Конспект внеклассного урока ко Дню словаря. 220 лет со дня рождения В.И. Даля
классный час по русскому языку (3 класс)

Трубенкова Ирина Алексеевна

Тема: Работа над  словом. Знакомство с толковым словарём В.И.Даля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Внеклассный урок 25.6 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект внеклассного урока ко Дню словаря. 220 лет со дня рождения В.И. Даля

Тема: Работа над  словом. Знакомство с толковым словарём В.И.Даля.

Цель: Познакомить с жизнью и творчеством Владимира Ивановича Даля.

Задачи:

  • Расширять читательский кругозор у учащихся, обогащать их словарный запас.
  • Развивать умение учащихся работать со словарями.
  • Воспитывать любовь к родному языку, гордость за великий русский язык.

Ход урока:

1. Организационный момент.

-Добрый день, ребята!  Давайте поприветствуем наших гостей своими улыбками и улыбнемся друг другу.

– Ребята, мне очень приятно вас видеть. Пусть этот урок принесёт нам радость общения и познания. Присаживайтесь.

- Я для вас приготовила лепестки, давайте прочитаем, что на них написано  и решим, что же мы возьмём с собой на наш урок и соберем из них цветочек?

(Внимание, Сосредоточенность, Терпение, Умение слушать, Улыбка, Умение работать в группе, Вежливость, Смелость)

 (дети на доске составляют цветок из  лепестков)

2. Постановка цели и задач урока.

-Ребята, как называется дерево, которое перед вами.  - Берёза.

Правильно, это береза.

- Давайте составим, эту запись, используя буквенные символы.

-Кто пойдет к доске?

-Что вы можете сказать про данную запись. (Это слово).

-Правильно (учитель помещает на доску карточку «СЛОВО»).

-Что вы знаете об этом слове? (В этом слове есть безударная гласная, которую нужно запомнить и поэтому это слово словарное).

-Верно (учитель помещает на доску карточку «СЛОВАРНОЕ»).

-А как можно  проверить написание этого слова? (По орфографическому словарю).

- Молодцы! Ребята, вспомните лексическое значение слова «берёза»? (Дерево с белой корой и остроугольными листьями).

-А в каком словаре можно  найти значение слова? (В толковом словаре) (учитель помещает на доску карточку «СЛОВАРЬ», далее обращает внимание детей на все три слова).

-Как называется данная группа слов, которая у нас образовалась? (Однокоренные (или родственные) слова).

-Назовите общую часть  данных слов. (Корень)

-Верно. Какое слово, ребята,  выделено другим цветом? (Словарь).

-Как вы думаете, с чем будет связана наша деятельность на уроке? (со словарём)

-Да,  наша работа на уроке будет направлена на знакомство с  толковым словарём, и очень даже не простым, а особенным словарём, автором которого является Владимир Иванович Даль. Это русский писатель, лексикограф, этнограф и собиратель фольклора. В этом году 22 ноября исполняется ровно  220 лет с того дня, как он родился.

3.Знакомство с биографией и со словарём В.В.Даля.

Слайд (На доске запись ФИО и портрет писателя).

-Предлагаю послушать небольшое сообщение об авторе словаря, подготовленное Ширининым А.

- Спасибо большое. Обратите внимание  на полное название словаря В.И.Даля.

«ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ ЖИВОГО ВЕЛИКОРУССКОГО ЯЗЫКА», в нём насчитывается 200 000 слов.

Данный словарь – это явление исключительное и, в некотором роде, единственное. В словарных статьях Даль приводит и толкует около тридцати тысяч пословиц и поговорок русского народа, тысячи устойчивых словосочетаний и фразеологизмов. Словарь В.И.Даля содержит самые разнообразные сведения о жизни народа, поэтому его называют
энциклопедией народной жизни XIX в.  

-Ребята, сейчас вы поработаете в группах. Быстренько повторим правила работы в группе. У вас на столах лежат книги. Рассмотрите их внимательно. Что можете о них рассказать?

  1. Это один словарь или четыре?
  2. Кто является автором?
  3. Числа на переплёте означают номер тома по порядку.
  4. Легко или трудно читать слова?
  5. Есть ли в словарных статьях пословицы?)

Ответы детей:

-Это  «Толковый словарь живого великорусского языка», автором которого является Даль Владимир Иванович.

-Словарь состоит из  4-х томов. Первый том содержит слова от буквы «А» до буквы «З», второй том – от «И» до «О», в третьем томе слова на букву «П» (их больше всего), в четвёртом  томе слова от буквы «Р» до буквы «Я».

-Многие слова нам трудно прочитать.

-На некоторые слова дано слишком много записи.

-Многие слова мы вообще ни разу не слышали и нам они не понятны.

-И лексические значения тоже не все понятны. Очень сложные.

-Во многих записях есть пословицы.

-Молодцы, ребята. Вот вы  и совершили первое самостоятельное знакомство с этим уникальным словарём.

4.Актуализация знаний перед работой со словарём

-Прежде, чем мы приступим работать со словарём, давайте вспомним, что нужно знать, чтобы найти то или иное слово?

(Если дети будут затрудняться с ответом, то можно загадать им загадку, например:

33 родных сестрицы – писаных красавицы.

На одной живут странице и повсюду славятся.) (Алфавит).

-Верно, слова в словарях расположены по алфавиту.

Предлагаю вам сделать алфавитную зарядку. Я буду называть вам предметы по алфавиту, а вы, произнося букву, будете делать со мной движение. Только очень быстро, так как букв в русском алфавите… (Тридцать три!)

Физминутка «алфавитная»

Антенна (прямая стойка с вытянутыми в стороны руками)

Баран (показываем упрямые рога)

Воробей (взмахи крыльев)

Гном (присели на корточки)

Дождь (хлопки в ладоши)

Енот (взмахи руками, как будто полощем бельё)

Ёжик (сжимаем и разжимаем кулаки, хорошо растопырив пальцы)

Жираф (вытягиваемся высоко)

Заяц (прыжки на месте, показав ушки)

Игра (имитация игры на скрипке со смычком)

Йод (закрыли ладонями лицо)

Клён (руки вверх, помахали руками, как ветками)

Лось (скрестили руки над головой, широко растопырив пальцы)

Мяч (попрыгали высоко, руки на поясе)

Ножницы (руки скрещиваем перед собой, имитируя ножницы)

Озеро (перед собой замкнули руки в кольцо)

Паровоз (согнули локти, попеременное движение ими вперёд-назад)

Рыба (показали волну одной рукой, потом другой)

Свеча (руки вверх ладони вместе, прямая стойка)

Трава (плавное покачивание тела в разные стороны)

Улыбка (улыбнулись)

Фонарик (вращение кистями рук перед собой)

Хомяк (надули щёчки)

Цапля (стойка на одной ноге)

Часы (глазки вправо, глазки влево)

Швабра (имитация движения работы со шваброй)

Щелчок (сделали щёлканье пальчиками обеих рук)

Экскаватор (наклоны с загребанием рук)

Юла (покружились на месте)

Якорь (присели-встали, присели-встали)

-Замечательно. Дружно и  с пользой  мы повторили почти весь алфавит.

5.Выполнение заданий, связанных со словарём В.И.Даля

-Отгадайте-ка, друзья, мою загадку:

Ем я уголь, пью я воду.

Как напьюсь, прибавлю ходу.

Везу обоз на сто колёс

И называюсь … (паровоз).

-Молодцы, ребята. И вот, перед вами паровоз (изображение паровоза на доску). Его нужно будет отправить в путь вместе с вагонами, которые, вы должны расставить в алфавитном порядке.  (Учащиеся должны прикрепить вагоны со словами согласно алфавиту)

Слова на вагончиках: «берёза», «волха», «жерделе», «зотка»

-Молодцы, вы справились с этим заданием. А можете ли вы определить, какое слово  в этом составе лишнее и почему?

(Кто-то может назвать слово «берёза», потому что оно понятное, а остальные нет, – это тоже допустимый вариант. Тогда учитель должен спросить, какой вариант есть ещё. Детей необходимо подвести к тому, что сначала надо  узнать значение непонятных слов, чтобы ответить на этот вопрос.)

-Ребята, какой том надо взять, чтобы найти эти слова?

(Первый (от «А» до «З»). (стр 237 волха, стр 83 береза, стр 534 жерделе, стр 694 зотка)

(Дети в группах ищут слова, анализируют, делают выводы)

Ответы детей:

Лишнее слово «зотка», т.к. «берёза», «волха» и «жерделе» - это деревья, а «зотка» - знаток, умница или всезнайка в школе.

-Ребята, вы настоящие «зотки», -  сказал бы  В.И.Даль.

(Отцепляю последний вагон. А на паровозик прикрепляю слово «деревья») 

-А сейчас мы поработаем со словом «берёза». Найдите его в словаре В.И.Даля (стр.83). Статья большая и я, ребята,  заранее взяла все выделенные слова из этой статьи и разместила их на листочках, на обратной стороне которых есть лексическое значение  этого слова. Сейчас мы будем брать эти листочки по очереди, читать слово, его значение и прикреплять на нашу берёзку.

Брезнец – бреза, весьма близкая к белому виду к породе берёза.

Берёзка – молодая берёза, малорослая.

Берёзина – одна берёза на корню, или срубленная.

Берёзовик – гриб съедомый.

Берёзовый – из берёзы.

Березник – чистый берёзовый лес.

Березняк – берёзовый хлам, хворост, сушняк.

Березуга – гриб.

Березовица, березица, берёзовник, берёзовка – нацеживаемый весной берёзовый сок.

Березовня – лесная поросль.

Березозоль – месяц март или апрель.

-В нашем случае слова «брезнец» и «березозоль», сходные по звучанию со словом «берёза», но совсем не близки по значению.

-Ребята, а какие ещё есть однокоренные слова к слову «берёза»?

(Берёзонька, подберёзовик, берёзушка, берёзище)

6.Подведение итогов урока.

-Замечательно. А теперь подведём итоги.

-С чем мы познакомились на уроке?

-Что узнали на уроке?

-Что повторили на уроке?

7.Рефлексия

На уроке было очень интересно!

На уроке некоторые моменты были скучные и не понятные.

На уроке было очень скучно и не интересно.

8.Домашнее задание

Рассказать родителям про уникальный словарь В.И.Даля, заинтересовать их полученной на уроке информацией.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект внеклассного урока "В мире фантазии"

Конспект внеклассного мероприятия для учащихся 1 классов...

Конспект внеклассного урока "Хищные растения"

В презентации этого урока показана жизнь необычных растений, занесенных в красную книгу....

Конспект внеклассного мероприятия «День рождения класса».

Цель проведения мероприятия: знакомство, сплочение детского и родительского коллектива....

Конспект открытого урока на тему: "Роль имён существительных в предложении и в речи. Многозначные слова, синонимы, антонимы Знакомство с разными видами словарей, работа со словарями, чтение словарных статей".

На этом  уроке русского языка обучающиеся познакомится с разными видами словарей : с толковым словарем, со словарями синонимов и антонимов, со словарем иностранных слов.Дети овладеют первичными н...

План-конспект открытого урока по английскому языку по теме "День Рождения Джима" в 3 классе

План-конспект урока по английскому языку по теме "День Рождения Джима" в 3 классе по ФГОС (2 поколения).Тема урока: Jim\'s birthdayУМК: М.З. Биболетова, О.А.Денисенко, Н.Н.Трубанёва"Enjoy English" 3 кл...

Конспект внеклассного урока по литературному чтению "Творчество С.Я.Маршака"

Разработка по внеклассному чтению 2-3 класс "С.Я. Маршака"...

Конспект открытого урока по ОРКСЭ ОПК по теме: «От рождения до вечности». 4 класс

Цель урока: Познакомить  учащихся с православным пониманием сущности  Церковных Таинств. Задачи урока:- учебные: сформировать общее понимание церковной жизни в связи с совершением...