урок по русскому языку Приставка как часть слова
методическая разработка по русскому языку (2 класс)

Замечательный знаток начального обучения Д. И. Тихомиров писал: «Близкое и обстоятельное знакомство с составом слова есть самое верное средство, коим, скорее всего, может быть достигнуто правописание». Основой основ при изучении орфографии  является знание морфемного состава слова. Это  тот самый первый и верный шаг к становлению грамотного человека.  Очень хочется, чтобы подрастающее поколение  знало  и любило свой родной язык,  и уроки русского языка были самыми популярными у наших детей. Особое внимание на уроке уделяется метапредметным навыкам, так как именно они помогают детям быть успешными в разных учебных областях, это те «инструменты», которые у ребёнка всегда с собой. Кроме того системно- деятельностный подход , применяемый на данном уроке даёт возможность  формировать  именно человека деятельного: не только умеющего что-либо делать, но понимающего, что он делает, для чего и как. Работа в группах и парах помогает ребёнку в непростом,  но столь важном взаимодействии с другими людьми.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Шиверских Светлана Владимировна

учитель начальных классов МБОУ гимназии №3,

 г. Иркутск

УМК: Начальная школа 21 века

Класс : 2 Б

Предмет: русский язык

Тема занятия: Приставка как часть слова

Тип занятия: урок открытия нового знания

Цель урока

дать понятие о приставке, как значимой части слова

Задачи урока

•        познакомить с новой частью слова и ее основными признаками,  учить отличать от других частей слова;

•        развивать память,  внимание,  мышление,  познавательную активность, речь, способность наблюдать, выделять существенные признаки,   расширять кругозор  обучающихся;

•        учить работать в команде, сотрудничеству с другими участниками образовательного процесса

Универсальные учебные действия (УУД), формируемые на уроке

•        способствовать развитию аналитического мышления (умение устанавливать причинно-следственные связи, рассматривать новые знания в контексте уже имеющихся);

•        стимулировать самостоятельную поисковую деятельность;

•        повысить интерес к изучению предмета, познавательную активность;

•        способствовать формированию коммуникативных умений.

Планируемые результаты

предметные: усвоение понятия «приставка», осознанный подход  к морфемному составу слов, как основе основ  орфографии;

метапредметные: умение анализировать материал, находить место затруднения, способы выхода из проблемной ситуации, умение применить новое знание

личностные: умение работать в команде, выслушивать мнения других, высказывать своё, договариваться, распределять деятельность внутри группы

Основные понятия, используемые на занятии

родственные (однокореннные) слова, окончание,  корень, приставка, суффикс

Организация метапредметного

пространства

метод исследования, работа в группах

Межпредметные связи

рассматривается возможная этимология происхождения слов (история), бережное отношение к языковой культуре (литература)

Ресурсы

Здоровьесберегающие, атмосфера творчества и сотрудничества

Формы организации

познавательной деятельности

учащихся

в парах, в малых группах, индивидуально, фронтально

Образовательные технологии,

методы, приемы, формы обучения

технология деятельностного метода обучения, технология сотрудничества

                                                 Технологическая карта урока

Дидактичес

кая

структура

урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Задания, которые приведут к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Организа-ционный момент

Создание благоприятной эмоциональной атмосферы

Эмоциональная подготовка к уроку

Мы на уроке русского языка. Я предлагаю начать его с прилагательных. Назовите прилагательное, которое характеризует ваше настроение в данный момент.

(Варианты ответов, звучавшие на уроке:

- Я своё настроение хочу назвать ожидательно  весёлым, потому что я жду от сегодняшнего урока новых открытий.

— А у меня спокойное настроение. Я не боюсь трудностей, не боюсь ошибаться, хочу спокойно работать дальше.

— Моё настроение приподнятое. Я люблю урок русского языка, мы всегда такие интересные задания выполняем.

— А я выбрала название для своего настроения ликующее. Сейчас я очень рада…)

 Я очень рада видеть ваши весёлые глазки. Вижу, что вы готовы к работе. У меня сегодня таинственное и радостное настроение, потому что мы с вами опять вместе будем открывать новые тайны языка.

Подарить каждому ребёнку надежду, что всё на уроке русского языка у него получится

Личностные:

самоопределение,

Регулятивные:

целеполагание,

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Активизация знаний

Диалог с ребятами

Фронтальная работа

Я предлагаю вам немножко поиграть. Кто желает примерить на себя роль окончания? корня? суффикса?

Выбираются трое ребят, им выдаются «шапочки» с обозначением частей слов.

Для начала испытание первое:

Расскажите о себе:

- кто вы?

- для чего вы нужны?

- почему так называетесь?

-как найти вас в слове?

- а может ли без вас существовать слово?

(Остальные ребята активно дополняют ответы)

Испытание второе

Вот вам слова: вода, водичка, водица, водяной, водопад, подводный. Пусть каждый из вас отметит свою часть в этих словах.

Повторить основные понятия, необходимые в ходе урока

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества

с учителем и сверстниками;

Познавательные:

логические – анализ

объектов с целью

выделения главного

Открытие новых знаний

Первичное закрепление знаний

Создание ситуации затруднения (если ребята не могут назвать, то учитель сам говорит это понятие, но как показывает практика, всегда находится ребёнок, который уже знает это слово)

Работа над понятием

«ПРИСТАВКА»

Организация  практической работы

Создание проблемной ситуации

Физминутка

создание условий

– для развития умения делать выводы;

– для актуализации полученных знаний.

Практическая работа

Работа в парах

Пытаются воспользоваться своими знаниями, понять: знают они это или нет, формулируют тему урока, ставят перед собой учебные цели.

Анализ слова, высказывание своих предположений

Участвуют в диалоге, пытаются «рассекретить понятие»

Группа детей работает у доски (элемент театрализации)

Работа над учебной задачей в режиме физической активности

Работа в парах

Прием «Кластер»

Посмотрите, но ведь в одном из  слов еще осталась часть, которую вы не обозначили?  Кто – нибудь знает как она называется?  (ПРИСТАВКА)

Какова  же тема сегодняшнего урока? Какие задачи  мы сегодня для себя  поставим?

(Ответы детей:

Тема урока: «Приставка»

Наши задача:

разобраться

-что такое приставка?

- где в слове она находится,

-для чего она нужна?

        1.Конструирование слов

(12 ребят берут по одной карточке и составляют слова

при-, при-, при-, -мор-,-город-,-школь-, -н-,-н-,-ск-, -ий,-ая,

-ое)

Получаются варианты: приморский, пришкольная, пригородное.

Что общего у этих слов?

Интервью у приставки при-

- что такое приставка?

- где в слове ты  находишься,

- какое значение ты придаёшь словам?

С при- приставкою присесть

С по- приставкою- подняться и немного покачаться

С под – подпрыгнуть, подмигнуть

С вы –вытягиваем руки

С о –опустим их опять

Вот и всё. Настало время

С за –зарядку завершать.

2 Выбрать верные утверждения

1)Приставка – маленькое слово.

2) Приставка –это часть слова.

3)  Приставка стоит перед корнем.

4) Приставка стоит после корня.

5)  Приставка образует новые слова.

6) Приставка не образует новые слова.

7)  Приставка нужны для связи слов в предложении

Проверим что вы выбрали.

Давайте сравним наше правило с тем, которое дано в учебнике на стр.144-145

3 - Какое значение имеет приставка, мы узнаем, выполнив упражнение 1.

-Что нужно сделать? Какие приставки нам даны?

 Проверим, что у вас получилось?

- Какую часть слова мы дописывали?

-Так для чего нужна приставка?( для образования новых слов)

-Какое общее  значение у этих слов? ( движение, перемещение)

- А все ли эти слова обозначают одно и тоже движение? ( нет)

- Какая  часть слова изменила смысл каждого слова? ( приставки)

- Какое значение придаёт  слову каждая приставка?

Вы – указывает на движение изнутри

За – нахождение по ту сторону, позади, дальше чего-либо

Пере – направление действия через предмет

При – доведение действия до конца, полное сближение с целью движения                       От – удаление на небольшое расстояние

4  Упр.5 стр146 обсудите, какие приставки надо вставить, объясните их значения

Познакомиться с новым  понятием

Запомнить новый  термин

Использовать полученные знания на практике, наблюдать за возможностями этой морфемы

Составить правило, которым можно пользоваться

Познавательные:  анализировать информацию;

 Коммуникативные:

- слушать и понимать других;

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- оформлять свои мысли в устной форме;

Коммуникативные УУД:умение договориться, организовать совместную работу, взаимопомощь

Коммуникативные УУД:умение договориться, организовать совместную работу, взаимопомощь

Познавательные УУД(логические): подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков

Актуализация полученных знаний, их практическая направленность

Убедить детей в ходе диалога в том, как важны полученные знания с точки зрения овладения навыков грамотного письма

Осознание детьми практической значимости полученных знаний

Я вот, всё думаю, а для чего в конечном итоге нам с вами нужно знать из каких частей состоят слова, понимать,  где у слова корень, приставка, суффикс? Зачем нам нужны эти знания, Где в жизни они нам пригодятся? (Версии детей)

Дело все в том, что все мы хотим быть людьми грамотными и всегда писать все слова без ошибок! Верно?  Так вот, когда мы видим слово и понимаем, что в каком – то месте возникла трудность в написании какой-либо буквы, то тут нам на помощь и приходят части слов. А  каждая часть слова живет по своим законам и правилам правописания и чтобы их правильно применять,  нужно хорошо понимать,   в какой части слова находится проблема.

Дома я предлагаю вам составить «Конструктор слов» для своих одноклассников

Итог урока. Рефлексия

создание условий для анализа успешности овладения знаниями и способами деятельности.

Подводят итоги своей работы

Ребята, вам интересно сегодня было на уроке?  Давай вместе закончим фразы. (Учитель также даёт свои варианты ответов.

Я узнал..

Я понял…

Мне понравилось

Было трудно

Для меня было открытием, что..

Формировать интерес к уроку русского языка

Регулятивные: оценивать результаты деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка "Приставка как часть слова"

Презентация составлена к уроку русского языка во 2 классе по теме:  "Приставка как часть слова". Содержит 9 слайдов с анимацией....

Презентация к уроку русского языка "Приставка как часть слова"

Презентация составлена к уроку русского языка во 2 классе по теме:  "Приставка как часть слова". Содержит 9 слайдов с анимацией....

Презентация по русскому языку: "Приставка как часть слова"

Урок изучения нового материала по теме «Приставка как часть слова» для учащихся 2 класса ориентирован на учет возрастных, индивидуальных особенностей учащихся."В комплекте с презентацией данный урок п...

Урок русского языка "Приставка как часть слова" 2 класс программа XXI века

конспект урока , презентация, самоанализ урока по ФГОС...

Конспект по русскому языку "Приставка как часть слова" 2 класс

В данном конспекте представлен ход урока русского языка на тему  "Приставка как часть слова"...

Конспект урока по русскому языку " Приставка - значимая часть слова"

Конспект урока русского языка " Приставка- значимая часть слова"...