Конспект урока по русскому языку 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Маслова Светлана Ивановна

Конспект урока по русскому языку 2 класс .Перенос слов по слогам.

Скачать:


Предварительный просмотр:


Конспект урока

по русскому языку

во 2 классе

Тема урока:   Перенос слов по слогам.

Образовательная система (УМК):  «Школа России»

Цель урока: формировать умение переносить слова с одной строки на другую.

Задачи урока:

Образовательные

  •  учить делить слова на слоги и переносить слова с одной строки на другую;
  • учить составлять ответы на вопросы и правильно их записывать.

Развивающие

  • развивать правильную грамотную устную речь, мышление, память, воображение.
  • развивать умение различать в слове количество слогов по количеству гласных звуков.

Воспитательные

  • воспитывать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой языковой задачи.
  • воспитывать организованность, усидчивость, умение преодолевать трудности;

Планируемые результаты  урока:

Личностные: 

- проявление творческого отношения к процессу обучения;

- проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме. Познавательные: - умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

 - находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

Метапредметные:

Познавательные:  умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные: 

- умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

- умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; - умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные:

 - умение слушать и понимать других;

- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Предметные: 

Развивать умение делить слова на слоги и переносить слова с одной строки на другую, учить составлять ответы на вопросы и правильно их записывать.

Средства обучения: комплект учебно-методических материалов; технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением, мультимедиапроектор, презентация; наглядные материалы:

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования - ,– 3-е издание, переработанное – М.: Просвещение, 2016 – 45с.
  2. Канакина В. П., Манасова Г. Н.  Русский язык. Методическое пособие с поурочными разработками. 2 класс. В 2 частях. М., Просвещение, 2018
  3. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Учебник. Русский язык. 2 класс. В 2-х частях. М., Просвещение, 2020 + приложение на электронном носителе

Этапы урока

(с указанием времени)

Дидактические задачи этапа

Содержание материала урока

Методы и приемы по каждому этапу и виду

деятельности учащихся

  1. Организационный этап

(1 мин)

Подготовка учащихся к работе на уроке.

– Всем, всем добрый день!

   Прочь с дороги, наша лень!

   Не мешай трудиться,

   Не мешай учиться!

– Проверим готовность к уроку

Здороваются с учителем, проверяют готовность к уроку, садятся за парты.

  1. Мотивирование

(самоопределение) к учебной деятельности (3 мин)

1.Актуализация требования к учащемуся со стороны учебной деятельности;

2. Создание условий для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность;

3. Установка тематических рамок.

Минутка чистописания.

Я тетрадь  свою открою

И наклонно положу,

Я, друзья, от вас не скрою:

Ручку я вот так держу,

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

- Откроем тетради и подпишем число, классная работа.

Прочитайте слова.        

Трава,  сахартруд,  дрова, сорока, ветер.

- Какая  буква есть в каждом слове?

- Ее  мы  и будем писать на каллиграфической минутке.

-Какой звук она обозначает в словах, записанных на доске?

Задание. Записать букву Рр

Учитель уделяет внимание тому, как правильно сидят ученики при письме, под каким наклоном лежат тетради, как ученики держат ручки, вспоминают о правильном  наклоне головы при письме.

-Не забудь обратить внимание на наклон буквы, ее высоту.

Оцените себя. Обведите букву, которую вы написали лучше других.

Записать словарные слова.

Словесный метод

(Беседа)

 Дети открывают тетрадь, записывают число, классная работа

Дают характеристику звука. Она обозначает согласный, твердый, непарный, звонкий звук в данных словах.

 

Практический метод 

(Задание)Учащиеся записывают буквы.

Осуществляют  контроль в форме сравнения своей работы с заданным эталоном

  1. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

(5 мин)

Организация подготовки и мотивация учащихся к  самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

 - Вы записали словарные слова.

 Всем ли хватило места на одной строке?

- Как вы вышли из положения?

 Мы вернемся к этим словам в конце урока. И проверим, правильно ли вы перенесли.

Сообщение темы урока.

Сегодня мы будем наблюдать за тем, как  надо правильно   переносить слова.  Вспомним о том, что мы уже знаем о правилах переноса из программы 1 класса. Познакомимся, с новым для вас, случаем  переноса слов.

 

 

Словесный метод

(Беседа)

Учащиеся отвечают на вопросы.

  1. Выявление места и причины затруднения

(2 мин)

Организация выявления учащимися места и причины затруднения.

Послушайте стихотворение-шутку А.Шибаева «Как я перенёс слова»

Мы изучали перенос,

Вот как слова я перенёс:

Едва

Я перенёс:

Е-ДВА

Как получил за это «ДВА».

Укол

Я перенёс:

У-КОЛ

 И получил

За это «КОЛ».

Опять

Я перенёс:

О-ПЯТЬ

 Теперь,

Наверно,

Будет «ПЯТЬ».

-Как вы думаете, будет у ученика «пять»? (Нет.)

-Почему? (Он не знает правила переноса.)

-Какое правило забыл мальчик? (Одну букву нельзя оставлять на строке или переносить.)

Чтобы не получать «два», мы сегодня повторим правила пе¬реноса.

Словесный метод

(Беседа)

Учащиеся слушают учителя и отвечают на вопросы.

  1. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, способ, план, средство)

(5 мин)

Организация поиска проекта будущих учебных действий

- Как вы думаете, существуют ли правила переноса слов или их можно переносить как кому захочется?

- Кто может сформулировать тему урока?

- На какой вопрос мы сегодня ответим? ( Как переносить слова с одной строки на другую)

- Что вы ждёте от сегодняшнего урока?

Работа по теме урока с учебником

Откройте учебник на с. 71.

Упр. 107 (с. 71).

Прочитайте про себя правила переноса.

-Как переносят слово? (По слогам.)

-Чего нельзя делать? (Одну букву оставлять или переносить на другую строку, отделять буквы Й, Ь и Ъ от буквы, стоящей перед ними, переносить слова, состоящие из одного слога.)

Я сейчас вам расскажу,

Как слова переношу.

Здесь порядок очень строгий:

Делим все слова на слоги,

Переносим по слогам.

Словесный метод

(Беседа)

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

Учащиеся формулируют тему урока

Словесный метод

(Работа с книгой)

Учащиеся читают правило в  учебнике. 

Практический метод (Упражнение)

Один ученик пишет на доске, остальные- в тетрадях

  1. Реализация построенного проекта

(15 мин)

Осуществление реализации построенного проекта

Мини- исследование. Работа в группах.

1 группа:

Задание:

Рассмотреть предложенные слова: пень, осень, ёж, края, гром, дуб.

Сформулировать и озвучить правило переноса.

Вывод: Нельзя переносить односложные слова и слова, которые имеют иметь слог, состоящий из одной буквы в конце или в начале слова.

2 группа:

Рассмотреть предложенные слова: пеньки, подъезд, коньки, деньки, отъезд.

Сформулировать и озвучить правило переноса.

Вывод: ь и ъ не переносятся на другую строку.

3 группа:

Рассмотреть предложенные слова: зайка, лейка, чайка, змейка, чайник.

Сформулировать и озвучить правило переноса.

Вывод: буква й остаётся на предыдущей строке

Вместе: Рассмотреть предложенные слова: касса, Алла, тонна, аллея, русский

Сформулировать и озвучить правило переноса.

Вывод: удвоенные согласные разделяются

Практический метод (Упражнение)

Учащиеся работают в группах.

  1. Физкультминутка

     (1 мин)

Снятие усталости и напряжения; внесение эмоционального заряда;

У меня спина прямая

У меня спина прямая, (Ходьба на месте, руки за спину.)

Я наклонов не боюсь: (Наклон вперед.)

Выпрямляюсь, прогибаюсь, (Наклон назад, выпрямиться.) Поворачиваюсь. (Повороты туловища.)

Раз, два. три. четыре.

Три. четыре, раз. два. (Наклон вперед и выпрямиться.)

Я хожу с осанкой гордой. (Повороты туловища.)

Прямо голову держу, (Наклон вперед и выпрямиться.)

Никуда я не спешу. (Ходьба на месте, руки за спину.)

Раз. два. три. четыре, (Повороты туловища.)

Три. четыре, раз, два. (Ходьба на месте, руки за спину.)

Я могу и поклониться. (Поклон и выпрямиться.)

И присесть, и наклониться, (Присед, наклон вперед.)

Повернись туда - сюда! (Повороты туловища направо -налево.) Ох, прямешенька спина! (Наклон вперед и выпрямиться.)

Учащиеся повторяют  за учителем движения физкультминутки.

  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

(3 мин)

Осуществление первичного закрепления

Работа в паре. Игра «Составим цветок»

На лепестках слова. Разделите их вертикальной линией для переноса: медведь, дождь, язык, пальто, очки, ключ, чайник, молния, русский, иней, учитель, обувь(слова из  Упр. 108 (с. 71). 

-Подумайте, все ли из них можно перенести? Соберите цветок. Остались ли у вас «лишние» слова?

-Назовите  какие  слова лишние  и почему?

 -Кому бы вы хотели подарить эту ромашку?  (высказывания детей)

Улыбнемся и пожелаем друг другу добра.

Практический метод (Упражнение)

Учащиеся выполняют упражнение по делению слов на слоги.

Словесный метод

(Игра)

Учащиеся отвечают на вопросы, играют со словами.

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

(5 мин)

 Закрепление полученного знания

Упр. 110 (с. 72).

-Прочитайте, что нужно сделать в упражнении. (Составить две загадки о нотах. Выписать любое  слово  и разделить его для переноса.)

-Всем понятно  задание? Работайте.

-Какие загадки у вас получились? Проверим работу  по плану.

             проверяю  свой  ответ

                  смотрю   образец

                     

                      оцениваю

    Пишу «+» если ответ верный;  «?»- если допущена  ошибка

 Запись  на  доске   Семь ребят на пяти проводах отдыхают. Стая птах на лесенке заиграла  песенки.

Как перенести  слово проводах?

Практический метод (Письменное задание)

Учащиеся  самостоятельно письменно выполняют задание в тетрадях.

Самопроверка: учащиеся сверяют свой вариант с образцом, данным на презентации

Словесный метод

(Рассуждение)

  1. Включение в систему знаний и повторение

(3 мин)

 Выявление границ применения нового знания

Давайте их повторим правила переноса.

Переноси слова по слогам.

Одну букву нельзя отделять от слова.

Букву й не отрывай от гласного.

Слова, состоящие из одного слога не переносятся.

- Прочитаем вывод :

Если знать мы будем слоги,

Не запутаемся в слове.

Мы его перенесём,

По строке~опять пойдём.

Словесный метод

(Беседа)

Учащиеся отвечают на вопросы учителя

  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

(2 мин)

 Реализация рефлексии

- Что нового узнали сегодня на уроке?
- Что показалось сложным?

- Что показалось легким?

  

Оцените свою работу на уроке сами.

Тот, кто хорошо поработал на уроке и усвоил правило, поднимет зелёный кружок;

Тот, кто чуть-чуть сомневается в своих знаниях – жёлтый кружок;

Тот, кому было что-то непонятно на уроке – красный кружок.

За работу на уроке я выставила такие оценки …

Словесный метод

(Беседа)

Учащиеся отвечают на вопросы рефлексии.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русский язык Перенос слов

Слайд 3

Тр а ва, сах а р, труд, др о ва, с о рока, ветер .

Слайд 4

Какие тайны переноса слов мы открыли? Одну букву нельзя переносить и оставлять на строке. Слова переносятся с одной строки на другую по слогам. При переносе слов с удвоенными согласными одну букву оставляют на строке, а другую переносят.

Слайд 5

Слова из одного слога не переносятся . Буква Й при переносе не отделяется от гласной .

Слайд 6

Проверим работу по плану . проверяю свой ответ смотрю образец оцениваю

Слайд 7

Семь ребят на пяти проводах отдыхают . Стая птах на лесенке заиграла песенки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.

Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....

Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".

Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...

Конспект урока по русскому языку. Класс: 3.

А вы хорошо помните сказку про Колобка? Вот мы сейчас проверим. Я буду вам задавать вопрос, а вы отгадаете и отгадку запишите. (Один на доске записывает, объясняя правописание) - Кто из этих зверей Ко...

Конспект урока Предмет: Русский язык Класс: 2

Конспект урокаПредмет: Русский язык       Класс: 2Составитель: Крибель Анна Анатольевна, учитель начальных классовТема: «Парные звонкие и глухие согласные в ко...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....