Стихи - запоминалки для уроков русского языка
учебно-методический материал по русскому языку (2 класс)

Плеханова Марина Владимировна

Рифмованные правила помогут ребятам  писать грамотно.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Стихи-запоминалки

Нет преград у голоса

И препятствий разных.

На свободу без забот

Звук выходит гласный.

Можем мы его пропеть,

Услышав голос свой.

И целый слог образовать –

Вот этот звук какой!

Согласный звук произнести

Легко нам не всегда,

Ведь преграда на пути

Ждет его, друзья.

 

Все согласные глухие:

- Стёпка, хочешь щец?

- Фу!

Все согласные звонкие:

Умная голова,

Разбирай Божьи дела!

Что за буква, кто узнает:

Звука не обозначает,

Может только показать,

Как согласную читать.

Кон, вес,  хор,  сел, мол.

Конь, весь, хорь, сель, моль.

Разделительный Ь

Перед Е,Ё,И,Ю,Я

Я в словах стою, друзья.

Здесь моя семья, жильё –

Перед Я,Ю,И,Е.

Имя существительное

Часть речи удивительна –

Зовется существительным.

Предмет обозначает,

На кто? и что? отвечает.

 Про людей, зверей и рыб,

Насекомых и всех птиц

Спросим дружно – кто они?

Всем предметам остальным

Что? вопрос мы зададим.

К слову я подставлю «мой» -

Это значит род мужской.

Женский род  - запомню я –

То, про что скажу «моя».

Средний род – оно моё

Вот и выучил я всё.

 

Слово быстро изменяю,

Пишу его по падежам.

Склоненьем это называю,

Запомнить это надо нам.

Кофе, кино, эскимо и пальто-

Эти слова не склоняет никто.

Есть шесть братьев падежей,

Нет на свете их дружней.

Согласованно живут

И порядок стерегут.

Именительный падеж

Самый главный он из всех.

На вопросы Кто? Что? отвечает,

Подлежащим в предложении бывает.

Родительный падеж

Нет Кого? Чего? – волнуется

И с предлогом в рифму согласуется.

(Около, с, для, без, от, из, до, у

вокруг, кроме, после)

Дательный падеж

Дательный падеж – добряк,

Всё стремится делать так:

Дать Кому? Чему? быстрей –

По,  к - предлогов нет дружней!

Винительный падеж

Винительный падеж всегда любуется,

Вижу Что? Кого? волнуется

Через, в и на, за, про –

С предлогом согласуется легко.

Творительный падеж

Творительный падеж вещает,

Гордится Кем? Чем? решает

Предлоги: между, с и над, за, под

Со словами дружбу бережёт.

Предложный падеж

Предложный вам сулит успех,

О ком? О чём? Он думает о всех.

Предлоги он свои не забывает,

При, в, об, о, на – он громко восклицает.

Имя прилагательное

 Признак предмета обозначает,

На вопросы какое? какая? 

 какие? какой? отвечает.

К существительным прилагается

Прилагательным называется.

Согласуется с ним везде –

В роде, числе, падеже.

Местоимение

Наберись, дружок, терпения!

Заучи местоимения:

Я и мы, ты и вы,

Он, она, оно, они.

Глагол

Глагол обозначает действие предмета.

Все, без исключения,

Отлично знают это.

Что делать? И Что сделать?

Вопросы так просты,

Без запинки повторить

Их быстро сможешь ты.

Начальной формой быть приятно.

Начало лучше, чем конец.

Инфинитив – звучит занятно,

Я вам назвался  наконец.

Наречие

Всем известно, что наречие –

Постоянная часть речи.

Хоть всякое случается,

Оно не изменяется.

Его вопросы без труда

Можно выучить, друзья:

Где? Откуда? Как? Куда?

Почему? Зачем? Когда?

Предлог

Он членом предложения бывает,

Но дело этот малый твердо знает.

Не изменяется, один не может жить.

Но вот с глаголами не захотел дружить.

Словам он руку помощи дает.

Им помогает, связи бережёт.

И пишется от слов всегда отдельно.

Считает: приставать к ним очень скверно.

Однородные члены предложения

Если стоят однородные члены,

Их запятой раздели непременно.

Дети рисуют, играют, сидят,

Спорят, смеются, поют, говорят.

Если же вдруг появился союз,

То запятая тогда – лишний груз.

Если союз к вам пришел не один,

Ставь запятую ты перед вторым.

Видишь, дружок, запятую?

Перед союзами а и но

Других сомнений быть не должно:

Не думай впустую – ставь запятую!

Перенос слов

Здесь порядок очень строгий:

Делим все слова на слоги,

Переносим по слогам.

А теперь попробуй сам,

Раздели слова: лиса, петушок, трава, коса.

По слогам слова скажи

И в тетрадку запиши.

Большая буква в именах собственных

Имена, фамилии, клички, города –

Все с заглавной буквы пишутся всегда.

Чередующиеся гласные в корне  слова

 

Собирать, стирать, задира –

Повнимательней гляди:

Если в слове имя Ира,

Значит, в корне буква и.

Если после корня – а

В корне будет и всегда.

Вот пример, запоминай:

Ноги вытер? Вытирай!

Непроизносимые согласные

До чего ж сегодня день чудесный,

Солнце в небе празднично горит,

Освещает местность и окрестность,

И теплом своим сердца бодрит.

Но лежит на пастбище  корова,

Грустно смотрят карие глаза,

Потому что ей пастух суровый

«Здравствуйте!» сегодня не сказал.

И ужасно, и опасно

Букву т писать напрасно!

Всем известно, как прелестно

Букву т писать уместно.

Интересно:

Не  чудесно, не прекрасно,

А ужасно и опасно

Букву т писать напрасно.

Безударный гласный

Если буква гласная вызвала сомнение,

Ты её немедленно ставь под ударение.

Ударение над гласным

Может сделать букву ясной.

Безударный хитрый гласный,

Слышим мы его прекрасно,

А в письме какая буква?

Здесь поможет нам наука:

Гласный ставь под ударение,

Чтоб развеять все сомненья.

Парный согласный

Если слышишь парный звук,

Будь внимательным, мой друг.

Парный сразу проверяй,

Слово смело изменяй:

Зуб -  на зубы, лед – на льды.

Будешь грамотным и ты.

Парные звуки согласные

Бывают такими опасные!

Звук нечетко слышится,

Буква какая пишется?

Но поставим рядом гласный,

И согласный неопасный.

Двойные согласные

С двойной согласной непременно

Пишем мы слова: антенна,

Килограмм и грамм, и тонна.

Пассажир, шоссе, колонна,

Ссора, теннис и программа,

Группа, касса, телеграмма, русский,

Класс, суббота, ванна,

Римма, Эмма, Инна, Анна.

Эти буквы близнецы,

Удалые молодцы.

Ты одной закончи строчку,

А с другой её начни.

«Ж» удвоенная

Если хочешь научиться

Где двойную «ж» писать,

То запомни: вожжи, дрожжи,

Можжевельник и жужжать,

А ещё словечко  - жжёный.

Вот теперь ты, брат, ученый!

Буква Ы после Ц в корне слова

Цыган на цыпочки привстал,

И он цыпленку «Цыц!» сказал.

Приставка

Перед корнем есть приставка,

Слитно пишется она.

И при помощи приставки

Образуются слова.

В корне  - смысл, но не весь.

Главный, но неполный.

Потому приставка есть,

Смысл она дополнит.

Пре или при?

Это совсем не секрет,

Ты на значение слова смотри –

Сразу получишь ответ!

Предлинный достанет до крыши рукой.

Прежадный не даст вам конфету.

Если «очень такой» или «очень сякой»,

Пре мы напишем при этом.

Дожди непрерывные льют в октябре,

Но грамотным дождь не преграда.

Где очень похожи пере и пре,

Писать только пре там надо.

Ты запомни, что приставки

Раз, из, через, воз и без

Перед согласными глухими

Быстро сменят з на с.

Корень

Общая часть родственных слов

Корнем зовётся – ответ наш готов.

Суффикс

После корня он стоит,

Слово новое звучит.

Обозначу уголком –

Называю суффиксом.

Окончание

На конце любого слова

Окончанье ищем снова.

Изменяемая часть

С  другим словом держит связь.

И на род укажу, и про время скажу,

И слова все свяжу, хоть и временно.

Ведь недаром всю жизнь

Беззаветно служу

Я родному  морфемному племени.

Слова – половинки

Вот теперь нам стало ясно,

Не  забудем никогда:

Слово пол с любой согласной

Слитно пишется всегда.

Перед  «л» и перед гласной,

Перед буквой прописной

Слово пол – любому ясно –

Отделяется чертой.

Двойное Н в прилагательных

с суффиксом ян(н)

Посмотрите на окно:

В окне стеклянное стекло,

Рамы деревянные,

Ручки оловянные.

Глаголы – исключения

Ко второму же спряженью

Отнесем мы без сомненья

Все глаголы, что на  - ить,

Исключая брить, стелить.

А ещё: смотреть, обидеть, слышать

Видеть, ненавидеть, гнать,

Дышать, держать, терпеть,

И зависеть, и вертеть.

Вы запомните, друзья,

Их на Е спрягать нельзя.

Не с глаголами

Всякий школьник это знает –

Не глагола избегает.

Не забудьте же, друзья,

Слитно их писать нельзя!

Дефис

Кое, либо, то, нибудь

Чёрточку – то не забудь.

А частицы же, ли, бы

Ты раздельно запиши.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

Перевод стихов английских поэтом на русский язык

Морозова Татьяна Игоревна, учитель-логопед высшей категории,ГБОУ гимназия  №1573 Москва.Перевод на русский язык стихов английских поэтов.  THE ARROW AND THE SONG....

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....

“Kolobok”-сценарий сказки в стихах на английском и русском языках.

ldquo;Kolobok”-сценарий сказки в стихах на английском и русском языках....

стихи-запоминалки правила по русскому языку

стихи-запоминалки на правила русского языка...

Технологическая карта урока русского языка «Встречается ли в сказках и стихах необычное ударение?» ( УМК " Школа России", 2 класс)

Тема урока «Встречается ли в сказках и стихах необычное ударение?»Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формировать представление об истории русского языка, о происхожде...