Технологическая карта урока русского языка «Изменение имён прилагательных по падежам» (3 класс)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Латмарина Марина Александровна

Цель урока: совершенствование знаний об имени прилагательном как части речи: об изменении имен прилагательных по родам, числам, зависимости имен прилагательных в предложении от имени существительного.

Задачи урока

Дидактические:

1.      Выявить особенности склонения имени прилагательного;

2.      Формировать умение согласовать имя прилагательное с именем существительным;

3.      Формировать умение определять род, число, падеж, склонение имён прилагательных и находить имя прилагательное с заданными грамматическими признаками.

 Развивающие:

1.      Развивать речь, мышление.

2.      Формировать умение у учащихся работать в парах.

3.      Развивать навык оценивания.

Воспитательные:

1.      Прививать интерес к изучаемому предмету.

2.      Воспитывать самостоятельность у учащихся.

       3.      Способствовать развитию умения анализировать свои поступки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izmenenie_imyon_prilagatelnyh_po_padezham.docx476.91 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 22.02.2022

Студентка: Латмарина М. А.

Школа: МАОУ «МЛ №148 г. Челябинска»

Группа: 36

Класс: 3 н

Учитель: Васильева Н. А.

Урок: 1

Методист: Кошкарова Л.С.

Время: 8:00 - 8:40   Кабинет: 224

Тема урока «Изменение имён прилагательных по падежам»

Тип урока: урок рефлексии.

Цель урока: совершенствование знаний об имени прилагательном как части речи: об изменении имен прилагательных по родам, числам, зависимости имен прилагательных в предложении от имени существительного.

Задачи урока

Дидактические:

  1. Выявить особенности склонения имени прилагательного;
  2. Формировать умение согласовать имя прилагательное с именем существительным;
  3. Формировать умение определять род, число, падеж, склонение имён прилагательных и находить имя прилагательное с заданными грамматическими признаками.

 Развивающие:

  1. Развивать речь, мышление.
  2. Формировать умение у учащихся работать в парах.
  3. Развивать навык оценивания.

Воспитательные:

  1. Прививать интерес к изучаемому предмету.
  2. Воспитывать самостоятельность у учащихся.
  3. Способствовать развитию умения анализировать свои поступки.

Оборудование: учебник «Литературное чтение», 3 класс, 2 часть, УМК «Школа России», презентация.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты (П, М, Л)

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности (2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне

Ф

Словесный: беседа

1.        Приветствие.

2.        Эмоциональный настрой на урок.

-Здравствуйте, ребята!

Вот звенит для нас звонок –

Начинается урок.

Ровно встали, потянулись

И друг другу улыбнулись.

Тихо сели и настроились на урок.

- Меня зовут Марина Александровна и сегодня я проведу у вас урок русского языка.

-Я надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.

-Теперь мы можем начинать наше занятие.

1.        Приветствуют учителя.

2.        Настраиваются на урок.

Р: включение в учебную деятельность

Л:самоопределение; принятие и осваивание социальной роли обучающегося.

Актуализация знаний и мотивация (5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

И

Практический: 

Словарная работа

Ф

Словесный: беседа

  1. Организует словарную работу.
  2. Актуализирует знания учащихся.

-- Перед тем как мы начнём знакомиться с новым произведением, давайте вспомним, что вы уже изучили. Запишите в тетрадях число и классная работа.

Чистописание:

Запишите сочетания букв: ая, яя, ый, ое, ие.

Посмотрите внимательно на сочетания. Что вы заметили? Давайте вспомним какие окончания к какому роду относятся. Молодцы!

Словарная работа:

Автомобиль, комбайн, машина, жёлтый, автобус, корабль, ракета, самолёт, трактор.

Поставьте ударение и подчеркните безударные гласные.

-Внимательно посмотрите на слова. Как вы думаете, какое слово лишнее?

-Составьте с этим словом предложение. Определите род и число прилагательного. Как определить род и число прилагательного?

Логический диктант. (Проверка усвоения пройденного)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Да

+

+

+

+

+

+

Нет

  1. Имя прил. часть слова.
  2. Имена прил. отвечают на вопросы кто? что?
  3. Имена прил. обозначают признак предмета.
  4. Имена прил. изменяются по родам.
  5. Имена прил. бывают только муж., и жен., рода.
  6. Имена прил. не изменяются по числам.
  7. Имена прил. являются второстепенными членами предложения.
  8. Имена прил. связаны в роде и числе с им. сущ.
  9. Имена прил. муж. рода имеют окончания -ый, -ий
  10. Имена прил. жен. рода имеют окончания -ая, -яя.

(Оценивание. Взаимопроверка работ.)

- Молодцы.

  1. Выполняют словарную работу.
  2. Отвечают на вопросы

учителя.

Смотрят на экран, выполняют задание.

ая – женский род.

яя – женский род

ый – мужской род

ое – средний род

ие – средний род

Жёлтый, это прилагательное.

Ответы детей.

Род и число имен прилагательных определяется по роду и числу существительного, с которым оно связано по смыслу.

Предметные: актуализировать имеющиеся знания.

Метапредметные:

П: анализ

Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающихся.

Постановка учебной задачи (3 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

Словесный: беседа

  1. Подводит к теме урока.
  2. Подводит к формулировке учащимися цели урока.

  - Просклоняйте имя прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Выделить окончание им. прил.

- Сделайте вывод.

1 ряд: весенний  день

И.п. какой? весенний  что? День

2 ряд: весеннее утро

И.п. какое? весеннее что? Утро

3 ряд: весенняя погода

И.п. какая? весенняя что? Погода

Какой сделаем вывод?

 

1.Формулирует совместно с учениками тему урока.

- Какая тема нашего сегодняшнего урока?

2. Формулирует совместно с учениками цель и план урока.

- Какую цель мы поставим перед собой?

- Хорошо ребята, верно.

  1. Формулируют тему и цель урока.

1 ряд:

Р.п. Весеннего дня

Д.п. Весеннему дню

В.п. Весенний день

Т.п. Весенним днем

П.п. О весеннем дне

2 ряд:

Р.п. Весеннего утра

Д.п. Весеннему утру

В.п. Весеннее утро

Т.п. Весенним утром

П.п. О весеннем утре

3 ряд:

Р.п. Весенней погоды

Д.п. Весенней погоде

В.п. Весеннюю погоду

Т.п. Весенней погодой

П.п. О весенней погоде

Имена прилагательные склоняются по падежам. Имя прилагательное находится в том же роде, числе и падеже, что и имя существительное, к которому оно относится.

1.Формулируют тему

урока.

- Изменение имён существительных по падежам

2.Формулируют цель

урока.

-Вспомнить и закрепить изменение имени прилагательного по падежам.

Метапредметные:

П: анализ.

Р:целеполагание.

Включение в систему знаний, повторение (5 мин)

Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Ф

Словесный: беседа

И

Практичсекий: упражнение

1. Порядок разбора имени прилагательного (упр. 150)

Читают памятку, запоминают порядок разбора имени прилагательного.

Откройте ваши рабочие тетради на с. 56 упр. 122. Оно поможет нам запомнить порядок разбора прилагательного.

https://sun9-88.userapi.com/impf/Ycl3toWCRJwhkiTFqkmsdJtdjgvwOj4taESgjQ/Pl5_M3fjLm8.jpg?size=1280x549&quality=96&sign=44b437a7ae4bc891c52f7b08eb839108&type=album

Выполняют устный и письменный разбор имени прилагательного как части речи из упр. 151 по вариантам.

1-ый вариант: синем

2-ой вариант: зимняя

3-ий вариант: золотыми

 - Молодцы. Справились!

2. Упражнение в составлении словосочетаний, выполнение задания: окончание, падеж прилагательных. (Работа в паре.)

- Подберите к данным существительным подходящее по смыслу имя прилагательное.

К ….роще, (зелёной) - Д.п, у …. пруда (чистого) – Р.п., ... сестру (родную) – В.п., за … забором (высоким) – Т.п., , о … маме (любимой) – П.п., ... букет (васильковый) – И.п.

- Проверяем.

3. Рабочая тетрадь

с. 56 №123

https://sun9-58.userapi.com/impf/Fifx8KsOhG2q20FUWcJakkOq0FxygE_MJXHcYw/z3DK3uWgHzY.jpg?size=1280x1233&quality=96&sign=42468e0e4f6310882d265bd54d45831c&type=album

Динамическая пауза.

-Ребята, мы выполнили большую часть нашей работы, предлагаю вам отдохнуть. Выйдете из-за парт, соблюдайте расстояние между друг другом.

Раз - подняться, потянуться, (Потянулись.)

Два - согнуться, разогнуться, (Прогнули спинки, руки на поясе.)

Три - в ладоши три хлопка, (Хлопки в ладоши.)

Головою три кивка. (Движения головой.)

На четыре - руки шире, (Руки в стороны.)

Пять - руками помахать, (Махи руками.)

Шесть — на место сесть опять. (Присели.)

-Отлично, садитесь на свои места.

1. Отвечают на вопросы учителя.

2. Выполняют упражнение.

Слушают учителя.

Читают памятки.

Выполняют задание из учебника.

C:\Users\user\Desktop\СнимокЫВСы.PNG

C:\Users\user\Desktop\мЫВАМ.PNG

C:\Users\user\Desktop\ИА.PNG

Определять часть речи.

Подбирать прилагательные.

Определять падеж прилагательных.

Выполняют упражнение.

Предметные: умение самостоятельно добывать новые знания.

Метапредметные:

П:структурирование знаний: анализ; обобщение; выполнение действий по алгоритму

Р: способность к волевому усилию и преодолеванию трудностей.

Динамическая пауза

(1 мин)

Ф

Практический: физминутка

1. Организует проведение динамической паузы.

 -Ребята, мы выполнили большую часть нашей работы, предлагаю вам отдохнуть. Выйдете из-за парт, соблюдайте расстояние между друг другом.

Раз - подняться, потянуться, (Потянулись.)

Два - согнуться, разогнуться, (Прогнули спинки, руки на поясе.)

Три - в ладоши три хлопка, (Хлопки в ладоши.)

Головою три кивка. (Движения головой.)

На четыре - руки шире, (Руки в стороны.)

Пять - руками помахать, (Махи руками.)

Шесть — на место сесть опять. (Присели.)

-Отлично, садитесь на свои места.

1. Выполняют упражнения.

Личностные: формирование установки на здоровый образ жизни

Самостоятельная работа с самопроверкой (5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Ф Словесный: инструктаж

И

Практический: самостоятельная работа

  1. Организует самостоятельную работу.

- Сейчас мы выполним самостоятельную работу, которая позволит сделать вывод о том, достигли ли вы поставленной на  урок цели. (Рабочая тетрадь с. 55 №120). Выполняют на листочках.

https://sun9-71.userapi.com/impf/eJkwFgSw6omLIszwIlL-gNmOfUzafAaPJ4gGcg/uZHc82hfGIU.jpg?size=1280x1062&quality=96&sign=f734deefa69c3e02ef1dc944cb750918&type=album

*дополнительное задание. Просклонять по падежам прилагательные: 1 вариант – раннее, 2 вариант – круглые.

- Молодцы ребята, теперь передайте работы мне.

  1. Выполняют самостоятельную работу.

Предметные: умение самостоятельно работать с заданиями по теме.

Метапредметные:

Р: контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

К: использование критериев для обоснования своего суждения.

Рефлексия деятельности (3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

Словесный: беседа

   1.Организует анализ урока с точки зрения

поставленных целей.

2.Проводит работу по самооценке.

- Какая была тема нашего урока? Цель?

- Давайте подведём итог урока. Как определить падеж имени прилагательного? Какие окончания имеют имена прилагательные в Р.п. м. и ср.р.? Как изменяются имена прилагательные?

Ребята, а сейчас используя высказывания на доске, выскажите свое мнение

  • Сегодня на уроке я....
  • Научился...
  • Было интересно...
  • Было трудно...
  • Мои ощущения...
  • Этот урок дал мне для жизни....
  • Больше всего понравились задания...

- Урок окончен.

(Оценки.)

-Запишем домашнее задание:

Доделать упражнения, которые не успеем. (153)

- Ребята, вы большие молодцы.   

- Всем большое спасибо за урок. До свидания!

  1. Отвечают на вопросы учителя.
  2. Подводят итоги.
  3. Оценивают свою работу.

Отвечают на вопросы.

Берут домашнее задание

Оценивают свою деятельность на уроке.

Прощаются с учителем

Метапредметные:

Р: оценка.

К: использование критериев для обоснования своего суждения.

Личностные: самооценка, адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка «Изменение имён существительных по падежам» 4 класс

Тема: «Изменение имён существительных по падежам» Актуальная цель: создание условий для формирования представлений учащихся  падежных форм на основе знания вопросов и вспомогательных слов, ф...

Конспект русского языка. Изменение имён прилагательных по падежам. 3 класс.

Тема урока: Изменение имён прилагательных по падежам.Цели урока:  познакомить детей со словоизменением прилагательных по падежам; выявить особенности склонения имён прилагательных.Планируемые рез...

Конспект урока русского языка "Изменение имён прилагательных по падежам"

Конспект урока русского языка по программе "Школа России". Тема " Изменение имен прилагательных по падежам" 4 класс...

Презентация к уроку русского языка ИЗМЕНЕНИЕ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ПО ПАДЕЖАМ (на основе рассказа А.П.Чехова «Каштанка»)

Презентация к уроку русского языкаИЗМЕНЕНИЕ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ПО ПАДЕЖАМ (на основе рассказа А.П.Чехова «Каштанка»)...

Технологическая карта урока русского языка «Изменение имён прилагательных по числам» 2 класс УМК "Школа России"

Цель урока: обобщение знаний об изменении имен прилагательных по числамЗадачи урокаДидактические:Знать число имен прилагательных, изменять прилагательные по числам;Уметь определять число имени прилага...

Технологическая карта урока русского языка «Изменение имён прилагательных по родам в единственном числе» ( УМК «Школа России», 3 класс)

Цель урока: формирование представления об изменении имён прилагательных по родам, развитие навыков правописания родовых окончаний.Планируемые результаты:Предметные:1. Знать, что такое род имени прилаг...