Конспект урока на тему: "Правописание ЦЫ и ЦИ. Закрепление" Начальная школа 21 века 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Седова Елена  Сергеевна

Цели урока: создать условия для активного закрепления написания сочетаний ЦИ и ЦЫ с учётом структуры слова и значения морфем.

 

Задачи урока:

1.       Образовательные:

 - закрепить алгоритм правописания буквосочетаний ЦЫ и ЦИ;

 - повторить морфемный разбор слов;

 - обогащать словарный запас учащихся;

 - совершенствовать орфографические знания и  умения.

2.       Развивающие:

- осуществление системно-деятельностного подхода;

 - развитие критического мышления;

 - развитие внимания;

 - развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

 - развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

 - развивать умение применять новые знания;

 - развитие творческих, речевых способностей учащихся;

 - формирование логических умений;

 - развитие умения опираться на изученный материал;

 - развитие умения групповой и парной работы.

3.       Воспитательные:

- воспитание интереса и уважения к родному языку;

- воспитание ценностного отношения к слову;

- создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

- взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_1.docx24.9 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 классе

Тема: Правописание ЦЫ и ЦИ. Закрепление.

Тип урока: урок закрепления знаний.

Использованные технологии: технологии деятельностного обучения, личностно-ориентированное обучение, педагогика сотрудничества, информационно-коммуникационные технологии, ТРИЗ, проблемно- диалоговое обучение, технология развития критического мышления.

Цели урока: создать условия для активного закрепления написания сочетаний ЦИ и ЦЫ с учётом структуры слова и значения морфем.

Задачи урока:

1.        Образовательные:

 - закрепить алгоритм правописания буквосочетаний ЦЫ и ЦИ;

 - повторить морфемный разбор слов;

 - обогащать словарный запас учащихся;

 - совершенствовать орфографические знания и  умения.

2.        Развивающие:

- осуществление системно-деятельностного подхода;

 - развитие критического мышления;

 - развитие внимания;

 - развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

 - развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

 - развивать умение применять новые знания;

 - развитие творческих, речевых способностей учащихся;

 - формирование логических умений;

 - развитие умения опираться на изученный материал;

 - развитие умения групповой и парной работы.

3.        Воспитательные:

- воспитание интереса и уважения к родному языку;

- воспитание ценностного отношения к слову;

- создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

- взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.

Формирование УУД.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

Регулятивные УУД

1. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу.

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные:

1. Формирование  умения слушать и слышать.

2. Умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

3. Умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Оборудование: карточки для индивидуальной работы, компьютер, презентация, наглядность для оформления доски.

  1. Орг.момент

Друзья мои, я очень рада войти в приветливый ваш класс. И для меня уже награда – вниманье ваших умных глаз. Желаю вам отличного настроения и хороших успехов на этом уроке. А чему мы учимся на уроках русского языка? (Правильно, красиво, грамотно говорить и писать). Чтобы подготовить наши язычки к тому, чтобы давать только правильные и грамотные ответы, начнем урок с чистоговорки, которая к тому же поднимет нам настроение.

(Слайд 1)

- Как ты мне нравишься!

- За что?

-За то, что улыбаешься.

- Как ты мне нравишься!

 - За что?

- За то, что руку жмешь.

- Как ты мне нравишься!

- За что?

- Совсем не притворяешься,

Меня понять стараешься,

 Навстречу мне идешь!

  1. Актуализация опорных знаний.

1) На карточках и на слайде дано стихотворение. Давайте его прочитаем.

Ц.пленок в ц.рке выступал

Играл он на ц.мбалах,

На мотоц.кле разъезжал,

И ц.фр он знал немало.

Он из ц.линдра доставал

Морковь и огурц.

И только одного не знал,

Где пишут ЦЫ, где ЦИ:

Коллекц.я, Синиц.н,

Спец.я и Птиц.н.

- Ребята, а все ли слова вам понятны в этом стихотворении? А как мы можем узнать значение непонятных нам слов? (Воспользоваться словарем). Ребята, а как же в словаре найти значение нужного слова? Наверное, это очень долго, ведь слов в словаре много, пока все прочитаем. (Все слова в словаре расположены в алфавитном порядке). Вот нам сейчас нужно найти в словаре значение слов «цилиндр» и «цимбалы», они оба начинаются на Ц, как узнать, какое слово в словаре будет находиться раньше? (Посмотреть на 2, а затем на 3 буквы, слово «цилиндр» будет стоять раньше слова «цимбалы»).

Двое учеников зачитывают значения слов из толкового словаря. Включается звучание цимбал.

  1. Постановка цели урока.

1) Чего не знал цыпленок из этого стихотворения? А вы знаете? Сегодня я предлагаю вам на уроке стать знатоками русского языка и сыграть в игру «Что? Где? Как?».

- Итак, какова же будет тема нашей игры? – «Правописание сочетаний ЦЫ и ЦИ. Закрепление.»

- Какую цель поставим перед собой? – «Упражняться в правильном написании слов с сочетаниями ЦЫ и ЦИ»

- И в течение урока мы будем отвечать на три вопроса из названия нашей игры.

ЧТО

ГДЕ   надо проверять?

КАК

Ответим на первый вопрос:

 Что надо проверять? Буквы гласных звуков Ы или И после Ц..

Где надо проверять? В корне, окончании или суффиксе.

Как надо проверять? Применять правило.

  1. Решение учебной задачи.
  1. Давайте теперь вспомним правило о правописании сочетаний ЦЫ и ЦИ. Для этого на доске есть таблички, из которых и нужно составить правило.

- Что нужно знать, чтобы правильно написать букву гласного после Ц? (в какой части слова находится орфограмма)

Если [ЦЫ] находится в корне – то пишем ЦИ, кроме слов исключений: цыган, цыпочки, цыкнуть, цыпленок, цыц.

Если [ЦЫ] находится в окончании – пишем Ы.

Если [ЦЫ] находится в суффиксе –ЫН – пишем Ы.

Если [ЦЫ] находится в существительных, оканчивающихся на –ция – пишем И.

А теперь, кто сможет, используя схему на доске, рассказать, когда же после Ц мы пишем Ы, а когда И. (Ответы учеников)

  1. А теперь, применяя это правило, давайте выполним задание. (Двое учеников выходят по очереди к доске (работают со словами «цирк», «коллекция», затем четверо выходят и работают парами, одна пара выбирает слова с буквой Ы, другая пара слова с буквой И) выходят и работают в паре, остальные работают в парах в карточке) Проверка.

Рефлексия. Оцените себя. Если вы без труда и ошибок выполнили это задание, нарисуйте смайлик на верхней ступеньке, если вы сделали одну ошибку, то на средней ступеньке, а если вам было трудно справиться с этим заданием, то на нижней ступеньке.

  1. Первичное закрепление. Работа  парах.
  1. Ребята, рядом со словами первого столбика я поставлю знак вопроса. Как вы думаете, почему? Я вам подскажу – поставьте ударение в этих словах. (Ученик у доски ставит ударение над словами, остальные в тетради). Что вы заметили? На какие две группы можно разделить эти слова? (На слова, где сочетание ЦИ находится под ударением, и на слова с безударным сочетанием ЦИ).

  1. А теперь выполните такое задание. (на карточках). Вставьте пропущенные буквы, подберите проверочное слово, разберите слова по составу. Три пары детей работают у доски.

Цепочка, оценила, цифровой

Проверка. Оцените себя. (Рефлексия «Лесенка»)

Так какой же вывод можно сделать? Всегда ли можно писать в корне слова после Ц буквы И? (Нет, не всегда, если под ударением – то пишем И или Ы в словах-исключениях, а если без ударения – то нужно или проверить, или посмотреть в словаре)

  1. Физминутка

  1. Самостоятельная работа. Тест.

А теперь проверим, как вы умеете применять правило. Выполним самостоятельную работу. Вставьте пропущенные буквы в слова.

Лисиц.н, порц.я, птенц., принц., ц.пленок, пальц., ц.фры, огурц, ц.рк, ц.кать, ц.ркуль, танц..

Проверка. Рефлексия.

  1. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
  1. Известный учитель русского языка и литературы Юлий Анатольевич Халфин написал такое стихотворение, в котором собрал слова на правило, над которым мы сегодня работали. Давайте прочитаем его.

Цыплята весь день на циновке лежали.

Цыплята цингою ужасно страдали.

Цыган их на цыпочках водит в больницу.

Велел им там доктор цибулей лечиться.

- Объясните значение выделенных слов. Чем же лечится велел доктор цыплятам от цинги? Этот предмет лежит у меня в шкатулке. Он бывает красным, белым, зеленым, и даже жемчужным. Но самый популярный – репчатый. Что это? (Лук)

(Был доктор в халате, как в панцире жук.

«Цибуля, – сказал, – не микстура, а лук».)

Циновка - Плотное плетеное изделие из соломы, камыша для подстилки на пол, для упаковки.

Цинга - Болезнь, вызываемая недостатком витаминов в организме и проявляющаяся в разрыхлении и кровоточности слизистой оболочки десен, в мышечно-сосудистых болях, слабости

  1. Лук, как и другие овощи или фрукты, очень полезен для нашего здоровья. Давайте придумаем загадки про овощи или фрукты, и у нас получится своеобразный витаминный салат из загадок, которые мы повесим на доску. А чтобы у нас получилась загадка, нужно заполнить такую таблицу. В первый столбик записать слова, которые отвечают на вопрос какой? (лук), а во второй – что такой же. Давайте потренируемся.

  1. А теперь попробуйте написать загадку про любой овощ или фрукт. Можете самостоятельно, а можете в паре или группе. Дети пишут загадки, несколько загадок зачитывается.

  1. Итог урока. Рефлексия.

Полезным ли был для вас сегодняшний урок? Чем?

Какие задания показались вам нужными?

Какие задания показались вам сложными?

Какие задания вам понравились?

А теперь оцените свою работу на уроке. (Лестница)

Домашнее задание:

  1. Выписать из словаря три фразеологизма со словами с сочетаниями Цы и ЦИ, записать  сними предложения.
  2. Придумать задания для одноклассников по теме «Правописание ЦЫ и ЦИ». (Словарный диктант, карточки, кроссворд, текст для списывания с пропущенными буквами, тест)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока на тему: «Правописание гласных в ударных и безударных слогах». 1 класс

Данный урок позволяет вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс. Цель - создать условия для отработки навыка осознанного написания проверяемых безударных гласных в слове, содействовать...

Конспект урока по теме: «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени» (4 класс). УМК Школа России

Цели деятельности учителя: создание условий для формирования умений правописания окончаний глаголов в безударной позиции; обобщить полученные ранее знания учащихся и на их основе составить алгоритм пр...

Конспект урока по теме: «Правописание возвратных глаголов в настоящем и будущем времени» (4 класс). УМК Школа России

Цели деятельности учителя:формирование навыка письма возвратных глаголов,овладение правилом правописания возвратных глаголов,овладение понятием возвратная форма глагола;формирование умения разграничив...

Конспект урока по теме: «Правописание возвратных и невозвратных глаголов в настоящем и будущем времени» (4 класс). УМК Школа России

Цели деятельности учителя: закрепление умения распознавать глаголы в форме 3-го лица и в неопределённой форме,обоснование выбора написания –тся и -ться в возвратных глаголах в настоящем и будуще...

Конспект урока по теме "Правописание частицы не с глаголами" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирования умения написания частицы не с глаголами.Планируемые результаты:Предметные:Знать правило написания частицы не с глаголами;Уметь писать глаголы с частицей не;Умет...

Конспект урока по теме «Правописание предлогов с именами существительными» (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя: создание условий для закрепления представления о роли предлогов в речи и их правописании с именами существительными; формирование умения составлять словосочетания и пр...

Конспект урока по теме "Правописание частицы НЕ с глаголами" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: совершенствование навыков у обучающихся в раздельном написании частицы НЕ с глаголами; правописание глаголов с изученными орфограммами; развитие орфографической грамотности....