Некоторые приемы работы с дисграфией на уроках русского языка в начальной школе
статья по русскому языку (3 класс)

В статье рассматриваются некоторые приемы работы с дисграфией на уроках русского языка в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_karyanova.docx233.76 КБ

Предварительный просмотр:

Некоторые приемы работы с дисграфией на уроках русского языка в начальной школе

Среди нарушений письменной речи часто встречается дисграфия. Признаки, характеризующие дисграфию, включают типичные и повторяющиеся на письме ошибки стойкого характера, не связанные с незнанием правил и норм языка:

- пропуски букв и слогов;

- перестановка букв и слогов;

- недописывание слов;

- написание лишних букв в слове;

- повторение букв и слогов;

- в одном слове слоги разных слов;

- слитное написание предлогов, раздельное написание приставок и т.п.

Рассмотрим некоторые упражнения, которые доказали свою эффективность при работе с дисграфией.

1.  Работа со слоговыми таблицами.

Составляем таблицы по мере изучения букв.

мас

тов

шап

лас

виш

тёп

мыс

бул

чер

бел

мыш

люс

ма

ум

мо

мя

мы

им

ем

ум

мю

ём

ам

ом

Читаем слоги – по строчкам, по столбикам. Если допускает ошибку – читает еще раз. Для увеличения скорости чтения, читаем таблицу 2-3 раза с секундомером. Это упражнение для профилактики дислексии.

Затем даем задание по этой же таблице. Например, показать слог ГУ.

С этим слогом придумать слова (гуси, губы, погуляли, …). Слог может быть в начале, середине и в конце слова по инструкции учителя. Это все проговариваем с детьми.

  • С одним из слов составить предложение:

ГУСИ осенью улетают на юг.

  • Составить схему этого предложения. (Либо составить предложение уже по заданной схеме.)

/_____  _____ _____ .

(Выделяем заглавную букву, точку)

  • Под словом ГУСИ выделяем количество букв кружками.
  • Обозначаем гласные красным.
  • Делим слово на слоги.
  • Ставим ударение.
  • Пишем еще раз слово, схему которого составляли. При письме проговариваем.

Г- у (пишу гласную У), с – и (пишу гласную И) и т.д.

/_у-_и_   _____   _____ .

  0000

2. «Морской бой»

А

Б

В

Г

1

ки

он

гу

тя

2

се

бы

ка

ов

3

ко

шу

ра

де

4

ба

ол

ву

су

 Составить слово, используя таблицу по координатам: например, В3, А1. Ра-ки. И т.д.

Таблицы могут быть использованы на протяжении длительного времени. Вначале они будут хорошим подспорьем в преодолении трудностей слияния согласного с гласным, помогут детям быстро находить и узнавать буквы. С помощью таблиц (если регулярно по ним заниматься) взрослый сможет воспитать у ребенка устойчивую тенденцию тщательно воспринимать звукобуквенный состав слов, что будет способствовать правильному развитию навыка чтения и письма. Ребенок, работая по таким таблицам, реже при письме пропускает буквы.

3. «Слоговое лото»

Принцип такой же, как и у обычной игры в лото. Вместо фишек можно использовать макаронные изделия, монетки и другой подручный материал.

C:\Users\Алла\Desktop\5ca3a2252a457d5a239ebbd74935e5e8.jpg

C:\Users\Алла\Desktop\2820f0f8203adcf4e4103fec2bd51f81.jpg

Составляем слова, разбираем их, делаем звуко-буквенный анализ и т.д.

Большую трудность для детей с ЗПР представляет работа со словарными словами, трудными в написании. Мы предлагаем некоторые приемы работы со словами, помогающие их запомнить.

4. «Образное представление слова».  Взрослый совместно с ребенком готовит рисунок-образ слова, которое требуется запомнить. Акцентировать внимание на ошибкоопасном месте.

image.jpg

5. Опора на этимологию. Если слово русское по происхождению, то можно обратиться к его этимологии. Происхождение слова иногда объясняет его написание. Как ни странно, дети далеко не всегда могут объяснить возникновение даже «прозрачных» слов.

Рябина

Кудрявые соцветия рябины выделяются своей пестротой. «Рябые», - говорили в народе. По образному выражению наших предков, рябина от ряби пестра.

Платье, платок от древнерусского слова «плать», что означает кусок материи.

Корзина

Корзать значит, плести.

6. Аудиальная подсказка. Не все слова можно нарисовать или объяснить происхождение. В таком случае можно привлечь аудиальную подсказку, т.е. связать слово с мнемоническим представлением. К изучаемой единице подбираем слово, которое на слуху, легко запоминается, имеет схожее звучание со словарным.

Костя в костюме.

Костя в коричневом костюме.

Катя у калитки.

На Катином платье карман.

7. «Шифрование» слов. Если слова уже знакомы ребенку, в игровой форме можно отработать их, предложив записать только гласными (если трудная буква – гласная), только согласными (если трудная буква – согласная). Затем слово нужно восстановить.

Б * Л * Т

* И * Е *

Билет

8. Тематическая группировка. Облегчает и вносит разнообразие в запоминание слов общей тематической группы. Используя слова определенной темы, составляем небольшой рассказ. Детям эта работа очень нравится, параллельно проводится работа по развитию речи.

Варианты тем: квартира, поход, магазин, школа, офис, огород, улица, экскурсия.

«Офис»

«Мы подходим к зданию и входим. Поднимаемся по лестнице и проходим по вестибюлю. Перед нами кабинет директора. Он сидит перед компьютером и мечтает сделать миллион дел: нанести визит и купить одиннадцать килограммов яблок. За окном поет жаворонок, но директор его не слышит, потому что включен магнитофон и журчит декоративный серебристый фонтан».

9. Запоминание по сетке. Слово записывается на доске печатными буквами. Проговариваем и подчеркиваем каждую букву. Стираем буквы. Задача ребенка назвать буквы, можно вразброс.

В  О  К  З  А  Л

ВОКЗАЛ

_   _  _  _  _  _

10. Составление словосочетаний с теми словами, написание которых формируется. Составляем словосочетания так, чтобы слова в словосочетании начинались с одинаковой буквы. Закрываем левый столбик и просим ребенка вспомнить словарные слова и проговорить их орфографически.

шофер

шустрый

салют

сияет

жонглер

Жора

футбол

французский

11. «Метод Цицерона». Необходимо прочитать с ребенком карточки со словами «орфографически». «Расставить» слова по кабинету в начале занятия (например, на учительском столе концерт, на кушетке гости в костюмах, посередине озеро, на полке стакан, под столом берлога и т.д.). Выкладываем карточки словами вниз. В конце занятия проходим с ребенком по кабинету и собираем слова, проговаривая их орфографически. Можно проделывать это упражнение мысленно. У детей тренируется память, внимание, ориентировка в пространстве.

Таким образом, шаг за шагом становится возможным выполнение орфографических действий. В дальнейшем умение писать трудные слова без ошибок перейдет из практического действия с картинками-карточками-схемами во внутренний план.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы работы над ошибками на уроках русского языка в начальной школе

Важное место в системе обучения правописанию занимает работа над ошибками, которая является средством не только закрепления орфограммы, но и предупреждения ошибок....

Работа в парах на уроках русского языка в начальной школе

Работа в парах на уроках русского языка в начальной школе...

Лексическая работа над словом на уроках русского языка в начальной школе

Предложенный материал включает задания, основанные на знании программного материала, задания, требующие логического размышления и внимания, задания на эрудицию и сообразительность, творческие задания....

Приемы работы над ошибками на уроках русского языка в начальной школе.

При составлении плана (конструктора) урока учитель, как правило, в первую очередь, набирает необходимый теоретический материал, задания и упражнения. Затем перед педагогом встает проблема, в какой фор...

Приемы формирования орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе

Выступление на тему "Приемы формирования орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе"...

Эффективные приемы формирования функциональной грамотности на уроках русского языка в начальной школе (из опыта работы)

Материал об опыте работы по формированию функциональной грамотности на уроках русского языка в начальной школе...