Урок русского языка " 2 склонение имен существительных"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Шалимова Валентина Александровна

Урок изучения нового материала, направленный на знакомство учащихся со 2 склонением имен существительных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_2_skl_imen_mushchestvitelnyh.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Нижнемамонская основная общеобразовательная школа»

Конспект открытого урока

русского языка

 по теме:

«2-е склонение   имён  существительных»

в 4  классе

                                                     Провела: Шалимова Валентина

                                                                         Александровна

с. Нижний Мамон

2022 г.

Тема: 2-е склонение имён существительных.

Педагогическая цель: познакомить учащихся с признаками имён существительных 2-го склонения; формировать умение распознавать имена существительные 2-го склонения. 

Учебная цель: познакомиться с признаками имён существительных 2-го склонения; научиться распознавать имена существительные 2-го склонения.

Универсальные учебные действия:

Личностные: уметь устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом; уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные: уметь формулировать цель урока после предварительного обсуждения; совместно с учителем формулировать учебную проблему. 

Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; анализировать; сравнивать, классифицировать объекты по выделенным признакам; подводить под понятие; строить логическую цепь рассуждений.

Планируемые результаты.

Научиться безошибочно определять 2-е склонение имён существительных.

Тип урока: урок изучения нового материала.

 Оборудование: презентация, компьютер, проекционный экран, карточки, толковый словарь.

Ход урока

1. Организационный момент  (слайд 1 пустой)

-Сядьте ровно, распрямите спинку, расправьте плечи, улыбнитесь друг другу.

-Я желаю вам хорошего настроения и успехов на уроке.

Откройте тетради и запишите сегодняшнее число.

2. Актуализация знаний.            (СЛАЙД 2)

- Прочитайте слова великого русского учёного Михаила Васильевича Ломоносова:

«Всем, кто хочет добиться успеха в изучении языка, нужно научиться открывать его тайны».

- Как вы понимаете смысл этого высказывания? (Ответы детей)

- Продолжим открывать тайны нашего языка, а слова Ломоносова будут девизом нашего сегодняшнего урока.

- Начнем урок с небольшой проверочной работы. Каждый из вас получает карточку, которую вы должны вначале подписать. Работать будем по вариантам. Задание для всех одинаковое: нужно вставить пропущенные буквы в слова с непроверяемой орфограммой. (до 3х мин)

- А, сейчас проведем небольшой блиц-опрос.

- Сначала отгадайте загадку:

Эта часть речи предмет означает

И на вопросы «Кто?», «Что?» отвечает. (Существительное)

- Какого рода бывают имена существительные? (Мужского, женского и среднего)

- Сколько падежей в русском языке? ( 6)

- В каком падеже имена существительные употребляются всегда без предлога?(И. п)

- С каким падежом дружит предлог «К»? (Д. п.)

- Этот падеж связан с глаголом «творить» и обозначает орудие действия. (Т. п)

- Какой падеж употребляется всегда только с предлогом? (П. п)

- Какой падеж отвечает на вопросы Кого? Чего? ( Р. п.)

- Падеж, который связан со словом «вина»? ( В.п.)

-Изменение имен существительных по падежам называется..? ( склонением)

3. Самоопределение к деятельности.

- У вас на столах есть вот такие таблицы. (СЛАЙД 3 )

И. п.

дедушка,  яблоня, туча

дождь,  облако,  солнце

Р. п.

дедушки,  яблони, тучи

дождя,  облака,  солнца

Д. п.

дедушке,  яблоне, туче

дождю, облаку, солнцу

В. п.

дедушку,  яблоню, тучу

дождь,  облако,  солнце

Т. п.

дедушкой,  яблоней, тучей

дождём,  облаком,  солнцем

П. п.

о дедушке,  о яблоне, о туче

о дожде,  об облаке,  о солнце

- Посмотрите на первую группу слов.

- Назовите начальную форму имён существительных в первом столбце. (Дедушка, яблоня, туча)

- К какому склонению они относятся? (К 1-му.)

- Как вы это определили? (Это существительные женского и мужского рода с окончаниями -а, -я.)

- Напишите над словами первого столбца слов – 1-е скл.

- Какие грамматические признаки у второй группы слов. (Это имена существительные среднего и мужского рода в единственном числе.)

-Назовите их окончания в начальной форме. (В мужском роде окончание нулевое, в среднем роде окончание -о, -е.)

- Можем ли мы сразу сказать, к какому склонению относятся эти существительные? (Нет.) Почему? (Мы не знаем, какие признаки надо иметь именам существительным, чтобы относиться ко 2-му или 3-му склонению.)

- А, что мы уже знаем о склонении? (Что имена существительные бывают 1-го, 2-го и 3-го склонения. Знаем признаки существительных 1-го склонения.)

- Подумайте, к какому склонению могут относиться  существительные из второй группы? (Ответы детей). Почему?

- Что мы должны сделать в данном случае для того, чтобы подтвердить или опровергнуть свои предположения? (Обратиться к учебнику.)

-  Откройте страницу 93 учебника. Прочитайте тему. (СЛАЙД 4)

- Как вы думаете, чему мы должны научиться сегодня на уроке? (Узнать, какие признаки имеют имена существительные 2-го склонения. Научиться распознавать имена сущ. 2-го скл.) 

4. Работа по теме урока.

Работа по учебнику.

- Откройте учебник на с 93 и прочитайте задание упражнения 162.

- Чем похожи слова каждой пары? (Это однокоренные слова.)

- Чем они отличаются? (Во втором слове каждой пары есть суффикс)

- Выполните письменные задания к упражнению.

(Комментированное письмо по одному у доски)

- У каких существительных нулевое окончание? (У существительных мужского рода.)

- Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!» (Вы записали имена существительные 2-го склонения.)

- Кто попробует на основе нашей таблицы и выполненного сейчас упражнения сделать вывод, какие имена существительные относятся ко 2-му склонению? (Ко 2-му склонению относятся имена существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями -о, -е в именительном падеже.) 

Читаем рубрику «Мудрая сова» на с 93

- Верный мы сделали вывод?

- Напишите над вторым столбцом таблицы – 2-е скл.

5. Закрепление изученного материала.

Работа по учебнику

- Продолжаем работу по учебнику. Упражнение 164.

- Прочитайте стихотворение.

- Что такое натюрморт?(изображение неодушевленных предметов) Слайд 5

- Рассмотрите иллюстрацию к нему. Как называется этот жанр живописи? (Натюрморт.)

- Значение каких слов ещё нам предлагают объяснить? (Сервиз. Бутерброд.)

Прочитай. (Бутерброд – ломтик хлеба с маслом, сыром, колбасой и т. п.) 

Сервиз – полный набор чайной или столовой посуды на определённое количество человек. (СЛАЙД 6-7)

6. Физкультминутка. (Слайд 8 пустой)

Вижу, вы уже устали.

А, сейчас мы отдохнем и разминку проведем.

Не ленитесь, повторяйте, настроенье поднимайте.

Быстро встали, улыбнулись,

Выше-выше потянулись.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь.

Рук коленями коснитесь.

Сели-встали, сели-встали.

Вы надеюсь, не устали.

Физзарядка ровно в срок

Продолжаем наш урок.

- Составьте устно предложение с однородными членами по иллюстрации к этому упражнению.

Работа в парах.

- А, теперь поработаем в парах. Вспомните правила работы в парах. Слайд № 9

- У вас на столах у каждой пары карточки со словами.

Задание: над каждым словом надо надписать склонение: 1-е склонение или 2-е склонение. А потом проверим.

- Капуста, яблоко, помидор, ягода, роща, картофель, крапива, воскресенье, море.

Проверка. (читает слово и называет один человек из пары)

7. Подведение итогов.

- Вернёмся к теме нашего урока. (2-е скл имён существительных.) (СЛАЙД 10)

- Какие цели перед собой ставили? (Узнать, какие признаки имеют имена существительные 2-го склонения, научиться их распознавать.) 

- Как вы считаете, достигли мы целей?

- Существительные какого рода относятся ко 2-му склонению? (Мужского и среднего.)

- Какие окончания имеют существительные 2-го склонения? (Нулевое окончание в мужском роде и окончания -о, -е в среднем роде.)

7. Рефлексия.

- А, сейчас попробуйте закончить предложения, которые вы видите на экране.

Слайд 11

9. Домашнее задание.

- Запишите домашнее задание. (СЛАЙД 12)

Упр. 163, правило на с 93


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка.Склонение имен существительных.

Урок русского языка разработан для 4 класса,по программе "Школа России". Тип урока - закрепление ,форма урока- устный журнал. На этом уроке важно развивать активность,самостоятельность учащихся....

Урок русского языка "Склонения имен существительных"

Урок обобщения и закрепления полученных знаний о склонениях имен существительных....

Урок русского языка "Склонение имен существительных, употребленных в косвенных падежах"

Интегрированный урок русского языка и литературного чтения с использованием игровых технологий....

Методическая разработка урока русского языка "Склонение имен существительных" 4 класс, УМК "Гармония" с применением приемов технологии ТРИЗ

Методическая разработка урока русского языка "Склонение имен существительных" 4 класс, УМК "Гармония" с применением  приемов технологии ТРИЗ...

Презентация к уроку русского языка "Склонение имен существительных"

Презентацию можно использовать на уроках русского языка, работая по любому УМК....

Урок русского языка "Склонение имен существительных

Урок  русского языка в 3 классе "Начальная школа 21 век". на уроке продолжается изучение склонения существительных. Несклоняемые существительные...