Конспект урока по русскому языку.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Головень Вероника Юрьевна

Тема урока: «Подробное изложение»

Тип урока: развитие речи.

Цель урока: формировать навык письменной речи

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_4_klass.docx24.35 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: русский язык

Класс: 4

Тема урока: «Подробное изложение»

Тип урока: развитие речи.

Цель урока: формировать навык письменной речи

Задачи:1. формирование умения выделять глагол среди других частей речи;

2. развитие коммуникативных навыков, логического мышления школьников.

Формировать УУД:

Метапредметные:

Познавательные:

 - осуществлять анализ и синтез;

- формирование умения строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

Коммуникативные:

- владение разными видами речевой деятельности;

- строить понятные для партнера высказывания.

Регулятивные:

 - работа по плану и при необходимости исправление ошибок с помощью учителя;

- способность к мобилизации сил и энергии;

Предметные:

- знать основные принципы построения текста, воспринимаемого на слух;

- уметь излагать текст.

Личностные:

- самостоятельно достигать планируемые результаты

- установление связи между воспринимаемым на слух художественным текстом и тексом, созданным учащимися в процессе пересказа.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная.

Ресурсы: учебник по русскому языку, презентация.

Основные этапы организации учебной деятельности

Цель

этапа

Время

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формы

работы

УУД

1.Самоопределение к деятельности, мотивирование к учебной деятельности.

Мотивация к учебной деятельности, концентрирование внимание учащихся.

1 мин.

- Здравствуйте. Садитесь.

- Прежде чем мы начнем урок, проверьте все ли необходимые принадлежности лежат у вас на парте: тетрадь, ручка, учебник и простой карандаш.

Эмоциональный отклик.

Проверяют готовность к уроку.

Ф

2. Актуализация  и фиксирование индивидуального затруднения в учебной деятельности.

Подготовка мышления детей к изучению нового материала.

3-4 мин.

- Сегодня наш урок будет посвящен развитию речи и развивать речь мы будем с помощью написания изложения.

- Скажите, что такое изложение? Правильно, ребята изложение – это пересказ чужого текста.

Изложение – это пересказ текста.

Ф

Регулятивные:

 - работа по плану и при необходимости исправление ошибок с помощью учителя;

3.Постановка учебной задачи.

Привлечь внимание учащихся к учебному материалу, возбудить познавательный интерес.

2-3 мин.

- Как вы думаете, какова цель нашего урока?

- Что мы должны сделать, чтобы подготовиться к написанию изложения?

- Правильно, ребята. Сегодня нам предстоит большая работа – написать изложение.

- Будьте  внимательны и сосредоточены. Я желаю вам успеха в этой работе.

Написать изложение.  

Составить план текста и пересказывать по плану.  

Ф

Коммуникативные:

- владение разными видами речевой деятельности;

4.Открытие новых знаний.

Первичное усвоение нового материала.

8-10 мин.

- Откройте, пожалуйста, учебник на странице 27. Сейчас я первый раз прочту текст, по которому мы будем писать изложение.

 Слушайте меня внимательно и следите по тексту.

Церковь Покрова на Нерли  -  прекраснейший памятник древнерусского искусства.  Она построена неизвестным зодчим более 800 лет назад на берегу реки Нерль на Владимирской земле.

Как хороша эта маленькая белокаменная церковь!  Одиноко стоит она возле вязовой рощи на небольшом холмике у тихого озерца.  Издалека виден её тёмно-серый купол-луковка.  Церковь украшена резным белым камнем.  В ясный день при безоблачном небе дышит поэзией сказки её стройная белизна.

Белокаменный храм Покрова на Нерли называют «белой лебедью» русской архитектуры.

- Итак, вы прослушали текст. Давайте попробуем определить тип текста. Но сначала вспомним какие типы текстов существуют?

- Итак, наш текст к какому типу относится?

А теперь, все встали. Немного разомнемся.

Физкультминутка.

     Поднимает руки класс – это раз,

     Завертелась голова – это два,

     Три – руками три хлопка,

     На четыре – руки шире,

     Пять – руками помахать,

     Шесть – на место тихо сесть.

- Давайте найдем в тексте признаки описания.

- Правильно, ребята. Давайте посмотрим, что говорится в тексте о Церкви?

- Когда была построена Церковь?

- Ребята, найдите в тексте отрывок с описанием внешнего вида.

- Посмотрите внимательно на текст, есть ли у него название?

- Давайте подумаем, как можно озаглавить текст?

- Давайте остановимся на названии «Церковь Покрова на Нерли».

Слушают, следят за текстом.

Описание, рассуждение, повествование.

Описание.

Повторяют движение за учителем.

Церковь Покрова на Нерли  -  прекраснейший памятник древнерусского искусства.  Как хороша эта маленькая белокаменная церковь!  Одиноко стоит она возле вязовой рощи на небольшом холмике у тихого озерца.  Издалека виден её тёмно-серый купол-луковка.  Церковь украшена резным белым камнем.  В ясный день при безоблачном небе дышит поэзией сказки её стройная белизна.

Церковь Покрова на Нерли  -  прекраснейший памятник древнерусского искусства.  

Более 800 лет назад.

Как хороша эта маленькая белокаменная церковь!  Одиноко стоит она возле вязовой рощи на небольшом холмике у тихого озерца.  Издалека виден её тёмно-серый купол-луковка.  Церковь украшена резным белым камнем.  В ясный день при безоблачном небе дышит поэзией сказки её стройная белизна.

Название в тексте нет.

«Церковь Покрова на Нерли», «Поэма в камне», «Лебедь-храм», «Лебедь белокаменный», «Чудо на Нерли».

Ф

Ф

Ф

Ф

Регулятивные:

 - работа по плану и при необходимости исправление ошибок с помощью учителя;

Познавательные:

 - осуществлять анализ и синтез;

Коммуникативные:

- строить понятные для партнера высказывания.

Познавательные:

- формирование умения строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

Предметные:

- знать основные принципы построения текста, воспринимаемого на слух;

Коммуникативные:

- владение разными видами речевой деятельности.

Познавательные:

- формирование умения строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

5.Вторичный синтез.

Вторичные  восприятие текста.

5 мин.

- Давайте еще раз прочтем текст. Когда вы будете читать, подумайте, на сколько частей можно разделить текст?

- Давайте попробуем составить план изложения. План:

1.Памятник древнерусского искусства.

2.Как хороша церковь!

3.Белая лебедь.

Читают текст изложения.

Текст можно разделить на 3 части.

Ф

Предметные:

- знать основные принципы построения текста, воспринимаемого на слух;

- уметь излагать текст

6.Лексическая работа.

Усвоение новых слов из текста.

5 мин

- Посмотрите на слайд, перед вами представлены слова из текста, давайте узнаем, что они означают.

Зодчий – строитель, архитектор.

Белокаменная церковь – церковь, построенная с помощью белого кирпича.

Вязовая роща – роща, в которой растет дерево Вяз.

Купол-луковка – разновидность купольного покрытия, имеющая форму луковицы.

- На слайде представлены слова – опоры, которые вам помогут пересказать текст.

1 часть: Церковь Покрова на Нерли, искусство, зодчий, неизвестный.

2 часть: Белокаменная, вязовая роща, издалека, темно-серый, купол-луковица, безоблачное небо, дышит поэзией.

3 часть: Храм, русская архитектура.

- А теперь, ребята, поработаем в парах. У вас есть план текста. Попробуйте друг другу пересказать текст по частям, чередуясь.

- Кто уже пересказал, поднимите руку.  Молодцы!

Читают трудные слова из текста.

Пересказывают соседу по парте текст изложения.

Ф

Г

Регулятивные:

- способность к мобилизации сил и энергии;

Познавательные:

 - осуществлять анализ и синтез.

Регулятивные:

 - работа по плану и при необходимости исправление ошибок с помощью учителя

7.Словарная работа.

Разбор слов, выделение орфограмм.

2 мин.

- Давайте еще раз посмотрим на слова, которые нам помогут при написании текста. Какие мы здесь видим орфограммы?

Названия церкви, реки с большой буквы, удвоенная с, в слове зодчий проверочное слово зодчему. В слове неизвестный – непроизносимая т, проверочное слово известие, весточка.

Удвоенная н, безударная гласная о. Приставка из- пишется слитно. Жи, ши пиши с буквой и.

Удвоенная с.

Ф

Коммуникативные:

- владение разными видами речевой деятельности

Регулятивные:

 - работа по плану и при необходимости исправление ошибок с помощью учителя

8.Самостоятельная работа.

Самостоятельное закрепление изученного материала.

20 мин.

- Итак, ребята, прочитайте еще раз текст.

- По плану мы разделили текст на три части, когда вы будете писать изложение, каждая часть должна начинаться с красной строки.

- Закрываем учебники и приступаем к написанию изложения. Желаю вам удачи.

- Заканчиваем, дописываем до точки. Хорошо, все закончили.  Теперь, проверяем свое изложение.   Прочитали  свой текст.

Проверьте, по плану ли написан текст?

Проверьте ошибки в словах.

По порядку ли написаны слова в тексте, которые выведены на экране.

- Спасибо вам за урок. Вы все активно работали. До свидания.

Читают текст повторно.

Пишут изложение.

И

Личностные:

- установление связи между воспринимаемым на слух художественным текстом и тексом, созданным учащимися в процессе

пересказа.

Личностные:

- самостоятельно достигать планируемые результаты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Роль этимологии в изучении русского языка"

Формировать представления детей о значении и происхождении слов русского языка, прививать любовь к родному языку....

Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".

Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...

Конспект урока по русскому языку (Русский язык. Учебник для 3 класса. Авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий) Тема: «Значение и употребление имён прилагательных в речи»(1 урок).

Конспект урока русского языка в 3 классе (УМК "Школа России") на тему "Значение и употребление имен прилагательных в речи" ....