предложения с данными словами. Выделенные имена существительные ставьте в единственном числе, укажите их род.

Хорошую, речи, слушать, приятно.

Скупой, беднее, нищего, богачи.

Не, печи, а нива, кормит.

Мыши, не, проголодается, в, амбаре.

На, востоке, лучи, блеснул, солнца.

11. Замените  выражения одним словом и запишите. Укажите род имён существительных.

1) Человек, который играет на трубе. 2) Человек, который выступает в цирке. 3) Очень сильный человек. 4) Человек, который играет на скрипке. 5) Житель Москвы. 6) Помещение, где стоят автомашины. 7) Колючее животное. 8) Место, где купаются и загорают. 9) Известный музей картин в Санкт-Петербурге. 10) Крупное морское северное животное с усатой мордой.

12. Напишите  ответы в строчку через запятую.

1) Суп со свёклой и другими овощами.

2) Дикие птицы и животные как предмет охоты.

3) Мягкая часть печёного хлеба.

4) Женское украшение, прикалываемое на грудь, на воротник.

5) Человек с большими усами.

6) Сооружение для отопления помещения и приготовления пищи.

7) Способность говорить.

8) Пролом в стене, в корпусе корабля, пробоина.

9) Брусок из обожженной глины, используется для построек.

10) Беспорядок, путаница.

– Укажите род имён существительных.

13. Спишите , вставив пропущенные буквы.

На рыбной ловле.

Д..рога шла через рож.. . Вот (про) б..жала мыш.. . (В) роще послышался плач.. – это сыч.. зат..нул песню. Вот и р..ка. Наступила ноч.., и ловля нач..лась. Кругом ст..яла тиш.. . Камыш.. ш..птался (с) р..кою.

Скоро мне (по) пался ёрш.. , а (у) дяди (на) леске бился лещ.. . Вот и полноч.. . Мы сделали шалаш.. . Утром, тол..ко бл..снул луч.. солнца, мы были на н..гах.

                                                                                По С. Аксакову.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УМК "Начальная школа 21 века". Урок русского языка "Правописание мягкого знака после шипящих у имён существительных"

Учителям начальной школы, работающим по УМК "Начальная школа XXI века" (3 класс)...

Урок русского языка "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода".

На уроке дети знакомятся с новой орфограммой. Для этого перед ними ставится проблемная ситуация, с которой по ходу урока ученики успешно справляются....

Дидактический материал по русскому языку по теме "Написание слов с разделительным твердым знаком".

Часто ученики допускают ошибки при написании слов с разделительным твердым знаком: замена твердого знака на мягкий знак или отсутствие твердого знака в слове. Поэтому для учащихся разработан дидактиче...

Конспект по русскому языку «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода»

Конспект открытого урока в 3 классе по теме "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода....

Дидактический материал по русскому языку "Правописание ь после шипящих"

Данный материал предназначен для самостоятельной работы учащихся для закрепления и совершенствования навыка правописания ь после шипящих...

Конспект урока русского языка "Употребление мягкого знака после шипящих в конце существительных женского рода" (УМК "Перспектива", 3 класс)

Тема: «Употребление мягкого знака после шипящих в конце существительных женского рода»  Цели деятельности учителя расширение умений в правописании Ь знака на конце имен существительны...