Конспект урока по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Попова Екатерина Александровна

В данном документе представлен конспект урока по теме: Сжатое изложение по отрывку из текста «Путешественник» по Г. Скребицкому

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_szhatomu_izlozheniyu.docx21.78 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Сжатое изложение по отрывку из текста «Путешественник» по Г. Скребицкому.

Цель: создать условия для формирования умения учащихся кратко передавать содержание рассказа, не пропуская существенного и сохраняя авторский стиль.

Задачи:

  1. Развитие памяти, внимания; развитие связной речи, языкового чутья;
  2. Совершенствование умения определять тип текста, его тему и основную мысль, составлять план текста, подбирать заголовок к тексту, подбирать синонимы;
  3. Совершенствование умений вычленять главное в тексте, сокращать текст разными способами, находить и уместно, точно использовать языковые средства обобщения передачи содержания.

Ход урока.

Организационный момент.

Обучающиеся подготавливают своё рабочее место к уроку. Учитель приветствует обучающихся, объявляет о начале урока, просит занять свои места.

Вводная беседа – мотивация речевой деятельности.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке я желаю вам быть самыми внимательными и старательными, ведь это составляющие компоненты успеха.

- Проверьте свою готовность к уроку. У каждого на парте должна быть ручка, карандаш, тетрадь, черновик, и лист, который не нужно сейчас переворачивать.

- Ребята, мы знаем, что об одном и том же можно рассказывать и кратко, и подробно. Все зависит от условий нашего общения. Например, иногда надо пересказать большую книгу, а времени мало, и тогда мы тоже обращаемся к сжатому пересказу. Где еще используется краткий пересказ? (В телеграмме). Умение сжато излагать – очень сложное, оно нам необходимо при составлении аннотации книги, конспекта, во время выступления с докладом по истории или литературе.

- Сегодня мы будем учиться кратко, сжато передавать содержание текста, используя рассказ «Путешественник» Г. Скребицкова.

У каждого ученика на парте есть аналогичный текст

- Чем же отличается подробное изложение от сжатого? (в сжатом изложении необходимо передать всё самое важное с точки зрения смысла, опуская подробности)

- Мы уже знакомы с разными приемами «сжатия» высказывания. Назовите основные способы сокращения текста. (Исключение подробностей, деталей; обобщение однородных членов, слияние нескольких предложений в одно и т.д.)

Первичное чтение тескта.

- Ребята, возьмите в руки карточки с текстом, которые лежат на партах. Во время чтения внимательно следите.

Учитель читает текст.

Прошлым летом в пионерском лагере жил больной аистенок. Ребята вылечили его и очень подружились с Асиком. Часто вспоминали его зимой. Вот опять лагерь! Сколько интересных дел ждет ребят! Следопыты мечтают о походах. Помогут ребята и садоводам и земледельцам. Юннаты будут наблюдать жизнь природы. Очень хотелось им встретить прошлогоднего приятеля Асика.

Возле лагеря два аиста устроили гнездо на высоком дереве. «Наверное, один из них наш Асик», - решили ребята. Аист сидел на суку, поглядывал на детей, но слететь побаивался.

Однажды Юра заиграл на своей губной гармошке. Аист слетел и стал разгуливать вокруг детей. «Глядите, да у него на ноге кольцо!» - воскликнули пионервожатая.

Ребята решили прочитать надпись на кольце. Рыболовы принесли карасей. Мальчики заманили аиста на рыбку и покрыли сетью. Бережно высвободили птицеловы аиста из сетей и увидели на кольце надпись на другом языке. С помощью Андрея Ивановича надпись разобрали.

Кольцо было надело в Африке, где зимовал аист. Юннаты списали надпись с кольца и сообщили о ней в Москву. Там есть Бюро кольцевания. Так ученые узнают о путях полета и о местах зимовки птиц. Асика выпустили. Пусть летает, где хочет, и носит свое путевое кольцо.    

Содержательно-композиционный анализ.

- О чем говориться в данном тексте? (Об Аисте, которого спасли ребята)

- Что случилось с аистом? (Он заболел)

- Что сделали ребята? (Вылечили его. И после этого они подружились)

- Что было когда наступила зима? (дети очень скучали по аисту и ждали встречи с ним)

- Как ребята назвали аиста? (Асик)

- Когда ребята вернулись в лагерь, что они увидели? (Они увидели двух аистов и предположили, что один из них это аист, которого они спасли, но ни один из них к ним не спускался)

- Что случилось, когда Юра заиграл на губной гармошке? (Один из аистов спустился и начал ходить вокруг детей)

- Что увидели у аиста дети? (Кольцо на ноге)

- Что они после этого сделали? (Они словили аиста и списали иностранную запись с кольца и отправили ее в Москву. После чего отпустили его)

- Прочитайте заголовок текста? Может ли мы по другому его озаглавить? (Например: Асик, Спасенный аист, путешествия аиста)

- Какой из предложенных вариантов больше подходит к нашему тексту? (Вариант №3)

- Запишите заголовок в тетради.

- К какому типу относится данный текст? Обоснуйте свой ответ.

 

Языковой разбор текста.

- Какие слова использует автор чтобы не повторять слово «аист»? (Аистенок, Асик)

- Прочитайте первый абзац. Почему автор называет птицу не «Аист», а «Аистенок»? (Потому что он маленький и потому что он болел) Как вы можете объяснить слово прошлогодний? (То что было в прошлом году)

- Каким словом мы можем заменить слово сук? (Ветка)

- Как вы понимаете слово пионервожатая? (Вожатая в детском лагере)

- Почему автор использует слово бережно во время того как описывает как дети освобождают аиста? (Он хочет показать, что дети пытаются не навредить ему, и внимательно относятся к нему)

- Как вы понимаете слово зимовка? (Это когда птицы улетают на период зимы в теплые страны)

Вторичное чтение текста. Составление плана.

- Прочитайте про себя текст. На сколько частей можно разделить данный текст? (На 4 части)

- Как мы можем озаглавить первую часть? (Спасенный аистенок)

- Как мы можем озаглавить вторую часть? (Интересная находка)

- Как мы можем озаглавить третью часть? (Путешествие аиста)

- Слова какой части речи будут опорными? Почему? (глаголы, потому что они помогут вспомнить последовательность действий). Найдите опорные слова для каждой части.

План и опорные слова:

План текста

Опорные слова

Спасенный аистенок

Больной, вылечили, подружились, хотелось встретить, устроили, побаивался

Интересная находка

Заиграл, слетел, кольцо, решили, поймали, высвободили

Путешествие аиста

Зимовал, списали, пусть летает

Устная работа по сокращению текста.

- Как вы считаете, что самое главное в данном тексте? (Главное в данном рассказе это информация о аисте)

- Что мы можем убрать из данного текста? (Мы может сократить рассказ о жизни ребят.

- Следовательно, что мы можем убрать из первой части? Почему? (Мы можем сократить информацию о том чем хотят заняться дети, когда приедут в лагерь. Мы сократим это потому что это не относится к информации про аиста)

- Что мы можем сократить во второй части? (Мы можем сократить информацию о том как дети ловили аиста)

Сжатый пересказ текста по плану.

- Перескажите текст по пунктам плана, опираясь на нашу работу по сжатию. (4 ученика пересказывают по 1 пункту плана).

Орфографическая подготовка.

- Прочитайте первый абзац. Почему предложения «Вот опять лагерь! Сколько интересных дел ждет ребят!» стоят восклицательные знаки? (Для выражения чувств детей, о том как они рады)

- Прочитайте 2 и 3 абзац. Почему автор использует использует кавычки и тире? (Для выделения прямой речи)

- Вставьте пропущенные буквы и подберите проверочные слова.

Б_льной - _________ (бОль)

Всп_минали - _________ (вспОмнить)

Х_телось - _________ (хОчет)

Гн_здо - ________ (гЁзда)

Сл_теть - _________ (плЁт)

- Обратите внимание на слово «покрали» пишется приставка по.

- Запомните как пишутся эти слова: ребята, гнездо, пионер, высвободили.

Самостоятельное составление текста изложения и его запись.

Обучающиеся записывают текст, пользуясь планом и опорными словами.

Самопроверка. Совершенствование написанного. Редактирование текста.

- Перечитайте свой текст. Смогли ли вы отразить все пункты плана? Передано ли основное содержание?

- Проверьте орфографию, знаки препинания, нет ли повторов. Обратите внимание, чтобы каждый новый абзац начинался с красной строки!

Возможный текст сжатого изложения:

Прошлым летом в лагере пионеры вылечили больного аиста. Они подружились с птицей. Часто вспоминали его зимой. Вот опять лагерь! Ребятам очень хотелось встретить прошлогоднего приятеля Асика.

Возле лагеря два аиста устроили гнездо. Ребята подумали, что один из них может быть их Асик, но аист боялся спускаться к детям.

Однажды Юра заиграл на своей губной гармошке. Аист слетел к детям. «Глядите, да у него на ноге кольцо!» - воскликнули пионервожатая.

Ребята решили прочитать надпись на кольце. Они словили его с помощью рыбы и сети. Бережно высвободили аиста и увидели на кольце надпись на другом языке. С помощью Андрея Ивановича надпись разобрали.

Кольцо было надело в Африке, где зимовал аист. Дети списали надпить с кольца и отправили ее на расшифровку в Москву. Аиста выпусти. Пусть летает где хочет, со своим путевым кольком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Роль этимологии в изучении русского языка"

Формировать представления детей о значении и происхождении слов русского языка, прививать любовь к родному языку....

Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".

Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...

Конспект урока по русскому языку (Русский язык. Учебник для 3 класса. Авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий) Тема: «Значение и употребление имён прилагательных в речи»(1 урок).

Конспект урока русского языка в 3 классе (УМК "Школа России") на тему "Значение и употребление имен прилагательных в речи" ....