Справочник правил по русскому языку.
методическая разработка по русскому языку (3, 4 класс)

Татьяна Николаевна Серёгина

В данном справочнике представлены правила на разные виды орформамм.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon spravochnik_po_orfografii.doc147.5 КБ

Предварительный просмотр:

О Р Ф О Г Р А Ф И Ч Е С К И Й     С П Р А В О Ч Н И К

А

Б

В

Орфограммы, связанные  с обозначением фонем

Орфограммы, не связанные с обозначением фонем

Пунктуация

А

Орфограммы слабых позиций

А

Орфограммы сильных позиций

А   1

по закону письма

А   2

вопреки закону письма

1. В корне

1. В окончаниях

1. А, И, У, Е после шип.

  1. Заглавная буква в начале предложения

1. Запятая при обращении

2. В аффиксах

2. В корне

2.шип. + [о]

  1. (.!?) в конце предложения

2. Диалог

3. В окончаниях

3. В аффиксах

3.Ц+Ы, И

  1. Большая буква в именах собственных

3. Предложения с прямой речью

падежных

личных

4.

4. Ъ и Ь разд.

  1. Правила переноса слов

4.

4.

5.

5. удвоенные согласные

  1. Раздельное написание слов

5.

5.

6.

6. шип. + Ь

6.

6.

7.

7. -тся, -ться

7.

7.

8.

8. Ь – показатель мягкости согласного

8.

8.

9.

9.

9.

А1           ОБЩЕЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЕ ПРАВИЛО

       Фонема в слабой позиции обозначается той же буквой, которой обозначается эта фонема в сильной позиции в той же части слова.

Это правило применимо во всех значимых частях слова:

  1. В корне:          ходь-ба – ход-ит
  2. В окончании: на парт-е – на стен-е
  3. В аффиксах: об-резал – об-мер

                            глин-ян-ый – полотн-ян-ый

                            учили-сь – учил-ся

        V        =         ^

А1  Проверка орфограмм в ПАДЕЖНЫХ окончаниях

Склонение

1-е

2-е

3-е

Род и окончания в Им. падеже

Муж.р

                   -а(-я)

Жен.р        

Муж.р     -

Ср.р        -о(-е)

Жен.р.  -ь

Проверочное слово

стена

слон

село

степь

Пример

в берлог?

в стене

в берлоге

в мор?

в столе

в море

в тетрад?

в степи

в тетради

Изменение слов, называющих ПРЕДМЕТЫ

                Число                

         лексич. знач.                        

                       

          предмет                     Падеж

Изменение слов, называющих ПРИЗНАКИ

                Число                

         лексич. знач.                      Род        

         

           признак                     Падеж

ИЗМЕНЕНИЕ слов, называющих ДЕЙСТВИЯ

🢇                                   🢆

       Время                        Инфинитив

 🡷         🡳         🡶                🡷     🡳     🡶

Пр.      Буд.    Наст.          -ть   -чь  -ти

          ?                

Ч    Р               Л        Ч

Л          Ч

Ед.

Мн.

1-е

Я

Мы

2-е

Ты

Вы

3-е

Он(а,о)

Они

ПАДЕЖИ

Именительный   есть                (Кто? Что?)          

Родительный      нет                (Кого? Чего?)        

Дательный          рад                (Кому? Чему?)        

Винительный      вижу                (Кого? Что?)        

Творительный    доволен        (Кем? Чем?)        

Предложный      думаю                (О ком? О чём?)        

Изменение слов, называющих предметы и признаки по

ПАДЕЖАМ, РОДАМ и ЧИСЛАМ

П

Муж.род, ед.и мн.ч

Жен.род, ед.и мн.ч

Ср.род, ед.и мн.ч

И

Любой слон 

Любые слоны

Любая стена

Любые стены

Любое поле

Любые поля

Р

Любого слона

Любых слонов

Любой стены

Любых стен

Любого поля

Любых полей

Д

Любому слону

Любым слонам

Любой стене

Любым стенам

Любому полю

Любым полям

В

Любого слона

Любых слонов

Любую стену

Любые стены

Любого поля

Любых полей

Т

Любым слоном

Любыми слонами

Любой стеной

Любыми стенами

Любым полям

Любыми полями

П

О любом слоне

О любых слонах

О любой стене

О любых стенах

О любом поле

О любых полях

Личные окончания слов I спряжения

Л  Ч

Ед.

Мн.

1-е

-у(ю)

- ем

2-е

-ешь

-ете

3-е

-ет

-ут(ют)

Личные окончания слов II спряжения

Л  Ч

Ед.

Мн.

1-е

-у(ю)

- им

2-е

-ишь

-ите

3-е

-ит

-ат(ят)

А1  Проверка орфограмм в ЛИЧНЫХ окончаниях

Первое спряжение

Второе спряжение

Все с НеУсекаемой основой

+ брить, стелить

- гнать  

+ все остальные

  1. шип.+ -ать (У) + гнать
  2. -ить (У)
  3. -еть (У)

?Как определить, У или НУ основа?

Поставь слово в инфинитив и проследи за поведением суффикса -а-:

 

Улыбается – улыбаться суффикс есть в обоих словах, значит, основа НУ

Дышит – дышать суффикс есть только в инфинитиве, значит, основа У

?Как определить спряжение?

Руб?т рубить У, на –ить II спр. рубит

Разруба?т разрубать НУ  I спр.  → разрубает

А2ОРФОГРАММЫ, нарушающие ЗАКОН ПИСЬМА в  окончаниях

  1.  в словах-предметах:

     -ия (Россия)      в П. и Д.п.   -е → -и  в России

-ий (гербарий)  в П.п.           -е → -и  в гербарии

-ие (задание)    в П.п.          -е → -и  в здании

  1. в словах-признаках Р.п. ед.ч.

[ова] → ого (его)       зелёного, синего  

  1. в словах-признаках И. и В.п. 

ой → ый                     любой, но зелёный 

  1. в словах-предметах и признаках

в сильной позиции – о               с отцо́м, кольцо́м 

в слабой – е                   пальцем, рыжем 

А2   ОРФОГРАММЫ, нарушающие ЗАКОН ПИСЬМА в  корне

 

?

А2   ОРФОГРАММЫ, нарушающие ЗАКОН ПИСЬМА в  аффиксах

?

А ШИПЯЩИЕ + [О]

В корне

В аффиксах

В окончаниях

Шёлк, чёлка

Шов, шорох

?????????????????????

Межвежонок, крючок

Тушёнка, сгущёнка 

??????????????????????

  1. в действиях – ё

        бережёт

  1. в предм и призн – о́, е

плащо́м, рыжем

А И,Ы после Ц

И

Ы

  • на -ция: революция
  • цирк, цифры, цинга и пр.
  • на конце слов птицы, концы
  • Цыган, на цыпочках,  цыплёнок, цыц
  • В окончаниях признаков: куцый

А Ь и Ъ разделительные

Согл. (Ь,Ъ) Е,Ё,Ю,Я,И

Ъ

после приставки

подъ-езд

съ-ел

объ-явление

Ь

в корне

вьюга

обезьяна

воробьи

А ШИПЯЩИЕ + Ь

Ь пишется

Ь не пишется

  • Действия 2л,ед.ч. спишь
  • Предметы 3 скл. мышь, брошь
  • Инфинитивы беречь 
  • Предметы 2 скл. гараж, плащ
  • Предметы 1 скл. задач, крыш
  • Признаки горяч, хорош

А –тся, -ться

-ться

-(е,и,у,ю,а,я)тся

инфинитив

Что делать? Шуметь

Зверям надо готовиться к зиме.

Личные

Что дела(е,ю)т? Шум(и,я)т

Звери готовятся к зиме.

В ОБРАЩЕНИЕ

,обращение,

О, первый ландыш, из-под снега ты просишь солнечных лучей.

Волга, колыбель моя!

Добро пожаловать, скворцы!

В ДИАЛОГ

                                            А:

- Р, - а.

- Р.

- Р.

- Где ты, брат Иван?

- В горнице.

- А что ты делаешь?

- Помогаю Петру.

- А что он делает?

- На печи лежит.

В ПРЯМАЯ РЕЧЬ

  1. «Р», - а.
  2. А: «Р».
  3. «Р, - а, - Р».

«Что за шум?» - спросил Иван.

Иван спросил: «Что за шум?»

«Послушайте! - сказал Иван, - Что это за шум?»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Принцип систематизации орфографических правил по русскому языку в начальной школе

Статья посвящена принципам систематизации орфографических правил по русскому языку в начальной школе...

Правила по русскому языку для любого УМК.

Данное пособие содержит все основные правила по русскому языку и составлено таким образом, чтобы было легче усвоить школьную программу....

Правила по русскому языку и математике.

Некоторые правила по русскому языку и математике, которые дети учат наизусть....

Справочник -тренажер по русскому языку

в помощь учителю и родителям...

Справочник-тренажер по русскому языку 3-4 класс

Справочные материалы, памятки, тренажеры....

Справочник - тренажёр по русскому языку 3-4 класс

Справочник-тренажер  поможет  вам  осмыслить  и  усвоить  теоретический  материал,  а  также  научит  применять  на  практике...

Справочник -тренажер по русскому языку.

Справочник- тренажер по русскому языку. Практическое пособие для учащихся 3-4 классов....