Конспекты уроков по русскому языку 3 класс УМК "Перспектива"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Осадчук Татьяна Ильинична

Конспекты уроков по русскому языку 3 класс УМК "Перспектива"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок 16. Девять правил орфографии

Цель: обобщить знания учащихся об известных орфограммах.

Планируемые результаты: учащиеся научатся классифицировать имена собственные по значению; употреблять прописную букву в именах собственных; анализировать возможность перехода имен нарицательных в имена собственные; работать по алгоритму написания слов с проверяемым написанием.

Оборудование: карточки с заданиями.

Ход урока

  1. Организационный момент
  1. Актуализация знаний

Словарная работа

— Послушайте стихотворение.

Третий лишний

Буквы Ч и Н

Рядом на диваНЧике

СоЧНи, поНЧики едят,

Чай налив в стакаНЧики.

Между ними мягкий знак

Втиснуться пытается.

Он и этак, он и так —

Нет, не получается!

В Ч + Н, запомни проЧНо,

Мягкий знак не нужен тоЧНо!

В Н + Ч не нужен он.

Кто не нужен — выйди вон!

Л. Уланова

— Что будем повторять на орфографической минутке? (Правописание буквосочетаний.)

— Найдите слова с ошибками. Спишите их без ошибок, подчеркните орфограмму.

Ручька, точка, веточька, ночьной, конечьно, вечность, мощьный, подарочный, поперечный.

— Составьте предложения из слов каждой строчки так, чтобы в словах оставались сочетания ЧК, ЧН. Запишите предложения.

Дач..ник, печ.жа, булоч..ная, прачеч..ная.

Щеч..ка, пач.жа.

Коч..ка, боч..ка, поч..ка.

Внуч..ка, кач..ка.

  1. Самоопределение к деятельности

Работа по учебнику

Упр. 55 (с. 40)

— Прочитайте пословицы. Найдите и подчеркните орфограммы. Какая орфограмма объединяет пословицы? (Разделительный мягкий знак.)

— Перечислите орфограммы, которые встретились в пословицах.

  1. Работа по теме урока
  1. Работа по учебнику

С. 39

— Прочитайте сообщение профессора Самоварова.

— Какую задачу ставит перед нами профессор? (Произношение слов и их написание не всегда совпадают. Звуки передаются буквами не всегда точно. Мы должны научиться писать буквы в словах по правилам орфографии.)

— Что такое орфограмма? Прочитайте.

Игра-аукцион «Кто больше и быстрее»

— На доске записаны девять основных орфограмм, которые вы уже изучили. Прочитайте их.

Памятка. Девять правил орфографии

  1. Прописная буква в именах собственных.
  1. Проверяемые безударные гласные в корне слова.
  1. Проверяемые парные по звонкости — глухости согласные в корне слова.
  1. Непроверяемые гласные и согласные в корне слова.
  1. Правописание буквосочетаний ЖИ—ШИ, ЧА—ЩА, ЧУ— ЩУ, чк, чн, щн.
  1. Непроизносимые согласные.
  1. Удвоенные согласные.
  1. Разделительные твердый и мягкий знаки.
  1. Правила переноса слов.

- Приведите примеры на каждое правило. За правильный ответ получаете бонус. Кто больше наберет бонусов, тот и победитель.

(Учитель подводит итоги игры.)

— Прочитайте название первой орфограммы. Назовите все правила написания прописной буквы.

Упр. 56 (с. 40)

(Работа в паре.)

— Прочитайте подсказку Совенка на с. 40. Приведите примеры употребления прописной буквы.

  1. Выполнение заданий в рабочей тетради

Упр. 31 (с. 21)

(По заданиям. Работа в паре.)

Упр. 33 (с. 22)

— Прочитайте текст. Назовите тему текста. (Наша Родина.)

— Назовите главную мысль текста. (Каждому дорог свой уголок Родины.)

— Какой уголок Родины дорог вам? (Ответы детей.)

(По заданиям. Самостоятельно.)

  1. Физкультминутка

— Как живешь?

— Вот так! (Показывают большой палец.)

— А плывешь?

— Вот так!  (Имитируют плавание.)

— Как бежишь?

— Вот так! (Имитируют бег.)

— Вдаль глядишь?

— Вот так! (Глядят, приставив ладонь ко лбу.)

— Ждешь обед?

— Вот так! (Ждут, подперев рукой щеку.)

— Машешь вслед?

— Вот так! (Машут рукой.)

— Ночью спишь?

— Вот так! (Показывают, как спят ночью.)

— А шалишь?

— Вот так! (Надувают щеки, хлопают по ним кулачками.)

  1. Продолжение работы по теме урока

— Прочитайте. Запишите, если возможно, имена и отчества.

Прадедушка Иван — (?).

Дедушка Коля — (Николай Иванович).

Папа Леня — (Леонид Николаевич).

Сын Дима — (Дмитрий Леонидович).

Прабабушка Клава — (?).

Бабушка Катя — (?).

Мама Лена — (?).

Дочь Алла — (Алла Леонидовна).

(Учитель может предложить детям карточки для индивидуальной работы.)

  1. Вставьте в стихотворение названия рек Днепр и Ока, изменяя их окончания.

Мы с ... (Днепром), а вы с ... (Окой).

Чуден... (Днепр) могучий,

Ох, над ним и высоки

Вековые кручи!

Слышен голос: мол,... (Ока)

Тоже славная река,

И белее молока

Над... (Окою) облака.

  1. Напишите названия двух стран, двух городов, двух рек, двух морей.
  1. Придумайте названия деревень по описанию.

Туда выселяли — ... (Выселки).

Вокруг растут березы — ... (Белая Березка).

Стоит на берегу — ... (Прибрежная).

Там жили кузнецы — ... (Кузнечная).

  1. Вставьте имена в стихотворение.

Слышен смех честного люда:

Трусит с горки съехать... (Люда),

А у ... (Сени), а у ... (Сани)

С горки сами мчатся сани.

Я. Козловский

  1. Рефлексия

Работа по учебнику

Упр. 57 (с. 40)

(Задание для любознательных.)

  • Назовите главную мысль стихотворения. (Как образовались фамилии.)
  • Как образовалась ваша фамилия? (Ответы детей.)

(По заданиям. Самостоятельно.)

  1. Подведение итогов урока
  • Когда в письменной речи употребляется прописная буква?
  • Какой этап урока вам понравился больше всего?

Домашнее задание

Выполнить упр. 34 (с. 23) в рабочей тетради.

Урок 17. Прописная буква в именах собственных

Цель: обобщить знания учащихся об известных орфограммах.

Планируемые результаты: учащиеся научатся классифицировать имена собственные по значению; употреблять прописную букву в именах собственных; анализировать возможность перехода имен нарицательных в имена собственные; работать по алгоритму написания слов с проверяемым написанием.

Оборудование: карточки с заданиями.

Ход урока

  1. Организационный момент
  1. Актуализация знаний

Словарная работа

(Учитель раздает детям географические карты.)

— Выпишите названия населенных пунктов, рек, озер по образцу.

Образец: деревня Малиновка, город Глазов, река Чепца, озеро Светлое.

(Проверка. Один ученик читает и отвечает, с прописной или строчной записано каждое слово. Остальные сигнальными карточками показывают правильность ответа.)

  1. Самоопределение к деятельности

— Спишите текст. Подчеркните орфограммы.

Играет музыка. Лампы ярко осв..щ..ют (Ц, ц)ирк. В з..л..тистом костюме (на)арену (вы)ходит (Д, дрессировщик (Д, д)уров. (С, с)..бака (Р, р)ыж..к показывает (на)карте (Ч, ч)..рное (М, м)..ре. (М, м)..рская (С, с)винка стреляет (из)пу..ки. Серый (3, з)айчишка играет на барабане.

(Проверка. Один ученик читает, остальные сигнальными карточками показывают правильность ответа.)

— Вспомните девять основных правил орфографии. На какое правило больше всего пропущенных орфограмм? (Прописная буква в именах собственных.)

— Послушайте стихотворение.

Имена людей, зверей,

Все названия морей,

Городов, озер и рек

Должен каждый человек

С буквы прописной писать

(С большой буквы начинать).

Е. Морева

  1. Работа по теме урока
  1. Выполнение заданий в рабочей тетради

Упр. 32 (с. 22)

(По заданиям. Самостоятельно.)

Упр. 35 (с. 23)

(Работа в паре.)

— Почему имена нарицательные в тексте Мориса Метерлинка написаны с прописной буквы? (Слова «Чашки», «Миски» и «Тарелки» в сказке стали именами собственными.)

(По заданиям. Самостоятельно.)

  1. Работа по учебнику

Упр. 58 (с. 41)

Задание для любознательных

— Выпишите из текста упражнения слова в таком порядке: названия планет, названия континентов.

— Можно ли написать свой «космический адрес» на почтовом конверте? (Ответы детей.)

(Диктант.)

— Продиктуйте соседу.

У Груши в корзине груши. Тетя Поля вернулась с поля. Лева Скворцов кормил скворцов. Боря Васильков нес букет васильков.

(Взаимопроверка.)

— Итак, в языке есть слова, которые могут употребляться и как имена собственные, и как имена нарицательные. Приведите примеры таких слов.

  1. Физкультминутка

Это правая рука,

Это левая рука.

Справа — шумная дубрава,

Слева — быстрая река.

Обернулись мы, и вот

Стало все наоборот.

Слева — шумная дубрава,

Справа — быстрая река.

Неужели стала правой

Моя левая рука?

  1. Продолжение работы по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 59 (с. 42)

(Работа в паре.)

— Прочитайте, из каких частей состоит заявление. Найдите эти части в тексте.

Памятка. Как написать заявление

  1. Наименование адресата, которому направлено заявление.
  1. Ф.И.О., должность или адрес автора заявления.
  1. Наименование документа.
  1. Точное изложение просьбы, предложения.
  1. Дата, подпись.

Помните, что заявление (чье? кого?) Певцова Александра пишется без предлога «от»; слово «заявление» пишется со строчной буквы; суть просьбы излагается четко и кратко, текст начинается со слова «Прошу», местоимение «я» не употребляется; указывается дата и подпись с ее разборчивой расшифровкой.

(Ученики, работая в паре, составляют устные заявления в соответствии с правилами написания. Учитель выслушивает несколько заявлений, исправляет речевые ошибки.)

  1. Рефлексия

Работа по учебнику

Упр. 60 (с. 42)

(По заданиям. Самостоятельно.)

  1. Подведение итогов урока

— Когда в письменной речи употребляются имена собственные?

— Может ли одно и то же слово быть то именем нарицательным, то именем собственным?

- Какой этап урока вам понравился больше всего?

- Чему научились на уроке?

Домашнее задание

Написать заявление на любую тему.



Предварительный просмотр:

Урок 35. Словосочетание

Цели: познакомить с понятием «словосочетание» как языковой единицей; показать основную функцию словосочетания в речи — называть что-нибудь подробнее, чем слово.

Планируемые результаты: учащиеся научатся находить в предложениях словосочетания; составлять словосочетания; логически верно ставить вопросы от слова к слову в словосочетании; аргументированно отвечать.

Оборудование: карточки с заданиями.

Ход урока

  1. Организационный момент
  1. Актуализация знаний

— Отредактируйте текст. Постройте предложения так, чтобы в них не было повторения одного и того же слова.

Морж — полярный житель. Этот морж не боится даже белого медведя. У моржа острые и могучие клыки. Морж совсем безобидный. Клыками морж выкапывает из ила раковины и съедает их содержимое.

Слова для справок: он, великан, у него, зверь.

(Проверка. На доске записан отредактированный текст. Самопроверка.)

  1. Самоопределение к деятельности

(Учитель показывает предмет — карандаш.)

— Назовите предмет. (Карандаш.)

— Теперь скажите о карандаше более подробно. (Красный карандаш, мой карандаш, деревянный карандаш...)

— Назовите свое любимое занятие одним словом. (Читать, рисовать, бегать...)

— Понятно ли из слов детей, чем они любят заниматься? (Ответы детей.)

— Теперь скажите о своем любимом занятии двумя словами. (Читать комиксы, рисовать птиц, бегать по стадиону...)

- Когда мы говорим о чем-либо более подробно, что мы для этого используем? (Словосочетания.)

На уроке будем говорить о словосочетаниях.

  1. Работа по теме урока

Работа по учебнику

С 84

— Прочитайте слова профессора Самоварова.

— Что такое словосочетание?

— Для чего оно служит?

— Чем словосочетание отличается от слова? (В словосочетании два или несколько слов.)

— Чем словосочетание отличается от предложения? (Предложение выражает законченную мысль, а словосочетание служит для названия предметов или действий.)

— Найдите выделенные слова в тексте о моржах. Составьте с ними словосочетания.

Морж — полярный житель. Этот великан не боится даже белого медведя. У него острые и могучие клыки. Морж совсем безобидный. Клыками зверь выкапывает из ила раковины и съедает их содержимое.

— Запишите словосочетания. От слова к слову ставьте вопрос.

Житель (какой?) полярный, клыки (какие?) острые и могучие, зверь (какой?) безобидный.

Упр. 135 (с. 84)

(По заданиям. Коллективно.)

— Запишите еще несколько слов и словосочетаний по рисунку.

Упр. 136 (с. 85)

(По заданиям. Коллективно.)

  1. Физкультминутка

Раз, два, три — веселей шагайте.

Раз, два, три — ноги поднимайте.

Раз, два, три — потянитесь дружно.

Раз, два, три — закаляться нужно.

Раз, два, три — сели и привстали.

Раз, два, три — ноги крепче стали.

Раз, два, три — ручками похлопали.

Раз, два, три — ножками потопали.

  1. Продолжение работы по теме урока

— Прочитайте диалог Вани и профессора Самоварова.

— Почему подлежащее и сказуемое нельзя назвать словосочетанием? (Подлежащее и сказуемое — это предложение, которое служит для сообщения, выражения какой-либо мысли. А словосочетание, как и слово, служит для называния предметов или действий, только более точного.}

Упр. 137(с. 85)

(Задание повышенной сложности. Ученики составляют и записывают словосочетания по образцу.)

  1. Рефлексия

Работа по учебнику

Упр. 138 (с. 85)

(По заданиям. Коллективно.)

  1. Подведение итогов урока

— Что такое словосочетание?

— Для чего оно служит?

— Чем словосочетание отличается от слова?

— Чем словосочетание отличается от предложения?

Домашнее задание

Составить предложения со словосочетаниями из упр. 135 (с. 84) в учебнике.

Урок 36. Предложение

Цель: систематизировать знания учащихся о предложении.

Планируемые результаты: учащиеся научатся отличать предложения от словосочетаний и слов; определять признаки и типы предложений; составлять предложения, верные по форме и логичные по смыслу; ставить знаки в конце предложения; анализировать, делать выводы, сравнивать.

Оборудование: карточки с заданиями.

Ход урока

  1. Организационный момент
  1. Актуализация знаний

(Выборочный диктант.)

— Выпишите слова с разделительным мягким знаком в один столбик, с разделительным твердым знаком — в другой.

Всем нужны хорошие верные друзья. Маленькое сдобное колесо съедобное. Я одна тебя не съем, разделю ребятам всем. В автомобиле река разъезжает, радужной пылью асфальт освежает. В лесу на деревьях было расклеено такое объявление: «Открыта больница для птиц и зверей. Идите лечиться туда поскорей!» Корабельщики в ответ: «Мы объехали весь свет, за морем житье не худо».

— Какую орфограмму повторили на уроке? {Правописание разделительных Ь и Ъ знаков.)

— Что общего у этих знаков? Какой звук вы слышите после согласного перед гласным на месте ЬиЪ? Что разделяют буквы ЬиЪ? Какой разделительный знак всегда пишется перед И?

- Запишите словосочетания, графически объясните написание разделительных Ь и Ъ знаков.

Разъяренный зверь, съежится от холода, объяснить задачу, льется дождь, разъединить провода, большой объем, вошел в подъезд, вьет гнездо, сверкнуть в кроне деревьев, серьезная опасность.

(Проверка. Ученик объясняет написание знака, другие дети показывают верный ответ сигнальными карточками.)

  1. Самоопределение к деятельности

— Скажите, какое сейчас время года. (Осень.)

— Это слово выражает законченную мысль? Произносим ли мы его с законченной интонацией?

— А как назвать это время более точно? (Сейчас осень,)

— Есть ли сейчас интонация законченности?

— Что вы использовали, чтобы выразить законченную мысль? (Предложение.)

На уроке будем говорить о предложении.

  1. Работа по теме урока
  1. Работа по учебнику

С 86

— Что такое предложение?

— Какие предложения по цели высказывания вы знаете?

— Какие типы предложений по интонации различают?

— Прочитайте «Узелки на память».

Упр. 139 (с. 86)

— Какие это предложения по интонации и по цели высказывания?

— Прочитайте предложения из одного слова.

— Такое предложение создается с какой-то целью и обладает определенной интонацией. Какие цель и интонация у первого предложения? (Цель — обратить внимание на время года, интонация — радости, восторга.)

(Аналогично разбирают другие два предложения.)

  1. Выполнение заданий в рабочей тетради

Упр. 149 (с. 84)

(Работа в паре.)

— Прочитайте получившиеся предложения с верной интонацией.

Упр. 150 (с. 85)

— Что такое диалог? (Разговор двух или более лиц.)

— Прочитайте предложения в диалоге с верной интонацией.

— Выполните задание в упражнении.

Упр. 140 (с. 86)

(По заданиям. Самостоятельно. Проверка. Ученик читает характеристику предложений, другие дети показывают верный ответ сигнальными карточками.)

  1. Физкультминутка

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали,

Ножками потопали,

Ручками похлопали,

 Покружились, повертелись

 И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем

 И работать продолжаем.

  1. Продолжение работы по теме урока
  1. Работа по учебнику

Упр. 142 (с. 87)

— Прочитайте первую группу предложений. Что можно сказать об одном из них? (Некорректно составлено.)

— Сравните эти предложения по форме. (Слова в предложении связаны между собой, можно задать вопрос от слова к слову, но предложение лишено смысла, то есть оно называет то, что реально не существует.)

(Аналогично проводят разбор второй группы предложений.)

— Итак, что важно при составлении предложений? (Важен смысл предложения.)

  1. Выполнение заданий в рабочей тетради

Упр. 151 (с. 85)

(Работа в паре. Ученики составляют предложение из слов, доказывают его логичность.)

  1. Рефлексия

— Если предложение состоит из одних и тех же слов, может ли оно относиться к разным типам по цели высказывания? От чего это будет зависеть? (Ответы детей.)

— Прочитайте предложение.

Вы придете завтра на урок физкультуры.

— Произнесите его сначала как повествовательное, затем как вопросительное, потом как побудительное предложение.

— Какой вывод вы сделали? (Тип предложения зависит от интонации.)

  1. Подведение итогов урока

— Что нового узнали о предложении?

— С каким чувством уходите с урока?

(Резервные упр. 141, 143 в учебнике на с. 87.)

Домашнее задание

Выполнить упр. 148 (с. 83) в рабочей тетради.

Урок 37. Главные члены предложения

Целы систематизировать знания учащихся о главных членах предложения.

Планируемые результаты: учащиеся научатся находить главные члены предложения; наблюдать за составлением предложений по их моделям; анализировать, делать выводы, сравнивать.

Оборудование: карточки с заданиями.

Ход урока

  1. Организационный момент
  1. Актуализация знаний

— Прочитайте стихотворные строки.

Зовут в поход моря и горы.

Шумят зеленые леса.

Лугов, полей, лесов просторы

Нам открывают чудеса.

А. Коваленков

(Учитель предлагает детям выполнить задания на выбор по увеличению сложности.)

  1. Найдите слова, в которых надо проверить букву безударных гласных. Подберите проверочные слова. Подчеркните 5 существительных.
  1. Найдите слова, в которых надо проверить букву безударных гласных. Подберите проверочные слова. Подчеркните главные члены предложений.
  1. Найдите слова, в которых надо проверить букву безударных гласных. Подберите проверочные слова. Разберите слова «поход», «открывают» по составу, подберите однокоренные слова.

(Проверка. Учитель проверяет работы первых справившихся с заданием учеников, затем они проверяют работы других детей.)

  1. Самоопределение к деятельности
  1. Беседа

— Прочитайте первое предложение в стихотворении.

— Какое оно по цели высказывания и по интонации?

— Сколько слов в предложении? Есть ли среди них главные, то есть такие, без которых в предложении не обойтись?

— Как называются главные члены предложения? {Подлежащее и сказуемое.)

— Что обозначает подлежащее? На какой вопрос отвечает подлежащее?

— Что обозначает сказуемое? На какой вопрос отвечает сказуемое?

  1. Работа по учебнику

Упр. 144 (с. 88)

(По заданиям. Самостоятельно.)

— Назовите буквы проверяемых гласных и согласных в корне слова. Подберите проверочные слова. По какому правилу вы их проверяли?

На уроке будем говорить о главных членах предложения.

  1. Работа по теме урока

Работа по учебнику

С. 88

— Прочитайте «Узелки на память».

— Как называются остальные члены предложения, кроме главных? (Второстепенные члены предложения.)

Упр. 145 (с. 88)

— Определите подлежащее и сказуемое в каждом предложении.

Образец рассуждения.

Гусей крикливых караван тянулся к югу.

В предложении говорится о караване.

(Что?) караван. Это подлежащее.

Караван (что делал?) тянулся. Это сказуемое.

Тянулся (куда?) к югу. Это второстепенный член предложения.

(Аналогично проводят разбор трех других предложений.)

Упр. 146 (с. 89)

(По заданиям.)

— Прочитайте диалог профессора Самоварова и Вани в учебнике на с. 89. Что помогают делать вопросы? (Верно построить любое предложение с различным содержанием.)

  1. Физкультминутка

(По выбору учителя из проведенных ранее.)

  1. Продолжение работы по теме урока

Выполнение заданий в рабочей тетради

Упр. 153 (с. 86)

(Работа в паре.)

— Прочитайте предложения, которые составили. Найдите главные члены предложения по алгоритму. Подчеркните их. Как называются остальные члены предложения?

  1. Рефлексия

Работа по учебнику

Упр. 147 (с. 89)

(По заданиям. Самостоятельно.)

— Какой вывод по заданию можно сделать? (Два предложения на разные темы построены одинаково, по одной и той же схеме, так как к членам предложения заданы одинаковые вопросы,)

  1. Подведение итогов урока

— Какие члены предложения называются главными?

— Как их найти в предложении?

Домашнее задание

Выполнить упр. 152 (с. 86) в рабочей тетради.

Урок 38. Главные члены предложения

Цель: систематизировать знания учащихся о главных членах предложения.

Планируемые результаты: учащиеся научатся находить главные члены предложения; наблюдать за составлением предложений по их моделям; анализировать, делать выводы, сравнивать.

Оборудование: карточки с заданиями.

Ход урока

  1. Организационный момент
  1. Актуализация знаний

— Прочитай слова.

Соленый, кричать, граница, бегать, резкий, знамена, ветвистый, ночевать, кленовый, ковер, левша, вишневый, кинул, река, леса, лепить, кольцо, пахать, садить, мясной, сидит, прямой, пятак, звезда.

(Учитель предлагает детям выполнить задания на выбор по увеличению сложности.)

  1. Выпишите слова с буквой проверяемых безударных гласных. К пяти существительным подберите проверочные слова.
  1. Выпишите слова с буквой проверяемых безударных гласных. К глаголам подберите проверочные слова.
  1. Выпишите 15 слов, поставьте ударение, подберите проверочные слова. Со словом «сидит» составьте предложения с учетом его значений.

(Проверка. Учитель проверяет работы первых справившихся с заданием учеников, затем они проверяют работы других детей.)

  1. Самоопределение к деятельности

Игра «Третий лишний»

— Прочитайте предложения. Найдите, какое предложение построено не по той схеме, по какой построены другие.

Сестра читала книгу.

Мама варила суп.

Брат играл с собакой.

Мой друг уехал в Саратов.

Маленькая девочка играла в куклы.

Молодой месяц заглядывал в окошко.

— Какие предложения лишние? (Брат играл с собакой. Маленькая девочка играла в куклы.)

— Почему они лишние? (Построены по другой схеме, задается другой вопрос. Играл (с кем?) с собакой, играла (во что?) в куклы.)

На уроке будем учиться строить предложения.

  1. Работа по теме урока
  1. Работа по учебнику

Упр. 148 (с. 90)

(По заданиям. Коллективно.)

— Прочитайте первые три предложения. Сравните их. (Меняется порядок слов.)

  • Меняется ли смысл предложений? Кто догоняет? (Волк.)

— Кого догоняет? (Зайца.)

— Меняются ли схема предложений и связь слов в них? (Нет.)

— Найдите и подчеркните подлежащее и сказуемое.

— Прочитайте следующие три предложения. Сравните их. (Меняется порядок слов.)

— Меняется ли смысл предложений?

— Меняются ли схема предложений и связь слов в них? (Нет.)

— Найдите и подчеркните подлежащее и сказуемое.

(Аналогично проводят разбор трех других предложений.)

  • Почему слова «Заяц» и «Волк» записаны с заглавной буквы?

— Прочитайте сообщение Совенка в учебнике на с. 90.

— Какой вопрос помогает найти подлежащее?

Упр. 149 (с. 90)

(По заданиям.)

  1. Выполнение заданий в рабочей тетради

Упр. 155 (с. 88)

(По заданиям. Работа в паре.)

  • Прочитайте предложения, которые вы составили.
  • Сравните ваши предложения и предложения Николая Сладкова.

Упр. 156 (с. 89)

(По заданиям. Самостоятельно.)

  1. Физкультминутка

Поднимите плечики,

Прыгайте, кузнечики.

        Выше, выше, высоко

Прыгай на носках легко.

А теперь

Травушку покушайте,

Тишину послушайте.

  1. Продолжение работы по теме урока

Выполнение заданий в рабочей тетради

Упр. 154 (с. 87)

(По заданиям.)

— Что указывает мальчик в объявлении? (Что произошло, приметы собаки, адрес, по которому надо обратиться.)

— Почему это надо указать? (Чтобы быстрее нашли собаку Сергея.)

— Какие члены предложения помогли точнее, подробнее рассказать о пропавшей собаке? (Второстепенные члены предложения.)

— Напишите свой текст объявления.

(Ученики читают объявления, учитель проверяет правильность написания.)

  1. Рефлексия

— Что нового узнали о предложении?

— С каким чувством уходите с урока?

  1. Подведение итогов урока

— Какую роль играют второстепенные члены предложения?

— Как их найти в предложении?

Домашнее задание

Выполнить упр. 151 (с. 91) в учебнике.

Урок 39. Предложения с однородными членами

Цель: познакомить с однородными членами предложения.

Планируемые результаты: учащиеся научатся находить в предложении однородные члены; ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами; обнаруживать и формулировать учебную проблему; оценивать правильность выполнения действия; контролировать свои действия.

Оборудование: карточки с заданиями.

Ход урока

  1. Организационный момент
  1. Актуализация знаний

— Запишите словосочетания из слов с непроверяемым написанием и подходящих по смыслу слов. Подчеркните букву непроверяемой безударной гласной.

Привет, обед, пловец, металл, вместе, черный, колыбель, болото, осенний, до свидания, желтый.

(Горячий привет, вкусный обед, быстрый пловец, серебристый металл, вместе с другом, черный кот, детская колыбель, вязкое болото, осенний лист, до свидания, мальчики, желтый наряд.)

(Проверка. Ученик называет букву, другие дети показывают верный ответ сигнальными карточками.)

  1. Самоопределение к деятельности

(На доске картинка с изображением леса.)

— Рассмотрите рисунок на доске. Какие деревья растут на поляне?

— Составьте предложения. (На поляне растут березы. На поляне растут рябины. На поляне растут ели.)

— Что объединяет эти предложения? (Повтор слов.)

— Как можно сказать по-другому? (На поляне растут березы, рябины, ели.)

— Определите подлежащее в этом предложении. Сколько подлежащих? На какой вопрос они отвечают? (Что? Березы, рябины, ели.)

  • Определите сказуемое в этом предложении. (Березы, рябины, ели (что делают?) растут.)

— Кто знает, как называются такие члены предложения?

На уроке будем говорить об однородных членах предложения.

  1. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 152 (с. 92)

(По заданиям. Коллективно.)

— Что необычного заметили во втором предложении? (Несколько подлежащих.)

— На какой вопрос они отвечают?

  • Что необычного заметили в третьем предложении? (Несколько сказуемых.)

— На какой вопрос они отвечают?

— Прочитайте сообщение профессора Самоварова в учебнике на с. 92.

— Какие члены предложения называются однородными?

— Как их найти в предложении?

Упр. 153 (с. 92)

(По заданиям.)

— Какие члены предложения являются в этих предложениях однородными? (Второстепенные.)

— Как при чтении произносятся однородные члены предложения? (С интонацией перечисления.)

— Как разделяются они при письме? (Запятой.)

Упр. 154 (с. 92)

(По заданиям,)

— Прочитайте предложения, которые вы составили.

— Какие члены предложения являются в этих предложениях однородными?

  1. Физкультминутка

Мы по ягоды идем,

Дружно ягоды берем.

Посмотри-ка, погляди-ка:

Ах, какая земляника!

Ниже, ниже приседай.

А теперь скорей вставай.

  1. Продолжение работы по теме урока

Выполнение заданий в рабочей тетради

Упр. 159 (с. 90)

(По заданиям.)

— Подберите проверочные слова, докажите написание букв безударных гласных.

  1. Рефлексия

— Прочитайте отрывки из стихотворений.

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

 Падает, ложится.

И. Суриков

Летит по небу туча,

Вздыхает и ворчит,

А маленькая тучка

Копытцами стучит.

Т. Белозеров

— Найдите главные члены предложения. Есть ли среди них однородные?

— Назовите второстепенные члены предложения. Есть ли однородные среди них?

  1. Подведение итогов урока

— Какие члены предложения называются однородными?

— Как при чтении произносятся однородные члены предложения?

— Как разделяются они при письме?

Домашнее задание

Выполнить упр. 157 (с. 89) в рабочей тетради.

Урок 40. Предложения с однородными членами

Цель: познакомить с однородными членами предложения.

Планируемые результаты: учащиеся научатся находить в предложении однородные члены; ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами; обнаруживать и формулировать учебную проблему; оценивать правильность выполнения действия; контролировать свои действия.

Оборудование: карточки с заданиями.

Ход урока

  1. Организационный момент
  1. Актуализация знаний

Проверка домашнего задания

— Прочитайте предложения, которые вы составили.

— Какие однородные члены есть во всех ваших предложениях?

— Что вы знаете об однородных членах? (Относятся к одному и тому же слову, отвечают на один и тот же вопрос, произносятся с интонацией перечисления.)

  1. Самоопределение к деятельности

— Прочитайте сообщение Совенка в учебнике на с. 93.

— Как соединяются однородные члены предложения?

— В каком случае ставится запятая между однородными членами?

На уроке будем учиться ставить знаки препинания между однородными членами.

  1. Работа по теме урока
  1. Работа по учебнику

С. 93

- Прочитайте примеры предложений, которые приводит Совенок.

— В первом предложении найдите главные члены предложения. Есть ли среди них однородные?

-- Объясните постановку знаков препинания.

(Аналогично проводят разбор второго предложения.)

Упр. 155 (с. 93)

(По заданиям. Коллективно.)

— Прочитайте предложение. Есть ли в нем однородные члены? Какая интонация поможет найти однородные члены?

- Объясните постановку знаков препинания.

Упр. 156 (с. 93)

(По заданиям.)

  1. Выполнение заданий в рабочей тетради

Упр. 158 (с. 90)

(По заданиям.)

— Прочитайте предложения, которые вы составили.

— Какие члены предложения являются в этих предложениях однородными?

  1. Физкультминутка

Отдохнем с тобой, дружок.

Ставим дружно руки в бок.

Наклонились влево, вправо,

Влево, вправо, влево, вправо

Потянулись мы на славу.

 Сядем тихо, мой дружок,

И продолжим наш урок.

  1. Продолжение работы по теме урока

— Спишите, расставляя знаки препинания.

а)        Сколько рек речек р..ч..шек руч..ев в огромной прекрасной нашей стране! Сколько озер прудов водохранилищ. То-то раздол..е рыболовам! В реках водятся ж..рные плоские л..щи золотые язи. В горных реках водятся форели.

б)        Тол..ко ос..н..ю можно оц..нит.. крас..ту ясеня осины р..бины клена. Королевой ..сеннего леса становится осина. Летом на ее ствол лист..я ветви мы (не)обращ..ем внимания. Л ист..я осины желтые малиновые пурпурные. Х..р..шосм..трет.. на ..сенние д..рев..я при закате. Лес вес., лучится сверкает светится.

  1. Рефлексия

(Учитель раздает детям распечатки текстов.)

— Прочитайте стихотворение, подчеркните однородные члены предложения.

Мы с братом весь день собираем ракушки.

«Гляди, что нашел!» — кричим мы друг дружке.

Не спим, не едим, не играем,

Ракушки весь день собираем.

Ракушки как ложки, ракушки как плошки,

Ракушки-ладошки, ракушки-лепешки,

И тонкие, как лепестки,

И толстые, как черепки.

Ракушки в полоску, и в крапинку тоже,

И те, что на радугу цветом похожи,

И розовые, как утро,

С изнанкою из перламутра.

Ракушки простые, ракушки витые,

Соленой водой до краев налитые,

И гладкие, и ребристые.

Прозрачные, серебристые...

Закроешь глаза, прислонишься к подушке,

И сразу — ракушки, ракушки, ракушки...

Не выбросим ни одной,

Все-все привезем домой!

О. Григорьев

— Как вы думаете, почему в тексте стихотворения так много однородных членов предложения?

  1. Подведение итогов урока

— Какие члены предложения могут быть однородными?

— При помощи каких союзов могут соединяться однородные члены предложения?

Домашнее задание

Из книг для чтения выписать предложения с однородными членами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.

Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....

Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".

Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...

Конспект урока по русскому языку. Класс: 3.

А вы хорошо помните сказку про Колобка? Вот мы сейчас проверим. Я буду вам задавать вопрос, а вы отгадаете и отгадку запишите. (Один на доске записывает, объясняя правописание) - Кто из этих зверей Ко...

Конспект урока Предмет: Русский язык Класс: 2

Конспект урокаПредмет: Русский язык       Класс: 2Составитель: Крибель Анна Анатольевна, учитель начальных классовТема: «Парные звонкие и глухие согласные в ко...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....